Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Заключение ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, доктора психологических наук, старшего научного сотрудника В.В.Абраменковой и и.о. декана библейско-патрологического факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова, доцента, кандидата философских наук А.В.Ситникова от 22 марта 2001 г. о содержании вероучения и деятельности организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”

Экспертное исследование выполнено по запросу Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий.

Для проведения экспертного исследования были предоставлены 2 видеокассеты организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, а также печатные материалы о деятельности данной организации (см. “Источники”).

Заключение состоит из перечня вопросов и задач исследования объекта (организация “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”), текста исследовательской части и выводов.

Перечень вопросов и задач исследования объекта.

Предметом рассмотрения экспертов были особенности деятельности организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, обусловленные принятым в данной организации вероучении, в том числе:

1) характеристика организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, с точки зрения рода ее деятельности в российском обществе, определение социального статуса данной организации;

2) определение объекта культового поклонения, принятого в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”;

3) выявление содержания основных мировоззренческих идей и психологических установок, которые должны усваивать члены организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”;

4) определение рода психофизиологического воздействия на адептов (последователей учения) в ходе ритуалов, принятых в религиозном объединении “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, проповедей лидеров организации;

5) характеристика измененных состояний сознания, в которые погружаются члены организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в процессе духовной практики и отношений, которые формируются к лидеру (лидерам) внутри организации, к другим людям в обществе и социальным институтам;

6) оценка уровня социально-психологического статуса членов организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”;

7) определение степени социальной, психофизиологической и нравственно-духовной опасности/безопасности деятельности организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в российском обществе.

Исследовательская часть.

С точки зрения рода деятельности в российском обществе организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, ее статус можно определить как нетрадиционное религиозное объединение (религиозный культ) восточного(неоиндуистского) происхождения. Основная база этого культа расположена в Индии, в г. Маунт Абу, штат Раджастан. (17).

По данным источников (11, 22) в Российской Федерации организация “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” зарегистрирована Министерством юстиции РФ в качестве некоммерческой международной организации. Основной деятельностью организации заявлена образовательная деятельность: “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет зарегистрирован Министерством Юстиции России, имеет лицензию на образовательную деятельность в сфере обучения нравственным и духовным ценностям” (11, с.39).

На этот факт следует обратить внимание потому, что по существу своей деятельности, которая наглядно представлена содержанием видеоматериалов (1, 2), организация “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” является не образовательным учреждением (университетом), а именно религиозным объединением.

Таким образом, имеется несоответствие фактической деятельности этой организации и деятельности, заявленной при ее регистрации в органах юстиции Российской Федерации. Проведение религиозным объединением обучения последователей своей религии, миссионерская деятельность, сопряженная с обучением новых адептов культа, не могут рассматриваться в качестве образовательной деятельности светского учебного заведения, как она была представлена при лицензировании, а являются религиозным образованием в рамках данного нетрадиционного религиозного культа.

По данным других источников (14), организация “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” существует в Индии с 1937 года. Ее основателем был некий богатый ювелир, который однажды объявил себя воплощением бога на Земле, “Отцом Человечества”.

“В 1976 году исполнилось 100 лет со дня рождения Праджапита Брахмы, основателя Всемирного Духовного Университета Брахма Кумарис. Праджапита означает Отец Человечества, Брахма - имя, даваемое создателю. Это имя он получил в 1937 году, когда по зову Господа он стал Его инструментом для возрождения мира. До этого он был процветающим ювелиром, славящимся своей честностью и деловой хваткой” (7, с.58).

Этот человек объявил, что через него действует высшее божество (“Шива”, “Брахма”, “Иегова”, “Высший Отец всех душ” и т.п.) и он является его исключительным посредником в общении с человечеством. Через основателя организации “богом”, якобы, было передано учение, которое “затрагивает все сферы человеческого познания: социологию, психологию, обществоведение, историю, метафизику, эстетику, этику и многие другие” (там же).

Сущность этого учения в том, что люди представляют собой бессмертные души, которые облечены материей. Все страдания в мире - иллюзия, “майя”. Человек, якобы, в действительности - нематериальная “точка” (“салиграм”). Вся история человечества, реальная социальная действительность представляет собой воображаемый мираж, это -“игра”, “пьеса”. История длится 5000 лет, а потом наступает катастрофа, которую в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” связывают с всемирной ядерной войной. В результате этой войны души-“салиграмы” возвращаются в “сладкий дом”, некое метафизическое пространство для того, чтобы затем снова воплотиться на Земле. Новый цикл истории снова длится 5000 лет, и так без конца. Самого себя основатель культа “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” считал неким мессией, который воплощается на Земле для завершения истории очередного цикла. Он должен принять участие в уничтожении “грешного”, “разложившегося” мира и забрать в сверхчувственный “Тонкий мир” своих верныхпоследователей, которые будут там наслаждаться райским состоянием. Все другие люди, которые не отдают ему почитание, должны мучительно погибнуть, но потом также превратятся в “точки” для дальнейших воплощений на Земле.

Основатель культа собрал вокруг себя круг последователей, точнее последовательниц, поскольку это были, в основном, тогда еще молодые женщины, которые отдавали ему почести как богу.

После его смерти в 1969 году организация не распалась. Несколько его самых верных учениц переработали данное основателем культа учение. Не посягая на то, чтобы заменить собой основателя на месте “мессии”, “воплощения бога на Земле”, они объявили себя его пророчицами. “Когда Брахма Баба завершил свою телесную роль, Шива Баба дал роли Администраторов двум высокодуховным женщинам. Их с любовью называют Дади и Диди (и то, и другое слово на разных языках означает “старшая сестра”). Дади и Диди - это не замена Брахма Бабе...” (7, с.66).

Утверждение, что основатель культа должен “закончить” историю человечества было также видоизменено. Теперь “конец света” он должен устроить из загробного мира, руководя оттуда своими приверженцами на Земле. Он “продолжает свою работу по обновлению мира, не связанную уже с материальным телом, в совершенном союзе с Высшим Отцом” (там же). “Он достиг того, что называется “Высшей Стадией” 18 января 1969 года, оставил затем свое тело и сейчас продолжает свою работу из Тонкого Мира в “ангельской” форме. Это высший урок обожествления человека, превращения его в ангела” (7, с.58).

На примере этой цитаты отметим крайнюю неосведомленность современных лидеров культа в религиоведческих вопросах. Еще можно как-то понять, что они не знакомы с научно описанной историей древнего мира, которая простирается далеко до III тысячелетия до н.э. Но ставить в один ряд “обожествление” и “превращение в ангела” - это невежество на уровне общего религиоведческого образования, доступного выпускнику обычного колледжа, и оно особенно поразительно для “пророчиц бога”. Тем более, видимо, им недоступно понимание различия между “обожением” и “обожествлением”.

Таким образом, культовая доктрина религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” утверждает, что ее умерший основатель действует ныне через тела своих избранных учениц, буквально передавая через них внушения, распоряжения его современным последователям. Ритуалы этих внушений и составляют основное содержание переданных для изучения и оценки видеоматериалов (1,2).

В содержании этих внушений, адаптированных для слушателей, которые в разной степени знакомы с историей и культовой доктриной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, собственно, и заключается все “образование”, которое осуществляется в данном “учебном заведении”.

“Брахма” - имя божества, “кумары” - его верные и преданные последовательницы, “всемирный университет” - их “образовательная деятельность” по всему миру для распространения культа почитания основателя этой организации.

Особое положение ряда любимых учениц умершего лидера культа, теперь уже пожилых женщин, в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” связано именно с этой их ролью главных “микрофонов”, или, как они еще говорят, “инструментов” на Земле для основателя культа из его “нематериального” положения в загробном мире. Поэтому их медиумические сеансы “общения” с “тонким телом” основателя культа составляют ядро религиозной практики организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. Именно такие “общения”, как сказано выше, зафиксированы на видеокассетах (1,2). Адепты организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” должны относиться к этим женщинам, современным лидерам секты с “любовью”, поклоняться им как “пророчицам Всевышнего”, напрямую общающимися с божеством.

На записи такого медиумического “общения”, которое, скорее всего, просто спектакль, даваемый для адептов культа, одна из “Старших Сестер” (“кумар”) долгое время приводит себя в состояние медитативного транса (начало видеокассеты №2). Затем неестественным голосом она начинает “вещать” от имени, якобы, вошедшего в ее тело духа давно умершего лидера. Этот дух лидера (культовые имена ШиваБаба, БапДада и др.) либо “передает” ей, что надо говорить аудитории, и тогда она говорит как бы от его имени, либо он говорит прямо “ее устами”.

“Сегодня Баба сам пришел, чтобы отпраздновать Шиву джанти с детьми, приехавшими со всех четырех сторон света. Насколько же удачливы дети, раз сам Отец пришел, чтобы отпраздновать с ними!

