Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Вяткина
С. Как наше слово отзовется? // Православная Пермь, апрель-май 2002 г. -
№4-5(60).
От Даля до Немцова
У Владимира Даля есть про нас поговорка, которую донесла историческая память народа: «Худ пермяк, да два языка знат». Можно предположить, что этими языками были русский и коми-зырянский, бытовавшие некогда в нашем крае на равных. Сегодня, к сожалению, смысл фразы трансформировался бы так: худ пермяк, потому что два языка знат. Вторым языком стало сквернословие, матерщина, или, выражаясь интеллигентно, абсценная речь, маргинальная лексика, арго, сленг, нецензурная брань. Все это - тяжкий грех, хула на Бога, потому что вторая ипостась Святой Троицы, Иисус Христос, назван Словом. Отцы Церкви учат нас обращаться со словами с величайшей ответственностью и осторожностью, так как знают о мистической способности сказанного материализоваться в действительности. Это очень тонко чувствуют поэты, потому что язык для них - метод познания мира. «Сказанное, особенно в рифму, обязательно сбывается, только непредсказуемым образом», - написал поэт Сергей Гандлевский. Однако предмет нашего разговора - не возвышенный поэтический язык, а его низовой пласт.
Сквернословие стало в наши дни столь распространенным явлением, что многие воспринимают его как реальность, данную нам в ощущении неизбежности. Для бытового сознания мат становится нормой, люди словно принюхались к миазмам выгребной ямы и начали в ней жить. Даже представители искусства, интеллигенция и маленькие дети не являются исключением. Помнится, как-то в Пермь приехала для творческих встреч со зрителями одна московская знаменитая актриса, которая в кулуарах материлась что твой сапожник. Директор кинотеатра мне после объяснила, что богема сейчас так разговаривает, это шик. Учащиеся самых престижных школ, навроде лицея №2 при госуниверситете, не скрывают, что матерятся у них особенно отменно девушки, им не зазорно. Еще бы подростки не заразились сей скверной, ведь в учебных программах по литературе есть такие сомнительные авторы (писателями их назвать рука не поднимается), как В.Пелевин и Э.Лимонов. Касательно последнего стоит сказать, что в его произведениях преобладают пять ключевых слов, и все нецензурные. Известный политик Борис Немцов недавно по радио озвучил похабную частушку, объясняя ситуацию с закрытием канала ТВ-6 (того самого, который осуществил проект «За стеклом» и закономерно из канала превратился в канализацию). Так в нашей стране осуществляется курс на либерализацию сознания - кого стесняться-то! «Иллюстрировать» примерами наши наблюдения мы не станем, помня, как поступал прп.Иоанн Лествичник:
«Погибель сию я не дерзнул предать писанию, потому что руку мою удержал сказавший: бываемая отай от некоторых срамно есть и глаголати, и писати, и слышати».
До чего дошло: в политехе профессор Слюсарянский объявил студентам, что мат - это тезаурус русского языка (тезаурус - выработка единства в понимании), мотивируя свое умозаключение тем, что эту лексику понимают все слои населения.
А я бы его не понял! - отреагировал священник Алексий Сысоев, директор Ясеневской православной гимназии, когда я ему рассказала об этом. - Вернее, я понял бы, с кем имею дело, и на этом наш диалог был бы исчерпан. Сквернословие - тяжкая духовная болезнь, которая нуждается в длительном лечении при помощи поста и наложения епитимий.
Беседа с отцом Алексием происходила в учительской Вятской православной гимназии. Ее директор Е.Н.Мошкина рассказала нам, как однажды расшифровывали записи «черного ящика» после авиакатастрофы. Там были в основном матерные восклицания, т.е. в экстренной ситуации пилоты других слов не вспомнили. Батюшка кивнул:
В этом нет ничего удивительного - такова их речевая опора, их молитвенный призыв, если хотите, но только к другой духовной силе - к бесам. Я давно наблюдаю, что мат является как бы отхожим местом, и в этой зловонной стихии человек никогда не сможет себя осознать. Живое священное движение слова здесь не присутствует. Нормальному человеку гораздо естественней призывать Бога: «Господи, помилуй и спаси!» Но поскольку безбожное сознание не знает святой силы молитвы, то оно опирается на ту силу, которую ему подсовывает бес - это его пароль.
