Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Заключение кандидата философских наук А.В.Саввина

г.Астрахань 4 апреля 2000 г.

Предмет заключения:

1. Установление правомочности использования в наименовании организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” термина “университет” (установление соответствия действительности официального наименования организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”).

2. Установление правомочности декларирования руководством организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” “образовательной деятельности” как основной при регистрации в Министерстве юстиции РФ и при получении соответствующей лицензии на образовательную деятельность (установление соответствия действительности характеристики основной деятельности организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” как “образовательная”).

Использованные материалы:

1.Авьякт БапДада. 1995-1996.. М., 1996.

2.Авьякт БапДада. 1993-1994. 1994-1995 БКВДУ. М., 1995.

3.Всеобщая гармония. БКВДУ. Без места и года издания.

4.Всеобщий мир и устройство лучшего мира. БКВДУ. Без места и года издания.

5.Духовное знание и раджа йога. Краткий курс. БКВДУ. СПб.,1992.

6.История о тебе. Путешественники / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – Без указания места издания, 1999. – 64 с.

7.Как сделать жизнь полной блаженства и ценной, как бриллиант / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. – 32 с.

8.Мысли на каждый день. БКВДУ. М., 1999.

9.Скажите наркотикам нет! БКВДУ. Без места и года издания.

10.Новое знание для нового мира. БКВДУ. М., Без года издания.

11.Медитация. Легкая практика для покоя разума и жизни без стрессов. М., БКВДУ, 1995. .

12.Джагдиш Чандер Хассиджа. Раджа йога: метод и цель. БКВДУ. СПб., 1994.

13.Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет: 60 лет развития и общественной деятельности (1936-1996). БКВДУ. Без места и года и места издания.

14.Если хочешь сделать мир лучше – начни с себя. БКВДУ. Без места и года издания.

15.Духовность – новое измерение. – М.: БКВДУ. Без места издания, 1999.

16.Джагдиш Чандер Хассиджа. К лучшему миру через самопреобразование (в контексте бизнеса и промышленности). БКВДУ. Без места и года издания.

17.Жизнь, наполненная духовными ценностями, - великий дар. БКВДУ. Без места и года издания.

18.Университет, который отличается от других. БКВДУ. Без места и года издания.

19.Ценности для лучшего мира. БКВДУ. Без места и года издания.

20.Письмо Директора Отделения Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета в РФ Гупта С.Р. №БД/РАГС/31 от 21 марта 2000 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н.Кузнецову.

21.Подготовка ума к практике Раджа-йоги / Печатный материал “Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета”.

22.Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. Философия религии / Печатный материал “Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета”.

Понятийный словарь к заключению.

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

Образовательное учреждение - учреждение, в котором осуществляется образовательный процесс.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц; основной путь получения образования.

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое состояние и развитие личности в целях подготовки ее к какому-либо виду деятельности.

Наиболее авторитетным и принятым в научном сообществе в настоящее время является понимание, в соответствии с которым образование включает в себя обучение и воспитание как основные компоненты. В характеристике образования подчеркивается его сущность как “процесса (и результата) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта”, причем процесса “общественно организуемого и нормируемого”, обеспечивающего социализацию личности” (а). Цели образования определяются на основе максимального соотношения интересов человека и общества, что наиболее эффективно стимулирует развитие способностей личности, “включение её в социально ценную активность” (б).

Педагоги (как классики, так и современники) определяют образование как фундаментальную категорию социума, соотносят её с такими понятиями как духовность, профессионализм. Отмечается, что образование в обществе исторично и национально по содержанию, направлено на формирование социально ценных качеств личности, обеспечивает творческую деятельность и самореализацию личности в обществе. Непременное условие образовательной деятельности, с которым согласны все авторитетные представители педагогической науки и практики - принцип культуросообразности. “При воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, - одним словом, всю современную культуру в широком и всеобщем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика” (в). Образование в целом рассматривается как универсальный способ существования культуры и цивилизации (г).

Функции обучения и воспитания в образовании тесно взаимосвязаны в целостном процессе (и его результате), в котором происходит усвоение человеком систематизированных “знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов” (д). Воспитание обеспечивает духовное измерение образовательной деятельности, когда на основе “овладения учащимися системой научных и познавательных умений и навыков” происходит “формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности” (е).

Таким образом, в соответствии с общепринятым пониманием образования, содержание образовательной деятельности в учебном учреждении составляют:

  1. обучение, как процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков;
  2. воспитание как, прежде всего, культуросообразно организованный процесс социализации личности.

Университет: (от лат. universitas - совокупность) определяется как высшее учебно-научное учреждение, в котором изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний; готовит специалистов по различным отраслям народного хозяйства, науки и культуры, а также ведет научную работу.

Понятие “университет” имеет достаточно устойчивое содержание, которое остается практически неизменным со времени возникновения первых университетов в XII-XIII веках в Западной Европе, т.е. на протяжении почти 800 лет.

Общие признаки:

1. Изучение достаточно широкой совокупности учебных предметов (многопрофильность, универсальность образования), в пределе - соответствующей всему спектру современного научного знания.

  1. Предоставление учащимся высшего образования, т.е. наиболее высокий уровень качества образования по изучаемым дисциплинам в системе образования (начальное, среднее, высшее).
  2. Подготовка специалистов для работы в современном обществе, народном хозяйстве, что предусматривает практико-ориентированное образование, возможность вести трудовую деятельность по специальностям, наукам, которые преподаются в университете и изучаются студентами.
  3. Ведение учреждением научных исследований в широком спектре наук, областей знания и культуры.

