Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Официальное сообщение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова №63-э от 11 сентября 1998 г. по поводу болезни одного из лидеров МОСК Харикеши Свами

Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий сообщает, что в течение долгих лет руководивший всеми кришнаитами Международного общества Сознания Кришны (МОСК) Европы и стран СНГ Харикеша Свами в настоящее время страдает серьезным психическим расстройством, усугубленным многолетним принятием наркотиков.

Харикеша скандально известен своей антисоциальной и человеконенавистнической книгой “Варнашрама - манифест социального разума” (иное название - “Манифест Варнашрамы”), где он призывал кришнаитов к установлению в мире жесткого преступного тоталитарного режима, в котором все, кто не согласен с неоиндуистской доктриной кришнаитов, должны быть уничтожены, а остальные поделены по кастам (высшие касты отводились только кришнаитам). От этой фактически фашистской книги вынужден был отказаться даже Руководящий совет (GBC) Международного общества Сознания Кришны. Несмотря на это, Харикеша после этого все же продолжил свою деятельность на одном из самых ключевых постов Международного общества Сознания Кришны. Ныне он стал душевно больным. Специалисты считают, что, скорее всего, именно из-за практиковавшихся им кришнаитских практик.

Авторитетный немецкий психиатр доктор Питер Доггс провел исследование состояния здоровья Харикеши. 6-го и 7-го августа доктор провел подробные беседы с посвященными, имевшими длительные и близкие отношения с Харикешей, изучил видеозаписи Харикеши и другие исследования такого рода.

Согласно доктору Доггсу, состояние больного может характеризоваться как “циклофимическая индивидуальность”. В течение периодов депрессии у больного наблюдается довольно удрученное настроение, потеря интереса и почти полная потеря способности получать удовольствие в повседневной жизни. Наряду с этим имеется повышенная тенденция к бездействию, сопровождаемая недостатком энергии или хроническим истощением, значительно сниженной способностью достигнуть результатов, и социальной изоляции от друзей, знакомых и близких коллег по работе. Имеется также чувство заторможенности и пессимистического отношения к будущему с постоянным размышлением о прошедших событиях.

В 1988 году процесс развития заболевания у Харикеши достиг своего апогея, приведшего к его кризису. Тогда кришнаитский “целитель” Читесвара взять лечение Харикеши под свой контроль, в первую очередь - управление лекарствами (трифлюоперазином (Trifluoperazine) и трихексифенидилом (Trihexyphenidyl), позже обнаруженными в веществе под названием “вибхути” (иначе его называли - “святая зола”), которым он стал пичкать Харикешу. Доктор Доггс утверждает, что эти лекарства не подходили Харикеше. Резкое же изъятие этих лекарств из “вибхути” могло спровоцировать более острое состояние, которое согласно доктору Доггсу, классифицируется как “шизо-эмоциональный беспорядок” (schizo-affective disorder) и содержит как признаки шизофрении, так и маниакальные черты.

Надо сказать, что определенная патология состояния и поведенческих функций Харикеши была видна невооруженным взглядом во время его приезда в Москву в 1997 году.

Кришнаиты утверждают, что Харикеша не был осведомлен в том, что “вибхути” не была золой от жертвенника, а Читесвара якобы сообщил Харикеше, что “вибхути” является специфическим средством для умственного возбуждения, он не сделал этого, и не сказал ему это было сделано из западных медикаментов, и Читесвара до настоящего момента по-прежнему отрицает наличие таких наркотиков в “вибхути”.

Нынешнее расстройство Харикеши резко обострилось в феврале 1998, когда он внезапно прекратил принимать вещество “вибхути”, позволившее Харикеше скрывать в течение 10 лет его психическое заболевание. Харикеша в настоящее время отказывается от предлагаемого его подчиненными кришнаитами лечения. Что касается монашества (санньяси), он сам непосредственно объявлял, что он больше не санньяси. Он заявил о своих надеждах вступить в брак со своим врачом Моникой.

Руководящий совет (GBC) Международного общества Сознания Кришны летом 1998 года принял решение официально приостановил его деятельность в GBC. Ему запрещено функционировать в качестве гуру. Приостановлена и его деятельность в качестве руководителя издательства “Бхактиведанта Бук Траст”, выпускавшего колоссальными тиражами кришнаитские книги - произведения Прабхупады, которые рядовые кришнаиты принуждены были распространять.

