UCOZ Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Заключение экспертной группы Администрации г.Перми от 19 октября 1995 г. по оценке деятельности Пермского религиозного общества Сознания Кришны и его влияния на здоровье приверженцев

Экспертная группа образована распоряжением Администрации г. Перми в связи с многократными обращениями группы родителей приверженцев названной общины к органам власти и правоохранительным органам с требованием пресечь ее деятельность и привлечь к ответственности ее руководителей ввиду посягательств на права, здоровье и свободу детей этих заявителей.

В этих заявлениях утверждается, что оказавшиеся под влиянием и полнейшим контролем руководителей общины юноши и девушки порывают со своей семьей, родными и близкими, бросают работу и учебу, утрачивают интерес к общественной жизни, гражданской деятельности и культуре, встают на путь крайнего фанатизма, предаваясь служению Кришне и позволяют бесплатно эксплуатировать свой труд.

По утверждению заявителей, культ Сознания Кришны включает в себя приемы намеренного внушения, введение верующих в состояние эйфории и экстаза, подавления личности, ее воли и критичности, а также оказывает патологическое воздействие на физическое и психическое здоровье.

Перед экспертной группой были поставлены следующие вопросы:

1. Что представляет из себя Сознание Кришны как новое явление для нашего региона и России?

2. В чем заключается вероисповедание и культ этой новой религии и каково их воздействие на сознание и поведение приверженцев?

3. Каковы результаты медицинского обследования приверженцев Сознания Кришны?

4. Общие выводы медицинского и религиоведческого исследования по означенным вопросам, а также рекомендации для Администрации г. Перми по разрешению претензий вышеназванных заявителей.

Экспертная группа начала свою работу 16 июля с.г. и завершила ее 19 октября 1995 г.

Нами изучены представленные заявителями многочисленные личные и официальные материалы, заслушаны их устные пояснения. Члены группы неоднократно присутствовали на молитвенных служениях общины, имели обстоятельные беседы с ее членами и руководителями. Руководители общины оказали содействие работе нашей группы, представили ей вероисповедную литературу Сознания Кришны и способствовали проведению психиатрического обследования 18 последователей этого исповедания.

Названное обследование по добровольному и личному согласию каждого из этих лиц было осуществлено членами комиссии врачами-психиатрами и психологами в амбулаторных условиях. Для сопоставления полученных при этом данных были также обследованы по сокращенной методике 14 последователей православия.

По соображениям врачебной этики экспертная группа не оглашает фамилии обследованных и приводит в настоящем заключении лишь обобщенные данные.

В некотором смысле наше обследование является неполным: затронутая проблема имеет комплексный характер, и для ее всестороннего освещения нужно привлечение терапевтов, эндокринологов, гинекологов, а также педагогов, социологов и юристов. Однако считаем, что ниже излагаемые ответы на вопросы, поставленные перед экспертной группой, будут способствовать объективному рассмотрению обращений заявителей со стороны Администрации г. Перми.

Движение Сознания Кришны - религиозное течение, именующее себя ветвью индуизма. Основатель движения - Шри Шримад А.Ч. Бхагтиведанта Свами Прабхупада (1896 - 1977) модернизировал вероучение индуизма и с 1965 г. начал его активное распространение за пределы Индии (США, Англия и многочисленные другие страны). В 1971 г. он прибыл в Москву, где приобщил к кришнаизму нескольких граждан, ставших активными миссионерами этой религии в СССР. Спустя 10 лет приверженцы кришнаизма обращаются к органам власти с просьбой об официальной регистрации их религиозного объединения. Однако в этом им было отказано. Более того, вплоть до 1988 г. кришнаиты (наряду с некоторыми другими конфессиями) подвергаются гонениям и репрессиям как якобы “антиобщественная секта”. Законом “О реабилитации жертв политических репрессий” репрессированные проповедники-кришнаиты были полностью реабилитированы и восстановлены в правах. Движение Сознание Кришны получило в России полное правовое признание в рамках закона “О свободе вероисповеданий”.

