Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Отзыв к.п.н. И.В.Метлика от 16 февраля 2000 г. на книгу организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” “История о тебе. Путешественники”

г.Москва.

Отзыв подготовлен по запросу заместителя начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД РФ полковника А.И.Хвыли-Олинтера №34/3–319 от 07.02.2000 г.

Для подготовки отзыва получена книга “История о тебе. Путешественники” (1), изданная организацией “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” и ряд других печатных изданий организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” (см. примечания по тексту отзыва).

В выходных данных книги не указано место издания. Вместо этого имеется ничего не значащее указание “Отпечатано в типографии”. Указан тираж издания - 5000 экз. Авторство текста также не указано, из чего можно предположить, что он разработан в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. Этот вывод подтверждает наличие копирайта книги: ã “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” на предпоследней странице.

Общий вид и содержание книги - достаточно крупный формат и шрифт текста (примерно 16-18 кегль компьютерного набора), красочное оформление, наличие ярких и крупных иллюстраций, указывает на ее прямую обращенность к детям. Это книга для чтения детьми - младшими подростками или совместного чтения - вместе с родителями. Можно предположить, что такую “сказку” кто-либо из родителей может читать своему малолетнему ребенку - дошкольнику.

С первых же страниц книги на ребенка обрушивается поток религиозно-оккультных идей и мистических понятий, слабо прикрытых адаптированной для детского восприятия лексикой и формой доверительного диалога - “собеседования” с неведомой “рассказчицей”.

Рассказ ведется от лица женщины - верный психологический прием, при помощи которого в сознании ребенка иррациональное религиозное внушение ставится в ряд с рассказом от лица матери или “сказкой на ночь” от любимой бабушки.

Дети должны читать эту книгу и “объяснять взрослым”, т.е. в данном случае сделан расчет на привлечении внимания к организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, так сказать, “изнутри” семьи.

“Дети! Интересно ли вам, не устали ли вы? Все ли понятно? Если вы что-то поняли, то, пожалуйста, объясните это взрослым” (с.16).

Мимоходом говорится об “эфире (тонкий, невидимый элемент)”, “сознательных звездах”, “аппарате речи”, “плазме, или энергии высоких температур”.

Наряду с такой концентрацией совершенно неуместных в сказке для детей представлений, вводятся культовые понятия организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. Первое - о салиграмах - “живые звезды”, “духовная звезда” - “...это энергия в виде настолько маленькой точки, что ее нельзя ни разделить, ни уничтожить каким-либо способом: в огне не горит, в воде не тонет, не разбивается и ластиком не стирается. Можно сказать, бессмертная точка. Вечная” (с.6).

Дальше следует логический абсурд. “Все салиграмы одинаковы по размеру и форме, даже Главная Звезда - такая же точка. И все салиграмы похожи на Главную Звезду, как дети на Отца. Поэтому они называют Ее Отцом. И еще они называют Ее Матерью, а когда Она учит своих детей - то и Учителем. В общем, эта Звезда становится для своих детей всем на свете” (с.7).

Салиграм - “точка”, но имеет форму и размер?! Из этого следует, что в “Университете Брахма Кумарис” физика не изучается. Из всех одинаковых, равных “по размеру и форме” салиграмов (под которыми подразумеваются души людей) - есть одна, “более равная”. Похоже, что не изучается и математика.

Дальше “рассказчица” сообщает, что этот “более равный” из всех салиграмов, почему-то, оказывается не только “Отцом”, но “Матерью” всех других “точек” - хотя никого не родил. Все одинаковые салиграмы существуют вечно, но это “оно” - Главный или Главная - учитель для всех остальных. Этот учитель один имеет имя, а все остальные души - нет. Они имеют только номера, как астероиды в космосе.

“У салиграмов нет собственных имен. У них, как у маленьких планет и астероидов, есть только номера. Например, салиграм №25 или №4512. У Отца же есть собственное имя - ШИВА. ... “Шива” означает Благодетель для всех” (6, с.7).