Обоснование выводов заключения (исследовательская часть).

Организация БКВДУ была зарегистрирована в Российской Федерации в Министерстве юстиции РФ 25 июня 1992 г., за № 1052 в качестве “отделения международной организации Праджапита Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, расположенного в г. Маунт Абу, в Индии. Центральная база организации расположена также в Индии, в Мадубане (15).

В РФ организация “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ как некоммерческая международная организация: “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет – это некоммерческая негосударственная добровольная общественная организация… Университет зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. В ноябре 1999 г. Правительством Москвы университету присвоен статус благотворительной организации” (20).

В публикациях БКВДУ декларируется, что: “Университет является неправительственной, неполитической, некоммерческой, учебной общественной организацией, работающей для создания мира и гармонии в мире через распространение систематического нравственного и духовного образования, которое способствует развитию личности, творческих способностей, воспитанию нравственных ценностей, формированию сильного характера и положительного отношения к миру, установлению лучших взаимоотношений с другими, что необходимо для спокойной и уравновешенной жизни общества” (9).

Если принять во внимание обозначенные выше признаки образовательной деятельности, то можно видеть, что в рекламных материалах БКВДУ (9) эти признаки указаны в соответствии с ними, с общепринятым пониманием образования. Здесь: “систематичность”, “нравственное и духовное образование”, “развитие личности, творческих способностей”, “воспитание нравственных ценностей”, формирование “положительного отношения к миру”, установление “лучших взаимоотношений с другими, что необходимо для спокойной и уравновешенной жизни общества” - т.е. социализации личности и гармонии в обществе. В соответствии с этим основная деятельность БКВДУ обозначена как образовательная: “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет... имеет лицензию на образовательную деятельность в сфере обучения нравственным и духовным ценностям” (9, с.39).

Можно предположить, что, основываясь на этих и подобных им материалах рекламного характера, предназначенных именно для того, чтобы создавать хорошую репутацию организации БКВДУ и ее руководителям в обществе, была проведена регистрация БКВДУ в государственных органах юстиции РФ, выдана лицензия на образовательную деятельность.

Однако, при рассмотрении не только рекламных, но и других материалов организации БКВДУ, выяснилось, что цели и содержание ее “образовательной деятельности”, указанные в этих рекламных материалах, не соответствуют действительности. А именно:

I. БКВДУ по существу является не “общественной”, “благотворительной”, “учебной” и др. организацией, а религиозным объединением оккультно-мистического сектантского типа.

II. БКВДУ не работает для распространения “систематического нравственного и духовного образования” а распространяет религиозный культ почитания некоего выходца из Индии БапДады как божества.

III. Деятельность БКВДУ не ведет к “созданию мира и гармонии в мире”, а провоцирует разделение в мире, вражду в обществе, способствует разрушению семей и росту межконфессиональной напряженности.

IV. Деятельность БКВДУ не “способствует развитию личности, творческих способностей... формированию сильного характера”, а напротив - останавливает развитие личности, парализует творческие способности.

V. Деятельность БКВДУ не способствует “воспитанию нравственных ценностей” в общепринятом смысле, поскольку не предполагает отношения к людям как нравственным и ответственным субъектам, обладающим свободой воли, самосознанием, ответственностью.

VI. БКВДУ не формирует у своих членов и не способствует выработке у других людей “положительного отношения к миру”, поскольку вырабатывает у своих членов негативное отношение к мировой культуре, культурным ценностям, всем институтам и учреждениям современной цивилизации (семье, традиционным религиям, государству и др.).

VII. БКВДУ не способствует “установлению лучших взаимоотношений с другими, что необходимо для спокойной и уравновешенной жизни общества”, т.к. любые взаимоотношения с другими людьми у членов БКВДУ направлены исключительно на то, чтобы привлечь их к культу почитания БапДады как божества.

В БКВДУ установлено особое, религиозное почитание некоего индийского гражданина (умершего в 1969 г.), которого называют БапДада. Он считается “богом”, “мессией”, “воплощением Всевышнего”, “отцом Человечества”, “создателем” (5, 12).

“Это высший урок обожествления человека, превращения его в ангела” (5, с.58).

Через этого человека передано некое “откровение”, имеющее непререкаемый божественный авторитет. Это “откровение” касается всех сфер науки и знания в обществе. Поэтому всем людям теперь необходимо изучать “психологию, обществоведение, историю, метафизику, эстетику, этику и мн

огие другие” (5, с.58) сферы науки и знания, опираясь на эти “откровения”. Поскольку сам БапДада скончался в 1969 г., то ныне эти его “откровения” медиумическим путем передаются им через “органы речи” современных лидеров БКВДУ.

Такова, в кратком виде, доктрина религиозного культа, принятого в БКВДУ.

Распространение этого религиозного учения, “откровений” БапДады и считается в организации БКВДУ “образованием”. И именно вследствие такой “всеохватности” познаний, приписываемых своему обожествленному руководителю, современные руководители БКВДУ представляют свою организацию как “университет”.

Члены БКВДУ называются “браминами” или “брахминами”, что в индийской религиозной культуре и общепринятом понимании означает служителя религиозного культа. При этом, вопреки очевидно религиозному характеру своего учения, члены БКВДУ настаивают, что занимаются некоей “духовной наукой”. “Это не религия. Это духовная наука” (10, с.3). Очевидно, что религиозные представления о карме, реинкарнации (перевоплощении душ), о бесконечном циклическом развитии человечества от “Золотого века” к “Железному веку” и снова - к “Золотому веку” и т.д., о некоем “сладком доме”, где “развоплощенные души” переживают “переходный период”, - все это не является научными знаниями. Там более, представление о божественности БапДады и настоящих руководителей БКВДУ.

