UCOZ Реклама


Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Экспертное заключение Религиоведческой группы Российской академии образования от 21 сентября 1998 г. на характер вероучения и деятельности движения Чинмоя

Религиозные объединения и группы, известные под названием “движения Шри Чинмоя” руководятся выходцем из Индии Чинмой Кумар Гож, принявшим культовое имя Шри Чинмой.

Известно, что вначале Чинмой Кумар Гож был последователем учения “Интегральная Йога”, созданного известным модернизатором индуизма Шри Ауробиндо. После переезда в США Шри Чинмой основывает свою собственную религиозную группу и в дальнейшем распространяет миссионерскую деятельность на Европу и другие страны.

Характерной чертой практики религиозного объединения Шри Чинмоя является использование для привлечения адептов и распространения учения различных мероприятий социально-культурного характера типа миротворческих, спортивных акций, концертов, художественных выставок и т.п. Такая социальная активность является специфической формой миссионерства, адаптированной к особенностям сознания и образа жизни потенциальных адептов культа в богатых западных странах.

При этом следует подчеркнуть, что социо-культурная активность является лишь методом, орудием привлечения людей к мировоззрению, культивируемому в объединениях поклонников Шри Чинмоя. А само это мировоззрение, по нашему мнению, определенно следует отнести к религиозному типу мировоззрений. В связи с чем закономерно рассматривать группы последователей Шри Чинмоя именно как религиозные объединения.

Иллюстрация вполне религиозного характера вероучения и практики последователей Шри Чинмоя потребовала бы более пространного рассмотрения соответствующих авторитетных текстов, сочинений лидера. Но и самый первичный религиоведческий анализ таких текстов (например: Шри Чинмой. Кундалини мать - сила. - 1974; Шри Чинмой. Учитель и ученик. Проникновение в суть отношений Гуру-ученик. - б.г.; Шри Чинмой. Гирлянда душ-наций. Лекции, беседы... - М., 1997.) позволяет определенно выявить их мировоззренческую основу.

Для вероучения Шри Чинмоя это: синкретическая смесь религиозно-оккультных пантеистических представлений, осмысленная в терминах квазииндуизма (нетрадиционного индуизма) и приспособленная для восприятия современного человека европейской культуры. Это и “выходы из тела”, и “астральные полеты”, и освобождение “силы Кундалини”, и открытие “третьего глаза” и т.д. Лидер культа, “Учитель”, “гуру” - воплощенное действие Бога на Земле, “...настоящий гуру - это сам Бог”. Потенциально каждый человек может стать Богом, но фактически это оказывается возможным только через неразрывную связь с “Учителем”. При этом “инициация” может происходить и без активного участия сознания адепта. Например, “...с помощью оккультных действий или во сне” (“Учитель и ученик...”). “Связь” с “Учителем” не может быть потеряна даже если адепт покинет культ.

Отношения адепта и лидера здесь вполне авторитарные и основаны на безусловном духовном соподчинении лидеру. Это поклонение выражается в многочасовых чтениях молитв, медитациях с использованием “образа” лидера. Все, что делается лидером, несет печать “божественности” - слова, музыка, живопись, упражнения и т.д. и способствует соединению человека “с Богом”. Человеческая сущность лидера обожествляется, наделяется оккультными психическими сверхсилами, осмысливается в религиозных понятиях неоиндуизма. Шри Чинмой является для адептов воплощенным идеалом и он же - “путем к спасению”, он способен освобождать от “тяжести кармы”.

В связи с вышесказанным, мы полагаем, что известные заявления последователей Шри Чинмоя, представляющие их учение и практику как не религиозные продиктованы, прежде всего, попыткой “уйти” от необходимости регистрировать свои объединения в государственных органах в качестве и по правилам религиозных. Напомним, что в соответствии с новыми правилами регистрации, религиозное объединение должно предоставить сведения о своем вероучении, формах и методах деятельности, отношении к семье и браку, образованию, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей и т.д. (ст.11). Вероятно, лидеры групп последователей Шри Чинмоя усматривают в этой процедуре затруднения для себя, большие, нежели при регистрации в любом ином качестве.

Настоящее экспертное заключение составлено по обращению РОО “Центр поддержки духовных инициатив”.

Руководитель религиоведческой группы

Института развития личности Российской

академии образования,

ведущий научный сотрудник,

кандидат философских наук

Галицкая И.А.

Hosted by uCoz