Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Куликов И. Раджниша (Ошо) последователи
Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и
неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и
переработанное. - Том 4. Восточно-мистические группы. Часть 1 / Авт.-сост.
И.Куликов. - Москва: «Паломник», 2000.
Другие названия: «Единственная религия».
Основатель движения - Раджниш (Ошо).
Одна из активнейших последовательниц Ошо в Москве - Попова Наталья Павловна.
Месторасположение центров
Штаб-квартира движения - OSHO Commune International, 17 Koregaoh Park, Poona 411011 MS India.
Центры Ошо, возглавляемые саньясинами, одетыми в красные и оранжевые одежды, были образованы в 22 странах, в том числе в США, Индии, Англии, Франции, Канаде, Японии, России и других странах.
В России - в Санкт-Петербурге, Воронеже (действует с 1996 г. под названием «Тантра Йога») и Москве.
В Москве конт.тел.398-22-50 (Наташа), 285-56-67 (Алексей).
«Центр Ошо Раджниш» - т.190-47-93.
Известно, что организация (в лице Поповой Н.П. и др.) проводила занятия в средней школе №984 г.Москвы (Каширское шоссе, д.55, корп.7).
Численность адептов
К 1984 году Раджниш собрал около 350 тысяч последователей, средний возраст которых был 34 года [12].
Точных данных по России нет. Известно лишь, что в Воронеже - 30-35 последователей Раджниша.
Доктрина
Учение Раджниша представляет собой смесь тантризма с откровениями самого Раджниша. Тантра, занимающая в индуизме особое положение, - это путь вседозволенности. До того, как в Индии распространилось христианство, тантризм достиг уровня грубости, жестокости, колдовства и предрассудков, зачастую непостижимых для современного сознания. В своих грубейших формах тантра включает в себя черную магию, сексуальные оргии и человеческие жертвоприношения [20].
Центральную роль в учении играет «динамическая медитация» (три фазы интенсивного движения и катарсис выливаются в две фазы спокойствия и разрядки) [27].
«Основатель единственной религии» призывал своих последователей «остановить время, погрузившись в мгновение». Проповедовал «освобождение от собственного «я», от совести. Говорил, что нужно жить, ни о чем не думая, не отягощая себя мыслями ни о прошлом, ни о будущем, ни о семье, ни о хлебе насущном [8]. А в качестве единственного пути к этому указывал на свою систему, включающую медитации, песнопения, ритуальные танцы, похожие на пляски первых хиппи.
«Я стал для себя вселенной», - объяснял Раджниш. После усиленной медитации его охватывало нечто вроде космического отчаяния или позыва к самоубийству: стать богом или умереть! Со временем все вопросы растворились и ушли, а в его мозгу создалась «великая пустота». Он говорит, что 21 марта 1953 года упал в безликую, бездонную пропасть пустоты [26]. Очевидно, именно так все и было. Раджниш упал в бездонную пропасть своей маниакальной гордыни и дьявольского обольщения.
«Я становился несуществующим, - признавался он. - Ощутил огромное присутствие вокруг меня в моей комнате... сильную вибрацию... огромный взрыв света... Я тонул в нем... В эту ночь открылась дверь в иную реальность... действительную Реальность... Она была безымянна... но она была там». В этот момент что-то совершенно чуждое овладело Раджнишем.
Он сам описывал это так: «Этой ночью я умер и родился вновь. Но тот, кто родился, не имел ничего общего с тем, кто умер... Тот, кто умер, умер полностью, ничего от него не осталось... После взрыва была только пустота. Что бы ни было раньше, это был не я и было не мое» [26];
«В ту ночь другая реальность открыла свою дверь, другое измерение стало доступным. Это переживание потрясает вас до самых корней. Вы никогда не сможете быть тем же после такого переживания, это принесет новые видения в вашу жизнь, новые качества» [31];
«В тот день, двадцать первого марта, личность, которая жила много-много жизней, тысячелетия, просто умерла. Другое существо, абсолютно новое, совсем не связанное со старым, начало существовать... я стал свободным от прошлого, я был вырван из своей истории, я потерял автобиографию. В ту ночь я умер, и я возродился. Но человек, который возродился, не имел ничего общего с тем, который умер... Человек, который умер, умер тотально; ничего от него не осталось... даже тени» [32].
Описанные Раджнишем переживания очень напоминают процесс вселения в человека бесов. Одержимый ими человек действительно становится совершенно иным. Очевидно, что в ту ночь Раджниш пережил дьявольскую инициацию. Позже члены его семьи признались, что он больше не был тем человеком, что раньше [26].