В других изданиях, противореча самим себе, пишется, что речь идет именно о религии: “…одна божественная религия, которая сейчас, в Переходный век, устанавливается вновь самим Богом Шивой” (13, с.32). Анализируя эти высказывания, можно сделать вывод, что руководители БКВДУ либо намеренно скрывают в некоторых своих изданиях религиозный характер своей организации, либо сами не понимают разницы между наукой и религией.

В другом издании БКВДУ звучит модная ныне сентенция: “Человечеству необходимо духовное образование, отличное от того, которое дается распространенными религиозными практиками и ритуалами, причем должна быть, наконец, преодолена пропасть между религией и наукой” (14, с.11). Однако в “содержании образования” БКВДУ эта “пропасть” преодолевается весьма оригинальным способом - “отменой” настоящей науки и замещением ее культом поклонения БапДаде и его представлениям о мире. Как будет показано ниже, эти представления отличаются асоциальной направленностью и крайним невежеством, а потому никак не могут быть признаны в качестве “образования”.

“Студентам” БКВДУ сообщают, что БапДада в 1937 г. услышал “призыв Всевышнего стать посредником между людьми и Им Самим для восстановления высших ценностей и получив божественное видение будущего человечества” (13, с.5), - приобрел таким образом качества Христа или Будды и теперь БКВДУ распространяет это интегральное, универсальное учение о человеке, природе, обществе и боге для всех желающих приобщиться к “истине”. Итак, определено, что содержание образования в БКВДУ заключается в “откровениях” Бога-Шивы этому человеку: “с его уст исходило то знание, которое мы сейчас передаем” (5, с.54).

Рассмотрение этого “содержания образования”, зафиксированного в печатных и иных материалах, приводит к тем выводам, которые обозначены выше под №II-VII.

В рекламных изданиях (3) БКВДУ представляет себя как миротворческую организацию, чья учебная деятельность способствует достижению мира, формирует у воспитуемых высокую нравственность. Однако, на самом деле, в религиозном мировоззрении, распространяемом БКВДУ в качестве “истины в последней инстанции”, вообще не предусмотрена никакая нравственность.

Здесь весь мир представляется неким театром, вся человеческая история “Драмой” в смысле ее нереальности. К тому же, современная цивилизация считается стоящей на краю неминуемой и гибели, должной произойти в самое ближайшее время. Поэтому членам БКВДУ рекомендуется усваивать отношение к другим людям, как марионеткам в театре кукол, действия которых полностью предопределены, и потому нравственным нормам здесь просто нет места.

“Мы совершаем ежедневные дела, считая их фрагментом огромной пьесы, которая исполняется на мировой сцене” (7, с.7), “...мир кажется уже падающим... нравственно он уже погиб. За что же тогда любить эту мертвую массу и эти мертвые тела? Зачем вступать в отношения с этими “скелетами...” (там же, с.29).

“Итак, какой бы ни была ситуация, она выглядит как кукольный спектакль или как модные сейчас мультфильмы... там целая история, но это просто история из мультфильма, она не настоящая. Когда возникает какая-то ситуация, просто думайте, что на безграничном экране идет мультфильм или кукольный спектакль. А что будет, когда вы станете его смотреть? Вы будете страдать или развлекаться? Пусть приходят. Это ведь хорошо - посмотреть спектакль, да?” (2, с.75).

Понятно, что такие “нравственные ценности” не имеют никакого отношения к морали в общепринятом смысле этого слова, а распространение такого отношения к людям не может считаться нравственным образованием. Если только не в обратном смысле - воспитания негативизма и отрицания в отношении нравственной культуры.

Члены БКВДУ должны вырабатывать в себе представление, что они “инструменты бога”, фактически - современного руководства БКВДУ. “Мы просто инструменты Бога, Его доверенные” (7, с.7).

С таким отношением к себе и другим не только невозможна никакая нравственность. При этом оказывается ненужной и духовная свобода личности, и ее творческие дарования.

Жизнь человека, не приемлющего идеи БКВДУ, объявляется его руководителями “ничего не стоящей” (7, с.4). С другой стороны - члены БКВДУ считаются неким “богоизбранным народом”, выделяются из всего человечества как единственно полноценные люди, “элита”: “вы - горстка из многих миллионов” (1, с.107). Все другие, находящиеся вне организации БКВДУ или не желающие принимать ее абсурдные идеи называются “мертвой массой”.

“За что же тогда любить эту мертвую массу и эти мертвые тела? Зачем вступать в отношения с этими “скелетами” и не следовать линии, начертанной Всемогущим Отцом…?” (там же, с.28).

Невозможно устанавливать “лучшие взаимоотношения с другими”, если относиться к людям, не принимающим идеи обоготворения БапДады как “ничего не стоящим”, “мертвым телам”, “мертвой массе”.

Дополнительно от членов БКВДУ требуют отделять себя от других людей и в обыденной жизни. Например, устанавливается запрещение принимать пищу, приготовленную не членами БКВДУ. Более того, можно есть только то, что приготовлено членами БКВДУ, которые приняли обет безбрачия (“брахмачарья”). “Мы должны принимать пищу, приготовленную в воспоминании Бога и только тем, кто соблюдает брахмачарью” (там же, с.25). Вся другая пища, приготовленная другими людьми, считается “нечистой”.