Главная звезда - Шива - по своим качествам подобен океану. Он обладает полным знанием обо всем сущем. Например, о ТРЕХ МИРАХ, которые существуют реально, и о тех, которые существуют только в умах людей. Он знает ВРЕМЯ и знает, что прошлое, настоящее и будущее протекают друг за другом в одном неразрывном КОЛЬЦЕ. И что течение это никогда не останавливается.

... Причем секунды и тысячелетия проходят одинаково, но каждый по своему кругу” (с.7).

Помимо внушения религиозного учения сомнительного свойства, текст сталкивает детский ум со сложнейшими абстракциями, которые буквально “выворачивают” его наизнанку. Абстрактные выводы теории относительности - мелочь по сравнению с этими построениями, где “секунды и тысячелетия проходят одинаково, но каждый по своему кругу”. И при всем этом - полнейшая логическая противоречивость так, что совершенно невозможно разобраться в том, кто и куда “полетел”, зачем “полетел” и почему вдруг “полетел”.

“Он прилетает на Землю из далекого-далекого мира для выполнения очень важной задачи. Конечно, об этом ОН не может рассказать сразу и всем одновременно” (8).

Все это должно, по нашему мнению, запутать ребенка или читающего текст взрослого, выключить их рациональное восприятие и подготовить почву для чисто эмоционального отношения к тексту, формирования положительного отношения к нему. Это достигается многократным повторением в тексте позитивных слов “любовь”, “красота”, “мир”, “счастье” и т.п. За ними теряется смысл внушаемой религиозной доктрины, но на это фоне подсознательно вырабатывается позитивное отношение к тексту, такому “доброму”, “хорошему” и т.п., а значит, в перспективе - к организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.

Вторая глава книги посвящается знакомству с тем, откуда все таки “прилетает” этот Шива. Вводится еще одно культовое понятие - “нирвана”.

“Так вот, Отец Шива прилетает прямо из этой самой Высшей Обители, которую люди называют Нирваной...” (с.10).

Не уточняется, что это за люди - поклонники буддизма, адепты культа “Брахма Кумарис” или кто-то еще?

“В безграничном океане золотисто-красного света нет ощущения ни пространства, ни времени... И нет здесь ни звука, ни движения... Это - самое постоянное и уютное место... И здесь не только полный покой, но и полнейшее БЕЗМОЛВИЕ. В этом мире нет ни у кого речевых аппаратов и вообще ничего нет. Здесь царство вечной тишины. Сладкого безмолвия(с.11).

Такое гробовой покой - идеал жизни, к которому должен стремиться человек, в понимании религиозного учения организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.

Разум ребенка постоянно встречает при чтении этой “сказки” абсурд за абсурдом. При этом, походя, в сознание ребенка вкладываются религиозно-оккультные убеждения, должные “разоблачать” научные представления о мире.

“Творец - Создатель Шива сказал:

- Я не создаю физические тела и элементы. Это не Моя задача. Моя задача - все старое и испорченное превращать в новое и прекрасное” (с.15).

Если так, то почему - “Создатель”, да еще с заглавной буквы?!

Ниже по тексту будет то же самое. На с.18: “...Высший Отец Шива все знал и понимал, что все идет своим чередом. И нет нужды вмешиваться в совершенные законы Вселенной и что-либо менять”.

Понятно, что если есть “законы Вселенной”, то и нечего их менять, да и невозможно.

Еще: “Божества были очень мудры. Они уважали Законы Вселенной, вечные законы, как и их Отец Шива” (с.28), “И Природа-Мать возмутилась такому их поведению. Внутри планеты раздался гул и она треснула...” (с.37).

С другой стороны: “...Отец Шива прилетел для одной очень важной задачи: создать Новый Мир с самого начала” (с.50).

Тогда причем тут “законы Вселенной” и “Природа-Мать”? Похоже, что самого автора книги сильно “качает”: от пантеизма и даже какого-то поклонения природе в стиле современных “зеленых” - до религиозного культа поклонения бывшему индийскому ювелиру как воплощению Единого Бога - Творца и Создателя Мира. И вместе с автором должны “качаться” его читатели - родители и дети?!