Исследователь Тал Брук утверждает, что Раджниш действительно одержим дьяволом. В нем есть качество совершенной одержимости, - нечто вроде антихриста, который «действительно связан с другой стороной вселенной». Брук рассказывает историю Эхарта Флозера, одного из верных учеников Раджниша, который поведал о встречах - групповых изнасилованиях, насильственных обменах сексуальными партнерами, принудительном гомосексуализме, абортах, бессчетных смертях и самоубийствах в общине Пуны. Женщины-фаворитки, такие как Лаксми, ведьма номер один Раджниша, были без копейки денег выброшены на улицы Индии. Другие рассказывают истории о сатанинских сообществах, духовном вампиризме, о том, как души лишают желания жить, о бесконечных жертвах бесчисленных самоубийств. «Она с ума сходила по нему, свихнулась с этим Раджнишем», - объяснила старая монахиня, говоря об Изабелле, испанской девушке из знатной семьи. - Но Раджниш использовал ее и вышвырнул прочь. Она была хрупкой птичкой, и он раздавил ее... Но она продолжала верить в Раджниша, повторяя, что это была просто проверка ее преданности... Она кончила в сумасшедшем доме в Пуне... бормоча всякие глупости... Боже! Говорю вам - он дьявол!» [26].
Раджниш говорил: «Медитация - это состояние чистого сознания без всякого содержания». Чтобы добиться его, он прямо призывал своих последователей бесноваться - советовал каждое утро прыгать с поднятыми руками, выкрикивая: «Ху! Ху! Ху!», рекомендовал корчить рожи перед зеркалом, представлять себя без головы, гудеть через нос, ходить на четвереньках по комнате и рычать, как собака, сосать молоко из детской бутылочки и вообще «быть космонавтом своего внутреннего пространства» [30].
В рассказах о культе Раджниша действительно речь идет как бы о царстве тьмы. Они чем-то похожи на рассказы об оргиях древних друидов в Англии, когда огромный рогатый бог, сидевший на троне, как воплощение зла, созерцал покрытый грязью алтарь. Эти люди, которые превозносят себя как Бога, подобны маленьким антихристам, и чье «пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» (2 Фес. 2:9, 10).
Любая традиционная религия несет с собой светлое, доброе, Раджниш же, осознавая, кому он продал свою душу, ассоциировал себя исключительно со смертью. Позже он вспоминал: «Одиночество охватило меня с 7 лет. Одиночество стало моей природой. Эта смерть стала для меня смертью всех привязанностей. Всякий раз, когда мои отношения с кем-либо начинали становиться интимными, та смерть пристально смотрела на меня. С этого дня каждый момент сознания жизни неизменно ассоциировался с осознанием смерти» [31].
Под стать его внутренней природе проводил он и свои сборища. Медитация в ашрамах Раджниша включает специфические танцы, когда участники завязывают глаза, раздеваются и вводят себя в экстатический транс. Сотни тысяч жителей Мадраса, Бомбея и Калькутты собирались на его лекции, заканчивающиеся массовой тряской и срыванием одежд [26,30]. Много раз подобные «танцы» в раджнишевских группах, например в США, заканчивались свальным групповым сексом.
Вот слова адепта Раджниша Ма Прэм Парас: «Раз вы начинаете подвергать сомнению ум, то, рано или поздно, вы сорветесь в бездну медитации» [21]. Именно в бездну безумия и власти демонов и срываются последователи Раджниша.
Что бы там ни говорили защитники подобного рода «духовности», а все это очень сильно напоминает ритуальные обряды сатанистов.
Те, кто не принимал его учения объявлялись недалекими и глупыми, себе же Раджниш приписал ореол «непонятого гения»: «Множество великих мистиков вели себя, как дураки, и их современники были в полной растерянности: как разобраться в их жизни - а величайшая мудрость присутствовала в ней. Быть мудрым среди вас - это действительно глупо. Из этой затеи ничего не выйдет; вы только породите кучу неприятностей» [21]. Это очень удобная позиция в отношении критиков. Раз критикуете меня, значит, вы еще не доросли до моего уровня, значит, вы - недалекие и бездуховные личности. Но ведь это чистой воды надувательство и мания величия!
Насколько реальное учение Раджниша не соответствует тем фальшивым слащавым картинкам из его жизни, которые рисуют нам его последователи, видно из следующих его пассажей:
«Жизнь проста. Не усложняйте ее притворством. Никто не мочеиспускается. Так только в учебниках. Все писают - это жизнь. Любовь распускается из грязи секса. Сострадание происходит из грязи гнева. А нирвана - из грязи этого мира» [30];
«Считать себя петухом - это сумасшествие; но считать себя человеческим существом - это еще большее сумасшествие, ибо вы не принадлежите никакой форме... Вы принадлежите бесформенному... И пока вы не станете бесформенны, безымянны, вы никогда не будете психически здоровы» [21];
«Вы пришли ко мне. Вы сделали опасный шаг. Это рискованно, потому что рядом со мною вы можете потеряться навсегда. Подойти ближе может означать только смерть, и ничто иное. Я похож на бездну» [21];
«Я могу только помочь вам стать никем. Я могу лишь толкнуть вас в пропасть... в бездну. Вы ничего не достигнете, вы просто растворитесь. Вы будете падать и падать, и растворяться, и в тот момент, когда вы растворитесь, все ваше существо испытает экстаз» [21];
«Когда я инициирую вас в саньясу, я инициирую вас в эту безымянную, бездомную смерть» [21];
«Настоящий, совершенный человек... не имеет привязанностей» [21].