Следует отметить, что по воззрениям, принятым в организации БКВДУ, история человеческой цивилизации должна в самое ближайшее время завершиться глобальной ядерной войной.

Эта своеобразная “историософия” характерна для многих подобных объединений нетрадиционной религиозности, хилиастических культов и сект (Церковь Объединения Сан Мен Муна, Свидетели Иеговы, последователи учения Е.Рерих “Агни-Йога”, Богородичный центр Береславского (Янкельмана), Белое Братство Цвигун и Кривоногова и др.). Их руководители запугивают своих последователей скорым всеобщим уничтожением и внушают, что только в их организации можно будет спастись в новый “Золотой век”, “Царство Небесное на земле” и т.п.

Самое опасное и безнравственное в этих воззрениях то, что ядерная война, массовое убийство рассматривается как способ “нравственного очищения” людей, имея в виду то извращенное понимание нравственности, которое принято в подобных группах.

“И сейчас все быстрее приближается тот день, когда эта Мировая Драма закончится взрывами атомных и водородных бомб” (7, с.18).

“Разрушение этого безнравственного мира неизбежно, и это положит конец порокам” (там же, с.22-23).

“Но уничтожение зла не может происходить только лишь на духовном уровне, оно имеет и физическую сторону... накопленное оружие хранится не просто так, очень скоро оно пойдет в ход. Но разрушение - это средство для полного очищения. Заключительный акт, ядерная война, будет освобождением для всех душ, все они возвратятся в свой изначальный дом, на Землю Покоя. Если бы железный век продолжался дальше, ужас страданий стал бы невыносимым...” (5, с.53).

“За ядерным веком... придет новый светлый век” (там же, с.56).

“Сейчас у людей растет страх перед ядерной катастрофой. Страх существует из-за непонимания того, что ядерная война - это способ закончить Железный век страданий” (там же, с.57).

При этом уничтожение современной цивилизации должно происходить не “автоматически”, а при участии членов организации БКВДУ. В этой катастрофе, которая в самом скором времени уничтожит человеческую цивилизацию (“Драму”) взрывами ядерных бомб и тем самым совершит “трансформацию” современного “адского мира” в “сладкий”, “дети”, т.е. члены организации БКВДУ, должны приобрести навыки действовать подобно актерам, которые полностью управляются “Режиссером” (т.е., фактически - руководителями БКВДУ).

“Для детей навечно зафиксировано в драме принять это Божественное рождение от Отца, вместе осуществить трансформацию мира и вместе уйти обратно в сладкий дом. Никто не может изменить этого. Итак, все, что зафиксировано, хорошо, да? Вы любите это, да?” (2, с.68).

“Время должно приблизиться, и приблизить его надо вам. По Драме оно придет, но кто приблизит его? Вы, да?” (2, с.142).

Драма подходит к концу. И ни одна душа об этом не знает… Драма прекрасна как сказка… Мы – актеры и находимся рядом с Режиссером” (21).

Именно этими обстоятельствами обосновываются требования к “студентам” БКВДУ как можно скорее прервать свои “привязанности” к людям и всему другому, что будет вскоре уничтожено: “...вы, особые души, - инструменты, которые приблизят время завершения. ...итак, проверяйте, в какой степени сохранилось влечение к чему-либо из старого мира, будь оно в форме родственников, влечения к своему собственному телу, к каким-либо телесным существам или вещам” (2, с.49).

В связи с таким миропониманием, ко всей человеческой культуре - семье, государственности, религиям и философиям, науке и культуре и т.д. в организации БКВДУ вырабатывается резко негативное отношение, как к негодным продуктам, которые все равно являются “бременем”, источником “порока” и должны быть вскоре уничтожены.

“Религиозные лидеры и великие души не являются чистыми душой и телом, тогда как вы, души-божества, чисты и душой, и телом. Никто, кроме вас, души, не обладает возвышенной основой - чистотой” (1, с.119), “...на основе сегодняшних систем, убеждений, ценностей и отношений мы не сможем построить Лучший мир” (4, с.19).

Но еще большая деградация постигла такие сферы общественной жизни, как культура, мораль, религия” (23), “ложное сознание достигает апогея в Железном веке. На сцене Мировой драмы сейчас Ад” (5, с.48).

Железный век представляет собой полную деградацию… Конец Железного века, когда в наибольшей степени наблюдается падение моральных ценностей, для всех религий наступает одновременно. И сейчас мы находимся именно в этом периоде” (22), “...мы должны отказаться от чтения таких книг, которые, будучи известны как “религиозная литература”, ославляют и оскорбляют божеств, утверждая, что пороки существовали и в их жизни. Надо считать подобную литературу опасной и вульгарной и отказаться от какого-либо контакта с ней” (7, с.25).

“Все виды родства - мать и ребенок, муж и жена, брат и сестра - являются бременем” (5, с.45), “…практика йоги требует отречения от всего, принадлежащего йогу в этом мире: своего ума, мирских богатств, любви близких и дорогих ему людей. Короче говоря, йоги необходимо отвергнуть все мирские привязанности” (21).

“Это значит, что, общаясь с другими, он всегда думает: “Все мои родственники, друзья и знакомые являются душами и каждый имеет тело - одежду души. Они надевают различные костюмы - физические формы - и исполняют свои роли в этой Драме как актеры, вместе со мной. Когда отношения с ними, основанные на записи кармы, закончатся наши взаимоотношения в этих формах прекратятся” (7, с.18).