Пермская община Сознания Кришны - местное автономное объединение “Международного общества Сознания Кришны” (ИСККОН) и действует на основании Устава, зарегистрированного 12 мая 1991 г. Областным управлением юстиции. Констатируя право членов общины на свободное осуществление религиозных потребностей в соответствии с их вероучением. Устав фиксирует обязанность членов общины строго соблюдать Конституцию страны, “добросовестно трудиться, не уклонятся от воинской обязанности, не нарушать правил социалистического общежития, не препятствовать обучению детей в школе. Запрещается подстрекательство верующих к уклонению от исполнения гражданских обязанностей, к неучастию в государственной и общественной жизни”.

Пермская община Сознания Кришны признает руководство над собой “Центра обществ Сознания Кришны в России”, объединяющего по состоянию на 1 января с.г. 103 общин в стране и признающего, в свою очередь, руководство над собой со стороны ИСККОН.

Вероучение, культ и с ним связанный образ жизни кришнаитов регламентируется сочинениями основателя ИСККОН Прабхупады, который считается его последователями тождественным с самим Богом и именуется ими “Его Божественной Милостью”. Верующие обязаны тщательно изучать его книги, регулярно прослушивать лекции-комментарии к ним, воспринимать их как абсолютную истину. Ниже приводим цитаты из его книг “Бхагавад-Гита как она есть” (“Б”) и “Наука самосознания” (“Н”) с указанием страниц.

Здесь предписывается круглосуточное поклонение Кришне: “Мы должны всегда, двадцать четыре часа в сутки, воспевать Его имена и организовывать свою жизненную деятельность таким образом, чтобы мы могли постоянно помнить о Нем” (Б, 42). Необходимо игнорировать материально-чувственные интересы и устремления (“Истинная цель жизни, когда человек забывает о ней”, Б, 21), не проявлять “чрезмерную привязанность к семье, обществу, стране и т.п. на основе своих материалистических представлений о жизни, но все это узы телесные” (Б, 92). Преданный Кришне должен не менее 1728 раз в день произнести особую молитву (махамантру) на четках (джана) как средство достижения сознания Кришны и освобождения от материальных чувств. Рекомендуется пение гимнов, посвященных Кришне, прослушивать их записи на аудиокассетах, записи текстов Прабхупады и комментариев к ним, просматривать специальные видеокассеты и т.п.

Сосредоточенное произношение махамантры вводит “преданного” в состояние медитации и “позволяет сразу же ощутить трансцендентный экстаз, приходящий непосредственно из духовной сферы”, Н, 219. Продолжая далее, Прабхупада поучает: “На начальных стадиях человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза, которых насчитывается восемь: 1. потеря дара речи; 2. испарина; 3. волосы на теле встают дыбом; 4. дрожание голоса; 5.озноб; 6. побледнение кожи; 7. плач в экстазе; 8. транс. Однако нет сомнения, что, если человек повторяет мантру в течении некоторого времени, он сразу же поднимается на духовный уровень, и первый признак этого - желание танцевать во время пения мантры”, Н, 219-220.

Кроме того, в кришнаизме осуществляется совместное (в собрании верующих) произнесение имен Кришны (киртан). Церемония поклонения в храме происходит дважды в день с возложением на алтарь даров Кришне (цветов, благовоний, пищи). Коллективные служения в храме часто сопровождаются групповыми танцами и песнопениями с проявлениями транса, эйфории, экстаза, что самими преданными субъективно воспринимается как слияние с сознанием Кришны и приносит им наслаждение. Психологической подоплекой этих восприятий выступают механизмы самовнушения, группового внушения, психологического заражения и подражания.