Подобно прочим другим сектантам, Раджниш прочил очень скорое приближение всемирной катастрофы: «Этот кризис начнется в 1984 году и закончится в 1999. Все виды разрушения будут царствовать на земле в это время - от природных катастроф до самоубийства достижениями науки. Другими словами, наводнения, невиданные со времен Ноя, землетрясения, извержения вулканов и все возможное даст нам природа... Будут войны, ставящие человечество на грань ядерной войны, но его не спасет Ноев ковчег. Раджнишизм - вот Ноев ковчег сознания, уголок спокойствия в центре тайфуна... Катастрофа будет глобальна и неизбежна. Укрыться от не можно будет лишь в моем учении» [13].
В начале 1984 года Раджниш расширил свое предсказание о якобы грядущей катастрофе, заметив, что исполнится пророчество Нострадамуса, и СПИД убьет 2/3 мирового населения [12]. Своим последователям он при этом заявил: «Я не скажу, что раджнишисты переживут катастрофу, но я могу сказать с абсолютной уверенностью, что те, кто выживет, будут раджнишистами, а остальные - обезьянами (то есть не доросшими до уровня раджнишевского «сверхчеловека», - прим. авт.) или совершат самоубийство. В конце концов оставшиеся не имеют значения» [13].
В отличие от других гуру, проповедующих самоотречение, Раджниш сразу стал известен как секс-гуру Индии, проповедующий полный отказ от себя путем абсолютной снисходительности к своим желаниям. Он откровенно призывает к добрачным сексуальным отношениям, «открытым» бракам и уничтожению семьи, свободному сексу. «Подавление - такого слова не должно быть в словаре саньясина», - так было сказано в его объявлении в журнале «Тайм». Раджниш поощрял тантрическую (сексуальную) йогу, экстатические танцы, раздевание и даже употребление наркотиков как средства медитации. Стерилизация женщин, как средство против беременности, также является распространенной практикой. «Путь к отсутствию желаний лежит через желание», - наставлял Раджниш своих последователей [26].
«Развивайте вашу сексуальность, не подавляйте себя! - призывал он. - Любовь - это начало всего. Если вы пропустили начало, не будет у вас и конца... Я не вдохновляю на оргии, но и не запрещаю их. Каждый за себя решает сам» [8].
Раджниш писал: «Когда в медитации у вас случается мгновение просветления, проблеск какого-то экстаза, предоставьте ему происходить, позвольте ему проникнуть в глубину вас и углубитесь в него сами» [21]. Обычно в доведенные подручными Раджниша до состояния экстаза люди совершали такие непотребства, о которых им позднее было страшно вспоминать. Но ведь они всего лишь поверили Раджнишу и последовали его советам.
Проповедуемая Раджнишем «любовь» на практике оказывалась самым разнузданным сексом безо всяких ограничений, в том числе и групповым. Именно поэтому его и прозвали «секс-гуру».
Однако, ученики и последователи Раджниша яростно возражают против такой точки зрения. Так, Свами Сатья Ведант писал: «Бхагаван не учит «свободному сексу» или сексуальной терпимости, как это неправильно понимается. Наоборот, он объявляет в недвусмысленных терминах, что секс, понятый правильно, не имеет ничего общего с распущенностью» [32].
Разрешение этого спора можно найти в цитатнике Ошо на тему секса, где довольно ясно и недвусмысленно отражена четкая позиция Раджниша по этому вопросу:
«Секс существует повсюду, это ничто, он отнюдь не таинственен. Если вы хотите разобраться в сексе, то достаточно понять животный секс, и все, что применимо к сексу у животных, применимо и к человеку. В этом смысле человек не является ничем большим» [21];
«Нет ничего грешного в чистом простом сексе... Нет нужды скрывать его за прекрасным словом «любовь». Нет нужды создавать вокруг него романтический туман» ([6], с.5);
«Это должно быть чистым явлением: двое в этот момент чувствуют, что они хотели бы соединиться на более глубоком уровне, вот и все. Никакой обязанности, никакого долга, никакого обязательства в этом. Секс должен быть полон игры и молитвы» ([6], с.6);
«Я даю вам полную свободу. Мои усилия здесь только для того, чтобы помочь вам идти за пределы этого; таким образом, если вы гомосексуалист, вы должны идти за пределы гомосексуальности; если вы гетеросексуальны, вы должны идти за пределы гетеросексуальности» ([6], с.50);
«Ребенок в детской кроватке играет со своими половыми органами, а мать входит и убирает его руки. Теперь это шок для ребенка; он начинает бояться дотрагиваться до своих собственных половых органов. А это так приятно трогать их... это так расслабляет. Трогая их, ребенок достигает несексуального оргазма; это просто удовольствие. Естественное побуждение потрогать половые органы, поиграть с ними - это так прекрасно» ([6], с.55);
«Когда секс становится соединенным, слитым с осмыслением, рождается абсолютно новая энергия - эта энергия названа Тантрой... Настоящая Тантра - это не техника, а любовь. Это не техника, а молитва... В тантрическом соединении вы можете находиться часами... Мантра сосредоточена на другом виде оргазма... Тантрический оргазм можно назвать оргазмом долины» ([6], с.70-74);
«Обычный сексуальный оргазм выглядит как сумасшествие, тантрический оргазм - это глубокая, расслабленная медитация... Тантрический любовный акт можно совершать столько раз, сколько вы хотите... Просто продолжайте играть и вовсе не думайте о половом акте. Это может случиться, а может и не случиться» ([6], c.76-77).