Единственной возможностью для членов семьи человека, который прошел в БКВДУ курс такого “систематического нравственного и духовного образования”, сохранить “спокойную и уравновешенную жизнь” хотя бы в своей семье, не лишиться полностью “привязанности” (а значит - и заботы, и попечения, помощи в болезнях и трудностях и проч.) со стороны матери, жены, сестры, мужа, - является перспектива и самим войти в это “избранное стадо”, во всем подчинить свой ум и свое поведение требованиям руководства БКВДУ.

Если женщина считает себя богиней, дочерью богинь Лакшми и Сарасвати, она может добиться того, что в семье перестанут употреблять алкоголь и мясо” (19, с.16). Начать можно и с вегетарианской диеты, но очевидно, что этим “духовное образование” по программам БКВДУ не закончится. В будущем оно потребует массу усилий и времени, должно стать “обязательным”: “Надо не поддаваться лени и сонливости и считать свой класс в Центре обязательным, и незаменимым средством для обретения Божественного Знания, мира и Счастья. Нельзя пропускать этот ежедневный духовный класс” (7, с.6). Таким образом и все члены семьи могут стать “студентами” БКВДУ. Правда, при этом, прекратит существования сама эта семья, поскольку семейная жизнь, половые отношения считаются непреодолимым препятствием для полного “очищения от пороков”.

Все “образование” (обучение и воспитание) в организации БКВДУ направлено на создание абсолютно управляемой, тоталитарной по существу структуры, состоящей из людей, которые полностью отказались от своей личности ради воплощения безумных идей установления “мировой гармонии” посредством ядерной войны. Для этого они отделили себя от всех других “людей мира” и сплотились в некую замкнутую группу, “новую семью”, “крепость”.

“Люди мира говорят, что маленькая семья - это счастливая семья, а что говорите здесь вы? Большая семья - счастливая семья. ... Сейчас составьте такой план, чтобы ни одна душа не ушла из семьи Браминов. Вам надо сделать крепость настолько сильной, чтобы никто не мог ее оставить. Сейчас мы все еще слышим, что ушли очень хорошие. Почему они ушли? Куда ушли? Итак, сейчас сделайте крепость настолько сильной, что даже если кто-нибудь и подумает об уходе, он не смог бы оставить ее и уйти” (2, с.66).

Если усвоение таких взглядов можно отнести к “обучению знаниям”, проводимому в центрах БКВДУ по всему миру, в том числе и в нашей стране, то в области овладения “навыками и умениями” предлагаются специальные методики психических упражнений, которые должны помочь человеку эти безумные “знания” усвоить и согласиться с ними. Основная используемая методика - самовнушение (“медитация”). Даются темы для таких медитаций - тексты, которые человек должен многократно повторять:

...Он - мой Отец. Он - мой Учитель, Он - мой наставник - все в одном лице, и на мое счастье. Он забирает меня из этого земного мира в мир совершенной тишины, в Мир Душ, и оттуда я вернусь на Землю, которую отец превращает в Рай, в Мир блаженства и Освобождения” (7, с.6).

Сейчас, когда мы знаем, что землетрясения и любые другие стихийные бедствия могут разразиться в любое время и что работа Великого Разрушения может начаться в любой момент, мы должны осознать, что за оставшийся маленький период мы должны искоренить викармы, то есть наше прошлое...” (11, с.20);

Надо сбросить с себя телесное сознание, погрузившись в мысли: “Я - точка сознательного бестелесного света... Я - мерцающая звезда...” (12, с.25).

Серьезную опасность представляют попытки организации БКВДУ проводить воспитание детей. Имеются в виду не только дети членов этого религиозного культа, но и все другие. БКВДУ выпускает красочные книжки - “сказки” для маленьких детей, в которых также пропагандирует в приспособленном к детскому восприятию виде свои разрушительные идеи.

В одной из таких книжек детей убеждают, что они не люди, а вечно существующие “точки света” без имени и родины, без семьи и родителей: “У салиграмов нет собственных имен. У них, как у маленьких планет и астероидов, есть только номера. Например, салиграм №25 или №4512. У Отца же есть собственное имя - ШИВА” (6, с.7). Дети должны усвоить, что “Мир стал миром сплошной лжи. Все стало фальшивым: мысли, чувства слова, дела. Даже маленькие дети начали лгать... Мир стал королевством кривых зеркал” (там же, с.48). Здесь же говорится, что дети не должны бояться потерять свое “тело-костюм”, которое человек может менять как перчатки бессчетное число раз.

Можно себе представить, на что способен ребенок, недовольный своей внешностью, комплексующий по поводу курносого носа или малого роста, начитавшись таких книжек! Ведь это обычное состояние для подростков в пору взросления. Недавно в СМИ прошло сообщение о том, как школьник, страдавший заиканием, решил “излечиться” от этого недуга по примеру героя одного фильма, в котором от заикания лечили электричеством. Он приставил к своей голове оголенные провода и в результате скончался от поражения электрическим током.

Религиозное учение, тот тип духовной культуры, который должны усваивать члены БКВДУ (почитание БапДады, “раджа-йога”, медитации на тему божественности БапДады и проч.), по свидетельству самих же руководителей БКВДУ предусматривают отказ от рационального мышления, “отказ от ума”.

