Реклама
Уже давно для своих сайтов арендую vps в дата-центре Фрихост.

[/c
[/center]enter]

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


НАЗАД


Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №35 от 1 августа 1997 г. по поводу вероучения и деятельности религиозной организации “Ананда Марга”, выполненное по запросу председателя Комитета защиты семьи и личности (Санкт-Петербург) В.А.Рычковой

В ответ на Ваш запрос №269/97 от 7 июля 1997 г. сообщаем, что мы обладаем некоторой определенной информацией о характере и деятельности действующей в Санкт-Петербурге религиозной организации “Ананда Марга”, причем именно информацией, позволяющей оценить ее деятельность как деструктивную и опасную для личности и государства.

“Ананда Марга” - крайне реакционная и опасная религиозная секта. Например, “Ананда Марга” отнесена к разряду деструктивных религиозных организаций, в том числе, в:

Обращаем Ваше внимание на выпущенный в 1997 году Миссионерским отделом Московского Патриархата Русской Православной Церкви справочник “Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера” [1], где описаны свыше 80 действующих в России новых религиозных организаций, большей частью - деструктивных, в том числе свыше 10 сатанистских. В этом официальном документе, подготовленном высококвалифицированными экспертами и получившем высокое признание многих российских специалистов, занимающихся проблемами сектантской экспансии в России, описана и организация “Ананда Марга”.

Основатель культа - Ананда Мурти (в миру - Прабхат Ранджан Саркар), родился в 1921 г. в индийской деревне в штате Бихар. Название переводится как “путь к блаженству”. Поначалу Саркар называл свой культ “Общество моралистов”. Численность адептов этой организации составляет несколько тысяч человек во всем мире. Организация активно действует на территории Румынии, пытается обосноваться в России и Белоруссии. Известно, что группы “Ананда Марга” действуют в следующих городах России: Владивосток, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Южно-Сахалинск и ряде других. Учение организации представляет собой пеструю смесь йоги с ее медитационными практиками, шиваитского направления индуизма с акцентом на карательных функциях грозного бога Шивы и тантризма. Саркар неоднократно заявлял о том, что к нему якобы являлись Шива и Кришна, которые наделили его способностями исцеления и сверхъестественными силами [1].

Согласно его учению, “моралисты” посредством медитации должны достигнуть “высшего сознания”, что сделает их братьями и сестрами, позволит им освободиться от тягот нынешней жизни и затем править обновленным миром. Саркар писал: “Я сделаю моих приверженцев богами и моих последователей великими святыми. Надо забыть свою жизнь, чтобы победить”. При этом от адептов требуется полное повиновение руководителям: “Поскольку мы следуем учению “баба”, наша совесть чиста. Какое нам дело до того, что говорят и думают о нас?” [2].

“Ананда Марга” держится на фанатичной дисциплине и беспрекословном повиновении вождю. Чтобы быть принятым в правящую элиту этой секты, послушник должен совершить магический ритуал, сидя на трупе человека и держа в руке череп, что вполне в традициях тантрических сект. Обычно такие церемонии проводятся по ночам в местах захоронения. Организация секты подразделяется на две категории: приверженцев и посвященных, которые позже меняют свое имя и становятся монахами. Монахи, полностью подчиняющие свою жизнь секте, активно вербуют новых приверженцев, организуют курсы йоги и лекции о ней, обучают “истинным чувствам” и техникам медитации. Клюнувшие на экзотику молодые люди попадают в специальные лагеря, разбросанные в разных местах Европы, Азии и Америки. В них планируется каждая минута: музыка и танцы чередуются с докладами, телесные упражнения с медитациями. Адепты почти не спят. Когда они спрашивают у монахов о волнующих их проблемах, им советуют больше медитировать [2].

В учении Саркара адептов привлекают, возможно, следующие аспекты [1]:

1. Пропагандируемые сектой гуманные цели: помощь бедным, угнетенным, исцеление страждущих, любовь ко всему человечеству (для этого предлагается сжечь частичку человечества - себя; социально значимые для всех людей цели на деле оборачиваются изуверством в отношении к самому себе и своему окружению).