Е.Н.Мошкина, преподаватель-лингвист, кандидат филологических наук, поведала, что не раз уже была свидетелем того, как на уроках дети с речевыми дефектами и заиканием излечивались без помощи логопеда-психолога, когда начинали читать псалтирь.
Глагол добро есть
Стоит напомнить, что русский язык - один из трех мировых мистических языков '(наряду с древнеиудейским и древнегреческим), который приспособлен для выражения духовных понятий, имеющихся в Священном Писании. Особенно это касается церковнославянского языка, на котором совершаются богослужения, читаются молитвы. Современный русский язык, строго говоря, по отношению к церковнославянскому - это жаргон, результат последовательного и длительного вымывания духовных основ языка, его духовная деградация. Об этом хорошо пишет игумен Алексий, клирик Барнаульского Знаменского монастыря: «Церковнославянский язык, изначально сформировавшийся как христианский, сакральный, уничтожает целый ряд тех страстей, которыми живет человечество. Скажем, на нем невозможно передать похабщину, скабрезность - в лучшем случае получится поучительно-морализаторская история, а похабный смысл исчезнет. Страсти на церковнославянском языке не звучат. Не звучит злоба, не звучит ненависть, невозможно выразить тот бешеный порыв, который у современного человека выражается взрывом ругани. Этот язык предназначен для иных целей».
Вслушаемся в то, как называются буквицы славянской азбуки: аз, буки, веди, глагол, добро, есть, живете, зело, иже, како, люди, мыслете... и т.д. Это же проповедь, апостольский призыв к праведной жизни. Русский писатель И.С. Тургенев не зря восклицал: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» На русском языке созданы величайшие шедевры мировой литературы, это язык Пушкина, Гоголя, Баратынского, Достоевского, Бунина, Пастернака, Ахматовой, Бродского, а мы сегодня его так унизили. Язык, данный нам для славословий и молитвословий, для познания благой Божией воли, используется для служения сатане. Недаром семантика всех матерных слов обращена вниз - к гениталиям. На большее враг человечества не способен, да большего он и не стоит. Зловоние порока - стихия дьявола, которую он внушает людям, помрачая их сознание, искажая представление о добре и зле.
Нобелевский лауреат поэт Иосиф Бродский в одном из интервью сказал: «Язык, который нам дан, он таков, что мы оказываемся в положении детей, получивших дар. Дар, как правило, всегда меньше дарителя, и это указывает нам на природу языка». В другом интервью он добавил: «Русскому языку суждено быть языком поэзии».