Не только проповедью свободы сексуальной жизни привлекал к себе Раджниш. «Каждый саньяси, - писал он, - должен внести большой вклад, ибо мы пытаемся воплотить великую мечту, в которой могут встретиться все религии, в которой земля сможет стать нашим домом - не разделенная на нации, расы и цвета кожи». Эту мечту осуществят последователи Раджниша - «просветленные» или идущие к «просветлению».
Ашрамы Раджниша стали питомниками и инкубаторами «новых людей нового мира». И, конечно, путь к «просветлению» им поможет показать лишь гуру Бхагван. «Каждый потенциально может стать Богом... Бог - это состояние сознания... это - способ наслаждения жизнью прямо здесь и сейчас». «Просветление» - прыжок в неизвестное и, чтобы совершить его, нужно отдаться всей душой Бхагвану, снять психические барьеры перед ним. «Когда вы становитесь учеником, когда я инициирую вас..., я просто пытаюсь вам помочь найти самих себя» [10].
Идеал нового человека Ошо пропагандировал как человека, способного радоваться полнокровной физической жизни и одновременно достигать вершин духа. Такого человека он называл Зорбой-Буддой, избирая Будду в качестве символа души, а Зорбу - в качестве символа тела (Зорба - герой одного из романов греческого писателя Казандцакиса, наделенный огромным потенциалом жизнелюбия).
Псевдогуру говорил: «Проживите полностью жизнь Зорбы, и вы естественно войдете в жизнь Будды... Зорба лишь начало... Зорба - это стрела. Если верно за ней следовать, она приведет к Будде... Рано или поздно, когда вы позволите своему Зорбе достичь полного самовыражения, вам ничего не останется, как искать чего-то более высокого, совершенного и величественного» [32].
Ошо учил своих учеников не подавлять в себе Зорбу. Живите интенсивно, призывал он, ничего не отвергайте, принимайте и исследуйте все: материю и дух, душу и тело, любовь и медитацию. «Глубоко идите внутрь всех переживаний жизни», - говорил Ошо [32].
Присвоивший себе странный титул «Человека Планеты» Раджниш неоднократно враждебно высказывался о традиционных религиях: «Мы делаем революцию... Я жгу старые писания, крушу традиции... Стреляйте в меня, но я не обращусь в вашу веру». Он называл все ортодоксальные религии «антижизненными» [15,31].
«Я основатель единственной религии, - заявлял Раджниш, - другие религии - обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей... Мое учение основано на познании, на опыте. Людям не надо мне верить. Я разъясняю им свой опыт. Если они находят его правильным, они его признают. Если нет, то у них нет оснований в него верить» [9].
Представители новых религиозных движений в России буквально зациклены на требованиях уважительного отношения к своим организациям и учениям. При этом сами он в большинстве случаев считают для себя вполне приемлемым оскорблять религиозные чувства верующих традиционных религий, составляющих большинство от населения России.