“Оказалось, что в самом Космосе никакие галактики никуда не разбегаются, а весь космос представляет собой маленькую черную точку. Хотя ученые об этом еще и не знают” (с.15).

Если ребенок уже сформировал определенные представления о человеке, обществе, природе на основе школьного образования, он должен испытывать умственное смущение. А если нет - то сформировать их после чтения таких “сказок” будет затруднительно.

Здесь надо вспомнить, что с самого начала ребенка предупредили о том, что:

“История, которую я хочу вам рассказать, - это подлинная история. Правда она больше всех других историй похожа на сказку” (с.3).

Взрослых, которые могут здесь насторожиться и потребовать доказательств, если читают эту оккультную “сказку” своим детям, успокаивают таким образом:

“...взрослые скажут, может быть, немного сердито: И откуда вы все это взяли? Где факты, доказательства?

Будут. И факты будут и доказательства. Этим как раз займутся те же самые ученые и докажут, все докажут, будьте уверены!” (с.15).

Вот такие “факты” и такие “доказательства”... И при этом оставлен без ответа первый вопрос: “Откуда вы все это взяли?” Хотя на него-то составители “сказки” могли ответить исчерпывающе. Например, честно признаться: “Это сказали современные руководители нашей организации, когда они в состоянии транса общались с “тонким телом” основателя нашего культа из загробного мира, которого мы почитаем как божество”. Однако этого не делается. “Сказочница” только выражает свое сочувствие детям, у которых уже голова идет кругом от всех этих оккультных сказок:

“Дети! Интересно ли вам, не устали ли вы? Все ли понятно? Если вы что-то поняли, то, пожалуйста, объясните это взрослым” (с.15-16).

Вот так. “Понять” все это взрослые, как правило, не могут. С этим согласны даже в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. Рассчитывать можно скорее на детей, которые это “поймут” и “объяснят” взрослым.

Весь сюжет этой религиозно-оккультной “сказки” от “Брахма Кумарис” внутренне противоречив и алогичен. Похоже, что авторы текста, пока сочиняли его, сами запутались во всех этих “планетах” и “звездах”. Это и неудивительно, поскольку и “история”, и “космология”, и “богословие” по “Брахма Кумарис” - верх абсурда.

Читателя-ребенка на каждой странице “глушат” фантастическими оккультными представлениями маргинальной религиозной группы, по которым Земля то отклоняется от своей оси, то вновь возвращается в исходное положение; планета то уничтожается, то заново создается. Вот характерный отрывок из “сказки”:

“Климат на Планете был повсюду ровным, и везде царствовала Весна. Потому что после того, как большинство салиграмов улетело Домой с Отцом, Планета сильно встряхнулась, меняя свою внешность. Она очистила все свои пять элементов и преобразилась. И в этом ей очень помогли Отец Шива и Его дети-салирамы.

Так вот. От той встряски ось Планеты слегка повернулась и стала в правильное положение. (Сейчас, как вы знаете, ось Земли наклонена к плоскости эклиптики на 66 градусов 33 минуты 22 секунды.).

Салиграмы прилетели в Мир Счастья, который создал Отец. Но как ощутить это счастье, если ты - маленькая звездочка? Как вдохнуть аромат цветов им трав, попробовать сочные плоды? Как побегать и поиграть друг с другом?

Конечно нужны были органы-инструменты, а если проще сказать - ноги руки, рот, нос, то есть тело...” (с.23).

Подобный текст мог родиться в голове какого-нибудь средневекового алхимика, повредившего разум в поисках “философского камня”. Но даже в этом коротком отрывке видна вся методика “сказочника”: абсурдное внушение идей культа; затем “детский лепет” с отмеченным выше использованием позитивных эмоциональных образов - “звездочка”, “аромат цветов”, “сочные плоды”, “побегать и поиграть”; и вновь - порция абсурдного внушения.