Этому же способствует и строгий режим дня “преданного”: подъем от сна в 3.30 утра, индивидуальное и общее чтение мантр с раннего утра, не менее чем часовое чтение книг Прабхупады, прием прасада (ритуальной пищи), богослужения и вероучительные лекции, выполнения поручений общины и т.п. Среди таких поручений - работа на кухне, распространение и продажа религиозных книг, журналов, кассет сбор пожертвований, участие в программе “Пища для жизни” и пр. Таким образом, все время бодрствования (прежде всего, для проживающих в ашраме) поддерживается сосредоточенность “преданного” на служении Кришне, поминовении и воспевании его имен.

Вероучение предписывает кришнаитам умеренность в питании, вкушение лишь особо приготовленной вегетарианской пищи. В особые дни рекомендуется соблюдать полный пост с воздержанием не только от еды, но и от питья в течении суток. Запрещается употреблять наркотики, алкоголь, табак, кофе и даже чай, как содержащий в себе возбуждающие вещества, мешающие постижению сознания Кришны. Не допускаются сексуальные отношения вне брака (а в браке лишь для зачатия ребенка), участие в азартных играх, использование нечестных приемов для обогащения.

Успех в служении Богу определяется милостью Кришны и наличием у “преданного” духовного учителя (гуру), которого следует почитать наравне с Кришной и именовать его “вечным отцом”. Принятие посвящения у гуру считается началом духовной жизни, а беспрекословное повиновение ему - первейшей обязанностью “преданного”. В отсутствии гуру его функции в значительной мере выполняют авторитеты общины, прежде всего, ее руководители, осуществляя контроль за каждым ее членом. По признания руководителей Пермской общины, поведение “преданного” на три четверти зависит именно от них.

Званием гуру в ИСККОНЕ обладают лишь несколько десятков человек (прежде всего, это непосредственные ученики Прабхупады). Ни одного гуру из России нет, нет непосредственного представителя России и в руководстве ИСККОН. Отечественных “преданных” посвящают и опекают приезжие из-за границы гуру, на наш взгляд, недостаточно знакомые с конкретными условиями и традициями нашей страны, что и является одной из причин нередких коллизий в жизни местных российских общин кришнаитов и даже напряженных конфликтов с общественностью (подобно разбираемому нами).

Коллизии также вызываются нередким во всех конфессиях “эффектом неофитов” - проявлениями неумеренного религиозного рвения со стороны новообращенцев. В общинах кришнаитов резко преобладает молодежь, склонная к буквальному и даже фанатичному следованию культовым предписаниям Прабхупады в силу особенностей юношеской психологии, а также под влиянием царящей в общинах экзальтированной атмосферы служению Кришне и вышеописанного жесткого режима дня “преданного”. Юношей и девушек привлекает экзотическая сторона культа: необычные одежды и прически, музыка с необычными мелодиями и ритмами, красочные обряды, особая пища, театральность служения, благовония, санскрит - таинственный язык молений, также празднества, наслаждение экстаза и т.п. Многие кришнаиты некритически и максималистски воспринимают аскетические установки вероучения, часто буквально воспроизводят внешнюю форму поведения т.н. саньяси (полное отречение от семейной жизни и материальных обязательств), оставляя учебу в школе или вузе, бросая работу на производстве, порывая с родителями, родными, друзьями и т.п.

Вследствие подобных проявлений фанатизма в первый период адаптации учения Прабхупады, в странах Запада оно встречало резкое осуждение со стороны общественности. На этой почве имели место судебные процессы против этого движения. Но со временем проявления фанатизма, конфликты кришнаитских общин с родителями их приверженцев становились в странах Запада все более редкими. Это религиозное движение постепенно адаптируется к западному образу жизни, местным традициям, нейтрализуя в себе крайние проявления фанатизма, максимализма, безрассудного аскетизма.

Помимо юношества в движение Кришны в этих странах включаются и представители среднего поколения, в том числе, интеллигенты, предприниматели, коммерсанты, чиновники, привлеченные вегетарианским образом жизни моральной практикой кришнаитов, разработанной Прабхупадой программой “Пища для жизни”, другими направлениями благотворительной деятельности ИСККОН. К настоящему времени репутация Сознания Кришны в общественном мнении западных стран значительно укрепилась.

