Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Медитация
- сладкий полет в преисподней
Православная Москва, ноябрь 2003 г. №21(303).
В психиатрической больнице, где я работаю, есть один пациент. Этому молодому человеку 26 лет. Сказать, что он совершенно невменяем, нельзя. Но он постоянно ходит туда-сюда по палате, погруженный в мысли, с наплывом которых он справиться не может. Он никак не может понять, «жив он или мертв», утверждает, что небо «давит» на него, что оно какое-то «не такое». Периодически ему кажется, что его убивают, что он отделяется от своего тела. «Зачем вы меня убиваете? - кричит он тогда. - Я умираю, я выхожу из тела, там будет хорошо...» Этот пациент настроен агрессивно по отношению к Богу, не может трудиться и общаться с родными, друзьями, сослуживцами. А ведь в детстве был примерным мальчиком, неплохо учился, поступил в вуз. И все было бы и дальше так хорошо, если бы не попалась ему в руки книжечка Ошо (Бгагван Шри Раджниш). Прочел залпом, увлекся, захотел испытать некоторые методы на себе, занялся медитацией и постепенно пришел к психическому заболеванию....
И это не единственный случай. Наш врач-психоаналитик рассказывает, что ей довольно часто приходится лечить людей, пострадавших вследствие увлечения медитацией.
В чем же различие медитации и такой православной христианской духовной практики, как молитва?
Молитва - это разговор человека с Богом. Поскольку это разговор, то он (в отличие от медитации) требует собранности всего человеческого существа -ума, воли, чувства, которые устремляются к Богу, Высшему Духовному Создателю, Творцу и Спасителю. Таким образом, в молитве человек осознанным усилием внимания обращается к Богу, постоянно помнит о Нем. При духовном росте, по мере очищения молитвы, погружения ума в молитву человек не теряет бдительности, осознанности того, что перед ним всегда Господь. Происходит чудное слияние Божественного с сознанием и всем существом человека без утраты чувства реальности и раздвоения личности. Человеческий эгоизм уступает место Всеблагому Богу. Как говорил апостол Павел, «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
В медитации же, по мере отрешения ума от своей привычной работы и достижения безмыслия, возникает ощущение эйфории, блаженства, полного забвения собственного «я» с его волей и вниманием. Но так как конкретного объекта устремленности нет, то получается, что человек делает себя пустым сосудом без воли, без устремления, без осознанного контроля за своим состоянием. И, конечно же, Бога в помощь он не призывает - его ум и сознание отсутствуют. Поскольку человеческое тело без ума, воли и чувств свободно от души, то его могут занять бесы, любой нечистый дух. Христос говорил: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12.30).
Для обольщения и порабощения этого человека бесы разогревают в нем чувственность - человек испытывает эйфорию, легкость, блаженство, нередко ему видятся чудные образы, свет. Все это относится к категории чувственных проявлений. Ради этих чувственных проявлений человек в повседневной жизни начинает избегать близких, так как ищет уединения, чтобы в очередной раз забыться, становится злобным, раздражительным, бросает свои обычные занятия, чем нарушает основную Божественную заповедь - заповедь о любви и самопожертвовании ради ближнего. Происходит самообман - человек думает, что в медитации избавляется от эго, а на самом деле его эгоизм растет и растет. Таким образом, на этой стадии ум обманывает своего хозяина, а это и есть состояние одержимости.
Всем любителям «духовных» практик и «возвышенных» состояний хотелось бы пожелать одного: взыщите всей душой не «красивые» состояния, а Создателя нашего, Бога. Обратитесь к Нему, Источнику целостности и спасения. На этом пути не обойтись без Церкви и духовного наставника. Склоните волю свою и возгордившийся ум к подножию Бога, и там обретете Его.
(Газета Запорожской
епархии «Летопись Православия», № 8 за 2003 г.)