UCOZ Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №48-э от 27 февраля 1998 г., выполненное по запросу депутата Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской о вероучении и деятельности религиозной организации “Брахма Кумарис”

Уважаемая Нина Викторовна,

На Ваш запрос сообщаем следующее.

1. Анализ доктрины организации “Брахма Кумарис” позволяет утверждать наличие религиозный характера этой организации.

“Брахма Кумарис” - неоиндуистский культ шиваитской направленности: “Только естелесный Господь приносит благо всем душам. Поэтому Его имя - Шива, то есть Благодетель. Шива - это имя, указывающее на качества Господа” (1).

Индоктринация учения в “Брахма Кумарис” преподносится в виде учебного курса в духовном университете. При этом заявляется: “Наш университет не присваивает никаких степеней или дипломов, но дает такие установки, что вся сама ваша жизнь становится дипломом” (2). Полное название организации - “Брахма Кумарис Международный Духовный Университет” (Brahma Kumaris World Spiritual University), хотя ни какого отношения к университету, как лицензированному учебному заведению высшего образования, эта религиозная организация не имеет.

Нет никаких сомнений, что “Брахма Кумарис” просто прикрывается самостоятельно себе присвоенным званием “духовного университета”, скрывая за ним свою религиозную сущность и конфессиональную принадлежность. Фактически “Брахма Кумарис” не является никаким университетом, на деле представляя собой типичную религиозную организацию неоиндуистского характера.

Религиозная сущность организации “Брахма Кумарис” постоянно находит подтверждение в религиозной литературе этой организации. Активно пропагандируемая в “Брахме Кумарис” йога представляет собой “самый правильный метод прийти к Богу. Йога подразумевает устойчивое упоминание о Господе. Вот почему без любви к Нему йога не может быть успешной” (3). А широко практикуемая в организации медитация является религиозным обрядом и ритуальной практикой:

Такая Медитация может быть названа настоящей религией человека. Именно она способна положить конец религиозным и социальным распрям и привести к чувству единства всего человечества... Медитация, о которой говорилось выше, является подлинным спасением от всех социальных и духовных бед как для Востока, так и для Запада. Это и есть практическая и универсальная религия. Поэтому значение йоги в ее истинном смысле и необходимость обучения ей по всему миру вряд ли можно переоценить” (4).

В книге Джагдиша Чандера Хассиджы, одного из руководителей Брахма Кумарис”, приведен текст молитвы адептов “Брахма Кумарис” (5).

2. В религиозной организации “Брахма Кумарис” насаждается практикуется культ личности основателя и нынешнего руководства с претензиями на харизматическое лидерство.

Говорится об озарении Праджапиты Брахмы, снисхождении на него божественного знания и т.п. Постоянно используются эпитеты: “Праджапита Брахма - отец человечества”, “Дади Джанки - мама мира” и пр. Во время празднования 60-летия культа в Москве собравшимся было торжественно объявлено: “Вам сильно повезло, что вы можете увидеть Дади Джанки, услышать ее. Это большая радость...”. На бланке приглашения на это празднование было указано: “Дади Джанки - женщина, олицетворяющая собой мудрость.. Дади, будучи провидцем, обладает уникальностью.... Дади с любовью помогает людям..., взяв на себя уникальную роль в создании будущего мира, достойного многих следующих поколений” (6).

3. В религиозном вероучении организации “Брахма Кумарис” содержатся положения, директивно призывающие адептов организации к разрыву социальных связей и разрушении семьи.