В России процесс адаптации кришнаитов к местным традициям и образу жизни осуществляется особенно сложно. Движение Кришны официально признано немногим более пятилетия. Подвергавшиеся гонениям активные деятели этого движения сами нередко склонны к проявлениям максимализма и фанатизма. Немалый ущерб движению нанес скандально известный Ю.Кривоногов, выступавший по многим городам как экзальтированный проповедник кришнаизма (в марте 1990 г. он приезжал в Пермь, где сопровождал публичные сеансы медитации и гипноза проповедями кришнаитского вероучения), а затем ставший организатором преступной секты “Белое братство”.

И поныне нередко возникающие в местных общинах кришнаитов коллизии с родителями “преданных” и с общественностью чаще всего (как об этом свидетельствует и обследованная нами ситуация в Перми) обусловлены именно недальновидными действиями руководителей этих местных общин: осуществляя сильнейший контроль за поведением рядовых верующих и тем самым принимая на себя ответственность за них, руководители общин не только не нейтрализуют максималистские и фанатичные проявления молодых приверженцев Кришны, но и потворствуют им. Тем самым такие руководители общин пренебрегают принятыми на себя при регистрации Устава общины обязательствами и прямыми указаниями “Центра обществ Сознания Кришны в России” относительно строгого соблюдения закона “О свободе вероисповеданий” и предупреждения конфликтов с общественностью.

Из информационных материалов этого центра следует, что он осуществляет курс на нормализацию деятельности движения Кришны в России с ее законами, традициями и обычаями. Так, Центр возбраняет несовершеннолетним проживание в ашрамах даже при согласии родителей и позволяет посещение храмовых программ только при прямом согласии родителей. Учащимся и студентам рекомендуется завершить учебу в школе и вузе, прежде чем проходить образовательный курс Сознания Кришны. работающим не советуется оставлять работу. Центр считает, что духовно ориентированная семья является устоем стабильности и гармонии общества и изъявляет готовность сотрудничать с государственными, религиозными и общественными организациями во имя устранения возникающих коллизий с семьями, привлекая для этого профессиональных психологов и психотерапевтов. Насколько нам известно, в центральном Московском храме кришнаитов такая практика устранения и предупреждения коллизий с семьями в настоящее время осуществляется регулярно.

Центр организует и координирует на местах гуманитарную программу Прабхупады “Пища для жизни”, обеспечивая ежедневно (прежде всего, в “горячих точках” России, в местах стихийных бедствий (около 20 тысяч горячих обедов для пострадавших от военных столкновений, беженцев, жертв стихийных бедствий, “бомжей” и др. Местная община в Перми раздает ежедневно до 500 горячих обедов. Движение Кришны реализует программы борьбы с алкоголизмом и наркоманией, предупреждение самоубийств, воспитывающих воздействий на осужденных, пропаганды морали ненасилия, экологической этики и т.д. Эти действенные гуманитарные акции встречают заслуженное признание в глазах общественного мнения и способствует преодолению стереотипов предубежденности по отношению к этой молодой религии в России.

В этом свете на наш взгляд, имеются особые основания для претензий группы заявителей к руководителям Пермской местной общины Сознания Кришны. Правда, экспертная группа считает, что некоторая доля вины за создавшуюся напряженность во взаимоотношениях заявителей со своими совершеннолетними детьми лежит на самих родителях, которые подчас игнорируют право совершеннолетнего гражданина на свободный выбор мировоззрения, религии и самого образа жизни и приписывают религиозной общине злонамеренное применение приемов зомбирования”, “средств психотеррора”. Экспертная группа наличие подобных приемов и средств не зафиксировала, хотя, как это отмечено выше, констатирует присутствие элементов суггестии, экстаза и иного эмоционального давления на личность в культовой практике кришнаизма, а также фиксирует исключительную психологическую зависимость от других “духовных наставников”. Экспертная группа не исключает, что иногда одной из причин напряженности заявителей в их взаимоотношениях с детьми выступают внутренние сложности в самой семье, ошибки воспитания, проявления гипо- или гиперпротекции по отношению к юным членам семьи.