2. “Ананда Марга” представляется некоторым людям подлинным эталоном человеческого общества, семьи. Зачастую безработные, без надежд на будущее молодые люди клюют на приманки душевности, увлеченности интересным делом (“идеальная семья”, “истинное сообщество” Саркара является в то же время инициатором процесса разрушения реальной семьи, разрыва отношений между родителями и детьми).

3. Ищущему смысл жизни молодому человеку предлагаются готовые образцы восточной мудрости, мнимое глубокомыслие изречений Саркара, тем самым как бы предлагается возможность обретения некой душевной гармонии (разрушение духовного мира адептов, потеря ими психического и физического здоровья, а иногда и жизни наступают позже).

Проповедовать Саркар начал в 30 лет, выступая при этом против “эгоизма, эксплуатации и коррупции, за мораль, порядок и честность”. Свою секту “моралистов” Саркар основал в 1955 году. В 1967 году “моралисты” начали участвовать в выдвижении кандидатов для участия в политической жизни, но безуспешно, тогда Саркар сменил тактику и начал вербовать в свои ряды представителей органов власти. В 1970 году в руководстве секты завязалась борьба за власть. Саркар сменил своего секретаря. Позже в джунглях нашли тела шести бывших приверженцев Саркара, изрубленных на куски. Бывший помощник гуру опознал погибших и сказал, что и он сам был приговорен Саркаром к смерти. Состоялся судебный процесс по этому делу и в 1971 г. Саркар был осужден на 5 лет тюрьмы по обвинению в убийстве шести бывших единоверцев. На процессе свидетели заявили, что “проповедник морали” участвовал в оргиях, пьянках и других отнюдь не нравственных деяниях [1,2,3].

В 1972 г. “Ананда Марга” на территории Индии была объявлена вне закона в связи с физическим уничтожением своих бывших адептов и причастностью к убийству ряда политических лидеров. Наряду с этим, по сведениям индийской печати, спецслужбы Индии располагали данными о связях руководства секты с ЦРУ США, получении им от спецслужб США значительной финансовой помощи [1].

Принимая во внимание политику США на вмешательство во внутренние дела любых стран мира и множество освещенных в СМИ прецедентов поддержки американскими спецслужбами различных экстремистских религиозных движений, можно вполне предположить, что именно так все и происходило. Тогда становится вполне понятным факт отсутствия критики организации “Ананда Марга” в изданных в США специализированных энциклопедиях. Вполне закономерно и то, что официальные круги США называли арест Саркара и запрещение секты в Индии “сфабрикованным”, ибо ни одна страна мира никогда не признает ни одного факта проведения ее спецслужбами тайных операций на территории других стран.

В 1974 г. Индира Ганди подтвердила запрет этой секте действовать в Индии [3].

Известен факт убийства уже в середине 70-х годов 18 бывших адептов секты “Ананда Марга”, пожелавших порвать с ней по приказу руководителя культа Саркара. 2 августа 1978 года Саркар был освобожден из тюрьмы, где он сидел по обвинению в подстрекательстве к этому убийству. А 2 октября 1978 г. последовательница “Ананда Марга” - студентка медицинского факультета из Сиднея, Линетта Филипс - произвела самосожжение перед зданием отделения ООН в Женеве (облилась бензином). Последними ее словами перед актом самосожжения были: “У меня есть пламенное желание бороться против роскоши и эгоизма этого мира” [2].

На этом самоубийства адептов секты не закончились. Молодые немцы Эрика Рупперт, 24 лет, и Гельмут Кляйнкнехт, 28 лет, после путешествия в Индию и США, где они изучали практики секты и пытались проповедовать ее идеи, облили себя бензином и подожглись перед берлинской церковью. В прощальном письме-листовке они написали, что сделали это “из любви ко всему человечеству”. Лидеры германских филиалов “Ананда Марга” не посчитали себя ответственными за это самосожжение. По их словам, это было свободное волеизъявление бывшего студента-психолога из Мюнхена Дода Локеши (культовое имя Гельмута) и юной Диди Ума Брчии (культовое имя Эрики). Не так давно Бухарестский суд осудил деятельность “Ананда Марга” за проведение в детских домах Румынии опасных психических экспериментов на детях [1].