Люди в мире взывают: Приди! Когда ты придешь? Не знают, в какой форме ты придешь. Вы никогда и не думали о такой уникальной сцене. Вам это даже и не снилось.

А Отец пришел сюда, чтобы праздновать вместе с Вами в телесной форме! Он радуется и говорит: “Вах! Мои дети - салиграмы. Вах! Вах, дети! Которые сейчас в телесной форме, а потом в будущем станут ангелами и божествами” (2).

Иногда эти “пророчицы” говорят и сами за себя, объясняя и разъясняя то, что было сказано ранее лидером, а также обосновывая свое особое положение “пророчицы” в организации.

“Отец приходит сюда и берет взаймы это физическое тело (намекает на себя -прим авт.). Это называется - алокек (божественной любовью)” (2).

“Духу” лидера члены организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” оказывают почитание как божеству. Это почитание включено в ритуал культа в форме преподнесения этому “духу” пищи - ритуального кормления этого “духа” и дарения ему разных вещей (1,2).

Все это преподносится “физическому телу” “Старшей Сестры”, т.е. лидерам культа, “через которых” все эти подношения “вкушает” БапДада - так называют умершего основателя секты. В конце ритуала общения с “духом” служители выходят на сцену и кормят “Старшую Сестру” с ложечки, подразумевая, что этим отдают почести БапДаде (1, 2). Затем устраиваются танцы, поются песни, подносятся цветы - все для “духа” лидера, фактически, для современных руководителей секты.

Итак, объектом культового поклонения в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” выступает обожествленный лидер культа, умерший в 1969 г. Ныне поклонение ему перенесено на узкий круг его приближенных последовательниц (“Старшие сестры”), которым отдаются божественные почести как уникальным “орудиям”, “микрофонам”, через которые основатель культа вещает в мир. Это ядро современных лидеров осуществляет медиумическую связь с божеством и потому само в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” обожествляется. Они владеют связью с “высшим миром” и являются единственным и прямым орудием божественного присутствия для адептов. На этом основании строится подчинение лидерам со стороны рядовых последователей культа.

“Если вы говорите, Баб-Дада - ваш спутник, то вам нужно оставаться в этом обществе. Почему вы расстаетесь с Баба? Баба это не нравится” (1). Покинуть организацию “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, проявить неподчинение “Старшим сестрам” означает для адепта “расстаться с Баба”, т.е. прервать связь с божеством в его понимании.

Все самостоятельные молитвы адептов БапДаде не могут заменить руководства со стороны лидеров. Адепт самостоятельно не может получать внушения от умершего лидера, научиться вступать с ним в контакт самостоятельно так же невозможно. Это право “избранничества” присвоили себе только современные лидеры культа. Они, якобы, могут свободно вступать в общение с духом давно умершего ювелира, спрашивать у него все, что угодно, получать ответы или даже просто предоставлять свои голосовые связки для него. Чтобы он таким образом “поговорил” со своими почитателями.

“Иногда Баба замечает, что у некоторых детей лица... что Бабе сказать? Баба, какое слово использовать?” (медиум “спрашивает”, вернее, переспрашивает “дух” лидера, обращаясь как бы к нему, в загробный мир).

“Вы (обращается теперь к залу - прим. авт.) знаете, какое-то слово, поэтому вы и смеетесь.

Когда Баба-Дада видит такие лица, он чувствует жалость, милосердие, и еще он немножко и удивляется тоже: Мои дети настолько несчастны! Да разве такое возможно? Неужели такое возможно? Быть несчастливым значит быть рабом майи. А кто такая майя по сравнению с вами: муравей, мертвый муравей. На расстоянии кажется, что она живая, но на самом деле она мертвая” (1).

“Майя” - весь окружающий человека мир, все вокруг, в том числе люди, родственники, работа, общество, государство, свои жизненные обязанности и прочее.

Следует еще раз подчеркнуть, что никакой “науки”, кроме убеждения в необходимости поклоняться основателю своей организации как воплощению бога на Земле и оформлении соответствующего культа для тех, кто в это поверит, в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” не знают и не распространяют. “Обучение йоге”, “обучение медитации” и т.п. сводится, как это будет показано ниже, к самым простейшим рекомендациям, суть которых совершенно проста: выбросить из головы все, что возможно, и думать только о величии лидера культа как можно дольше. Такое состояние мышления в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” называют “счастьем”.

Для последователей из стран Запада рекомендуется при этом не бросать свою основную работу, чтобы материально обеспечивать центры организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в разных странах, финансировать издание пропагандистской литературы, проводить вербовочные мероприятия и т.п. Рядовые адепты культа живут в этих центрах, исключаются из нормальной социальной жизни и, фактически, становятся добровольными рабами верхушки культовой иерархии, куда идут все доходы и затем распределяются сверху вниз.

“Старшая Сестра” вещает от лица “духа” лидера:

“Баб-Дада получает новости о служениях, которые осуществляются на иностранных землях. Он очень рад видеть, сколько у детей энтузиазма в служении. Просто иногда вы взваливаете немножко лишней ноши - бремени служения. Не носите на себе это бремя.

На самом деле это для вас не бремя, но вы делаете служение бременем, и тогда вы устаете. Вы совершаете очень хорошее служение и во время служения вы не устаете; и если в то время кто-нибудь сфотографировал бы вас: лицо наполнено счастьем, радостью. Это когда вы совершаете служение. А в другое время лицо не очень счастливое, потому что иногда, когда служение завершено, появляется чувство усталости на лице...” (1).

“Старшие сестры”, суда по видеоматериалам (1, 2) и другим источникам, ни в чем себе не отказывают и, если не сказать, что купаются в роскоши, то уж точно ведут безбедное существование. Их “работа” заключается в эпизодическом ритуальном“общении” с духом культового лидера на массовых мероприятиях секты и распределении доходов от “гуру-бизнеса”: “с его уст исходило то знание, которое мы сейчас передаем” (7, с.54), “Бестелесный Бог, который выбрал тело Дады в качестве своего посредника” (15, с.7).

Рядовые адепты культа должны посвящать как можно больше времени “служениям” в организации, а также постоянно поддерживать свое сознание “в пустоте”, не допуская проникновения в него любых мыслей, которые могут разрушить сформированное в нем внушение в божественности загробного лидера организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” и его живых “сестер”.

Другой метод не замечать усталости от труда на нужды организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” и ее лидеров заключается в том, чтобы представлять будто все, что ты делаешь, делает за тебя Бап-Дада. А раз он все за тебя делает, то ты, значит - ничего и не делал. И значит, никак не мог устать. Такая своеобразная “трудовая психотерапия”.

“Старшая Сестра” внушает далее:

((...когда служение завершено, появляется чувство усталости на лице. Баба говорит: почему вы носите эти тяжести? Вам нравится носить тяжести, или у вас есть эта привычка носить тяжести? Не носите на себе это бремя. Вы чувствуете, что это бремя, если Баба не с вами, если вы говорите: это я сделал, я сделал.

Если вы думаете так: Баба со мной, это Баба сделал, тогда бремени не будет, вы будете чувствовать себя очень легким.

Вы так хорошо танцуете, двойные иностранцы. Вы никогда не устаете, когда танцуете, потому что вы танцуете как ангелы. Когда индийцы танцуют - утомляют себя: у них даже руки устают. А когда танцуют двойные иностранцы, они танцуют очень легкие ангельские танцы. И вот точно также вам нужно считать служение танцем. Пусть оно будет как игра. Не уставайте.

Баба не нравится ваша фотография, когда вы расстроены, когда на вашем лице нету счастья. Хорошо, если постоянно поддерживается энтузиазм. И Баб-Дада тогда получает результаты. Дети стали более зрелыми: вы уже не расстраиваетесь из-за мелочей, не приходите в замешательство, у большинства из вас все в порядке. Но есть немногие, у которых это не так, это видно по их лицу” (1).

То есть, еще остаются некоторые, не научившиеся “не уставать”, посвящая все свои труды и время “духу” бывшего ювелира и его предприимчивым “сестрам”. Им рекомендуется больше танцевать.

На церемонии “общения” с лидером, адепты должны привозить свидетельства своей верности - “подарки” (портреты БапДады украшенные цветами, разные открытки и послания в его честь, сладости, письменные отчеты о том, как и сколько времени они уделяют поклонению лидеру и т.п.). Обожествленный лидер, как невидимое божество, “вкушает” все это в “тонком мире”, принимая таким образом почитание своих “детей” - членов культа.

“Сегодня в тонком мире была чудесная выставка всех ваших подарков. Это был целый музей. Ваши музеи - это музеи служения.

А музей Баба - это музей любви.