Наши дети вряд ли скажут на память величину наклона оси Земли к плоскости эклиптики, но после такой демонстрации своей астрономической учености, автор-“сказочница”, вероятно, считает, что имеет полное право опрокинуть на голову маленького читателя очередную порцию абсурда. И при этом, попутно, внушить безнравственное отношение к людям, природе, всему живому. Ведь тело и жизнь на земле, оказывается, нужны человеку только для того, чтобы наслаждаться и играть, снисходительно поглядывая на все это как бы со стороны и будучи готовым в любой момент “улететь”...

“Жизнь на Планете на самом деле можно представить не просто жизнью, но бесконечным Спектаклем, а всю Планету - СЦЕНОЙ ТЕАТРА. И как только Пьеса начинается, в ней постоянно что-то происходит: одно действие сменяет другое, сцена за сценой... и так до конца Спектакля” (с.24).

Т.е., по понятиям религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, жизнь - это не жизнь, а “Спектакль”. Нравственное, ответственное отношение к ближним, истории своего народа, к своей Родине не обязательно, поскольку вся Планета - “СЦЕНА ТЕАТРА”, а люди - актеры.

“Актеры только возвращаются домой отдохнуть, а потом снова спускаются играть свои роли”.

Школьники узнают весьма оригинальную “истину”, что вся “Мировая история в точности повторяется каждые 5000 лет” (с.24). И еще о том, как эти салиграмы становятся людьми в “Новом Мире”: “Вы знаете, очень просто! Они возникали в телесном костюме мамы-салиграма сильной мыслью обоих родителей: мы творим новую жизнь! И новый салиграм входил в крошечное тельце, которое нормально развивалось, и в свое время на свет появлялось дитя” (с.24).

Можно допустить, что члены организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, вероятно, занимаясь бесконечными “медитациями” на тему своей никчемности перед лицом своего лидера, довели самих себя до состояния бесчувственной марионетки, куклы в руках невидимого “Режиссера”. Так что жизнь для них, уже - не жизнь. Но при чем тут наши дети, и почему им должно внушаться это безумие под видом красивой сказки под лакированной обложкой?

Описывая идеал райской жизни среди цветов и нектаров, “сказочница” от “Брахма Кумарис” не забывает постоянно напоминать читателю-ребенку, что тело - это только “костюм”, который всегда с легкостью может быть сменен на новый.

“Божества сами были как живые розы... А когда приходило время поменять этот костюм, они легко и с радостью меняли его на новый. И никто не печалился по этому поводу. Кто же печалится, меняя старую одежду на новую? Наоборот, это было как праздник” (с.29).

А что если ребенок, недовольный своей внешностью, сразу после прочтения этой книжки (восприятие ребенка особенно эмоционально, непосредственно, и он склонен верить взрослым) побежит “менять” свое тело на новое? Ведь в подростковом возрасте переживания детей по поводу своих действительных или мнимых физических недостатков особенно чувствительны, очень сильно влияют на их сознание и поведение.

Кроме того, есть и больные дети, которые переносят тяжелые телесные страдания годами. И, вместо того, чтобы укрепить их дух, им внушается, что терпеть все это ни к чему. Зачем страдать, терпеть боль, лечиться, если все так просто. Лучше сразу устроить себе “праздник от Брахма Кумарис” - произвести смену негодного “костюма” на новый!

Думается, что распространение подобной литературы может быть особенно опасно среди детей с психологическими проблемами. А попади эта книга в специальное детское учреждение для больных детей, последствия вообще могут быть не предсказуемы.

Вместе с отвращением к современной “тяжелой” жизни со всеми ее реальными трудностями и заботами, внушается отвращение и ко всем социальным учреждениям, социальным институтам. Конечно, в адаптированной для детского восприятия форме. Например, к школе.

“Школы там тоже были, и дети учились с радостью и удовольствием. Обучение было интересной и увлекательной игрой. История и география были очень простыми, потому что это было одно большое королевство и других на планете еще не было... особенно много было танцев...” (с.31).