“Брахма Кумарис” активно призывает (что в религиозной организации неоиндуистского, гуруистского характера равнозначно принуждению) адептов к подавлению любых позитивных чувств к родным и близким, к разрыву любых привязанностей:

Желающий овладеть йогой должен раз и навсегда решить для себя, что чувственная жизнь - это прямая противоположность духовной жизни... Человек, лишенный Гьян (Божественного знания), постоянно помнит о своих мирских узах, особенно о своих родителях...” (7);

Я люблю всех и ни к кому не привязана... Чтобы создать себе прекрасное эго, избавьтесь от всех привязанностей” (8);

Для человека с таким складом мышления нетрудно разорвать все привязанности, оставить влечение к материальным вещам этого мира, которые не дают ничего, кроме мимолетного чувственного наслаждения” (9);

Человек, занимающийся ею (йогой, - сост.), отрекается ото всех привязанностей... Она дает занимающемуся ею богатейшую награду - двадцать одну жизнь в счастье и блаженстве в Золотом и Серебряном веках” (10);

Привязанность - это тоже нечистая любовь. Она основана на влечении к человеку или вещи. Душа забывает, что ее тело преходяще и поэтому нельзя привязываться ни к нему, ни к телам других людей... Человеку, у которого есть привязанности, рано или поздно придется страдать. Тот, кого он любит, может уйти или изменить, и тогда возникают боль и горечь. Это чувство не имеет ничего общего с любовью; это оковы... Это цепи для ума, а их считают нитью, связующей семью! Люди говорят, что семья не может существовать без привязанности, но на самом деле это шип, пронзающий ум. Человек увязает в болоте привязанности, а кругом полагают, что она укрепляет союз” (11);

Человек боится разлучиться с любимыми людьми или вещами. В страхе человек совершенно перестает различать, что хорошо, а что плохо, где правда, а где иллюзия. В результате он может сделать совсем неверный шаг. Так страх становится причиной его падения” (12);

Если мы ощущаем себя наблюдателями и не имеем никаких привязанностей и влечений, то мы закладываем прочный фундамент для йоги” (13);

Мирские привязанности объявляются источником всех пороков: “Практика йоги требует полной отдачи себя Всевышнему, отказа от любви близких и дорогих ему людей. Йог должен отречься от мирских привязанностей - корня телесного сознания и источника всех пороков” (14).

Согласно вероучения “Брахма Кумарис”, чувство привязанности к родным и близким сродни жадности и гневу и является человеческим пороком: “Нынешнее общество развращено телесным сознанием, из которого проистекают все человеческие пороки. Похоть привела к неконтролируемому росту населения; гнев - к разладу в семье и преступлениям в обществе; жадность - к коррупции на всех социальных уровнях; привязанность - к несправедливости, а гордость - к вражде и повсеместным раздорам” (15).

Любые формы привязанности, любовь к родным и близким, к своей семье, добрые и теплые отношения к друзьям, любые чувства между мужчиной и женщиной, даже самые романтические и невинные, - все это в “Брахме Кумарис” называется “похотью”, от которой адепты призваны избавляться всеми силами:

Чувственная жизнь ведет его к порокам и привязанностям. Она вызывает злобу к тем, кто препятствует ей, и, самое главное, порождает всепроникающий страх смерти” (16);

Разве любовь, вызываемая физическим обликом мужчины и женщины, не есть похоть? Она лишает человека физических сил, заставляет любить лишь то, что дает наслаждение его органам чувств и, таким образом, превращает в их раба. Она делает мысли и поведение распутными и ветреными. Израсходовав жизненные соки души, духовное счастье, человек окончательно попадает в ловушку мира плоти, костей и крови. Вот почему похоть - это врата Ада. Разве не ад - очертя голову броситься за телом, состоящим всего лишь из костей и кожи, утратить разум и уравновешенность мыслей?!” (17);

Похоть - настолько грязный вид любви, что человек теряет всякое понимание о себе как о душе. Человек становится похотливым под влиянием своего невежества... На Западе любовь часто изображают в облике Купидона, который пускает стрелы, сделанные из цветов. Выражение “стрелы Амура” - это поэтический образ, символизирующий силу похоти. Что говорят те, кто охвачены этой страстью? “Твой взгляд захлестнул меня, подобно буре”. “Твоя стрела пронзила меня; ты разбила мне сердце”. Это любовь-убийца. Но все скрыто под видом стрел из цветов...” (18);

Любовь, которую мужчины и женщины в этом мире испытывают друг к другу, зовется слепой” (19);