Вот, что вы привезли и прислали - проявления любви - были выставлены в тонком мире. Видя их, Отец улыбается со счастьем.

Возможно, это ни какие-нибудь особенные вещи. Но они наполнены любовью. Когда наполнены любовью, то даже маленькие вещи становятся большими, очень ценными. Баба смотрит не на материальную вещь, а на любовь, которой наполнен это подарок.

Вот почему Баба и сказал, что в тонком мире открылся музей любви! В этом мире не нашлось бы такого музея. Когда Баба смотрит на все подарки, которые вы привезли с любовью, Баба представляет ваше лицо. Он видит ваше лицо в этом подарке” (2).

После подобной церемонии, которые проводятся достаточно редко, “кумары” и другие “дети” разъезжаются по центрам организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в Индии и по всему миру для того, чтобы продолжать своей “служение” в качестве “инструментов” обожествленного основателя культа.

Их дело - расширять деятельность центров, привлекать новых последователей, издавать пропагандистскую литературу, получать доступ к новым аудиториям посредством вовлечения в культовую пропаганду влиятельных чиновников и т.д. В ходе очередной “сессии” загробного общения от лица лидера культа они получают “благодарность” за эту работу:

“...дети, которые были инструментами, работали настолько много! И днем и ночью они работали неутомимо, имея перед собой цель. Они держали перед собой цель и достигли успеха. Они держали перед собой цель пригласить президента и премьер министра, и они добились успеха. Целеустремленность стала ключом к успеху.

Если при выполнения задачи вы держите перед собой цель, вы едины и ни один человек не был невовлечен, то вы добьетесь успеха. Вы должны участвовать. Будь то служение мыслями, служение словами, служение делами - каждый по-своему совершает служение...” (1).

Адепты призываются действовать все как один человек, как механические “микрофоны”, посвящая всего себя - свои мысли, слова, дела - распространению религиозного культа организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.

“Сейчас после той программы нужно помнить, что, где бы вы ни проводили программы, вам нужно поддерживать контакты с сотрудничающими душами.

Например, вы проводите программу в Лондоне. Вам следует связаться со всеми, кто хочет помочь выполнять программу в Лондоне. Даже если это одна душа. Баба называет их маленькими микрофонами. И поддерживайте контакты с теми душами. И не так, чтобы вы просто пригласили их на конференцию, они приехали и выступили, но поддерживайте время от времени контакты. Иногда вы проводите хорошие программы, но потом у вас не находится время, чтобы связаться снова с теми душами, с которыми вы установили контакты” (1).

Особое внимание уделяется привлечению в организацию “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” богатых жителей западных стран. “Двойные иностранцы”, как называют в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” последователей культа не индийского происхождения, которые оказываются вовлеченными в культ, ориентируются лидерами на то, чтобы они продолжали получать доходы по месту своего жительства или работы.

Установлено, что вопрос о том, работать далее адепту в обществе, передавая средства лидерам культа, или стать работником в одном из центров организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” за рубежом, или совмещать оба эти занятия решают местные “кумары”, управляющие центрами, “Дади” (“старшие сестры”).

“На иностранных землях имеется очень хороший метод: когда центр открывается, те, кто живут в центре, имеют и работу локек и поэтому нет вопроса, каким образом будет действовать этот центр.

Двойным иностранцам не следует думать: зачем нам работа локек, если мы заняты служением Баба. Нет. Вам нужно заниматься работой локек. Это тожечасть служения. Это не работа локек - это ради задачи алокек. Вы инструмент для этого, вот почему вы заняты работой локек.

Итак, работа локек ради алокек. Поэтому не спрашивайте: до каких пор мне иметь работу локек? Вы ведь хотите открывать по всюду центры, не так ли? Баба спрашивает у двойных иностранцев.

Иногда приходит эта мысль у двойных иностранцев: до каких пор еще мне заниматься работой локек? Не думайте таким образом. На самом деле работа локек предназначена для алокек. И если вы думаете таким образом, то и вы тоже посвященные. Если у вас в уме есть чувства, что все это для служения алокек, то и вы - посвященная душа.

Это не так, что если вы оставили работу локек, прошли церемонию посвящения и только тогда вы называетесь посвященными. Если у вас нет работы локек, то каким образом будет идти расширение служения? Если вы занимаетесь работой локек, вы занимаетесь для алокек.

Такие души, хотя они и заняты работой локек, находятся на служении алокек, такие души получают поздравления не только вдвойне, а много миллионов раз. Поэтому не говорите Даде: Даде, может мне оставить мою работу локек? Не говорите так. Вы создаете себе двойную судьбу. Работа локек там необходима.

Если Даде думает, что необходимо, чтобы вы оставили свою работу локек, то сама Даде скажет, чтобы вы отставили свою работу локек. Вам не следует волноваться из-за этого. Пусть локек наполнится алокек.

Не уставайте. Вы устаете. Потому что вы ходите на работу локек, а потом возвращаетесь усталыми и говорите, что же сейчас делать? Вам приходится выполнять оба вида обязанностей” (1).

Работа “локек” - обычная работа людей в обществе, зарабатывание денег, профессиональная деятельность. В том числе, повседневная работа на нужды центров организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.

Работа “алокек” - это “работа” по приведению себя в состояние послушного и полностью управляемого адепта культа “Брахма Кумарис”. Эта “духовная” работа заключается в соучастии в ритуалах культа почитания БапДады, а также медитациях, самовнушениях, в которых адепт представляет себя “точкой”, бестелесной душой, которая вскоре должна воссоединиться с лидером БапДадой в сверхчувственном мире. То есть, это собственно религиозная деятельность в ее понимании в данном культе.

Как видно из приведенной выше цитаты, иностранцы ориентируются на то, что они должны полностью передать свою судьбу в руки “Дади”. В определенный момент “старшая сестра” может приказать адепту бросить его работу в обществе. “Старшая Сестра” внушает аудитории:

“Замечаю, что у двойных иностранцев есть силы и способности выполнять обе задачи - и работу локек, и алокек.

Используйте ваши способности, вашу силу для алокек. Когда вы оставите работу локек, тогда вы освободитесь от всего этого, не думайте об этом, оставьте это на Дади.

Кто здесь в зале поднимите руку, у кого двойная задача: они живут в центре и заняты работой локек? Вы просто оставайтесь беззаботными. Вы так или иначе получите свои оценки. Как и те, кто не занят работой локек. Не думайте, что ваши оценки будут ниже.

Только пусть к вам не приходит к вам это чувство “я”. Баба это караванахар и он делает все через вас.

Я это только инструмент - думайте так.

Я действую с помощью силы, полученной свыше от Бабы. Баба обращается к учителям бхаратвая: вы тоже рады видеть двойных иностранцев? Все двойные иностранцы счастливы? (начинаются аплодисменты -прим. авт.) Если вы чувствуете, что вы счастливы, вы можете похлопать” (аплодисменты - прим. авт.) (1).

При этом, делая и ту, и другую работу, адепт должен считать, что все это делает за него “Баба” - обожествленный лидер. Он же - только “инструмент”. Взамен иностранным адептам говорится, что они становятся в религиозном отношении выше обычный индийцев, последователей традиционных в Индии шиваистских культов.

“Бхагаты пожинают ограниченные плоды своих чистых чувств и постоянно поют о величии Бога.

А Вы - дети полные знания - получаете неограниченные плоды, пожинаете безграничные плоды в форме безграничного наследства.

Настолько велика разница между душами - бхагатами и вами” (2).

Однако, тем не менее, в секте сохраняется иерархическое деление на индийцев и “двойных иностранцев”. Последним унизительным обозначением называются все иностранцы, члены организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” неиндийского происхождения, в том числе и давние последователи культа.

Характерно, что в Индии, на традиционной культуре которой, якобы, построена религиозная доктрина организации (так иногда представляют свое учение лидеры организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в России и других странах), эта организация пользуется весьма незначительным влиянием.

Например, говорится, что “В Бхарате (в Индии - прим. авт.) не хватает рук, а иначе можно было бы открыть гораздо больше центров” (1). То есть, признается, что среди миллиарда индийцев не находится достаточно “рук” для работы на лидеров организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. Поэтому в последнее время такие “руки” активно ищутся во всех странах мира, в том числе и в России. В организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет эта миссионерская работа называется “Программа двойных иностранцев”.

“Программа двойных иностранцев тоже очень хорошая. Вы приезжаете в дом Бабы и укрепляетесь.

Привозите в Мадубан новых людей и сейте семена. За ними надо ухаживать, тогда они прорастут. А вы часто увлекаетесь новым служением и не поддерживаете контакты с теми душами, с которыми контакты были установлены прежде (1).