То, что говорил и писал Раджниш никоем образом уважительным не назовешь. Это ничто иное, как оскорбления и разжигание межрелигиозной розни:
«Любая религия, которая рассматривает жизнь как бессмысленную и учит ненавидеть ее, не является подлинной религией. Религия - это искусство, которое показывает, как надо пережить жизнь. Но эти магазины, которые присвоили себе название религий, не хотят, чтобы личность стала истинно религиозной, так как тогда не будет никакой необходимости в священнике» [31];
«Все религии прошлого - ради жизни, ни одна - ради живущих, ни одна - ради смеха. Ни одна религия не воспринимает чувство юмора как свойство религиозности. Поэтому я говорю, что моя религия - это первая религия, которая рассматривает человека в его всеобщности, в его естественности, воспринимает человека целиком, как он есть. Святость означает для меня не нечто священное, но нечто, принятое во всей его целостности... Это первая религию, которая ничего не отвергает из вашей жизни. Она принимает вас целиком, как вы есть, и находит пути и методы сделать целое более гармоничным...» [32];
«Все религии превратились в политику. Пользуются религиозной терминологией, но за всем этим скрыта политика. Что такое Ислам? Что такое Индуизм? Что такое Христианство? Все они - это политические группы, политические организации, занимающиеся политикой под прикрытием религии... Храма больше нет. Храм исчез, он стал политикой» [21];
«Две тысячи лет обучаются христианские священники, но из них не вышло ни единого Иисуса, и никогда и не выйдет ни одного, потому что нельзя научить быть Иисусом. Вы не можете произвести Иисуса на заводе. А это заводы, - эти теологические колледжи. Там вы выпускаете священников, а если эти священники прямо-таки скучны, мертвы, - обременительны, - то нетрудно понять, что такой же станет и вся религия... Конечно, эти христианские священники мертвы, все у них распланировано» [21];
«Истинно религиозный человек не может быть христианином, индуистом, буддистом Религия абсолютно бесполезна. Ну какая польза от храма? Какой прок от мечети? Зачем нужны церкви?» [21];
«Если эта земля хоть когда-нибудь достигнет истинной религиозности, то тогда мы перестанем учить христианству, индуизму, мусульманству, буддизму - ибо это один из самых тяжких грехов на свете» [21].
Плохие отношения были у него и с индуизмом. В Индии он более известен как «Нгария» Раджниш - яростный учитель, который разрушал древние мифы и верования, традиции и учения. «Я учу крайнему бунту, - объявлял он. - Если мы хотим изменить общество, мы должны быть в высшей степени честными и правдивыми, мы должны высказываться против него». Еще много лет назад, на Втором Индуистском религиозном Конгрессе, где председательствовал глава индуизма Шанкарачарья, воззрения Раджниша вызвали сильнейшее раздражение представителей главных течений официального индуизма, которые после этого старательно от него отмежевались [31].
Характеристика
Скандально известный разрушитель древнеиндийских традиций и верований, «духовный террорист» и «секс-гуру» Раджниш родился 11 декабря 1931 г. в семье джайнов, приверженцев одной из древних религий Индии, в глухой деревушке Кучвада в провинции Мадхья Прадеш, в Центральной Индии. Родители его назвали Раджниш Чандра Мохан.
Позже этот человек стал известен как Бхагван Шри Раджниш (или Раджнеш), что переводится как «тот благословенный, который Бог», или Ошо («океанический», «растворенный в океане»). Его ученики называли его: «ачарья» («учитель») и «бхагван» (что в переводе с санскрита означает «святой человек»).
Раджниш был старшим из своих пяти сестер и семи братьев. Детство его омрачалось тем, что его отец, невезучий в делах, часто был в разъездах. Отца Раджнишу заменил его дед, к которому он был очень привязан [12].
Первые семь лет своей жизни он провел с бабушкой и дедушкой, которые предоставляли ему полную свободу быть самим собой. Смерть деда, которого он очень любил, оказала глубокое влияние на его внутреннюю жизнь [32].
С раннего детства Раджниш, заявивший, что он пришел к просветлению, завершая пост, начатый им 700 лет назад в другой жизни, был одержим идеей смерти. «Смерть пристально взглянула на меня, прежде чем началась жизнь, - размышляет он. - Одиночество стало моей сутью». Индуист-астролог сказал родителям Раджниша, что мальчик будет «умирать» каждые 7 лет до достижения 21 года. Именно тогда он наконец испытает внезапное просветление. Когда Раджнишу было 7 лет, умер его дед; в 14 он сам чуть не утонул. К перипетиям судьбы он активно добавлял собственную дурость - бросался с высоких мостов в стремительные водовороты, где вращающаяся воронка воды засасывала его, а потом выносила обратно. Таким странным способом он хотел доказать свою теорию «сотрудничества с божественным промыслом во всем сущем» [26].
В юности самой большой его страстью было чтение, но читал он довольно специфическую для будущего гуру литературу. В этот период его окрестили коммунистом (!), потому что он усиленно читал Маркса и Энгельса. Он даже организовал кружок молодых людей, где регулярно обсуждалась коммунистическая идеология и высказывалась оппозиция к религии. Он и его друзья верили, что социализм решит все экономические проблемы Индии. В это время он - атеист, открыто критикующий религиозные ритуалы и слепую веру в святые писания. Но постепенно возникло разочарование в социалистических идеях [31]. Раджниш понял, что никаких дивидендов он тут не получит, и объявил своим соратникам по марксистскому кружку: «Только революция в сознании, а не в политике, может принести мир и счастье». Этот переход от увлечения коммунизмом к рождению идеи создать свою собственную религию произошел где-то между 1945-1950 г.г.