Газета “Известия” от 18 марта 1997 г. - не единственная из российских СМИ, подчеркивавших высокую опасность этой секты. Так Российская газета [5] писала: “Каким ветром в наши пределы занесло, к примеру, религиозную группировку “Ананда Марга”, которую даже на ее родине - в Индии считают экстремистской и склонной к насилию для достижения своих конфессиональных целей?”

Последний наиболее громкий скандал, связанный с организацией “Ананда Марга”, произошел в связи с тайной выброской груза оружия в декабре 1995 г. с латвийского самолета Ан-26 в Западной Бенгалии, предназначавшегося для этой организации. Мы не будем комментировать этот инцидент, а просто процитируем несколько сообщений СМИ по этому поводу.

[6]: “Индийские власти сообщили, что обнаружены свидетельства того, что сброшенное с Ан-26 оружие предназначалось действующей на востоке Индии секте “Ананда Марга” (“Путь блаженства”). По словам госминистра внутренних дел Сайеда Рази, при обыске в штаб-квартире “Ананда Марга” конфискованы документы, которые свидетельствуют о том, что эта секта должна была получить оружие, “тайно закупленное при участии румынского посредника и доставлявшееся в Индию через пакистанскую территорию”.

[7]: “Несколько новых “открытий” сделано в расследовании деятельности секты “Ананда Марга” (“Путь блаженства”), которой, по версии юристов, предназначалось сброшенное с Ан-26 оружие. 13 арестованных функционеров секты признали, что “Ананда Марга” осуществляла военную подготовку своих кадров в специальных лагерях с целью “оказания помощи” сепаратистским и экстремистским движениям в различных районах Индии. Военное обучение в этих центрах проходили до 800 человек, для которых секта уже неоднократно тайно получала оружие из-за рубежа”.

[8]: “Оружие в самом деле было сброшено в ночь на 18 декабря 1995 года. Грузовой самолет АН-26 в самом деле вылетел из Карачи 17 декабря прошлого года, сделал посадку для дозаправки в Варанаси, вылетел в Янгон, по пути отклонился от проложенного курса, сбросил ящики, полные оружия, над отдаленными деревушками в Пурулиа и, наконец, сел в Калькутте после того, как ему отказали в разрешении на посадку власти Мианмариса. Самолет прибыл на полосу с отставанием от графика, но опять получил разрешение на заправку и вылетел в Пукет (Таиланд) без каких-либо проблем. Через три дня, на обратном пути, прилетел напрямую в Мадрас из Пукета и получил разрешение на посадку, заправку и вылет, хотя сенсационному сбросу оружия к тому времени уже были посвящены кричащие заголовки в газетах. Только тогда, когда самолет уже был готов покинуть воздушное пространство страны, по утверждению Центрального бюро расследования, военные службы связи во всех аэропортах были подняты по тревоге и начался поиск. Наконец гражданская служба контроля воздуха приказала преступному АН-26 сделать посадку в аэропорту “Сахар”.

[9]: “В болгарском городе Бургасе на Ан-26 были загружены несколько сотен автоматов Калашникова, противотанковые гранаты, мины, 10 гранатометов, взрывчатка, боеприпасы, 17 тысяч единиц амуниции и прочее вооружение и снаряжение. Вся эта смертоносная посылка на парашютах в ночь с 17 на 18 декабря была сброшена в районе Пурулия в индийском штате Западная Бенгалия. Местные крестьяне заметили “небесный подарок” и не преминули сообщить о нем в полицию. Оружие предназначалось для вооруженной группировки “Ананда Марга” (“Путь блаженства”), целью которой, по утверждению некоторых индийских источников, являлось свержение законной власти этого индийского штата. По расхожей версии, “Ананда Марга” считалась партизанским соединением маоистской ориентации. Документы, обнаруженные во время обыска штаб-квартиры этой организации, свидетельствовали, что она заранее планировала получить оружие именно в это время через пакистанскую территорию. Во всей этой истории оружейной контрабанды, помимо странных обстоятельств дела, самой загадочной является фигура одного из участников операции по контрабанде, проводника Питера Блича. Если цели Кима Дейви, международного торговца оружием, связанного, как считают, с гонконгской мафией и делающего бизнес на подобного рода аферах, ясны, то роль П.Блича на всех стадиях, от покупки самолета до сброса оружия, остается весьма туманной. Дело о контрабанде оружия приобретает совершенно иной оборот, так как оказывается, что П.Блич, если верить его откровениям в еженедельнике “Сандей”, является... агентом британских спецслужб. По его признанию, он был информатором подразделения британской полиции, которой сообщал все детали контрабандного рейса, вплоть до координаторов предстоящего сброса оружия”.