В рамках этой “Программы двойных иностранцев” в секту привлекаются люди из разных стран, они психологически обрабатываются и подчиняются руководству секты, становясь полностью управляемыми, а сама организация “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” получает возможности влиять на внутреннее положение в этих государствах.

На видеозаписи (1) лидер культа вещает от имени БабДады:

“Состояние сейчас у двойных иностранцев очень хорошее, по сравнению с тем которое было. Вы тоже это видите?

Сейчас та обидчивость, ранимость преодолена. Сейчас ваша природа уже не настолько хрупкая, ранимая. Баб-Дадарад видеть этот результат.

Вы также готовите небольшие микрофоны, и очень скоро вы перейдете и к большим микрофонам!

Баб-Дада вспоминает, что в начале учителя на иностранных землях говорили, что настолько трудно даже связаться с важными персонами, не то что пригласить их, а даже связаться. А сейчас разве это трудно?! Сейчас это стало легко! Почему?

Вы стали важными персонами. Что такое те по сравнению с вами?” (1). “Важные персоны”, которых руководство организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” использует для получения доступа и свободы деятельности в стране - чиновники, ученые, руководитель сферы образования, средств массовой информации - сами по себе, в понимании лидеров секты, ничтожны: “Вы стали важными персонами. Что такое те по сравнению с вами?”. Но они являются средством, инструментом проникновения в страну, получения доступа к молодежи, разным аудиториям для того, чтобы медиумы из организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” могли получить новую паству.

В связи с этим и только с этим следует рассматривать “общественную деятельность” организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” -различные “научные конференции”, семинары, благотворительные акции и проч., а также организацию рекламных “туристических” поездок подобранных лидерами секты представителей общественности разных стран в Индию. На эту “удочку” ловятся и россияне. Имеются сведения о таких поездках, организованных для представителей российской общественности и даже государственных служащих, которые затем, конечно, так или иначе, будут “отрабатывать” средства, затраченные сектой на их “туризм”.

Люди, которых уже втянули в секту, убеждаются, что они гораздо “важнее”, чем все эти министры и важные персоны, они, адепты культа организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” - “хозяева мира”.

“Вы ведь хозяева? Баб говорит: алейкум ассалам - слава хозяевам, мы отвечаем: ассалам алейкум - слава хозяевам. Слава Хозяину, который делает нас хозяевами. Здесь сидят приехавшие из 66 стран” (2).

“Это очень хорошо, что служение расширяется на иностранных землях. Вы говорите все больше и больше рук - это хорошо.

Благодаря сотрудничеству всех инструментов приходит успех. Запомните этот урок: нам нужно всегда оставаться едиными” (1).

Здесь “инструменты” - члены культа, которые являются уже не свободными, самостоятельными личностями, а “инструментами” воздействия религиозного лидера организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” на человечество из загробного мира, его “микрофонами”, как говорится в другом случае.

Заповедь “о единстве” помогает сохранить верность последователей культа организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” и их лидерам за счет взаимного контроля и инициирования деятельности друг друга. Кроме того, это позволяет психологически “сбить” адептов в жесткую организацию, отделенную от всего остального общества. Члены организации - “особая семья”, “божественная семья” избранных: “Члены божественной семьи из России, Белоруссии, Украины, Латвии, Узбекистана и других мест...” (4).

Такие представления характерны для религиозных сект и культов деструктивного, асоциального типа различного происхождения, противопоставляющих себя обществу, всем людям за собственными пределами - “Общество Сознания Кришны”, “Свидетели Иеговы”, “Церковь Объединения” С.Муна и др.

Общим для всех подобных культов является и стремление установить полный контроль за сознанием и поведением адептов. Контроль за состоянием адептов в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” осуществляется составлением неких “таблиц”, куда, вероятно, заносятся действия адептов, связанные с почитанием их кумира. “Баба возьмет у вас подарок. Это маленький подарок. Баба посмотрел на таблицы детей за 6 месяцев” (2). Эти отчеты тоже являются “подарком” лидеру культа. Регулярное составление таких письменных отчетов о своей деятельности является эффективным способом контроля сознания и поведения адептов со стороны лидеров.

Людям, конечно, внушается, что эта процедура необходима им самим, для отслеживания их “духовного продвижения”, “духовного роста”. Рекомендуется ежедневно заполнять специальную форму - анкету с вопросами. “В конце каждого дня необходимо проверять, насколько мы были успешными в наших духовных усилиях” (9, с.30), а также периодически посылать в центр организации письменные отчеты о своем состоянии. “Итак, каждый месяц пишите Бабе” (2, с. 62). Эти отчеты и анкеты -прекрасный способ для лидеров контролировать психологическое состояние, сознание и мышление адептов. Как было указано, такие процедуры применяются во многих сектах, которые исследователи религиозного сектантства называют деструктивными (“тоталитарными”), т.е. стремящимися полностью контролировать сознание и поведение своих членов.

“Старшая Сестра” в своей проповеди от лица “духа” лидера постоянно возвращается к внушению неразрывной связи адептов с ним:

“Почему вы расстаетесь с Баба? Баба это не нравится” (1).

Наряду с полным личностным самоуничтожением адепта как взрослого, ответственного, социально адаптированного человека, ему внушаются не основанные ни на чем идеи превосходства над всеми другими людьми.

“У Баб-Дада есть чистая надежда. Эта надежда есть у него постоянно. Надежда на то, что каждый из его детей - это король самого себя и в будущем властелин всего мира. Вы не хотите быть подданным, не так ли? Вы хотите стать королями, великими правителями.

Вы - это те, кто создают подданных, а не те, кто становятся подданными. Вы те, кто становятся правителями мира, не так ли? Король сидит на троне, не правда ли? Когда король в состоянии упоения, это значит то, что он сидит на троне.

Вы не должны покидать это сиденье наблюдателя!

Когда вы прилагаете усилия, вы устаете. Сегодня вы прилагаете усилия. обращая внимание на свой ум, завтра на слова, после завтра на взаимоотношения и тогда вы устаете.

Пусть будет всего лишь один тип усилия. Это усилие заключается в том, чтобы быть наблюдателем. Чтобы не сходить с сиденья наблюдателя и оставаться счастливым!” (1).

Здесь осуществляется логическая подмена. Она очевидна для любого здравомыслящего человека, но для адептов организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, прошедших “очистку” сознания по методикам этой секты, она уже не заметна. Действительно, людям говорят, что вы, мол, будете “королями, великими правителями”. Затем задается вопрос - “А где сидит король?” Ну конечно -на троне. Сидит на троне в упоении от своей власти. Значит, если вы находитесь “в состоянии упоения” (без различия того, что это за “упоение”, по какому поводу и от чего) и уже можете только сидеть и наблюдать - вы уже король, и можете гордиться этим. Тем, что вы не подданный, а “властелин мира”.

Но король еще много чего делает, кроме того, что просто наблюдает, сидя на троне “в состоянии упоения”. Король может пить вино, если считает, что не достиг еще нужного “упоения”, общаться с дипломатами, выступать в парламенте, спать со своей королевой и т.д. Наконец, он может просто сидеть на троне без всякого упоения. Почему бы адептам организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” не стать королями, делая все эти вещи или любые иные, на которые способен любой король? Может быть фраза “Когда король в состоянии упоения, это значит то, что он сидит на троне” относится к области обучения политологии, в понимании этого предмета, принятого в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”? Во всяком случае, она может претендовать на занесение в книгу рекордов Гиннеса по части примеров абсурда и логической несуразицы.

“Вы ведь немногие из многих миллионов. И немногие из этих немногих. Тогда вы такие: любимые и дорогие. И, видя своих самых любимых детей, Баб-Дада очень радуется” (1).

То, что эту “радость” разделяют только давно умерший лидер и современные руководительницы культа - понятно. Что касается друзей, родственников, коллег человека, который становится последователем религиозного культа, принятого в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, то все эти люди перестают быть “любимыми” в глазах адепта. Это связано с особыми мировоззренческими идеями, которые они обязаны усвоить в данном культе.

Каждый, кто усваивает религиозное учение организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, должен сознавать себя “стоящим далеко выше всех других людей”, “на троне”.

“Только если вы наполнитесь санскарой короля сидящего на троне, и это вам нужно сделать сейчас, только тогда вы сможете сидеть на троне мира. Вам нужно сидеть на троне постоянно. И если здесь вы не сидите на троне постоянно, то и там вы тоже не будете сидеть на троне. Сколько вы будете сидеть на троне здесь, столько вы будете сидеть на троне там” (1).

Так обозначается состояние полного безразличия человека ко всем реальным проблемам, своему собственному состоянию и положению родственников, супруга, детей, коллег по работе, своего народа, страны и мира в целом. Отбросив все действительные жизненные отношения, адепт должен наполниться только одним умственным и эмоциональным состоянием - полной привязанностью, полной личностной преданностью лидеру культа. Это - “санскара царственности”.