Начинающий йог очень скоро сталкивается с тем, что ум - это большое препятствие в его духовной работе” (12, с.52). “Практика йоги требует отказа от всего, что принадлежит йогу в этом мире - от своего тела, ума” (там же, с.87).

Очевидно, что никакая образовательная деятельность, в общепринятом ее понимании, невозможна в условиях отказа от своего ума, а тем более - тела.

Таким образом, учитывая проведенное исследование содержательных и качественных характеристик деятельности, которую БКВДУ декларирует как “образовательная”, установлено, что эта деятельность не имеет признаков образовательной деятельности, характерных для учреждений образования вообще и учреждений высшего образования, в частности.

В материалах БКВДУ содержатся и прямые признания ее руководителями того, что организация БКВДУ не занимается светским образованием, образовательной деятельностью: Молодым следует открыть глаза на тот факт, что светское образование позволит им всего лишь поддерживать материально свою семью и стать грамотным членом общества” (19, с.29). Но если эти же руководители скрывают сущность своего “Университета” как религиозного объединения, то чем же тогда занимается, в их понимании, БКВДУ?

Что касается занятий религиозным образованием, то можно признать, что в организации БКВДУ осуществляется обучение религии. Но не истории религии и т.п., а представлениям о мире, которые были выработаны в БКВДУ ранее, когда был жив его основатель, а ныне - инструкциями, которые оглашаются современными ее руководителями в ходе так называемых “мурли”. Эти “мурли” представляют собой публичный спиритический сеанс общения с “духом”, “тонким телом” давно умершего основателя этого культа, которое осуществляют современные руководители БКВДУ (1,2 - изданные записи этих “мурли”). Это мистическое действо происходит в торжественной обстановке, при собрании членов БКВДУ из разных стран.

Исследование представлений о мире выработанных в БКВДУ показывает их абсолютную недоказуемость, в некоторых случаях - очевидную абсурдность, а в целом - отсутствие в них каких-либо признаков научного, систематического знания.

Большую часть “учебы” у “студентов” БКВДУ занимает “обучение нравственным ценностям”, под которым понимается усвоение учения БапДады и сообщение его другим людям и “обучение медитации” - психологическим приемам самовнушения этих идей самому себе.

“Однако, чтобы вести спокойную и счастливую жизнь и встречать достойно жизненные трудности, необходимо обучение нравственным ценностям и медитации. Такая учеба… не позволит загрязнять ум…” (19, с.30).

Как видно из приведенных выше цитат “нравственность”, которой обучают в БКВДУ, является формой узко-сектантского сознания небольшой маргинальной группы людей, “горстки”, отделяющей себя от всего остального мира как единственно “избранной” божеством. А “обучение медитации” реально сводится к полному “очищению ума” от всего его содержания с оставлением там двух абстрактных представлений: о божественном достоинстве руководителя БКВДУ БапДады и о себе самом как “точке света” (“салиграм”).

Как было указано выше, содержание образования, помимо обучения, складывается из воспитания. Оно должно также нести признаки, характерные для образовательной деятельности, вести к целям образования личности в обществе.

Изучение содержания и особенностей воспитательной деятельности организации БКВДУ позволяет сделать вывод, что единственная цель воспитания в центрах БКВДУ - выработка у воспитуемых преданности к мировоззрению, принятому в организации БКВДУ и формирование поведенческого стереотипа почитания руководителя (руководителей) организации БКВДУ, как духовных лидеров. Это предусматривает решение ряда воспитательных задач, направленных на формирование определенных свойств и способностей личности воспитуемого-обучающегося, которые служат достижению этой цели воспитания и позволяют обеспечить соответствующую структуру деятельности воспитуемого.

В этой “идеальной” структуре деятельности воспитанника БКВДУ можно выделить следующие основные элементы:

Рассматривая воспитательный аспект деятельности БКВДУ, можно сделать вывод, что в центрах БКВДУ осуществляется определенный процесс воспитания, направленный на усвоение человеком мировоззрения руководителя (современных руководителей) организации и при этом проводится обучение некоторым навыкам, типа медитации. Фактически же - навыкам самовнушения на тему божественности этого руководителя (руководителей), приемлемости нерационального учения о человеке, мире, истории человечества и др., принятого в БКВДУ (см. ниже).

Однако совокупность этих внушений не может быть систематизирована, поскольку руководители БКВДУ как культовые персоны, - “посредники” между богом и людьми, “пророчицы” и т.п. периодически получают все новые и новые “внушения” от умершего основателя организации БКВДУ во время очередных спиритических сеансов общения с ним. Нет никакой гарантии, что новые “установки” не будут изменять или отменять вовсе какие-либо из ныне действующих. Известно, что так и происходит в религиозных сектах деструктивного типа, когда их лидеры желают или вынуждены “обновлять” свое учение, переносить назначенные даты “конца света” и т.п.

Во всяком случае, совокупность этих внушений не имеет никакого отношения к системе научного знания, а представляет собой ненаучные, мифологические, квазирелигиозные представления и образы. Умения и навыки, вырабатываемые в ходе некритического усвоения этих представлений и образов, являются также иррациональными навыками религиозного почитания руководителя (руководителей) организации БКВДУ, навыками подчинения им своей воли, сознания и поведения.