Не то что в современной школе, когда учеба не всегда только радость и игра, но иногда - и труд. Надо учить настоящую историю, а на танцы отводится совсем мало времени.

Следующая глава в книге называется “Поворотный момент”. Ее начало иллюстрировано большой красочной картинкой с изображением зловещего паука в черной паутине.

Райское царство ни с того ни с чего вдруг рушится. Почему? Автор что-то пытается объяснять, но ведь это, на самом деле, ни к чему. Ведь раньше было сказано, что существует 5000-летний цикл, все идет по плану, как в спектакле. Нет никакой свободы, нет личности, нет никакой ответственности и морали.

Поэтому детям вдруг говорится, что “В салиграмы незаметно вошли злые духи” (с.37). Это в точки-то! Земля треснула и поглотила райское королевство.

“Планета еще раз сильно вздрогнула, как будто от горя, и ее ось отклонилась от вертикали. Изменилась и ее география...” (с.38).

В этих космологических фантазиях угадываются оккультные теории о прошлом Земли, которые разрабатывали теософы (Блаватская, Безант), в которые верят последователи Агни-Йоги (учения Е.Рерих) и другие оккультисты. Поэтому никакой собственно индийской культуры, традиционного индийского мировоззрения здесь нет. Религиозная идеология организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, в этом смысле, ближе мрачному новоевропейскому оккультизму, чем традиционным индуизму или буддизму.

Салиграмы “совсем забыли о том, что когда-то они были божествами” и потому не улетели с планеты, а страдали и умирали на ней.

“Салиграмы перестали понимать, что происходит с ними, когда они покидают тело-костюм. И назвали этот момент жизни СМЕРТЬЮ... вместе с ней пришел и СТРАХ СМЕРТИ, страх потерять тело” (с.39).

Таким образом, ребенку вновь напоминают, что будь эти салиграмы умнее, они бы не боялись потерять свой костюм-тело и спокойно улетели куда угодно. “Страх потерять тело” - ничего не стоящее заблуждение. Интересные вопросы могут задавать потом дети учителям по ОБЖ. Зачем беспокоиться о безопасной жизнедеятельности? Что опасного может быть в том, чтобы в очередной раз сменить “тело-костюм”?

Не улетев вовремя с земли, эти добрые, но глупые салиграмы попали в сложное положение, потому что “пришло много салиграмов, которые любили играть роль военных: генералов, командиров, полководцев”.

Получается, что вовсе не все “салиграмы” одинаковы, как об этом говорилось выше. Оказывается, есть хорошие и плохие “салиграмы”. Легко догадаться, что этими плохими станут все те люди, кого в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” считают негодными для усвоения диких идей ее руководителей.

“Остальных людей они старались сделать солдатами. Женщин, детей и стариков они не считали за людей, за исключением тех, которых назвали “моими”: моя семья, мой ребенок, а потом моя земля, моя страна и т.д.” (с.42).

Такое внушение - ни что иное, как целенаправленное разрушение в наших детях чувств любви к своей семье, стране, Родине, уважения и благодарности к ее защитникам и героям, т.е. гражданского сознания личности.

В законе РФ “Об образовании” цели формирования гражданских качеств личности, воспитания высоко ценного отношения к Родине, Отечеству, национальной культуре зафиксированы в качестве основных принципов образовательной политики в нашем обществе. Но книги, подобные данной, как и другие пособия, учебники, “сказки” для детей оккультно-религиозного характера направлены на подрыв этих принципов и потому не должны свободно распространяться в нашей стране. Если, конечно, государственные чиновники действительно заинтересованы в охране российской семьи и укреплении Российского государства.

Бедные хорошие салиграмы, которые “пришли из Золотого Мира, очень страдали от этих войн и такой ужасной жизни”. Возникшие было религии и их основатели - Авраам, Будда, Христос, Магомет не сумели дать избавления. “Мир стал миром сплошной лжи. Все стало фальшивым: мысли, чувства слова, дела. Даже маленькие дети начали лгать. Даже те, кто не хотел этого делать, лгали, не зная об этом. Мир стал королевством кривых зеркал” (с.48).