Кроме явных проявлений душевного нездоровья Харикеши, проявившихся в ряде странных поступков, он стал критиковать основателя МОСК Прабхупаду. В ответ рядовым кришнаитам и, в особенности, его ученикам было запрещено поддерживать какие-либо контакты с ним.

Харикеша заявил, что он любит МОСК и если МОСК примет его руководство и изменения, которые он защищает, то он может остаться. Если нет, он готов основать собственное сообщество. Кстати болезнь Харикеши уже вызвала вполне реальный раскол среди кришнаитов. Многие расценивают состояние Харикеши как некое высшее состояние трансцендентности и просветления. Они утверждали, что экстремальное поведение Харикеша может объясняться как проявление в определенном виде продвинутых духовных экстазов. Эта позиция, принятая самим Харикешей и некоторыми из его учеников, ныне объявлена кришнаитами как “не отвечающая критериям для продвинутого духовного состояния, данного Шрилой Прабхупадой”. Официальное руководство Международного общества Сознания Кришны заявило, что Харикеша якобы испытал состояние клинической смерти. В целом кришнаиты не склонны ныне обсуждать с непосвященными его здоровье.

Тем не менее информация уже просочилась и за пределы МОСК, поэтому факт психического нездоровья Харикеши кришнаиты были вынуждены подтвердить официально в материале Исполнительного комитета GBC Международного общества Сознания Кришны, подготовленном Равиндрой Сварупой дасом):

“Исполнительный комитет вчера пришел к выводу, что Харикеша Свами принимал, без его ведома, сильнодействующие психотропные медикоменты на протяжении последних десяти лет. В 1988 г. личный целитель Харикеши Читешвара даса предписал ему принимать ежедневно определенную дозу предоставленного им терапевтического порошка. Харикеша Свами принимал порошок ежедневно до февраля 1998 г., когда внезапно прекратил прием этого медикамента. Читешвара сказал, что предписанный порошок голубого цвета, который он называет “вибхути” (vibhuti), является пеплом из жертвенника (yaina).

Однако, государственная лаборатория судебной медицины в Швеции сообщила 5 августа, что данный порошок содержал два психотропных средства, производимых для коммерческих целей. Одним из этих препаратов является трифлюоперазин (Trifluoperazine), также известный как стелазин (Stelazine), который применяется как успокоительный и антипсихотический медикамент. Другим препаратом является трихексифенидил (Trihexyphenidyl), иначе артайн (Artaine), используемый как средство для лечения болезни Паркинсона. Целью предписания артайна было, по всей видимости, устранение побочных эффектов стелазина, которые иногда возникают в виде симптомов болезни Паркинсона. “Вибхути” был предоставлен для исследования в лабораторию судебной медицины посвященными, у которых зародились определенные подозрения относительно этого порошка.

Психиатр, рассмотревший дело о принимаемых Харикешей Свами медикаментах и о их возможном воздействии на больного, сказал, что недавнее экстраординарное поведение Харикеши является типичным последствием резкого прекращения приема препаратов, содержащихся в “вибхути”. По его словам, врачи очень внимательно подходят к вопросу постепенного уменьшения принимаемой дозы этих средств. Иначе существует реальная опасность вызвать психоз, который и проявился в недавнем поведении Харикеши Свами как “эпизодическая параноидальная шизофрения, сопровождаемая слуховыми галлюцинациями”. Это, по словам психиатра, является реакцией, вызванной резким прекращением приема препаратов, содержащихся в “вибхути”.

Кришнаиты объявили принимавшего много лет наркотики Харикешу душевно больным человеком. Но при этом было заявлено, что таким образом наркомана Харикешу проверяет Кришна. Специалисты считают, что таким “проверкам” повседневно подвергаются и простые кришнаиты.

