UCOZ Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Религиоведческая экспертиза Московской духовной академии на характер вероучения и деятельности Общества Сознания Кришны от 11 октября 1997 г. (исх. №1601 от 12 октября 1997 г.)

В ответ на просьбу провести религиоведческую экспертизу учения, практики и деятельности Общества Сознания Кришны (ОСК) направляем Вам наше заключение в соответствии с обозначенными Вами пунктами.

I. Отметим в первую очередь наиболее важные положения, характеризующие ОСК как особую идеологию.

1. В то время как последователи традиционных религий принимают позитивное участие в социальной, политической, экономической и других сферах деятельности государства, рассматривая это как необходимую сторону человеческой жизни, для членов Общества Сознания Кришны “все виды деятельности, за исключением деятельности в сознании Кришны, не стоят трудов, поскольку они снова и снова связывают исполняющего их с процессом рождения и смерти. Поэтому не следует стремиться самому быть причиной деятельности. Все должно делаться в сознании Кришны, для Его удовлетворения”.

2. Наука и светское образование, согласно учению ОСК, приносят только вред; ученые являются “демонами”, а научная деятельность представляется как причина “беспокойства” в обществе. Прабхупада прямо говорит, что “современные демоны - это вредоносные ученые материалисты, творящие разные материальные чудеса, которые приносят в общество беспокойство”.

3. Светское искусство и литературу Общество Сознания Кришны ставит в один ряд с такими пороками, как мошенничество, пьянство, воровство, и рассматривает в качестве еще одного источника “беспокойства” человека. Прабхупада заявляет: “В этот век люди становятся жертвами не только разных политических группировок и партий. Их подстерегают всевозможные развлечения, направленные на удовлетворение чувств: кино, спорт,... светские библиотеки, дурное общение, пьянство, курение, мошенничество, воровство, драки и проч.”.

4. ОСК рассматривает национальную самоидентичность, как препятствие к достижению высших религиозных целей, более того, как “глупость”. “Вместо того, чтобы вырваться из тисков майи (иллюзий), глупые люди связывают себя различными именами и обозначениями, такими как ... индусы, мусульмане, индийцы, американцы, китайцы и т.д.”.

5. По учению Прабхупады, “тому, кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, выполняя обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом. Естественно возникает вопрос: считают ли кришнаиты себя ответственными перед государством? Например, воинскую повинность кришнаиты соглашаются отбывать только на альтернативной службе, так как убийство, по учению ОСК, разрешается лишь по религиозным мотивам.

II. Международное Общество Сознания Кришны было основано в 1966 году в США А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977 г.г.) и является одним из течений в современном кришнаизме, который берет свое начало с деятельности реформатора индуизма Чайтаньи Махапрабху (1486-1533).

1. В индуизме высшим Божеством считается Вишну, а Кришна является его воплощением. Но Чайтанья утверждал обратное, Вишну есть только проявление Верховного Бога Кришны.

2. Индуистом может быть только индус. Но индусом нельзя стать, им можно только родиться, заняв определенное место в кастовой иерархии. Принадлежность же к кришнаизму определяется не рождением (нацией), а соответствующими способностями и характером поведения человека.

3. В индуизме отсутствует прозелитизм среди других народов, в то время как в кришнаизме прозелитическая деятельность является одной из главнейших задач.

4. Согласно индуизму, бытие индуса определяется не только его верой, но и всей социальной структурой и атмосферой жизни индийского общества. “Каждый человек глубоко интегрирован в родственной, кастовой, клановой сообщности и вне ее не может полноценно существовать”. Для кришнаизма же, как было показано выше, это не имеет никакого значения.

Поэтому ОСК, абсолютное большинство в котором составляют совсем не этнические индийцы, никоим образом не может ни представлять индийский народ, ни претендовать на статус этно-конфессионального объединения традиционной индийской культуры в России.

III. Каковы моральные принципы ОСК?

1. ОСК прямо разделяет общество на исповедующих кришнаизм и прочих. При этом наименования людей удостаиваются только кришнаиты, а все прочие, составляющие по “статистике” ОСК абсолютное большинство (99,9%), являются “низшими среди людей”, “глупцами” и сравниваются “со свиньями и ослами”.

Основатель ОСК Прабхупада в комментарии на текст Бхагавад-Гиты следующим образом характеризует неверующих в Кришну: “Мудхи - это чрезвычайно глупые люди, надрывающиеся на тяжелой работе, подобно вьючным животным. Такие люди желают наслаждаться результатами своего труда и не хотят поделиться ими со Всевышним. Типичным примером вьючного животного является осел. Свиньи поедающие навоз, равнодушно относятся к сладостям из сахара и масла. Подобно этому глупые труженики без устали готовы слушать дающие чувственное удовлетворение рассказы об этом мерцающем материальном мире... Другая категория душкрити называется нарадхама, что означает “низшие среди людей”... Девяносто девять и девять десятых процентов населения относятся к нарадхама”.