Есть свидетельства врачей о том, что люди, страдающие потерей памяти и навыков речи, легко и быстро произносят матерные слова. Это подтверждает мнение о демонической природе сквернословия. По словам архимандрита Рафаила (Карелина), сквернослов похож на одержимого, у которого прямая кишка подведена к горлу - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Говорить или ботать
Более всего удручает масштаб данного греха. Сквернословием заражено все наше общество. Взрослые не стесняются злоречить при детях, дети, подражая взрослым, бравируют грязными словечками, интеллигенция матерится, якобы эстетствуя, выдавая рассусоливания о «гармонии безобразия» за творческую позицию; некоторые ругаются просто из желания эпатировать окружающих, а кто-то - из тщеславного убеждения, что мат - признак рафинированности (кому-то, может, и нельзя, а мне - можно!). Опасно здесь то, что либеральное понимание свободы личности и свободы слова как попрания всех этических норм и запретов размывает категории добра и зла, делая прозрачной границу между ними. Это превратилось в индустрию и намеренно делается теми, кто хочет скомпрометировать идею торжества Добра. К ним относятся приверженцы некоторых политических доктрин и представители пропагандистских средств, считающие своим долгом извратить любую идею и любую реальность. Образовалось огромное черное поле. По мнению уже упоминавшегося Бродского, «мы имеем многократное количество адвокатов дьявола». Здесь уже видится угроза национальной безопасности, такая же мощная, как эпидемия СПИДа и экологическая катастрофа. Тут впору опомниться и ввести табу на использование слов, сеющих нравственный и духовный разврат в душах людей. Этот запрет должен касаться хотя бы средств массовой информации, книжной продукции. В жизни происходит все наоборот: тюремный жаргон, скабрезные слова и словечки стали обязательными атрибутами телерадиовещании, печатных изданий. С экрана слышим такие обороты речи, как «разборки в Думе», «тусовка членов правительства» (тусовка - тюремная прогулка), «мокрое дело министра закрыто», другие заимствования из уголовного лексикона. В свое время академик Дмитрий Лихачев, будучи узником Соловков, исследовал воровской жаргон и написал работу «Черты первобытного примитивизма воровской речи». Ученый делает интересный вывод: «Основное отличие! воровского мышления состоит в возрождении магического отношения к миру». Как говорится, что и требовалось доказать - опять магизм, вера в духов, которые суть бесы. Д.С.Лихачев подметил, что воры чрезмерно суеверно относятся к языку: «Та необычайная, совершенно чудовищная гипертрофия брани в воровской среде, буквально через слово пересыпающая воровскую речь и ни к кому конкретно не обращенная, говорит о каком-то стремлении сделать свою речь действенной, активно воздействующей». Так человек хочет получить силу от магизма слов, это своеобразное заклятие. Недаром уголовники обычно обращают свою брань «на воздух», в пространство, а если она задевает конкретного человека, то смыть такое оскорбление может только кровь. Академик делает вывод: подобно тому как воровская среда деклассированна, антигосударственна и, с точки зрения общества, асоциальна, так же точно и воровская речь - явление резко отрицательное: «с этими воровскими (тюремными, блатными) словечками и словцами распространяется яд воровской идеологии, воровского мировосприятия. Это болезнь языка».
Добавим: и болезнь нации, которая возлюбила не Бога, ведущего ко спасению, но мир, лежащий во зле (1 Ин.5,19).
Православное учение опровергает дарвинистскую теорию происхождения человека от обезьяны. Господь создал нас по Своему образу и подобию, наделив при этом свободной волей. Трагедия в том, что, добровольно выбирая порок и двигаясь в этом направлении с таким бешеным ускорением, как сегодня, деградировать до уровня обезьяны можно запросто. И это очень печальная перспектива. Именно наличие языка и речи выделяет нас как вид из мира живых существ и, следовательно, делает нашу ответственность за этот дар чрезвычайно высокой. Очистить язык от скверны в этом контексте - первоочередная задача, которая автоматически влечет за собой очищение от порока нашего ума, поскольку язык есть средство мышления.
Если бы мы справились с этой проблемой, то, несомненно, оздоровили бы не только духовно-нравственный, но и экономико-политический климат России. Не случайно народ, племя в древности называли «языком»: «вскую шаташася языцы» - зачем мятутся народы (Пс.2,1).
Христиане знают, что Господь никогда не оставляет тех, кто живет по Его заповедям, а заповедано нам быть чистыми сердцем. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр.2,2).
Скептик скажет: вот еще одна утопия, подобная той, что приглашала построить социализм «в одной, отдельно взятой стране». Увы, и вправду, невозможно убедить все 150 миллионов россиян начать уважать и любить свой язык. Даже один миллион (число жителей Перми) не убедить. Но что касается отдельной личности, любого из нас, то надежда не столь слаба, ибо святоотеческая премудрость утверждает, что каждая душа по природе христианка, и, значит, должна сохранить в себе ту память, когда «слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1,14).
Светлана Вяткина