И, наконец, явился “избавитель” - Отец Шива прилетел на планету и воплотился в одного доброго дядю.

“Он был очень богатым ювелиром... У него совсем не было высокомерия. Его украшения славились по всей стране. Короли и богачи были его заказчиками... Многие говорили, что ему следовало быть королем... Отец Шива... вошел в него. И теперь они уже вдвоем смотрели через одни окошечки-глаза и говорили через одни уста” (с.52).

“Но не всем салиграмам понравилось новое Знание и не все признали своего Отца...”. Здесь, вероятно, опять идет речь о несогласных с фантазиями организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. За это Природа сначала мучила их голодом, холодом, землетрясениями, засухой и потопом, а потом смела всех огромной океанской волной:

“... вода в океане поднялась, встала высокой стеной, и огромная волна пошла по Планете, сметая все на своем пути...” (с.57).

Можно предположить, что если не дети, то уж взрослые, читая со своим ребенком книгу, точно догадаются: такие напасти должны пасть на головы всех тех, кто не принимает учения о божественности этого индийского ювелира и считает организацию “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” не единственным в мире источником истины и спасения, а маргинальной группой несчастных женщин и мужчин.

Кроме того, “рассказчица” в этом апокалипсическом месте забыла о ядерной войне как единственном средстве покончить со “старым миром”. Для детей и их родителей не уточняется, что это наказание непослушных салиграмов, согласно действительному учению организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, производится не всемирным потопом, а посредством взрывов атомных и водородных бомб.

Например, в литературе для взрослых, издаваемой организацией “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, это утверждается таким образом:

“Сейчас у людей растет страх перед ядерной катастрофой. Страх существует из-за непонимания того, что ядерная война - это способ закончить Железный век страданий. Души бояться, потому что не знают, что они неуничтожимы. Они считают себя смертными телами” (2).

“И сейчас все быстрее приближается тот день, когда эта Мировая Драма закончится взрывами атомных и водородных бомб. И все мы, сыграв свою роль до конца, вернемся в свой сладкий дом - Мир душ, откуда мы все пришли” (3).

Вероятно, такая замена ядерной войны на всемирный потоп сделана в педагогических целях. Адаптируя рассказ для младших школьников, ядерное побоище заменили вселенским потопом. Действительно, дети еще не изучали ядерную физику и потому не смогут оценить всю силу “любви” и благодеяний Отца-Шивы людям. А родителям это объяснят потом, когда они будут вовлечены в организацию.

“Но Отец - это же Отец. Он спас всех, и своих бестолковых детей тоже. Он всех забрал Домой. Только непослушных детей Он сначала хорошенько наказал за плохие поступки...”.

“Но как вы помните, не все дети-путешественники улетели Домой с Отцом. Некоторые остались, чтобы привести в порядок Планету, подготовить ее к Новой Жизни и чтобы все началось по новому кругу. Точно так, как 5000 лет назад” (с.57)

Получается, что “некоторые”, особо приближенные “сладкие дети” должны будут очищать нашу планету, которую “любящий Отец” забросал атомными и водородными бомбами, от радиоактивных завалов и трупов - ненужных “костюмов” толковых и бестолковых “детей”.

После всего этого ребенку задают вопрос: “Ну что, дети, вы, наверное, решили стать послушными, достойными, благоухающими цветами? Ведь это совсем не трудно! Самое главное - это ваше искреннее желание и немножко старания. Доброго пути в Страну Счастья!” (с.58).

Указывается и способ установить контакт со “Страной Счастья”. Для того, чтобы “самую правдивую на свете историю” из сказки сделать былью взрослым и детям “открывают один секрет”. Они могут “... написать письмо Главной Звезде, нашему любимому Отцу, который очень любит всех нас и всегда рад получать письма от своих детей” (с.61).

Для этого в книге указаны адрес электронной почты и сайт в Интернете организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” для установления связи.