Раджниш был сыном относительно состоятельных родителей, поэтому мог позволить себе получить хорошее высшее образование. В 1957 г. он закончил университет и получил диплом с отличием, золотую медаль и степень магистра философских наук. После этого он с 1957 по 1966 год преподавал философию в двух индийских университетах.
Позже он пробовал себя и в оккультной магии, телекинезе и контроле за дыханием по системе йога. Стал много путешествовать по Индии и проповедовать. Он бродил пешком и ездил на осле, рассказывая всем, как они могут измениться и преобразиться для того, чтобы выжить. По словам его ученика, позже нашедшего в себе силы покинуть эту секту, Эккарта Флозера в интервью журналу Forward, проповеди Раджниша не имели большого успеха, и к 1970 году он был не более как уставшим, бедным человеком, который, однако, очень сильно заблуждался, считая, что владеет неким даром и силой [12].
С 1969 года Раджниш начал посвящать своих первых учеников, давая им новые имена и медальон со своим изображением. В Бомбее он решил создать группу людей, которых он мог бы начать учить. Понемногу он оброс своими учениками, комната, где он жил, уже не вмещала их.
Тогда в 1974 году Раджниш перебрался в богатый индийский город Пуна (в 120 милях к югу от Бомбея). В этот же период он организовал собственное неосанньясинское международное движение. Вокруг него начала складываться коммуна, привлекавшая все большее количество людей с Запада, «ищущих духовную истину». К середине 70-х годов псевдогуру уже принимал путешествующих важных лиц, звезд кино, таких как Дайана Росс, и даже Руфь Картер Степлтон, сестру Джимми Картера. Его последователи-саньясины в ярко-алых одеяниях наводнили улицы Пуны к восторгу владельцев местных магазинов. Вскоре образовалась быстро растущая община из 7 тысяч человек. Огромное количество других наносили регулярные визиты [26].
В 1981 году Ошо приехал в Америку, где его последователи купили огромное ранчо и основали коммуну Раджнишпурам.
В дальнейшем ашрамы Ошо были образованы в других местах Индии, а также еще в 22 странах, в том числе в США, Англии, Германии (в Кёльне, Мюнхене, Гамбурге), Франции, Канаде, Японии, России и ряде других стран. Проповеди Раджниша находили своих адресатов. До пятидесяти тысяч людей проходило за год только через школу песнопений и медитаций в Пуне, где расположилась штаб-квартира движения (OSHO Commune International, 17 Koregaoh Park, Poona 411011 MS India). Уже к 1984 году Раджниш собрал около 350 тысяч последователей, средний возраст которых был 34 года [12].
Записывавшиеся на магнитофон выступления Раджниша издавались и тиражировались в виде множества книг и брошюр, распространявшихся затем по всему миру.
Ныне более 500 медитативных центров Раджниша действуют по всему миру [31]. Международным местом встречи последователей этого движения является международная Ошо-коммуна в Пуне, управляемая избираемым комитетом, в который входят 11 женщин и 10 мужчин [27].
Принадлежащий коммуне Ошо «Мультиверситет» предлагает сотни семинаров, групп и курсов, представленных на его девяти факультетах:
·Школа центрирования Ошо,
·Школа творческих искусств Ошо,
·Международная Академия здоровья Ошо,
·Академия медитации Ошо,
·Школа мистицизма Ошо,
·Институт тибетских пульсаций Ошо,
·Центр трансформации Ошо,
·Школа Ошо военных искусств Дзен,
·Академия Ошо игр и тренинга Дзен.
Принадлежность к Ошо-движению, по крайней мере до 1985 г., символизировалась своеобразной одеждой (краски восхода солнца: красный, оранжевый, розовый), деревянной цепочкой, на которой висит амулет с образом Ошо и новым именем [27].
В странах СНГ в организациях Ошо-движения созданы группы по медитации, астрологии, психотренингу [27]. В Беларуси раджнишисты действуют в Минске, на Украине - в Киеве и Одессе, в Грузии - в Тбилиси, в Латвии - в Риге.
В России последователи Ошо создали свои организации в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже (действует с 1996 г. под названием «Тантра Йога», 30-40 последователей), Нижнем Новгороде, Перми, Калининграде, Екатеринбурге, Краснодаре и других городах.
В Москве действуют раджнишевский «Медитационный центр «АТМА» под руководством Солдатова А.В. и Косихина В.С., Московский Центр Ошо, «Восточный Дом» под руководством Марихина и другие группы последователей Раджниша.
Активно лезут раджнишисты и в российские школы. Известно, что раджнишисты некоторое время назад проводили свои занятия в средней школе №984 г.Москвы.
«Центр Ошо» проводит регулярные семинары. В мае 1997 года участвовавшим в семинаре «Прикосновение к тантре» предлагались следующие программы: «практическая тантра-йога, парные упражнения, дыхательные техники, различные тантрические техники, работа с чакрами, работа с телом,... преодоление барьеров в выборе партнеров, преодоление трудностей в общении между мужчиной и женщиной,... карты Таро».