Любить тело, внутри которого находятся микробы и бактерии, слизь и испражнения - это значит подражать мухе, липнущей к падали. Наши тела рождены похотью, и в этом отношении они низкопробны по сравнению с телами божеств, они подвержены постоянной деградации. Насколько бы красивой ни была кожа, за ее тонкой оболочкой, в этой массе плоти, которая остается живой и действующей лишь короткое время, кроется множество грязных и низменных веществ, поэтому глупо считать кожу настолько красивой, чтобы становиться ее рабом” (20);

Когда человек смотрит на красоту тела или материальных вещей, в нем пробуждаются похоть, жадность или привязанность. Из-за этого он падает” (21);

Похоть - самый большой и сильный из пяти пороков, порождаемых телесным сознанием. Она имеет много форм - от простого влечения к лицу и фигуре человека до всепоглощающего желания иметь с ним половую близость. Для постигающего йогу это, несомненно, самое серьезное препятствие. Похоть может сбросить с высот духовного блаженства в бездну ада, свести к нулю все усилия. На похоть нужно смотреть как на смертельного врага, которого необходимо прогнать от себя с самого начала. Чтобы отразить атаки похоти, йогу нужно развить привычку, думая о теле, видеть его неприятные стороны - нечистоту, подверженность болезням, смерти и распаду. Тело следует терпеть лишь как необходимость... Йогу следует задуматься над тем, что преходящее сексуальное наслаждение - ничто по сравнению с последующей утратой бесценного бриллианта. Он должен сказать себе: “Моя цель - стать божеством. Тогда зачем мне проклинать самого себя и навлекать на себя муки ада, живя подобно обезьяне? Я не променяю мою драгоценную душу на то, что подобно пустой похлебке” (22).

4. Негативное отношение к внекультовому социуму

Превалирование культовых идей над всеми остальными, противопоставление внутрикультового социума внекультовому и запрет на восприятие критики культа достаточно четко прослеживается при анализе доктрины “Брахма Кумарис”:

Человек, любящий Высшего Отца, легко избавляется от трепета перед нечистыми условностями и традициями Железного Века, он не гоняется больше за одобрением других и освобождается от любви, вызываемой преходящей модой” (23);

Критические замечания или насмешки и пренебрежение со стороны окружающих отвлекают ум и мешают открыть новую страницу в жизни. Но если мы честны и искренни с собой, то все это недолго будет оставаться камнем преткновения на нашем пути” (24).

Проповедуя, на манер “Белого Братства”, близкий конец света: “Этот похотливый мир находится на краю полного разрушения” (25), “Брахма Кумарис” крайне негативно относится ко внекультовому социуму. Тезис: “Сегодняшний мир подобен огромному лесу, населенному ядовитыми, как змеи, людьми. Они предаются злобе и низким страстям, грызут своими клыками всех, с кем соприкасаются. В них можно найти все обезьяньи пороки” (26) заставляет усомниться в справедливости присвоения “Брахме Кумарис” звания “посланник мира”, ибо такого рода человеконенавистничество скорее свойственно каким-нибудь сатанистским сектам, чем “религии, всем приносящей счастье”, как назвала “Брахму Кумарис” одна из ее руководителей Дади Джанки.

5. Негативное отношение к традиционным религиям

По данным бывших адептов этой организации (27), лекторы “Брахма Кумарис” на занятиях неоднократно оскорбляли Иисуса Христа, называя Его “нищим в духовном плане человеком”, буддизм и ислам (28), хотя в своих “Принципах, необходимых для достижения духовной целостности и гармонии между религиями” “Брахма Кумарис” декларирует тезис о необходимости уважительного отношения к другим религиям: “Никто не имеет права осуждать, порочить, унижать или оскорблять убеждения, верования, догматы, принципы, обычаи, символы, святые места, почитаемых пророков или святых любой религии, включая его собственную, или распространять ненависть по отношению к ним”. Видимо, речь идет лишь о том, что нельзя критиковать именно “Брахму Кумарис”, руководители которой, однако, себя считают вправе оскорблять другие религии, история которых насчитывает тысячелетия.