Представьте - разволновавшийся малыш захотел действительно стать “звездочкой” и говорит маме: “Мамочка! Давай напишем письмо Главной Звезде?” Мама, которая и так называет его “моя звездочка”, немного сомневается, но в этой книге столько добрых слов про “любовь” и “счастье”... Наверно, придется уступить малышу и познакомиться с этими замечательными людьми, которые сказку могут сделать былью. А там, на другом конце провода, наверно уже ждут, чтобы сообщить: куда пойти “учиться” и когда приезжать с вещами для поездки на “служение” в один из центров организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в России или в “Медовый лес” - центральную резиденцию организации в Индии.

Здесь следует сказать, что по учению, которое принято в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” и которое должны будут исполнять в своей жизни люди, пожелавшие “написать письмо Главной Звезде”, т.е. установить связь с этой организацией и усвоить ее “мораль”, им придется не только забыть о всех своих родственниках и друзьях (порвать “привязанность к ним”, относиться к ним как к “мертвой массе” и т.п.), но и о своей семейной жизни. А ребенку - мальчику или девочке, соответственно - отказаться от нормального общения со своими родителями и от надежды в будущем создать счастливую семью, иметь детей.

Дело в том, что все “привязанности” за пределами своего культа, в том числе к самым близким людям в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” считаются нечистыми, греховными. А семейная жизнь - препятствием для религиозного “спасения” в понятиях этого деструктивного культа. И выйти из организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” тоже будет непросто, поскольку в ней существует и работает определенная организационная система, которая должна обеспечить невозможность такого “ухода” для тех, кто доверился этой секте.

“...итак, проверяйте, в какой степени сохранилось влечение к чему-либо из старого мира, будь оно в форме родственников, влечения к своему собственному телу, к каким-либо телесным существам или вещам”.

“Сейчас составьте такой план, чтобы ни одна душа не ушла из семьи Браминов. Вам надо сделать крепость настолько сильной, чтобы никто не мог ее оставить. Сейчас мы все еще слышим, что ушли очень хорошие. Почему они ушли? Куда ушли? Итак, сейчас сделайте крепость настолько сильной, что даже если кто-нибудь и подумает об уходе, он не смог бы оставить ее и уйти” (4).

“Все виды родства - мать и ребенок, муж и жена, брат и сестра - являются бременем”.

“Заключительный акт, ядерная война, будет освобождением для всех душ, все они возвратятся в свой изначальный дом, на Землю Покоя. Если бы железный век продолжался дальше, ужас страданий стал бы невыносимым...” (5).

“Отец Шива говорит: “Мои дорогие дети, та домашняя семейная жизнь, которую вы сейчас ведете, не заслуживает названия “грихастха ашрам” (святая домашняя жизнь), потому что “ашрам” означает святое место, но в этом мире Кали-юги в каждом доме происходят преступления и моральное разложение наполняет атмосферу...”.

“...общаясь с другими, я должен быть мысленно отстранен и интеллектуально не привязан, потому что мои отношения с ними - на короткий срок. Разве мне не надо сбросить эту телесную оболочку и вернуться в свою изначальную форму света?

... Я знаю, что порочный и безрелигиозный мир Кали-юги близится к концу. Я вижу вокруг себя безошибочные признаки и даже знаю орудие разрушения... мир кажется уже падающим... нравственно он уже погиб.

За что же тогда любить эту мертвую массу и эти мертвые тела? Зачем вступать в отношения с этими “скелетами” и не следовать линии, начертанной Всемогущим Отцом...” (6).

В этом пункте можно особенно четко увидеть отличия традиционных религий, созидающих культуру и общество от деструктивных нетрадиционных маргинальных культов - разрушающих традиционную семью и общество.

Не имея законных прав на осуществление религиозного образования детей в Российской Федерации, организация “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” прибегает к сокрытию своего статуса как религиозного объединения и использованию незаконных путей для получения возможностей приобщать детей к своему религиозному мировоззрению, фактически - осуществлять религиозное воспитание и привлечение детей и их родителей к членству в своем культе.