С недавнего времени в московском клубе «Ямское поле» каждое воскресенье проводится «медитационная дискотека», на которой можно не только танцевать, но и кататься по полу, корчить гримасы, вопить, прыгать, лаять и свистеть. Дискотеку проводит руководитель объединения «Восточный дом» Свами Ананд Тошан (в миру - Игорь Марихин). Тошан прошел курс обучения в Мультиверситете в Пуне и получил духовное посвящение - саньясу. После чего он вернулся в Россию и стал переводить на русский книги Раджниша. Затем вместе с несколькими друзьями поехал по стране, проповедуя учение Мастера на семинарах и лекциях. Свою группу Тошан назвал «Цыгане Ошо», поскольку несколько лет пришлось провести «на колесах». Набрав последователей, Тошан основал центр «Восточный дом», куда входит школа индийского танца, художественная студия,. медитационный тренинг и Ошо-дискотека [30].
Большую роль Раджниш отводил экстатическому танцу - спонтанным движениям без отработанных па и заученных позиций. «Тело забыто, осталось только движение. Ощутите себя деревом под дождем на сильном ветру». Поэтому на Ошо-дискотеке позволено все, что не мешает окружающим. Можно, например, все с себя снять. Или, наоборот, надеть самую экзотическую одежду. Роль ди-джея за пультом выполняет сам Тошан. Он смотрит на танцующих и в зависимости от их настроения ставит определенную музыку [30]. Не запрещал он устраивать во время таких «танцев» и сексуальные оргии.
Как сообщалось в прессе времен основания центра в Пуне, некоторые посетители коммуны возвращались с рассказами о сексуальных оргиях и употреблении в общинах Ошо наркотиков. Некоторые исследователи считают, что к практикам Ошо вряд ли применимо слово «оргии», так как Раджниш не разделяет проявления жизни на положительные и отрицательные, подобно многим индуистским культам, в доктрине Ошо понятия добра и зла размыты.
Одна из широко применяемых в культе Раджниша духовных практик - так называемая «динамическая медитация». Объясняется, что якобы с ее помощью «снимаются последствия предыдущего жизненного опыта, обретается энергия». Каждый сеанс начинается с хаотического дыхания под удары барабана. За счет сопровождающей такое дыхание гипервентиляции легких человек пьянеет от избытка кислорода. Ему советуют кричать, кататься по полу, делать любые непроизвольные движения. Особое состояние, переживаемое при этом человеком, объясняется как нечто таинственное, возможное только благодаря некоему секрету, которым обладает гуру. На самом же деле, по мнению профессора доктора Маргарет Тейлер Сингер (Калифорнийский университет), это явление имеет четкое физиологическое объяснение и представляет собой не более, чем трюк [20].
В культе Раджниша вместе с гуру работали профессионалы-психотерапевты. Руководители внушают людям, что человек сам виноват в своем предыдущем мучительном состоянии, поскольку он якобы был неадекватен в своем поведении. Через несколько дней «излечения» люди теряют способность размышлять сами, они становятся людьми без собственной биографии, «существующими здесь и сейчас». Теперь они готовы принять «новую доктрину». Особенно эмоционально воспринимают гуру женщины-последовательницы, их в секте - большинство. Религиозный обряд выглядит примерно так. Раджниш выкрикивает слова: «Жизнь! Смерть! Отчаяние! Счастье!». Они смешиваются, и в конечном счете это означает - «ничто». Это бормотание доводит учеников до транса, похожего на медитацию. В этом состоянии у человека практически отсутствует рассудительность, человек находится вне реальности [20].
Среди предлагаемых адептам медитационных практик, разработанных Ошо, есть называющаяся «Умереть сознательно» [7].
Становясь саньясином (монахом) в культе Раджниша, человек полностью лишается собственной воли. Поэтому саньясины могут существовать только в группах, подчиняясь воле руководителя. Культ Раджниша, по крайней мере это касается американских его последователей, характеризуется особой фанатичной преданностью адептов даже на фоне остальных деструктивных культов. Например, когда Раджниш намекнул, что женщина, обремененная детьми, не может достигнуть просветления, тут же в культовом центре Лагуна-Бич многих саньясинов-женщин стерилизовали [20].
В своих культовых обрядах Раджниш нередко вводил своих адептов в состояние нирваны (в переводе с санскрита «блаженство», «озарение») с помощью наркотиков, а отдельные сеансы медитаций в ашрамах «святого человека» заканчивались драками и поножовщиной. Бывали случаи, когда сектанты, обезумев от причитаний Бхагвана и от наркотиков, ломали друг другу руки и ноги.
