UCOZ Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


А.В.Саввин, кандидат философских

наук

Философско-догматические и правовые аспекты христианской категории ересь

Для христианской церкви главным и неотъемлемым является сохранение догматических положений, составляющих существо Веры, поэтому далеко не случайно, что в Священном Писании содержится прямое повеление: "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд.1:3), так как основная задача Церкви - спасение души человека (избавление от вечных мук ада и обретение общения с Богом). В том же стихе апостол Иуда, указывая на необходимость "подвизаться за веру", говорит о спасении, как о результате сохранения апостольского учения.

Под Церковью в христианстве всегда подразумевается Тело Христово (Ефес.1:22-23) единое и неделимое, но в Священном Писании как противоположность слову "Церковь" мы находим и другое, противоположное по своему содержанию слово - "ересь".

Следует отметить, что особую значимость сохранению вероучения придает уже Ветхий Завет, который предусматривает смертную казнь за отпадение от Ветхозаветной Церкви: "Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Втор. 13: 6-10). /Аналогичная норма содержится во Втор.17: 2-5/

Текст Нового Завета прямо указывает на то, что буквально с первых дней своего существования христианство столкнулось не только с массовыми гонениями, но и с попытками исказить Евангелие. Чтобы проанализировать значение термина "ересь", обратимся к тексту Библии-этому первостепенному источнику церковного права, в которой о ереси (на языке оригинала Нового Завета- греческом, слово ересь означает завоевание, выбор, избранный образ жизни или мыслей) говорится только семь раз: в книге Деяний Апостольских 5:17; 15:5; 24:5,14; 2Послании Петра 2:1; Послании к галатам 5:20; Послании Титу 3:10 .

В указанных фрагментах, с одной стороны, с точки зрения христианства под определение ереси в книге Деяний Апостольских подпадают саддукеи и фарисеи, с другой стороны, язычники обвиняют Апостола Павла в Назорейской ереси.

Возможно поставить вопрос насколько правомочно было отнесение вероучений, сформировавшихся внутри иудаизма - фарисейства и саддукейства, к ересям.

Текст Нового Завета дает крайне нелицеприятную оценку фарисеям равно как и саддукеям. К саддукеям относятся эпитеты "порождения ехидны", "лицемеры", именно они просят у Христа знамений Неба, искушают Спасителя вопросом- чьей будет женой в воскресении вдова, выходившая замуж за семерых братьев подряд. Крайне важно, что в самом Новом Завете указывается на основные вероучительные положения саддукейства - отрицание воскресения (Мф 23:23), отрицание Ангелов и духа (Деян.: 23,23).

Еще чаще Новый Завет говорит о "слепых вождях слепых" о "лицемерах", "порождениях ехидны" -фарисеях. Наиболее известна притча "о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14), которая говорит о достойном покаянии мытаря (сборщика налогов) и самолюбивой уверенности в своей праведности фарисея. Именно о фарисействе говорит Господь, что если праведность не превысит праведности фарисейской, то человек не достоин Царствия Небесного, именно фарисеи обвиняют Христа в разделении трапезы с грешниками и мытарями, в том что Спаситель изгоняет бесов силою князя бесовского, упрекают за то, что ученики Христовы не умывают рук, хотя сами, по словам Спасителя, почитая предание, отменили заповедь Господню о почитании родителей, фарисеи обвиняют Христа за то, что Он исцелил болящего в субботу. Фарисеи с первосвещенниками, иродианами искушают Христа, вопрошая о разводе, о податях кесарю.

В ответ на искушения фарисеев Спаситель учит "... всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их"(Мф. 23:3-4) . Глава 23 Евангелия от Матфея прямо указывает на значимость для фарисейства исполнения мелочных обрядов при небрежении к закону.

Принципиальная разница в вероучительной практике школ иудаизма фарисейства и саддукейства ярко описывается в Новом Завете. Например, книга Деяний Апостольских в 23 Главе содержит повествование о распре по догматическим вопросам произошедший между фарисеями и саддукеями во время суда над Апостолом Павлом, а именно о воскресении, об ангельском мире и духе.