Таким образом, оценивая на данном примере детскую литературу, издаваемую организацией “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, можно сделать определенный вывод: главная цель этой книги для детей - внушить им религиозно-оккультные идеи и представления, принятые в этой организации под видом детской сказки, сказочной истории для детей. Именно “под видом”, поскольку ребенок ориентируется на то, что это лишь по форме “сказка” и к ней нельзя относиться как ко всякой волшебной сказке - выдумке.

“История, которую я хочу вам рассказать, - это подлинная история. Правда она больше всех других историй похожа на сказку” (с.3).

От читателя-ребенка требуется относиться к этим “историям” как к важнейшему сообщению, которое может изменить всю его жизнь.

“Слушай, слушай! Это важно, так важно! Это может изменить твою жизнь!” (с.3).

Поэтому в данном случае речь идет не о сочинении и распространении неких “сказок”, а о религиозной проповеди, о вовлечении в религиозную организацию детей и их родителей.

Выводы:

  1. Книга “История о тебе. Путешественники”, изданная организацией “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, предназначена для чтения детьми младшего возраста, младшими подростками самостоятельно или с родителями.
  2. Содержание книги является адаптированным для детского восприятия пересказом культовой религиозной доктрины, принятой в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” - формы шиваистского неоиндуистского нетрадиционного религиозного культа поклонения основателю организации (культовые имена Отец, БапДАда, Брама-Баба, Баба и др.), умершему в 1969 г. гражданину Индии.
  3. Распространение этой книги может считаться формой религиозной проповеди, распространения религиозных взглядов, а сама эта книга - материалом, предназначенным для религиозного образования детей; конкретно - обучению религии, принятой в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.
  4. Проповедническая (миссионерская) деятельность организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в Российской Федерации, осуществляемая в форме издания детской литературы, направленной на воспитание детей, служит целям вовлечения российских семей в число членов религиозного данного культа - родителей детей и самих детей.
  5. Книга “История о тебе. Путешественники”, изданная организацией “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, не является детской литературой, предназначенной для формирования нравственных убеждений, но, напротив, способствует выработке у детей безнравственного и безответственного отношения к самим себе, другим людям в нашем обществе, к учебе и потому может создавать препятствия для нормальной социальной адаптации, социализации подростков.
  6. Под видом поучительных или воспитывающих историй, публикуемых в качестве детских сказок, организацией “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” проводится внушение детям религиозно-оккультных представлений, абсурдных мировоззренческих, исторических схем не имеющих ничего общего с действительностью, мистифицирующих сознание детей, разрушающих результаты школьного образования. При этом дети определенно ориентируются воспринимать этот абсурд не как вид “сказки”, а как “подлинную историю”.
  7. Обучение религии в форме распространения детской литературы, проводимое религиозным, по существу, объединением “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” является социально опасным, поскольку не предоставляет обучающимся никаких научных знаний, а нравственные нормы, принятые в организации и усваиваемые читателями этой литературы, противоречат общечеловеческим нормам нравственности, традициям и ценностям российской культуры.

 

16.02.2000

Кандидат педагогических наук

И.В.Метлик

_________________

(1) “История о тебе. Путешественники” / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – Без указания места издания, 1999. – 64 с.

(2) Духовное знание и раджа йога. Краткий курс / Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис. – СПб.: Санкт-Петербургский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис, ПО “Типография имени Ивана Федорова”, 1992. – С.57.

(3) Как сделать жизнь полной блаженства и ценной, как бриллиант / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. – С.18.

(4) Авьякт БапДада. 1993-1994. 1994-1995 / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. – М.: 4-й филиал “Воениздата”, 1995. - С. 49,66.

(5) Духовное знание и раджа йога. Краткий курс / Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис. – СПб.: Санкт-Петербургский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис, ПО “Типография имени Ивана Федорова”, 1992. – С.45,53.

(6) Как сделать жизнь полной блаженства и ценной, как бриллиант / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без указания года и места издания. –С. 22-23, 28-29.

 

 

Hosted by uCoz