[10]: “В ходе следствия сотрудники ЦБР вышли на делийского бизнесмена Бхану Рамеша, который финансировал тайную операцию по переброске оружия. Индийские спецслужбы считают, что партия автоматов Калашникова предназначалась активистам действующей на востоке Индии секты “Ананда Марга”, которая в недавнем прошлом неоднократно пыталась прибегнуть к насилию с целью дестабилизации обстановки в стратегически важных регионах республики”.

[11]: “В ходе рейда представители сил безопасности провели обыски в штаб-квартирах секты “Ананда Марга”, членам которой, как считается, предназначалось выброшенное с Ан-26 оружие. Там захвачены многочисленные документы, изобличающие подрывную деятельность этой религиозной группировки, подозреваемой в попытках дестабилизировать обстановку в Западной Бенгалии и других штатах Индии. Операция против членов “Ананда Марга” и участников выброски оружия осуществлялась на основе данных, полученных индийскими компетентными органами от Интерпола и служб безопасности Новой Зеландии, Англии и Таиланда, куда ведут следы преступников”.

Вообще с деятельностью “Ананда Марга” в Индии связано довольно много весьма громких скандалов, поэтому Консул Республики Индия в Санкт-Петербурге г-н Гангули просто не может не обладать информацией о деструктивной деятельности организации “Ананда Марга” на территории его страны и откровенно вводит Вас в заблуждение. Причины нам неизвестны, однако, Вам следует иметь в виду следующее. По данным ряда экспертов (индологов, политологов), в настоящее время активность индийской диаспоры в различных странах мира не уступает активности еврейской, армянской и чеченской диаспор (мы имеем в виду просто активность без указания ее характера). При этом существует тенденция поддержки индийскими властями (по крайне мере, моральной и политической) практически любых организаций за пределами Индии, хоть сколько-нибудь представляющими индийскую культуру, пусть даже и весьма странным образом. Существует целый ряд причин этого. Возможно, именно поэтому г-н Гангули на встрече с Вашим представителем отрицал факт запрещения Правительством Индии организации “Ананда Марга”.

Вышеприведенная информация и некоторые другие данные позволяют твердо утверждать о деструктивной и подрывной деятельности секты “Ананда Марга” в различных странах мира и в России - на Дальнем Востоке и в Сибири, позволяет отнести организацию “Ананда Марга” в разряд деструктивных религиозных организаций.

Список источников информации

1. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. - Издание второе дополненное и переработанное / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - М., Белгород, 1997.- 459 с.

2. Задорожнюк И. Моралисты с ножом и черепом // Советская культура, 16 мая 1980 г.

3. Объявленные вне закона // Рабочая трибуна, 23 марта 1993 г.

4. Приамурские ведомости (Хабаровск), 13 августа 1994 г.

5. Российская газета, 9 июня 1994 г.

6. Сообщение ИТАР-ТАСС от 29 марта 1996 г.

7. Сообщение ИТАР-ТАСС от 9 апреля 1996 г.

8. Бизнес & Балтия (Рига, Латвия), 13 января 1997 г.

9. Лашкевич Н. Прерванный полет за три моря. Как латвийских летчиков превратили в тайных торговцев оружием // Известия, 18 марта 1997 г.

10. Сообщение ИТАР-ТАСС от 21 марта 1996 г.

11. Сообщение ИТАР-ТАСС от 3 марта 1996 г.

12. Степанова И. Под прицелом психотеррора // Гудок, 27 марта 1996 г.

Руководитель Центра реабилитации

жертв нетрадиционных религий

священник

Олег Стеняев

Hosted by uCoz