Своя религия выставляется как единственно верная. Так, Дади Джанки в одном из своих выступлений сказала: “Наша религия всем приносит счастье. Она полна правдивости и чистоты... Раджа-йога - учение, превращающее людей в божества”; “Слова Учения настолько просты, что даже ребенок может их понять, но при этом они глубоки, как океан...” (29). Кстати, остановимся на утверждении лидеров “Брахма Кумарис” о том, что “раджа-йога - учение, превращающее людей в божества”. Если человек искренне и фанатично начинает верить, что он божество, то следующий его шаг - осознание собственной неподсудности мирским законам, в том числе и уголовным, а также этическим и моральным канонам, что происходило уже не раз в истории сектантского экстремизма. Существуют документальные данные, что Чарльз Мэнсон, руководитель ковена (подразделения из 13 человек) “Церкви сатаны”, находился под сильнейшим влиянием пантеистической философии “Единой Сущности”, когда приказал убить в 1972 году на даче кинорежиссера Романа Полански актрису Шарон Тейт и ее друзей (одно из самых известных жестоких убийств в США за последние десятилетия). Мэнсон считал, что достиг такого состояния сознания, которое выходит за пределы морали, и поэтому мог без зазрения совести убивать людей. И хотя это, конечно, весьма необычный случай, такое поведение вполне в духе традиции поклонения индуистским богам (30).

Говорится, что пропагандируемая и насаждаемая в своей среде адептами “Брахма Кумарис” йога обладает целым рядом “удивительных качеств”:

Йога - это средство от болезней, поразивших наше мышление. Она восстанавливает уравновешенность мысли. Стоит применить это средство - и человек почувствует, что он любим, что исчезли его отчаяние и разочарование” (31);

Для занятий этой йогой не нужно принимать какие-либо телесные позы и контролировать дыхание, не нужны тяжелые физические упражнения и суровая проверка выносливости (хатха-йога)” (32).

6. Запрет критического мышления

Здесь весьма и весьма примечательны призывы и декларации одного из авторитетных апологетов “Брахмы Кумарис”:

Начинающий йог очень скоро сталкивается с тем, что ум - это большое препятствие в его духовной работе” (33);

Практика йоги требует отказа от всего, что принадлежит йогу в этом мире - от своего тела, ума” (34);

Жизнь - это большая игра, в которой мы играем отведенные нам роли” (35);

Есть пять препятствий, которые притягивают ум к себе и не отпускают его. Они встают на пути нашего духовного развития, мешая концентрации. Речь идет о цвете, вкусе, запахе и осязательных ощущениях. Когда наши мысли заняты пятью вещами, воспринимаемыми нашими органами чувств (глазами, ушами, носом, языком и кожей), человек не может сосредоточиться на Боге” (36);

Патанджали советует упражняться в сдерживании мыслей на каждом шагу. Однако полное подавление мыслей бессмысленно и даже вредно” (37).

Очевидно, что речь идет о сдерживании именно критического мышления, что подтверждается следующим положением доктрины: “Постоянно общаясь с Высшей Душой, йог приобретает восемь чрезвычайно важных сил. Это... сила “упаковывать” в свой ум лишь необходимое” (38), то есть лишь то необходимое, что позволят лидеры “Брахмы Кумарис”.

Для остановки критического мышления в религиозной организации “Брахма Кумарис” используются медитативные практики раджа-йоги и регулярное повторение мантр (39). Единая общая мантра культа - “Ом шанти”. В целях индоктринации необходимости постоянного использования мантры в культе она окружена своего рода ореолом романтики и таинственности: “В Индии для совершения религиозных обрядов часто используются священные мантры. Есть традиция: когда ученик получает посвящение от своего гуру, тот произносит шепотом ему на ухо мантру, которую ученику предстоит повторять в течение всей жизни. Как правило, гуру и ученики держат эти мантры в тайне и никогда не предают их огласке. Только тот, от кого получена мантра, признается как гуру” (40).