В экспертном обследовании находят свое подтверждение факты потворства и даже поощрения руководителей местной общины проявлениям максимализма и фанатизма со стороны молодых “преданных”: оставление учебы и работы; уход из семей; неоказание материальной помощи нуждающимся родителям и родным; разрыв с ближайшим окружением товарищей и друзей, не приобщившимся к кришнаитскому вероучению; отчуждение к событиям жизни, информации и культуре за стенами ашрама; пренебрежение к нормам охраны труда на работах в храме; ориентация на безбрачие некоторых юношей и девушек; отказ супругов по вероисповедным мотивам от нормальной половой жизни и т.п.

Приводим основные выводы обследования психического здоровья приверженцев Сознания Кришны. состояние их физического здоровья не проверялось. Обследовано 18 человек: 11 лиц мужского пола, 7 лиц женского пола; 15 лиц в возрасте от 18 до 32 лет, 3 человека в возрасте от 33 до 46 лет.

Целью обследования было: выяснение мотивов пребывания в обществе Сознания Кришны; изучение социального статуса обследованных; выяснение при этом межличностных отношений кришнаитов в семье, с родственниками друг с другом.

Для исследования применялись следующие методики:

посещение храма

наблюдения за богослужениями

клинический метод для получения анамнеза жизни, религиозных исканий и пути прихода к Сознанию Кришны, а также для выяснения последствий для психического здоровья и состояния личности.

Для исследования личности применялись:

методика Люшера

стандартизированный, многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), адаптированный и ревалидизированный вариант (ММР).

В результате проведенного исследования установлено следующее.

Среди обследованных нами лиц не были выявлены психические заболевания психотического характера. В числе 18 обследованных выявлено 4 психопата, 7 человек с акцентуацией черт характера, 2 человека практически здоровы. У остальных выявлены невротические симптомы невротической дезадаптации, т.е. это с изначально дисгармоническим складом личности, мотивы и поступки которых трудно определить. Социальная дезадаптация характеризует их, так как им трудно приспособиться к обычному окружению, где они не могут реализовать свой личностный потенциал и гипертрофированные установки.

Среди таковых, например, один юноша., которому необходимо любой ценой выделиться из массы, обратить на себя внимание своей неординарностью (истероидный психопат). Можно предположить, что этому стремлению созвучны эротические моменты внешнего облика, ритуала и образа жизни кришнаитов. Двое обследованных отличаются особой чувствительностью, впечатлительностью, внушаемостью доверчивостью (психостенические и сензитивные психопаты). Четвертый из этой группы обращает на себя внимание подчеркнутой оригинальностью поведения и высказываний, не комфортностью, склонностью к самокопанию и абстракным рассуждениям и в то же время отчетливой чувствительностью, чрезмерной привязанностью и немотивированной антипатией, рациональностью суждений и нелогичностью поступков, богатством внутреннего мира и бесцветностью его внешних проявлений (шизоидный психопат).

Семеро обследованных без психопаталогической симптоматики, но имеют акцентуацию (заостренность некоторых личностных особенностей). Двое из них имеют акцентуацию черт характера по гипертимному типу: повышенная активность, высокий уровень жизнелюбия, стремление к независимости, эмансипация. Не приемлют власть родителей над ними. Склонны к приключениям и риску. Упрямы и упорны в достижении для них заманчивой цели. Тянутся к видам деятельности, где можно реализовать физическую и социальную активность. Им свойственна тяга к общению и доминированию, стремление выделиться.

В этой же группе находятся юноши с преобладанием выраженной феминизации, с нарцистическим складом личности, с наличием проблем, связанных с трудностями сексуальной адаптации. Их отличает робость, застенчивость, неуверенность в себе, повышенная сензитивность к внешним воздействиям и низкая фрустрационная толеранность.