По Прабхупаде, “существуют два класса людей: бхакты и демоны. Бхактами он называет преданных Кришне, а демонами и подобными животным тех, кто не признает Кришну Верховным божеством и единственным богом: “Кришна - высший авторитет, признается всем миром с незапамятных времен и до наших дней, и лишь демоны отвергают Его”. “Тот кто не следует принципам изложенным в шастрах, называется асурой, демоном”. “Люди подобные животным не имеют ни веры, ни знания об общепризнанных шастрах. Представители других мировоззрений - это “люди лишенные разума”: “Только лишенные разума неверующие, последние из людей, чье знание украдено иллюзией, и которым присуща безбожная природа демонов, не вручают себя Мне”.

2. Естественно, такое понимание других людей порождает и соответствующее отношение к ним: “О, мой Господь, Ты воплощаешься во всех видах жизни,... чтобы... уничтожить неверующих. Или: “Несмотря на то, что каждое живое существо - составная частичка Господа, тот, кто досаждает Ему, словно колючка, называется асуром, а тот, кто добровольно служит Господу - деватой... миссия Господа - всегда, когда бы в том не возникала необходимость, защищать деват и уничтожать асуров на благо тем и другим”.

3. ОСК устанавливает двойные стандарты в морали и для достижения своих целей разрешает обман и мошенничество даже в отношении родных и близких. Для удовлетворения Господа годится все, потому что это связано с Абсолютной Истиной. Нам также предоставляется возможность обмануть членов нашей семьи и оставить дом, чтобы заняться служением “Шримад-Бхагаватам”. Этот обман был необходим во имя великого дела, и от такого трансцендентного мошенничества не проигрывает ни одна сторона”.

4. В литературе ОСК присутствуют высказывания, прямо провоцирующие межрелигиозную вражду: “Христиане ненавидят евреев за то, что те распяли Христа. Они даже взяли символом крест, чтобы напоминать людям о распятии Христа евреями... Делать акцент на распятии Христа - это способ, которым они поддерживают в себе обиду на евреев”.

IV. Мировоззренческая доктрина ОСК содержит в себе такие положения, которые принципиально расходятся с традиционными представлениями народов России об отношении к семье, обществу, государству, о правах человека.

1. У кришнаита нет обязательств перед семьей, нацией, человечеством: “Тому, кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, выполняя обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом”; “Достигшие совершенства сознания Кришны в конечном итоге не ответственны за свои действия”.

2. Какие следствия проистекают из такой “неответственности”, разъясняет Прабхупада: “Личная деятельность и ответственность возникают из ложного эго и безбожия, или от отсутствия сознания Кришны. Любой человек, действующий в сознании Кришны под руководством Параматмы, то есть Верховной божественной личности, даже убивая, не совершает убийства, как и не затрагивается он последствиями такого поступка”.

3. ОСК отрицательно относится к основным общественным институтам: браку и семье, утверждая, что привязанность к ним является проявлением “невежества” и “последней степенью деградации”. В Бхагавад-Гите сам Кришна говорит: “Отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего... постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстраненность от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной истины - все это Я провозглашаю знанием, а все что бы ни существовало помимо этого, есть невежество. Прабхупада добавляет: “Привязанность к семье до самого конца жизни - это самая последняя степень деградации человека” (супружеские отношения также осуждаются как “невежество” и допускаются лишь как исключение для рождения детей).

4. Дети в учении кришнаитов рассматриваются как “побочные продукты тела”. “Душа также не производит побочных продуктов: побочные продукты тела, а именно дети, также являются индивидуальными душами и, обретая тело, индивидуальная душа выступает в роли ребенка конкретного живого существа”.

5. Идеология кришнаизма, утверждая кастовость в качестве нормы социального устройства, исключает возможность построения правового государства. Это видно из следующего.

Согласно взглядам одного из главных руководителей ОСК и гуру для всех российских кришнаитов Харикеши Свами, изложенным в его книге “Варнашрама - манифест социального разума”, кришнаитское государство будет представлять собой тоталитарный режим с соответствующей карательной системой, предполагающей разделение всего человечества на социально-политические касты, исключающий какой-либо религиозный плюрализм (кришнаизм будет единственной религией), легализующий смертную казнь и осуществляющий на уровне брахманов строжайшую цензуру СМИ.

6. ОСК выступает против равноправия женщин, утверждая, что женщины обладают “низким интеллектом”, являются “рассадниками вражды” и потому им “нельзя давать свободу”. В своем комментарии на текст Бхагавад-Гиты Прабхупада пишет: “В Ману-самхите ясно сказано, что женщине нельзя давать свободу... В настоящее время демоны пренебрегают этими принципами и полагают, что женщинам необходимо предоставить такую же свободу, как и мужчинам”.

Об опасности для общества и государства учения ОСК и других сект, активно осуществляющих в настоящее время свою деятельность в России, заявил в 1994 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в своем Определении “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”, в котором, говоря и о кришнаитах, предупредил, что “их воззрения разрушают традиционный уклад жизни.... единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности”.

С уважением,

Ректор Московской Духовной

Академии и Семинарии

Епископ Верейский

Евгений

 

Hosted by uCoz