“Санскарами будущего вам нужно наполнится сейчас! Вами будут проявляться только те санскары, которыми вы наполнились здесь. Вам нужно наполнится санскарами царственности уже здесь”.

“Вам нужно наполнится санскарами царственности уже здесь. Не думайте, что еще какое-то время остается, разрушение так быстро не произойдет. Разрушению суждено произойти. И произойдет оно неожиданно. Оно не будет спрашивать у вас: Вы готовы, мне прийти? Все это произойдет неожиданно” (1).

Здесь идет речь об апокалипсической доктрине организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, в соответствии с которой весь мир в самом ближайшем будущем должен погибнуть в атомной войне и только адепты секты радостно “воссоединятся” со своим кумиром в “Тонком Мире”.

“Сейчас у людей растет страх перед ядерной катастрофой. Страх существует из-за непонимания того, что ядерная война - это способ закончить Железный век страданий. Души бояться, потому что не знают, что они неуничтожимы. Они считают себя смертными телами” (7, с.57).

Это абсолютно антигуманное и социально опасное учение о том, что ядерная война является единственным способом “закончить страдания”, что ядерная катастрофа должна завершить историю человечества на Земле, и притом - в самом ближайшем будущем, открыто проповедуется членами организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.

“...Создание Нового Мира уже началось, в то время как Старый Век доживает свои последние минуты... Будет много счастья, если душа осознание, что грядет Рай, что он очень близок. Это называется “Освобождением в Жизни” (7, с.56).

Таким образом, адептов религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” натаскивают на убеждении, что буквально в любой момент должна разразиться ядерная война, и они должны испытывать по этому поводу самые радостные чувства, - “счастье”, поскольку эта война приблизит “Рай” и даст “Освобождение”.

По всем признакам это ни что иное, как пропаганда войны, пусть и облеченная в религиозные понятия и терминологию - уголовно наказуемое по российскому законодательству деяние.

Предлагаются специальные темы для медитаций, еще больше возбуждающие истерию по поводу якобы надвигающегося в данный момент “конца света”, ядерной войны, в которой должен сгореть этот ненавистный и грешный мир: “...Он - мой Отец. Он - мой Учитель, Он - мой наставник - все в одном лице, и на мое счастье Он забирает меня из этого земного мира в мир совершенной тишины, в Мир Душ, и оттуда я вернусь на Землю, которую отец превращает в Рай, в Мир блаженства и Освобождения” (9, с.6);

Ввиду такой ближайшей перспективы для мира, все содержание семейной и социальной жизни, с точки зрения “науки”, преподаваемой в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, считается абсолютно ничего не стоящим, полной иллюзией, “майей”. По существу, в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” пропагандируется отказ от семейной жизни, от родителей, родственников.

“Любовь, которую мужчины и женщины в этом мире испытывают друг к другу, зовется слепой” (12, с.65).

“Надо твердо решить: чтобы ни произошло, даже если мы подавлены и с нами жестоко обращаются, мы будем следовать Его указаниям соблюдать целибат и получим право достойно войти в Рай...

Зачем же мне нарушать закон целомудрия, который является обязательным для религиозного паломничества?” (7, с.23-24).

((Желающий овладеть йогой должен раз и навсегда решить для себя, что чувственная жизнь - это прямая противоположность духовной жизни... Человек, лишенный Гъян (Божественного знания), постоянно помнит о своих мирских узах, особенно о своих родителях...” (12, с.85).

На первых этапах вовлечения людей в секту допускается состояние их в браке. Такие семейные пары просто используются для того, чтобы привлечь в организацию как можно больше новых последователей, сформировать пристойный имидж организации, которая, в другом случае, представляла бы собой непривлекательное собрание мужчин и женщин с не сложившейся личной жизнью под руководством группы престарелых дев - “Старших Сестер”.

“...именно семейные пары, став компаньонами в служении, явились примером прославления имени Баба. Раньше люди думали, что стать Брахма Кумаром или Кумари значит бросить свой дом. Они боялись этого. Теперь люди понимают, что Брамины очень хорошо заботятся о своих семьях, выполняют свою работу и при этом остаются счастливыми. Видя все это, люди чувствуют, что и они способны вести такую жизнь... Таким образом, семейные пары стали инструментом по распространению служения. Поздравляем” (3, с.35).

Очевидно, что такая тирада - только пропагандистский ход, поскольку мировоззрение, принятое в религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, как было показано выше, считает любовь мужчин и женщин в этом мире “слепой”, а состояние людей в браке непреодолимым препятствием для религиозного спасения в понимании этой секты. Отметим и человеконенавистническое утверждение о том, что человек, который помнит о своих родителях, причем “особенно” о родителях - лишен “божественного знания”, т.е., по существу, не является полноценной человеческой личностью.

“Все счастливы. И вы всегда будете оставаться счастливыми. Разве не так? Баба правильно говорит? И так, все счастливы и все постоянно будут счастливы. Какая-то ситуация возникнет и ваше лицо изменится? Нет, не изменится. Сейчас в мире модно надевать маску.

Когда вы надеваете маску, это не ваше настоящее лицо. Иногда это маска гнева, иногда чувство “я” или “мое”, вы носите на лице эти маски, приходите в смятение, отчаянье. Все это разные лица, которые вы надеваете на себя. А что происходит, когда вы носите маску? Вы ведь не чувствуете себя в ней комфортно? Правда? Она жмет, вам не нравится это. Пусть ваше лицо всегда остается вашим настоящим лицом” (1).

“Настоящее лицо” в этом понимании - это лицо человека, который выбросил из головы все мысли о себе как о взрослом, ответственном человеческом существе -дочери или сыне своих родителей, муже или жене, родителе своих детей, семьянине, гражданине государства. Надо думать о себе как о “салиграме” - нематериальной “точке” вне времени и пространства.

“А теперь одну секунду станьте бестелесными, как Отец. Вы можете стать таким бестелесным, как Отец, за одну секунду? Поставьте точку и станьте бестелесными за секунду” (1).

Это прямая установка на полную “диффузию личности”, принятая в медитативной практике ряда деструктивных культов, проводимая через целенаправленное психологическое внушение на аудиторию зала, а также зрителей и слушателей видеоматериалов.

Такое внушение способно оказывать некоторое “усыпляющее” воздействие даже на людей, не знакомых с доктриной культа. А на адептов или людей, у которых так или иначе сформировано благоприятное мнение об организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, такое внушение оказывает действие команды, приказа.

Ряд таких внушений, проводимых методично и последовательно, а также “обучение” адепта технике самовнушения тех же идей и умения “выбрасывать” из сознания все свои действительные проблемы и жизненные отношения, формирует массив безликих (в смысле - безличностных) людей, не имеющих личной жизни и своей индивидуальной истории, полностью соподчиненных лидерам религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.

“Благодаря сотрудничеству всех инструментов приходит успех. Запомните этот урок: нам нужно всегда оставаться едиными.

Если есть различия в санскарах, не думайте об этом во время служения. Иногда вы говорите: тот-то и тот-то сказал вот это, он сделал то... Если вы будете думать и говорить таким образом служение будет удаляться от вас, не говорите таким образом. Говорите так: Очень хорошо, все очень хорошо!

Санскари самые разные. И они будут оставаться такими. Но если вы смотрите чужие санскари и не сближаетесь, тогда вы не сможете совершать служение. Это ведь Баба осуществляет - думайте таким образом - а Баба не обращает внимания на различия в санскарах” (1).

Здесь говорится о том, что все межличностные различия, особенности и возникающие в связи с этим проблемы и отношения между членами культа должны быть полностью отброшены, на них нельзя обращать никакого внимания. Для лучшего “служения” лидерам культа все это должно быть отброшено, как и вообще понимание своего “Я”, того, что это именно “Я, а не кто-то иной действую в данном случае, а в другом случае это другой человек и т.д. Все, что делается кем бы то ни было, делает Баба. Меня нет, его нет, нас вообще никого нет - все делает Баба.

Но зачем тогда все это делать нам - остается загадкой. Ведь все в мире, в конечном счете, “майя”, иллюзия. Это еще один из примеров логического абсурда в учении организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, наряду с 5000-летней историей человечества.

Психологическое воздействие, которое оказывается лидерами организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” на адептов (последователей учения) и посторонние аудитории в ходе “мистического общения” с духом лидера и проповедей по всем внешним признакам можно охарактеризовать как сеанс массового гипноза, массовой суггестии.

При последовательном изучении структуры проповедей на видеоматериалах (1, 2), явно выявляются два уровня воздействия на аудиторию: один из них можно назвать переходным уровнем, “убаюкиванием”, а другой - жестким, категоричным внушением.