Итак, на основе текста Нового Завета возможно предположить, что саддукейство, прежде всего, подпадает под определение ереси за отрицание догматов о воскресении, об ангельском мире и духе, фарисейство за предание особого значения мелочным обрядам при изменении значения 4 заповеди о почитании субботы и фактической отмене 5 заповеди декалога почитания родителей. Вернемся к ранее поставленному вопросу- правомочно ли в христианстве отнесение школ иудаизма к еретическим течениям.

Следует отметить тот факт, что для христианства крайне важно восприятие Закона во всей его полноте. Евангелие от Матфея дает четкое определение отношения к Ветхозаветному закону "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф 5:17-18). Естественно, несмотря на признание Ветхо- и Новозаветных книг в качестве первоисточника церковного права, авторитет их в Церкви не одинаков, поскольку первостепенными считаются нормы Нового Завета: "...Закон (т.е Ветхий Завет -авт.) был для нас детоводителем ко Христу..." (Гал.3, 24 см. также Евр.10,1; Евр. 10,9), но отмена и искажение заповеди декалога, а также отрицание основных догматов христианства о Святом Духе и Воскресении несомненно ставят относительно христианства саддукейство и фарисейство в разряд еретических учений.

Важно заметить, что для признания ересью "... не обязательно, чтобы вероучение отделившегося общества искажало основы православного вероучения, но достаточно, чтобы изменению подлежал хотя бы один догмат веры".

В Православной церковной традиции для более точного понимания значения термина ересь соотносятся с первым каноническим правилом св. Василия архиепископа Кесарии Каппадокийской (IVв.). Согласно этому правилу, еретиками признают "совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся", т.е. общество религиозное, которое мыслит несогласно с апостольской Церковью.

Кроме ересей фарисейства и саддукейства Новый Завет повествует о Симоне Волхве, грех которого - "симония" получил осуждение на шестом и седьмом Вселенских Соборах.

Восьмая глава книги Деяний повествует, что апостолам Петру, Иоанну и Филиппу пришлось вразумлять самарянина Симона Волхва, желавшего за деньги получить дара Святого Духа. Новый Завет прямо не называет Симона Волхва еретиком, осуждая его прегрешение. Книга Правил уже несколько определеннее говорит о "Симоновом заблуждении и коварстве" (правило 22, 23 Шестого Вселенского Собора). За грех симонии следовало извержение из сана, анафематствование и отлучение от церковного общения (Апостольское правило 29, 2 правило Четвертого Вселенского Собора, 5 и 19 правило Седьмого Вселенского Собора)- меры, применявшиеся в том числе и к еретикам (см. в частности 7 правило Третьего Вселенского Собора).

Выдающийся христианский подвижник Св. Ириней Лионский, духовником которого являлся ученик Апостола Андрея Первозванного, именно о Симоне Волхве напишет, что от него произошли все последующие ереси известные миру. Очевидно, что родоначальник ересей сам является еретиком.

Выдавая себя за верующего христианина, Симон стремился получить власть от апостолов, так как считал, что апостолы совершали чудотворения не силой Божией, а знанием волшебства. О самом Симоне известно, что многие почитали его за Бога, который явился иудеям как Сын, в самарии низошел как Отец, а прочим народам был явлен как Дух Святой. В финикийском г.Тире Симон выкупил женщину по имени Елена и начал водить ее с собой и выдавать за первую Мысль, мать всех вещей, через которую он, как Отец, замыслил в начале создать ангелов и архангелов.

Эта Мысль (Елена), зная волю своего Отца, спустилась в нижние области или пространства и породила ангелов, которые сотворили существующий мир. Ангелы, не желая считать себя порождением другого существа из чувства зависти решили задержать Мысль.

Симон стал учить, что ангелы вообще не знали Отца, а его Мысль заключили в человеческом женском теле. Скитаясь по миру и испытывая бесчестие, Мысль вынуждена переходить из тела в тело как из сосуда в сосуд. Желая восстановить справедливость, Отец пришел сам, чтобы забрать Мысль к себе, а людям дать спасение через познание Его.