Все это подтверждает религиозный характер образования в учебной деятельности организации БКВДУ (семинары, конференции, занятия и т.п.). Однако организация БКВДУ не зарегистрирована как учреждение религиозного образования. Таким образом, следует привести реальную структуру и деятельность организации БКВДУ в Российской Федерации в соответствии с нормами российского законодательства. Это предполагает:

Рассматривая вопрос о правомочности использования термина “университет” в названии организации БКВДУ установлено следующее. О совокупности знаний, которые предоставляет своим слушателям БКВДУ как “университет” - учебное заведение высшего образования широкого профиля, в исследованных материалах обнаружены такие данные.

Организация учебного процесса… Он включает в себя четыре раздела: Будущее человечества. Духовные истины, моральные ценности и формирование характера. Духовные силы для позитивного образа жизни. Физический, тонкий и бестелесный миры. Закона действия и противодействия – философия Кармы” (14, с.33).

“Нравственное воспитание, пропагандируемое Духовным университетом, основывается на следующих философских, духовных и психологических концепциях:

...4. Нерушимость закона кармы соответствует вере в повторное воплощение...

...6. Существует Всевышняя Душа - наиболее добродетельная и непорочная Сущность...

7. ...это был Золотой век (Сат-юга), истинный Рай, а каждый человек - мужчина и женщина - был настоящим божеством” (4, с.4-5).

Этот синкретический коллаж из неоиндуистских представлений, собственных измышлений руководства БКВДУ, заимствований из других религий никак нельзя признать систематическим научным знанием по широкому кругу предметов.

“В программе духовного университета представлены предметы, которые весьма существенны для науки, философии, политики, социологии, медицины, воспитания и пр. Среди них: 1. Покой ума и мир в мире... 3. Чистота... 6. Осознание Бога... 11. Знание о Тонком мире Вселенной... История и география мира, включая Золотой и Серебряный века... 18. Как вести жизнь, подобную лотосу...” (4, с. 8-9).

Эти “предметы”, которые обозначены в публикациях БКВДУ в качестве учебных дисциплин в “Университете” не имеют ничего общего с содержанием университетского образования, а также с какой-либо из известных наук.

Что касается упоминаемых здесь “истории и географии”, то под этими словами в БКВДУ также подразумевается нечто совершенно иное, нежели та история и география, которая обычно изучается в школах, вузах и университетах по всему миру. Приведем иллюстрации этого тезиса.

География, как ее понимают в БКВДУ: “За пределами телесного мира есть Тонкий мир, или Мир ангелов… Его можно только ощутить с помощью духовного средства – медитации… Еще выше, за пределами Тонкого мира, существует Бестелесный мир, мир золотисто-красного света. Он тоже невидим физическими глазами… Именно оттуда души приходят на Землю, чтобы играть свои роли. Это и есть Дом безмолвия – Дом душ” (10, с.11) и т.д. в том же роде.

Когда “преподаватели” БКВДУ опускаются на землю, то и здесь их “карта мира” очевидным образом отличается от реальности. Они умудрились идеологизировать даже географию, чего не удавалось сделать никаким “идеологизаторам науки” до них. Так, “студентов” убеждают, что: “Бхарат вечен. Бхарат будет всегда. Америку открыли недавно, и вскоре она исчезнет” (1, с.83). Здесь “Бхарат” - самоназвание Индии. По географическим понятиям руководителей БКВДУ, Индия будет существовать всегда, а Америка скоро “исчезнет”. Такой наивный патриотизм в отношении своей страны понятен, в чем-то понятен и антиамериканизм руководства БКВДУ, но причем здесь география!?

Еще пример преподаваемых в БКВДУ “знаний” в области космологии, астрономии: “Оказывается, что... весь космос представляет собой маленькую черную точку. Хотя ученые об этом еще и не знают” (6, с.15).

История, как ее понимают в БКВДУ:

Цикл Мировой Драмы длится 5000 лет. Свастика делит изображение Цикла на четыре равные части: по 1250 лет каждая...” (10, с.23).

“Мировая история в точности повторяется каждые 5000 лет” (6, с.24).

Таким образом, вся история человечества, по “историческому образованию” в БКВДУ длится ровно 5000 лет.

Первые 1250 лет - “Золотой век”, вторые 1250 лет - “Серебряный век”, когда все человечество объединяет “одна религия, одно нераздельное королевство” (5, с.61). Затем идут следующие периоды: 1250 лет “Медного века” и 1250 лет “Железного века”. Эти термины здесь вовсе не означают общепринятого в исторической науке представления о соответствующих исторических эпохах.

“Железный век - период отсутствия религиозности и праведности, пик разложения этических ценностей. Именно в это время Всевышняя Душа, всемогущий Отец спускается на землю, чтобы вывести человека из столь печального положения” (4, с.12). При этом, остается совершенно не ясно, когда точно начинаются и когда заканчиваются эти 5000 лет.

Современное время - “Железный век” должно завершиться глобальной ядерной войной (см. выше).

После этой войны каким-то мистическим образом давно умерший основатель организации БКВДУ “с того света” воссоздаст мироздание, землю и человечество для того, чтобы оно вновь прошло указанный цикл в 5000 лет. Затем - снова катастрофа и вновь воссоздание. И так без конца...

Помимо совершенной абсурдности такой “истории”, здесь бросается в глаза то, что руководители БКВДУ “подгоняют” цифры под значения, удобные для запоминания самым неразвитым умственно людям: ровно (год в год) 5000 лет истории делятся на 4 периода - ровно (без остатка) по 1250 лет каждый.

Обычно подобные хилиастические сектантские группы завышают данные о фактической истории человечества на многие тысячи и даже миллионы лет (учение Агни-йоги, оккультные доктрины и т.п.). Оригинальность БКВДУ заключается в том, что история человечества наоборот “обрубается”, хотя имеются неопровержимые научные свидетельства существования человеческой цивилизации до 3000 г. до н.э.