У пяти обследованных в прошлом были психотравмирующие ситуации. Сознание переполнено переживаниями обиды, оскорбленного самолюбия, потери престижа в сфере значимых межличностных контактов. В силу этих обстоятельств они пытаются реализовать неудовлетворенность потребностей, найти опору и поддержку в общине Сознания Кришны. Под воздействием предписаний и образа жизни кришнаитов эти лица находят здесь воплощение своих идеалов. Тут они тянутся к таким видам деятельности, в которых могут реализовать свою физическую и социальную активность, стремление к общению, доминированию, желание выделиться, восстановить престиж.

Подытоживая клинические наблюдения обследуемых, посещения богослужений и беседы, констатируем:

почти всех обследованных отличает большая приверженность идеалам кришнаизма, готовность отстаивать их, настойчиво им следовать, овладевая духовной практикой движения Кришны, отказываясь от вредных, по их мнению, привычек, от “нечистой и нечестной жизни”. Служение Кришне, пребывание в общине, послушание духовным наставникам воспринимается обследованными как высшее моральное благо для личности для общества. Обследованных характеризует сильная психологическая зависимость от духовных наставников и руководителей общины;

движение Кришны притягивает к себе дисгармоничных лиц, имеющих акцентуацию черт характера, невротические симптомокомплексы, психопатологические черты характера. Людей, которые не могут в полной мере адаптироваться, тревожно мнительны, не имеют собственной устойчивой мировоззренческой позиции, склонны к философским размышлениям о смысле жизни, моральным исканиям;

вышеотмеченные изменения личности обследованных, проявления акцентуированности обусловлены не столько пребыванием в обществе кришнаитов, сколько конкретными жизненными обстоятельствами. Движение Кришны само впитывает в себя тех, у кого имеются серьезные проблемы личностного характера. Иногда это конфликты в семье, трудности в работе, учебе, общении. Однако, как это отмечено выше, кришнаитский культ и образ жизни оказывает свое воздействие на личность. Так, во время произнесения мантр, участия в богослужении и соблюдения других ритуалов кришнаиты впадают в транс, ощущают эйфорию, проявления экстаза, испытывают несомненные суггестивные влияния. Вновь отметим такой сильный фактор воздействия на личность “преданного”, как его полное подчинение гуру и другим духовным наставникам. Отмеченные обстоятельства, в свою очередь, играют немалую роль в зафиксированных акцентуациях и иных особенностях обследованных;

ограничение сексуальных потребностей кришнаитов еще более усугубляет дисгармонии по типу “белых ворон”. Не вызывает сомнения отрицательная роль для психики “преданного” его разрыва с семьей, родными и близкими (в особенности это относится к т.н. “инициированным”, т.е. принявшим полный монашеский образ жизни), разрыва с трудовым и учебным коллективом, отказа от сложившегося прежнего “мирского” образа жизни. У некоторых обследованных нами обнаружены проявления иждивенческих тенденций, а у многих - резкое снижение интересов и кругозора общекультурного характера. У лиц с нарушенной социальной адаптацией обращение к кришнаизму усугубляет таковую: утрачиваются профессиональные навыки, прерывается рабочий стаж, осложняются возможности приспособления к жизни вне ашрама;

вместе с тем констатируем, что вероисповедная практика кришнаизма содержит в себе благоприятные факторы личностного плана - осуждение неумеренных материальных притязаний, ориентация “преданного” на важные нравственные ценности, включение его в различные формы отмеченной выше гуманитарной и благотворительной деятельности, своеобразный культ чистоты, доброжелательность и приветливость, толерантность, - что положительно влияет на моральные качества личности.

Члены экспертной группы полагают, что практикуемая кришнаитами вегетарианская пища при ее употреблении в рамках физиологических норм не причиняют вреда физическому здоровью личности.