Преобразившись в образ человека, но не став человеком, Он явился к людям и показался пострадавшим в Иудее, хотя и не страдал. Обращает на себя внимание тот факт, что по учению Симона, все пророчества Ветхого и Нового Заветов неверны, поскольку внушались ангелами - устроителями мира. Более того, порождением отрицательного ангельского замысла являются заповеди, установленные с единственной целью- поработить человека. Исходя из доктрины Симона, желающие спастись не должны более обращать внимание на дела праведные, поскольку дела праведны не по природе, а случайно. В качестве следующего этапа развития истории грядет разрушение мира и освобождение Отцом своих последователей от власти ангелов.

Анализируя сведения, дошедшие до нас об общине симониан, возможно выделить характерные черты ереси, которые впоследствии подвергнутся многократному копированию со стороны более поздних ересей и сект :

-стремление выдать свое учение за истинное христианство

-попытка самообожествления ересиарха (в данном случае подмена Христа собой, а Богородицы - Мыслью (Еленой))

-искажение основного догмата христианства о Боговоплощении и искуплении первородного греха Крестными страданиями Спасителя

-сомнение в истинности Священного Писания и, в частности, основы церковного права -заповедей, а также Библейских пророчеств

-учение об оправдании одной верой и безразличие к деяниям

Исходя из этого, вслед за Иринеем Лионским, вполне целесообразно отнести к еретическому учение Симона Волхва как противоречащему Символу Веры (см. в частности 1 правило Второго Вселенского Собора Константинопольского, которое подтверждая неприложность Символа веры предает анафеме всякую ересь).

Для объяснения максимальной степени наказания в церковном праве за отпадение от Церкви в ереси приведем Послания Апостолов, которые регламентируют отношение христиан к еретикам. Так, Второе Соборное послание Св. Апостола Петра говорит о том, что еретики "навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет.2: 1-2). Послание к Галатам относит ереси к делам плоти, равно как и прелюбодеяние, идолослужение, волшебство, убийства и.т.д.(Гал.5: 19-21) Послание к Титу указывает на необходимость только двоекратно вразумлять еретика, после чего отвращаться, зная что таковой самоосужден (Тит.3:10-11).

Остановимся более подробно на послании к Галатам, поскольку именно в нем ереси соотносятся с иными прегрешениями:

Прелюбодеяние: является прямым нарушением 7 заповеди декалога, поэтому Ветхий Завет предусматривает в качестве наказания смертную казнь за прелюбодеяние как прелюбодею так и прелюбодейке (Лев. 20: 10; Втор.22: 22), в Новом Завете указывается, что прелюбодеи Царства Божия не наследуют (1Кор 6: 9-10). На основании библейского текста становится объяснимой епитимья для прелюбодеев - 15 летнее отлучение от общения / не приобщается Святых Таин/ (7 летнее если со слезами покаются) устанавливаемая 18 правилом Василия Великого.

Идолослужение: является прямым нарушением 2 заповеди декалога, поэтому Ветхий Завет предусматривает за идолопоклонство смертную казнь через избиение камнями (Втор. 17: 2-5). Идолослужение также нарушает установления Нового Завета (Деян. 15: 29; 1 Кор. 5: 9-11; 1 Кор 10: 14; 1 Ин 5: 21;), поскольку прелюбодеи, блудники, воры... идолопоклонники Царства Божия не наследуют (1Кор 6: 9-10; Ап 21:8).Более того, Апостол указывает "идол в мире ничто", подчеркивая "что нет иного Бога, кроме Единого" (1Кор 8: 4). Основываясь на Священном Писании, Церковное право предусматривает различные наказания в зависимости от степени вины христианина, в частности, если идоложертвование было совершено по принуждению, но идолослужение (оставление Христа) Лаодикийсий Собор правилом 35 однозначно анафематствует.