Указанные два уровня воздействия последовательно чередуются, выделяясь особым лексическим и интонационным строем. Это обнаруживается при анализе достаточно продолжительного фрагмента записи.

Приведем пример из записи (2), выделяя в расшифровке записи эти два уровня разным шрифтом. Первый, “убаюкивающий” - обычным курсивом, а второй - жесткий, императивный, приказной - жирным курсивом.

“Баба хочет получить от вас подарок: эти пустые мысли, слова, действия. Кто отдает их Баба? Баба говорит: снимите на видео весь зал, как все поднимают руки.

Застегните свой рот, как рубашку, на пуговицу.

Баб Дада хочет, что бы вы качались на качелях любви. Садитесь на качели любви и все, все заботы, тяжесть работы, уйдут сами собой.

Оставайтесь под пологом защиты Отца.

Жизнь брамина, значит постоянно качаться на качелях. Не на качелях майя. Вы уже половину кальпы качаетесь на качелях майя.

Разве это что-нибудь дало вам?

А сейчас качайтесь на качелях сверхчувственной радости, на качелях счастья, на качелях разнообразных ощущений, сил. Вы можете качаться на качелях любви, блаженства, знания... У вас бессчетное число качелей. Не спускайтесь с них. Вы самые любимые дети Отца.

Не имейте ни одной пустой мысли.

Даже одна пустая мысль - это все равно, что вступить ногами на землю, в грязь. Даже в мыслях не должно возникать телесного сознания. Имейте упоение:

Мы настолько любимые! Любимые Отцом!

Сегодня для двойных иностранцев особенный день. Двойные иностранцы поднимите руку: Баба приветствует вас. (Аплодисменты).

Всем вам предстоит стать хозяевами мира.

Здесь вам все уже кажется маленьким, и этот зал...

В будущем целый мир будет вашим” (1).

И так далее...

При просмотре видеозаписи видно, что в собрании часть наиболее доверенных адептов культа выполняет роль “заводил” остальных участников собрания по командам лидера - обвести зал камерой, поднять руки, похлопать в ладоши. Эти двигательные “привязки” также выполняют свою роль, “включая” всю аудиторию - и давних адептов и новичков в культовую практику, незаметно втягивая последних в ритуальные действия.

Такие жесткие внушения периодически обостряются напоминаниями о “конце света”, который должен наступить с минуты на минуту.

“Вы будете беспечными, и вдруг произойдет разрушение. И тогда вам, уже не следует говорить, что Баб-Дада не рассказал вам, что это произойдет неожиданно.

Вот почему Баба и предупреждает вас заранее. Ни в чем не становитесь беспечными. Вам нужно быть внимательными ко всем четырем предметам. Что угодно может произойти даже сейчас. Вам нужно быть все время наготове.

В то время не говорите: Баба, пожалуйста, приди, помоги мне, предоставь мне свое общество, дай мне покоя. В то время ничего не подействует. Вам нужно накопить прямо сейчас. Сейчас вы можете накапливать это сколько захотите, в такой форме, какой захотите. Для каждого возможности открыты. Сокровищница открыта, и вы можете взять столько, сколько захотите. Можете сейчас взять любую силу, которая вам понадобится” (1).

Какую “силу” могут “взять” адепты - не ясно. Но ясно, что речь идет о “накоплении” в сознании последователя результата внушения о том, что вся его личная жизнь и положение в обществе, с определенными обязанностями и возможностями -ничто. В этом внушении и состоит вся “духовная” сторона религиозной практики, принятой в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. Цель воздействия этих внушений со стороны лидеров ~ выработать в адептах привычку к самовнушению этих абсурдных и разрушительных для их личности идей:

“Вы ведь хозяева своего ума, не так ли.

Вам нужно быть способными за секунду остановить свои мысли.

Как только вы говорите: Стоп, - мысли должны останавливаться.

Если ум продолжает работать, значит у вас как у хозяина силы не достаточно.

Если хозяин сильный, то ум не будет создавать ни одной мысли без повеления хозяина” (2).

“Хозяин” - обожествленный лидер БапДада, с которым, таким образом, должно быть связано все содержание мышления адепта. Любые другие мысли, которые могут отвлекать адепта от поклонения БапДаде, должны быть остановлены, пресечены. Все допустимые темы для медитации вращаются вокруг самовнушения о спасительной роли бывшего индийского ювелира в истории человечества.

Темы для медитации: “...Он - мой Отец. Он - мой Учитель, Он - мой наставник - все в одном лице, и на мое счастье Он забирает меня из этого земного мира в мир совершенной тишины, в Мир Душ, и оттуда я вернусь на Землю, которую отец превращает в Рай, в Мир блаженства и Освобождения” (9, с.6).

Сознание адепта должно постоянно колебаться между точкой безраздельного поклонения лидеру (“Он - мой Отец. Он - мой Учитель, Он - мой наставник - все в одном лице”) и просто “точкой” - сознанием себя бестелесным “салиграмом” из “Мира Душ”. Лидер - все, я - ничто.

Безраздельное поклонение культовому лидеру, принятое в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, является некритичным потому, что никаких достоверных данных о каких-то особых духовных достижениях этого человека нет. Письменных трудов, которые позволяли бы говорить о его “святости”, также нет. Нет и фактов какого-то особого его воздействия на индийское общество. Есть только замечание о том, что он был ювелиром, а его духовно-нравственные достижения даже в рекламных публикациях организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный

Университет” исчерпываются элементарной “честностью”, без которой он просто не смог бы торговать ювелирными изделиями, да еще “деловой хваткой” (см. выше).

Тем не менее, последователь организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” должен сузить свое сознание и мышление до поклонения этой сомнительной личности, а свою собственную личность свести к “точке света”:

“Надо сбросить с себя телесное сознание, погрузившись в мысли: “Я - точка сознательного бестелесного света... Я - мерцающая звезда... Я вечен и бессмертен...” (14,с.25).

В результате культовой практики, принятой в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, межличностные отношения, которые вырабатываются у последователей культа в отношении лидера (лидеров) характеризуются некритическим почитанием и послушанием, полной психологической зависимостью от лидеров в условиях прогрессирующего распада личности у адептов.

Действительно, какие отношения может устанавливать “точка света”? Внушение таких абсурдных идей является для лидеров действенным средством подчинить себе психику адептов, по существу, разрушив ее. Если у человека нет своего “Я”, нет своей воли, нет самостоятельного мышления, чувства, нет вообще ничего своего, т.е., нет личности. - Как он может сопротивляться психологическому подчинению со стороны другого человека, другой личности?

Адепты становятся в буквальном смысле “жертвой” обожествленному лидеру, которого они никогда не видели. А в реальности - жертвой организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”:

“Отец не может выполнить никакой задачи в этом мире без сотрудничества детей.

Сначала он делает их инструментами, а потом Он действует вместе с ними. Как караванхарн, он осуществляет свою задачу через низ, чтобы они были впереди, и чтобы они стали инструментами” (2).

... “Подарки вы уже прислали. Баб Дада уже получил. Очень хорошие. Но Баб Дада нужен еще один подарок. Вы готовы? Те, кто сзади сидит, вы готовы дать такой подарок? Очень хорошо.

Когда в мире локек празднуется Шиве джанти, то приносится какая-то жертва.

Баб Дада подумал, что все дети уже посвятили себя Баба.

Вы уже посвятили себя Баба?

Полностью или частичку оставили для себя?

В этот день люди также дают клятву” (2).

Жертва должна быть скреплена клятвой. Полное пожертвование своей личности лидерам организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, делающее адепта секты в буквальном смысле добровольным рабом, также скрепляется торжественной клятвой. Эта клятва является дополнительным психическим ударом. Так адепты постоянно “подстегиваются” разнообразными психическими воздействиями, вплоть до достижения полной деградации личности, когда человек уже просто не сможет думать о чем-либо другом, кроме духа ювелира и грядущего после ядерной войны рая:

“Баб Дада пришла такая мысль: Иногда, не всегда, но иногда, дети идут-идут вперед и немного устают. Они думают, что они заняты очень большой и тяжелой работой, что постоянно вспоминать Баба и быть в йоге - это очень большая задача;

они говорят, что все это будет, придет день, не волнуйся, Баба, когда это воспоминание будет постоянным” (2).

Выше было сказано о методах контроля сознания адептов в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, которые включают и такое средство как регулярные письменные отчеты. От имени “духа” лидера “Старшая Сестра” вещает:

“Баба посмотрел на таблицы детей за 6 месяцев.

Если состояние детей начинает колебаться, то это из-за трех вещей: пустые или нечистые мысли, слова, действия.

Грехов совершается все меньше, а пустых мыслей, слов и действий много. Пустых мыслей еще много. Слов пустых меньше. Действий еще меньше.