Когда руководители БКВДУ пытаются “дополнить” свои мистические фантазии какими-нибудь фактами из действительной истории, чтобы сделать их более правдоподобными, они попадают в конфуз.

Например, в книге, должной знакомить с основами (“краткий курс”) преподаваемых в БКВДУ “наук” (5), при описании упомянутых выше 1250-летних периодов к ним подгоняются даты жизни известных из истории персонажей, основателей мировых религий.

И здесь происходит невероятное. Руководители БКВДУ, выходцы из Индии, родины известного всем принца Гаутамы Будды - основателя мировой религии буддизма, указывают время его жизни, отличающееся от настоящего на 300 лет. После такой “истории” неудивительно, что дата жизни Авраама указана с ошибкой уже в 1500 лет (2500 лет назад вместо 4000 лет назад на самом деле).

Складывается представление, что “преподаватели истории” из БКВДУ вынуждены приспосабливать реальную историю под свою собственную, культовую. В противном случае следует признать их квалификацию как “знатоков истории” ниже уровня средней школы.

В соответствии с культово-религиозной сущностью организации БКВДУ, в ней нельзя задавать критических вопросов о содержании преподаваемого “обучения”, как это можно и нужно делать студентам в любом ином действительном университете. Вероятно, руководители БКВДУ рассчитывают на столь неграмотный контингент своих последователей, что, может быть, должно пройти 5000 лет существования самого БКВДУ, чтобы они поставили перед руководством какие-то вопросы.

Подводя итог исследованию содержания “исторического образования” в БКВДУ, приведем красноречивое указание руководителей БКВДУ своим “студентам” о том, что они должны решительно отказаться от представлений о прошлом, “каким оно дошло до нас и зафиксировано исторической наукой” (4, с.7). Очевидно, сделать это можно, только если прежде “отказаться от ума” (см. выше).

Было сказано об издании БКВДУ детской литературы. И в ней тоже в адаптированной для детского восприятия форме подаются те же фантастические вымыслы, та же абсурдная “история Земли”. Там можно обнаружить и пример преподавания “знаний” по физиологии и анатомии человека. Дети должны усвоить, что в древности люди рожали детей “сильной мыслью обоих родителей: мы творим новую жизнь! И новый салиграм входил в крошечное тельце, которое нормально развивалось, и в свое время на свет появлялось дитя” (6, с.24).

Университет, как учебно-научное учреждение, должен проводить и научные исследования. О “научных исследованиях”, проводимых организацией БКВДУ ничего не известно, и в анализированных материалах никаких данных о научной работе БКВДУ там не содержится. Там можно обнаружить лишь отрывочные упоминания об “исследованиях” в области колдовства и магии.

“Когда кто-то колдует, он полностью лишает другого контроля над самим собой” (2, с.39).

Эта фраза убеждает в том, что если какие-то “научные исследования” в БКВДУ и проводятся, то они, скорее, относятся к колдовству и магии, а не к науке в общепринятом смысле этого слова.

Таким образом, в содержании деятельности БКВДУ не усматривается никаких признаков функционирования образовательного учреждения университетского типа, как и университетского образования.

Те сведения, которые сообщаются “студентам” БКВДУ под видом “науки”, представляют собой вымыслы руководителей БКВДУ, не имеющие ничего общего не только с наукой, но просто со здравым смыслом.

Дополнительно это подтверждает тот факт, что большинство из представленных на экспертизу и исследованных изданий БКВДУ не имеют указаний года и (или) места выпуска, очевидно не проходили не только научной редактуры, но и простой. Это позволяет предположить, что эти издания БКВДУ готовятся и распространяются в обход принятых правил книгоиздания и распространения печатной продукции.

Проведенное исследование содержания учебных материалов и деятельности организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” (см. перечень “Использованные материалы”) позволяет сделать определенные выводы по установленным предметам заключения.

Выводы.

I. При исследовании содержательных и качественных характеристик деятельности, которую БКВДУ декларирует как “образовательная”, установлено, что эта деятельность не имеет признаков образовательной деятельности, характерных для учреждений образования вообще и учреждений высшего образования, в частности.

II. В содержании деятельности БКВДУ не усматривается никаких признаков функционирования образовательного учреждения университетского типа, как и университетского образования.

III. Декларирование руководством организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” “образовательной деятельности” как основной при регистрации в Министерстве юстиции РФ не соответствует действительности, имея ввиду общепринятые характеристики образовательной деятельности, используемые в научном сообществе и применяемые при законодательном регулировании образования в РФ.

IV. В соответствии с п.III “Выводов” получение лицензии на образовательную деятельность организацией “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” следует признать неправомочной.

V. Использование в наименовании организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” термина “университет” не соответствует действительности и вводит в заблуждение.

VI. В соответствии с п.V “Выводов” официальную регистрацию организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” под таким наименованием следует признать неправомочной.

Кандидат философских наук

А.В.Саввин

(а) Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.,1996. - с.186.

(б) Образование в контексте социализации // Педагогика. – 1996. - №1, с.4.

(в) Дистервег А. Избранные педагогические сочинения – М., 1956. - с.25.

(г) Долженко О.В. Очерки по философии образования. –М., 1995. - с.11.

(д) Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. –М.,1996. - с.185.

(е) Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1983. - с.8.

Hosted by uCoz