Обобщая данные медицинского и религиоведческого исследования, констатируем:

а. Требования заявителей о пресечении деятельности Пермского объединения Сознания Кришны и о привлечении к ответственности ее руководителей не могут быть удовлетворены, поскольку в основе своей на настоящее время эта деятельность не нарушает Закона “О свободе вероисповедания”, а участвующие в этой деятельности совершеннолетние дети заявителей добровольно приняли вероучение общины и осуществляют его также по своей воле.

Заслуживают одобрения и поддержки общественности и органов власти гуманитарные и благотворительные программы Пермского объединения Сознания Кришны.

б. Экспертной группой выявлено наличие в культе и ритуале кришнаизма элементов медитации, суггестии, транса, экстаза и других интенсивных психологических факторов установленной акцентуации у заметной части обследованных. Эти факторы объясняют особую субъективную приверженность “преданных” к культу кришнаизма, а в то же время способствуют проявлениям с их стороны крайнего аскетизма и фанатизма.

Не исключено, что эти факторы способны патологически воздействовать на психическое здоровье лиц со слабой нервной системой. Проведенное нами амбулаторное обследование не выявило отчетливой связи зафиксированных у некоторых “преданных” отклонений психического здоровья с осуществляемым ими культовыми ритуалами. Такая возможная связь может быть точно установлена или отвергнута лишь в длительном стационарном обследовании и в строго контролируемых условиях.

Обследование выявило сильную психологическую зависимость “преданного” от гуру, иных духовных наставников и руководителей общины, что возлагает на последнего особую ответственность за фанатические проявления молодых “преданных”.

в. Претензии заявителей к руководителям Пермского объединения Сознания Кришны об их вине за проявления фанатизма молодых “преданных” (разрыв с семьей и родными, оставление работы и учебы, неоказание материальной помощи нуждающимся родителям, отчуждение к нерелигиозному окружению и культуре, ориентация на крайний аскетизм и т.п.), а также за использования общиной бесплатного труда этих лиц - имеют под собой веские основания, поскольку по признанию самих руководителей, они на три четверти контролируют поведение “преданных”.

Тем самым руководители местной общины нарушают принятые ими на себя обязательства при регистрации Устава общины, порождают конфликты с родителями, семьями и общественностью, а также нарушают прямые указания “Центра обществ Сознания Кришны в России” о недопущении коллизий и конфликтов кришнаитов с родителями и общественностью.

Экспертная группа рекомендует Администрации г. Перми:

официально указать руководителям Пермского общества Сознания Кришны на недопустимость нарушения принятых ими при регистрации Устава общества обязательств по строгому соблюдению Конституции и законодательства о свободе совести, а также на наличие в деятельности этих руководителей вины за отмеченные выше проявления фанатизма молодых “преданных”;

предложить руководителям Пермского общества Сознания Кришны не разрешать проживание в ашраме несовершеннолетних лиц даже при согласии родителей; допускать несовершеннолетних к посещению храмовых программ только при прямом согласии родителей; строго следовать рекомендациям о нежелательности оставления работы, обучения в школе и вузе вступающим в общину кришнаитам; разрешить на четкой правовой основе вопрос об охране и оплате труда в общине ее членов; принять действенные меры по предупреждению и действенной нормализации коллизий и конфликтов молодых “преданных” с их родителями и семьями на взаимоприемлемой основе и в соответствии с конституционным принципом свободы совести;

сказать содействие заявителям и ПОСК в разрешении сложившихся между ними коллизий и конфликтов путем добровольного соглашения без обращения в судебные органы, выделив для заключения такого соглашения между каждым из заявителей и ПОСК в качестве посредника ответственного представителя Администрации г. Перми.

Экспертная группа выражает уверенность, сто благодаря упомянутым выше указаниям “Центра обществ Сознания Кришны в России” имеется объективная возможность для реального разрешения законных претензий заявителей к ПОСК и предупреждения подобных коллизий и конфликтов на будущее.

Председатель экспертной группы

заведующая подростковым отделением

МУ Горпсиходиспансер врач-психиатр

Белева Г.

Члены экспертной группы

 

Hosted by uCoz