Баба хочет получить от вас подарок: эти пустые мысли, слова, действия” (2).

Что такое здесь “грехи”? По смыслу цитаты, это “пустые или нечистые” действия. Но что это за действия, как их можно оценить с точки зрения норм нравственности? Ничего об этом не говорится.

Если бы, например, было сказано так, как это говорится в традиционных религиях, что грехи это обман, убийство, прелюбодеяние, кража, зависть и т.п. Но нет, говорится только: “пустые или нечистые мысли, слова, действия”. Другие источники подтверждают негативное отношение лидеров организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” ко всем другим религиям, их этическим учениям:

“...мы должны отказаться от чтения таких книг, которые, будучи известны как “религиозная литература...” (9, с.25). Это притом, что в светской аудитории лидеры секты заявляют себя как “преподавателей” религиозных учений, а свою организацию как образовательное учреждение, в котором можно изучить эти учения.

Как убеждает просмотр видеозаписей и изучение других источников, пустыми или нечистыми мыслями, словами, действиями в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” считаются любые мысли, слова и действия, не связанные с поклонением их культовому лидеру и “служению” их организации. Все такие мысли, слова и действия - не нужны, от них надо избавляться, воспринимать их как иллюзию (“майя”):

“И так же майя, чтобы привлечь вас к себе, предстает перед вами в самых разных формах. Когда майя показывает вам свои разные формы, вам нужно показать свои разные формы.

Что происходит: в тот момент вы не в состоянии распознать майю, а потом вам приходится воевать с ней. Вы говорите: О, майя пришла! А когда вы воюете с майей, ваш ум, ваш интеллект устают и тогда, из-за усталости, что вы говорите: О, майя очень большая! На самом деле это нечто. Это просто ваша слабость, хотя принимает всевозможные формы майи...

Единственное что вам нужно делать - это просто держать перед собой одну цель, чтобы не произошло. Будь то препятствие со стороны вашего ума, будь то препятствие со стороны природы, пусть происходит, что угодно, но я не должен оставлять счастье. Вот это то усилие, которое нужно прилагать, это легкое усилие, чтобы ни произошло где угодно, но я не должен оставлять своего счастья...” (1).

Выше говорилось о том, что “счастье” по понятиям, принятым в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, это эйфорическое состояние “снятия ответственности”, состояние полного личностного распада психики адепта в условиях отказа от всяких моральных и гражданских обязательств в отношении кого бы то ни было.

“Забудьте обо всем остальном, держите в уме только одну вещь: я должен оставаться счастливым. И тогда чем будут казаться все эти препятствия, только игрой. А вам нужно все время сидеть на сиденье наблюдателя и наблюдать за этой игрой”.

... “Душа, сидящая на троне наблюдателя, никогда не отчается, ни при каких обстоятельствах. Проблема будет оставаться под троном. А вы на троне. “Проблемы не могут устоять перед вами. Они останутся под вашим сиденьем. Они даже не взглянут наверх и не будут мешать вам. Это все равно, что вы раздавливаете что-то. Если что-то положить, потом сесть сверху” (1).

“Пусть у вас будет решительная мысль. Забудьте обо всем остальном, держите в уме только одну вещь: я должен оставаться счастливым. И тогда чем будут казаться все эти препятствия, только игрой. А вам нужно все время сидеть на сиденье наблюдателя и наблюдать за этой игрой”.

...“В жизни брамина, если нет счастья, то что же вы делали? Тогда что толку становиться брамином, если в этой браминской жизни у вас нет счастья. Жизнь брамина значит - счастливая жизнь” (2).

Возможно, здесь имеется игра на схожести слов “брамин” (адепт организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”) и “брахман” (высшая каста в Индии). Заметим, что брамином в традиционном индуизме нельзя стать, усвоив какое-то учение, даже абсурдное учение организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. Это положение дается только от рождения. Просто в данной секте, как и в других новых религиозных сектах подобного типа (например, в организации “Общество Сознания Кришны”) имя “брамина” - приманка для западных обывателей, начитавшихся про мудрость Древней Индии, хороший рекламный ход в их гуру-бизнесе, который позволяет лучше сбывать свой “товар”.

Адепты должны быть полностью удовлетворены, “счастливы” тем, что они совершают “служение” в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, и не желать больше ничего. “Одни несли служение, бегая тут и там, вторые несли служение через ум, а третьи несли служение с помощью слов; какое бы служение каждый ни нес... поздравляю такие души... У вас столько счастья!” (4, с.73). “Вы - инструменты; что бы вы ни получали, как бы вы ни получали, вы должны быть удовлетворены” (4, с.112).

“Старшая Сестра” внушает аудитории правила поведения с людьми, которые должны быть вовлечены в секту:

“Ваше внутреннее усилие - садвана - должна быть способной изменить их. Они приходят к вам, говоря: “Ой, ой!”, они приходят к вам в отчаянии. Но пусть будет так, чтобы, уходя от вас, они говорили: “Вах, вах, насколько великие эти дети Бога!!!” (1).

Имеется в виду, что своим “блаженным” состоянием полного личностного распада и безразличия ко всему адепты должны привлекать в организацию “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” других людей, которые озабочены разными проблемами - личными, психологическими, социальными и т.д.

Указывается, что такая “психологическая поддержка”, “со временем”, сделает их “все более несчастными”. И вот тогда они окончательно привяжутся к миссионерам организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, чтобы достичь такой же степени “опьянения” полной безответственностью и уже полностью забыть обо всех своих проблемах:

“Вам нужно снова и снова совершать служение такого типа.

Со временем даже эти ограниченные средства, приносящее им ограниченное счастье, тоже будут делать их все более несчастными.

И в то время ваше счастье станет для них поддержкой. Вы ведь самые удачливые. Разве вы не самые удачливые? Да, вы самые удачливые. Ведь не может быть никого другого настоль же удачливого за целую кальпу (5000-летний период, цикл существования человечества по учению секты - прим. авт.). Разве за целую кальпу может быть какая-нибудь душа удачливее, чем вы. Есть ли кто-нибудь, кто был бы удачливее, чем вы?! Это опьянение должно ощущаться на вашем лице, в вашем поведении”.

Видеокассеты также выполняют роль инструмента внушения для просматривающих их адептов, которые не смогли прибыть на “Авьякт Баба” - сеансы общения “Старших Сестер” с духом лидера.

Глаза “Старшей Сестры”, изображающей состояние транса от общения с загробным духом основателя секты после очередного сеанса медленно обводят зал. Она изображает, как он “оттуда” использует ее зрение для оглядывания, знакомства со своими “детьми”. Затем ее взгляд устремляется в объектив видеокамеры. Это изображает “общение” с телевизионным зрителем. Затем, еще помедлив, чревовещательница выдает заключительное “благословение” загробного духа:

“Такой практикой надо заниматься снова и снова целый день.

Всем детям со всех четырех сторон света, детям победителям майи, всем, кто всегда сидят на сиденье наблюдателя, всем, кто всегда находится вместе с высшим спутником, тем кто делают успех гирляндой на своей шее, тем, кто всегда легкие, как Отец, тем, кто всегда с помощью своей силы освобождают мир от слабости страданий и беспокойства, таким детям - океан покоя, счастья, любви, знаний, подобным Отцу, таким детям “яатпяр” и “намаете” от БапДады” (1).

Деятельность религиозного объединения “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в российском обществе является деструктивной (разрушительной), представляет опасность для нашего общества. Негативное воздействие организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” на личность вовлеченных в нее людей приводит к их полной социально-психологической дезадаптации. Социальные функции семьянина, гражданина оказываются блокированными, парализованными внушениями лидеров секты. Взрослые люди превращаются в управляемых, полностью манипулируемых “зомби”, в сознании которых обесценено все, кроме их роли адептов секты, поклонения “духу” лидера организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” и бредовой идеи распространения ее влияния на весь мир.

“Придет такое время, когда вы распространитесь по всему миру. Куда бы люди не посмотрели они будут видеть ангелов, одетых в белое.

Поднимите руки все 19 стран Америки, которые приехали. Какие чудеса покажет Америка?

А - приди, мери - моя, а - приди, т.е. Америка - А-мери-а - о придите, к Баба, и сделайте всех принадлежащими Баба”.

... “Россия. Россия и страны СНГ и Балтии поднимите руки! (сотни рук - прим. авт.) Что сделают те, кто из России?

В Росси долгое время правил коммунизм, а сейчас будут править божества. И будет правление божеств” (2).

Особенную опасность представляют апокалипсические воззрения секты, в соответствии с которыми адепты убеждаются в том, что с минуты на минуту должна разразиться глобальная ядерная война, которая явится для них средством превращения в “ангелов” и “божеств”.

“Старшая сестра” внушает аудитории от имени этого “духа”:

“Вах, дети! Которые сейчас в телесной форме, а потом в будущем станут ангелами и божествами” (2).