Волшебство: запрещается в Ветхом Завете (Лев. 19:26; Втор. 18: 9-13). За вызывание мертвых и волхование предусматривается смертная казнь через избиение камнями (Лев 20:27). Новый Завет указывает, что причастные к волшебству, прелюбодеянию, убийству, идолослужению, ересям Царства Божия не наследуют (Гал 5: 19-21). Правило 72 Василия Великого определяет епитимью волхователю равную епитимьи убийцы. Закосневающие в этом прегрешении извергаются из Церкви (правило 61 Шестого Вселенского Константинопольского Собора). Обращающиеся к чародеям или прорицателям подвергаются осуждению как отступники от веры (правило3 Григория Нисского).

Убийство: прямо нарушает 6 заповедь декалога, поэтому Тора предусматривает смертную казнь за умышленное убийство (Исх.21: 12-14) Новый Завет в этой связи запрещает даже напрасный гнев (Мф 5: 21-22). Церковное право устанавливает 20-летнюю и более епитимью, отлучающую от причастия Святых Таин, за умышленное /вольное/ убийство (56 правило Василия Великого).

Исходя из рассмотренных мер наказания для наиболее тяжких прегрешений с которыми соотносятся ереси в послании к Галатам 5: 19-21, становится объяснимым суровость церковного наказания для еретиков. Если прелюбодеи отлучаются от общения сроком на 15 лет, волхователи и убийцы - на 20 лет, а идолослужение анафематствуется, то также "придается анафеме всякая ересь" (1 правило Второго Вселенского Собора Константинопольского).

Отношение Церкви к ересям принципиально определяется в книге правил. Кроме анафематствования еретиков, запрещается вместе молиться с еретиками и ходить на молитву в их сборище. В качестве наказания за подобное деяние клирики и миряне извергаются из священного чина и отлучаются от церковного общения (45 и 65 Апостольские правила, см также 33 правило Лаодикийского Поместного Собора). Запрещается еретикам присутствовать при священнодействии и в молитвах с верными (Канонические ответы Святейшего Тимофея епископа Александрийского ответ- 9). "Закосневающие" в ереси не должны даже входить в храм ( правило 6 Лаодикийского Поместного Собора). Запрещается принимать от еретиков крещение и жертвы, под страхом извержения из сана для епископов и пресвитеров (46 Апостольское правило). Запрещается принимать от еретиков, равно как и иудеев праздничные дары и благословение и праздновать вместе с ними (правила 32 и 37 Лаодикийского Поместного Собора). Запрещается ходить на кладбища еретиков и так называемые еретиками "мученические места" для молитвы и исцеления (правило 9 Лаодикийского Поместного Собора). По церковным делам не принимаются свидетельства еретиков против епископа и клира (75 Апостольское правило и 6 правило Второго Вселенского Собора Константинопольского). Не разрешается брак с еретиками, иудеями и язычниками если только они не обещают перейти в православие. ( 14 правило Четвертого Вселенского Собора Халкидонского, правило 72 Шестого Вселенского Собора Константинопольского, правила 10 и 31 Лаодикийского Поместного Собора, правило 30 Карфагенского Поместного Собора). Не считается истинным рукоположение и крещение еретиков ( 68 Апостольское правило)

В связи с определением отношения к еретическим движениям, как одной из наиважнейших задач Церкви, особый интерес приобретает анализ отношения к отпавшим от христианской Церкви в зависимости от степени схизмы и наложение церковно-правового поля первых веков христианства на современные ереси, расколы и самочинные сборища.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Библия (Синодальный перевод). -М., 1999.

2.Иеромонах Симеон (Гаврильчик). Ереси, их происхождение и сущность. Рукопись.

3.Преосв. Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. - М., 1995.

4.Св. Ириней Лионский. Творения. - СП-б., 1996.

5.Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. - М.,1994.

6.Книга правил святых соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. -СП-б, 1996.

7.Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. - Монреаль, 1986.

8.Русская Православная Церковь и право. -М., 1999

9Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. - СП-б., 1904-1913.

10.Цыпин В.А. Церковное право. - М., 1996.

Hosted by uCoz