Эксперты Религиоведческой группы Российской академии образования в своем экспертном заключении на вероучение и деятельность МОСК (июнь 1997 г.) писали: “Система религиозной практики в ОСК требует полного погружения сознания адепта, его ума, чувств, эмоций в мифологическую и образную среду, сформированную в ОСК. Все остальные восприятия должны исключаться, ум необходимо привести в состояние транса (“Бхагавад-Гита как она есть”, комм. к гл. 2.52,58; 6.20-23,25; 13.8-12). Признаки транса: “слезы, дрожь, сердцебиение, испарина, наплыв чувств, танец, пение, крики”, “...сыпь на коже” (“Шримад Бхагаватам”, песнь 1, комм. к гл. 9.19). Такое состояние ни психолог, ни психиатр не назовет нормальным и в традиционных религиях такие состояния “исступления” не считаются желательными в религиозной практике”.

Научное заключение Комиссии Института философии и права АН Республики Беларусь о идеологии и деятельности религиозной организации “Движение Харе Кришна”: “Культовая деятельность кришнаитов непосредственно вытекает из главных постулатов их вероучения и направлена на абсолютное закрепощение сознания и поведения верующих в интересах руководства этой организации. Верующие постоянно и систематически подвержены культовому воздействию приемов т.н. “бхакти-йоги”, которая в отличие от “хатха-йоги”, стремящейся развивать физические возможности человека, представляет собой систему психических упражнений. Кришнаитские “гуру” бесцеремонно, зачастую на дилетантском уровне, вторгаются посредством данных приемов в психическую конституцию верующего, неокрепшее сознание юношей и подростков, нанося им непоправимый вред”.

Эти мнения вполне подтверждает и известный специалист по вопросам социальной опасности ряда религиозных новообразований психолог Евгений Новомирович Волков: “Практика кришнаизма связана с интенсивным и постоянным применением ряда психотехник (например, требование повторять в течение каждого дня 1728 раз мантру “Харе Кришна, Харе Рама...”), которые приводят к чрезмерному для здоровья и психики человека пребыванию в измененных состояниях сознания, прежде всего трансовых. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что серьезные научные исследования, проведенные и опубликованные в зарубежных странах и мало известные в России, указывают на широкий спектр отрицательных и опасных последствий такой медитативной практики как для физического и психического здоровья, так и для социальной жизни человека. Так, Ричард Кастильо в статье “Деперсонализация и медитация” пишет, опираясь на многие другие исследования, что “медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)”. DSM-II-R (АРА 1987) определяет деперсонализацию как: “(1) ощущение пребывания вне тела и наблюдения извне ментальных процессов или тела; или (2) опыт ощущения себя как автомата или как будто во сне” (р. 276). Типично, деперсонализация - состояние, в котором индивидуум испытывает “раскол” в сознании между “участвующим я” и “наблюдающим я”. Участвующее “я” составлено из тела, мыслей, чувств, воспоминаний и эмоций. Наблюдающее “я” переживается как отдельный, невовлеченный “свидетель” участвующего “я”, с ощущением, что все нормальные аспекты индивидуальности так или иначе нереальны и не принадлежат наблюдающему “я”. Это чувство, что ты отделен от участвующего “я” и “наблюдаешь”, как оно ведет себя. Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать двойственные или “нереальные” свойства. Иногда, обычно устойчивые, твердые неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или “дышащими”, быть мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы могут быть восприняты как “мерцающие”.

Частично эти выводы были подтверждены в заключении от 19 октября 1995 г. экспертной группы по оценке деятельности Пермского религиозного общества Сознания Кришны и его влияния на здоровье приверженцев, в составе председателя - зав. подростковым отделением МУ Горпсиходиспансер, врача-психиатра Белевой Г.П., членов - зав. отделением скорой психиатрической помощи МУ Горпсиходиспансер врача-психиатра Лобашова В.Д., психологов МУ Горпсиходиспансер Баландиной И.Е., Тюленева В.А. и др. Экспертная группа была образована распоряжением Администрации г.Перми в связи с многократными обращениями группы родителей приверженцев названной общины к органам власти и правоохранительным органам с требованием пресечь ее деятельность и привлечь к ответственности ее руководителей ввиду посягательств на права, здоровье и свободу детей этих заявителей.

Руководитель Центра реабилитации

жертв нетрадиционных религий

священник Русской Православной Церкви

О.Стеняев

Hosted by uCoz