От имени “детей” - членов культа, дается обещание “вернуться домой” - в бестелесный мир для скорейшего воссоединения с этим “духом”: “Вы даете обещание:

Баба, мы всегда будем вместе с тобой, и мы вернемся домой, в бестелесный мир, вместе с тобой” (2).

Это обещание следует рассматривать в связи с постоянно внушаемым адептам культа негативным отношением, буквально - отвращением к другим людям, социальным институтам и всему обществу за пределами их секты в целом:

“За что же тогда любить эту мертвую массу и эти мертвые тела? Зачем вступать в отношения с этими “скелетами” и не следовать линии, начертанной Всемогущим Отцом, почему искренно не любить Его?

Зачем встречать разрушение, уведя интеллект от Бога? Почему, наоборот, не сделать сейчас свою копеечную жизнь ценной, как бриллиант?” (9, с.28-29).

Таким образом, адепт, с одной стороны, должен считать свою жизнь вне секты (а также и всю жизнь, как таковую, за пределами организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”) - “копеечной”. С другой стороны, он должен стремиться стать “ангелом”, “божеством”. Иначе для чего он от всего отказывается? Но стать этим “ангелом” и “божеством” можно, только “вернувшись домой”, в “бестелесный мир”. Кратчайший путь для этого - всемирная ядерная война. Если война - это путь, то все, что “мешает”, “привязывает” на этом пути - рациональный рассудок, свободное мышление, общественные учреждения и институты, вся социальная организация общества, направленная на сохранение обеспечение и поддержание жизни людей - это препятствие. Так должны думать адепты организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”. А препятствия надо разрушать.

“Препятствия конечно будут. Поэтому вы и называетесь разрушителями препятствий. Задача препятствий - приходить. Ваша задача - разрушать их. Не беспокойтесь из-за них. Это все игра - игра в игре. А игра есть наслаждение” (1).

Это внушение “медиума”, сделанное аудитории от лица “духа” - определенная проповедь асоциальности.

В литературе организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” подобное внушение формулируется так: “Жизнь - это большая игра, в которой мы играем отведенные нам роли” (14, с. 112). Как видим, главная “задача” и роль, на которую ориентируются адепты организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” - роль разрушителей.

Таким образом, задача адептов организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” - служить лидерам этой секты, полностью утратив собственную индивидуальность, свои гражданские функции в обществе и выработав к обществу отношение разрушителя. В этом выражается социальная опасность подобных деструктивных религиозных новообразований, подменяющих собой государственные и социальные институты и лишающих членов нашего общества полноценной и ответственной деятельности.

“Для человека с таким складом мышления нетрудно разорвать все привязанности, оставить влечение к материальным вещам этого мира, которые не дают ничего, кроме мимолетного чувственного наслаждения” (14, с.11).

Добавим, что речь идет, главным образом, не о материальных вещах этого мира, а о деструктивном изменении индивидуального сознания, личности, попрании человеческого достоинства. Человек в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” сначала перестает быть личностью, а уже потом лидеры могут располагать всем его временем, средствами, материальными ценностями.

Выводы.

1. Организация “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, с точки зрения рода ее деятельности в российском обществе, является нетрадиционным религиозным объединением (новая религия, культ, секта) восточного происхождения.

2. Объектом ритуального культового поклонения, принятого в религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, является личность ее основателя, которая обожествлена в качестве воплощения бога на Земле.

3. Основные мировоззренческие идеи, которые должны усваивать адепты религиозного культа, принятого в организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, заключаются в следующем:

почитание лидера культа и его живущих сейчас преемников как воплощения бога и пророков бога;

верование в неотвратимую, способную разразиться с минуты на минуту “ядерную войну”, которая освободит мир от “страданий”;

убеждение в том, что весь действительный мир - “игра”, все семейные, гражданские и иные социальные связи и обязательства человека в обществе -ненужные “привязанности”, “майя” - иллюзия.

4. В процессе ритуальных действий по “общению” с духом лидера религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” на адептов оказывается мощное психофизиологическое воздействие гипнотического характера по типу вербального кодирования.

5. Адепты религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” вводятся в измененное состояние сознания, с жестко ориентированной установкой на образе лидера и фиксацией на других лидерах и доктрине культа.

Адепты в значительной мере утрачивают индивидуальность, личностную свободу и самостоятельность. Их поведение не только жестко формируется, но и контролируется рядом методов (в отчетах, участии в ритуальных мероприятиях секты и ДР.)

Ко всем другим людям вне организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” у ее адептов вырабатывается пренебрежительное отношение, как к “мертвой массе”, которая должна вскоре погибнуть в ядерной войне. Такое же негативное отношение вырабатывается и к другим религиям, социальным институтам, всему российскому обществу в целом, сея религиозную рознь.

6. У адептов религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в результате усвоения ими взглядов, пропагандируемых в этой организации, происходит негативное изменение личностных, социально-психологических, духовно-нравственных параметров в следующих направлениях:

негативное изменение отношения к членам собственной семьи, не принимающим учения секты, что приводит к внутрисемейным конфликтам;

потеря интереса к своей профессиональной деятельности, в связи с чем вероятна потеря квалификации или работы;

резкое снижение гражданского статуса личности, потеря человеком интереса к собственной стране, реальным условиям жизни людей;

общая социальная дезадаптация личности вследствие так называемого “апокалипсического психоза” - ожидания “конца света” со дня на день, с минуты на минуту.

7. Все сделанные выше выводы позволяют определить деятельность религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в российском обществе как представляющую серьезную социальную опасность своим деструктивным воздействием на граждан России.

Такой вывод требует прекращения деятельности организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” в нашем обществе, ликвидации ее регистрации в органах юстиции. Это усугубляется еще и тем, что действительная ее религиозная миссионерская деятельность не соответствует заявленной при регистрации образовательной деятельности. В случае наличия сведений о лицах, так или иначе пострадавших от миссионерской деятельности религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет” - потеря психического здоровья, отчуждение в общественной и личной сферах, угроза разрушению семьи, и др., деятельность этой организации в Российской Федерации должна быть полностью запрещена.

Источники:

1 .Видеокассета Авьякт БапДада от 23.02.1997 г.

2. Видеокассета Авьякт БапДада от 06.03.1997 г.

3.Авьякт БапДада. 1995-1996 / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - М., 1996. - 160 с.

4.Авьякт БапДада. 1993-1994. 1994-1995 / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - М., 1995. - 256 с.

5.Всеобщая гармония: Пер. с англ. / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. Маунт Абу (Раджастан), Индия. - Без места и года издания. - 32 с.

6.Всеобщий мир и устройство лучшего мира / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без места и года издания. - 24 с.

7. Духовное знание и раджа йога. Краткий курс / Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис, 1992. - 74 с.

8.История о тебе. Путешественники / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Безместа издания, 1999. - 64 с.

9.Как сделать жизнь полной блаженства и ценной, как бриллиант / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без года и места издания. - 32 с.

10.Мысли на каждый день: Пер. с англ. / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - М., 1999. - 32 с.

11.Скажите наркотикам нет! / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без года и места издания. - 38 с.

12.Новое знание для нового мира / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - М., без года издания. - 35 с.

13.Медитация. Легкая практика для покоя разума и жизни без стрессов: Пер. с англ. - М.: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, 1995. - 64 с.

14.Джагдиш Чандер Хассиджа. Раджа йога: метод и цель / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Санкт-Петербург, 1994. - 128 с.

15.Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет: 60 лет развития и общественной деятельности (1936-1996) / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без года и места издания. - 36 с.

16.Если хочешь сделать мир лучше - начни с себя / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без года и места издания. - 48 с.

17.Духовность - новое измерение. - М.: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, без места издания, 1999. - 36 с.

18.Джагдиш Чандер Хассиджа. К лучшему миру через самопреобразование (В контексте бизнеса и промышленности) / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без года и места издания. - 16 с.

19.Жизнь, наполненная духовными ценностями, - великий дар / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без года и места издания. - 16 с.

20.Университет, который отличается от других / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без года и места издания. - 16 с.

21.Ценности для лучшего мира / Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет. - Без года и места издания. - 32 с.

22.Письмо Директора Отделения Брахма Кумарис Всемирного Духовного Университета в РФ Гупта С.Р. №БД/РАГС/31 от 21.03.2000 г. профессору кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н.Кузнецову.

И.о. декана библейско-патрологического

факультета Российского Православного

университета св. Иоанна Богослова,

доцент, кандидат философских наук

Ситников Алексей Владимирович

Ведущий научный сотрудник

Психологического института РАО,

доктор психологических наук,

старший научный сотрудник

Абраменкова Вера Васильевна

Hosted by uCoz