7. Корыстный интерес руководства культа

Обучение в “университете” “Брахма Кумарис” пропагандируется бесплатным, хотя в религиозной литературе организации прослеживается, что ни о каком альтруизме речь не идет:

Преданная мать неустанно трудится ради своих детей. Однако преданность йога Высшему Отцу превосходит все это. Йог полностью вверяет Ему свое тело, ум, мирское богатство. Благодаря этому он побеждает эго, а также привязанность к материальным вещам и мирским удовольствиям” (41);

Практика йоги требует полной отдачи себя Всевышнему, отказа от всего, что принадлежит йогу в этом мире - от своего тела, ума, мирских богатств” (42).

По словам бывших последователей (43), адепты “Брахмы Кумарис” обязаны отдавать третью часть зарплаты (44).

8. “Брахма Кумарис” классифицирована как деструктивная религиозная организация в:

Руководитель Центра реабилитации

жертв нетрадиционных религий

священник Русской Православной Церкви

О.Стеняев

1. Хассиджа Б.К. Джагдиш Чандер. Раджа йога метод и цель. - Санкт-Петербург: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, 1994. - С.36.

2. Выступления руководства “Брахма Кумарис” на праздновании 60-летия культа и 7-летия его деятельности в Москве в актовом зале Московской Финансовой академии при Правительстве РФ (Ленинградский пр.,49) 8 сентября 1996 г.

3. Хассиджа Б.К. Джагдиш Чандер. Раджа йога метод и цель. - Санкт-Петербург: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, 1994. - С.62.

4. Там же, с.52-53.

5. Там же, с.100-101.

6. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Издание 2-е, дополненное и переработанное. - Белгород, 1997. - 459 с.

7. Хассиджа Б.К. Джагдиш Чандер. Раджа йога метод и цель. - Санкт-Петербург: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, 1994. - С.85.

8. Выступления руководства “Брахма Кумарис” на праздновании 60-летия культа и 7-летия его деятельности в Москве в актовом зале Московской Финансовой академии при правительстве РФ (Ленинградский пр.,49) 8 сентября 1996 г.

9. Хассиджа Б.К. Джагдиш Чандер. Раджа йога метод и цель. - Санкт-Петербург: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, 1994. - С.11.

10. Там же, с.22.

11. Там же, с.58.

12. Там же, с.59.

13. Там же, с.105.

14. Там же, с.87.

15. Там же, с.91.

16. Там же, с.14.

17. Там же, с.56.

18. Там же, с.57.

19. Там же, с.65.

20. Там же, с.70-71.

21. Там же, с.71.

22. Там же, с.83-84.

23. Там же, с.63.

24. Там же, с.84.

25. Там же, с.84.

26. Там же, с.97.

27. Секта “Брахма Кумарис” внедряется в Россию // Комсомольская правда, 18 апреля 1996 г.

28. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Издание 2-е, дополненное и переработанное. - Белгород, 1997. - 459 с.

29. Там же.

30. Douglas R. Groothuis. Unmasking the New Age. - Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1986.

31. Хассиджа Б.К. Джагдиш Чандер. Раджа йога метод и цель. - Санкт-Петербург: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, 1994. - С.61.

32. Там же, с.21.

33. Там же, с.52.

34. Там же, с.87.

35. Там же, с.112.

36. Там же, с.67.

37. Там же, с.12.

38. Там же, с.107.

39. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Издание 2-е, дополненное и переработанное. - Белгород, 1997. - 459 с.

40. Хассиджа Б.К. Джагдиш Чандер. Раджа йога метод и цель. - Санкт-Петербург: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, 1994. - С.75.

41. Там же, с.19.

42. Там же, с.87.

43. Секта “Брахма Кумарис” внедряется в Россию // Комсомольская правда, 18 апреля 1996 г.

44. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Издание 2-е, дополненное и переработанное. - Белгород, 1997. - 459 с.

45. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.

46. Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №3.- С.8.

47. Материалы Республиканской научно-практической конференции “Беларусь: религиозное сектантство и молодежь” (Минск, 18-19 декабря 1996 г.). - Минск: Государственный комитет по делам молодежи Республики Беларусь, 1997.

48. Правоохранительные органы и религиозные организации. Сборник материалов / ГИЦ МВД РФ. - М., 1997. - 125 с.

Hosted by uCoz