Психиатр Бэтти Тилден (Великобритания) считает, что без помощи медицины адепты культа Раджниша не способны вернуться к нормальной жизни. Психотерапевты, работавшие на Раджниша, были людьми холодными, расчетливыми и безжалостными. Для Раджниша жизнь и здоровье его последователей ничего не стоили: «Меня не интересуют ваши возможности. Если вам плохо, значит так должно быть. Все это делается во имя любви...» [20].
По словам журналиста из Мюнхена, он знаком с дюжиной бывших последователей Раджниша, которые были полностью психически разрушены после того, как покинули секту. Вот лишь два пример таких последствий [28].
Гамбургский музыкант, 26 лет. Не может найти контакт с реальностью, мгновенно забывает все, что сказал только что, говорит, «у него совершенно нет энергии».
Медицинская сестра из Берлина, 29 лет. Страдала от «уходов в себя». После выхода из секты не могла мыслить последовательно, кончила жизнь самоубийством.
Те же, кто приобщился к разрушительным учению и практикам Раджниша, становятся в конце-концов своего рода зомби. Тридцатилетний пермский врач - последователь Раджниша - заявил как-то: «Мой внутренний опыт, духовная радость, пережитая мной, свидетельствуют о том, что путь к истинной свободе лежит через освобождение человека от голоса совести. Голос совести в человеке - это голос дьявола» [20], чем еще раз подтвердил, что эту организацию можно вполне уверенно отнести к разряду потенциально наиболее опасных с точки зрения возможного участия в организации антисоциальных акций, в том числе, и террористических актов.
И это не удивительно, ибо Раджниш добивается полной ликвидации у своих последователей всяких сомнений и самого ума:
«Ум напоминает болезнь... Когда есть ум, вы всегда пойманы. Ум насилует, принуждает вас, вы его заключенный... Медитация - это выбрасывание ума наружу, это освобождение себя от ноши. Не нужно носить с собой все свои экскременты, иначе вы будете все тупеть и тупеть» [21];
«Ум - это самая мертвая вещь в вас... Ум - это такая же мертвая часть, как и волосы... Человеческий ум - это обезьяна» [21];
«И то, и другое: и волосы, и ум - мертвы, не таскайте их на себе. Это будет прекрасно! Следите, чтобы отмершие частицы не накапливались в вас... Ум - это мертвая ваша часть, это экскремент» [21];
«Медитация - ничто иное, как опустошение, становление никем. Пустота должна стать вашей тропой, целью, всем. С завтрашнего утра начинайте опустошать себя ото всего, что найдете внутри... - все, что найдете, просто выбрасывайте прочь. Все, что подвернется, без разбора; опустошите себя» [21];
«Когда ум нужен - используйте его, как механическое устройство; когда вы им не пользуетесь, отложите его и забудьте о нем. Тогда становитесь бесполезны и делайте что-нибудь бесполезное - и вы начнете жить полной счастливой жизнью» [21];
«Если вы начинаете сознавать, появляется безобразие, уродство» [21].
Многие из его последователей «подсаживались на иглу», становясь наркоманами. «Среди моих пациентов было немало людей из окружения Бхагвана, врачевавшего в Пуне», - рассказывал профессор Клод Оливенстайн, директор парижского наркологического центра «Мармотан». Как утверждал со слов бывшего подопечного гуру журнал «Тайм», бывали случаи, когда сектанты, обезумев от ритуалов секты и от наркотиков, ломали друг другу ноги и руки [29].
Исследователи вреда медитативных практик для человеческого здоровья Михаил Медведев и Татьяна Калашникова писали: «В индусско-оккультических погружениях в сверхчувственное и в христианской духовной жизни мы имеем, по словам замечательного исследователя истории религий Л.А.Тихомирова, «два совершенно различных психодуховных процесса, которые с начала до конца идут различными путями». Человек, идущий путем йогически-оккультной практики, сначала погружает себя в сомнамбулическую пассивность и вызывает распад души на отдельные части. Приведя себя в такое состояние, при котором никакое действие не возможно, он воображает усилием своей распавшейся воли вынудить у сверхчувственного тайны его содержания. Это практика ложных образов и видений, при которой дух человеческий еще больше ослепляется и затягивается в ловушку необычных ощущений, из которых уже сам освободиться не может. Все оккультно-йогические пути, несмотря на внешнее многообразие, едины по своей духовной сути. Все они, с евангельской точки зрения, являются теми широкими путями, о которых как о губительных совершенно определенно сказал Господь: «Входите тесными вратами: потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7,13-14) [28].
Тэл Брук, бывший посвященный другого неоиндуистского гуру Сатьи Саи Бабы, после посещения Пуны так описал свои впечатления [12]:
«Предмет ужаса и обожания в средствах массовой информации, Раджниш создал образ «нового человека», отвергающего все нормы и традиции. Человек, по мнению Раджниша, есть гедонистический бог, не зависящий ни от чего (кроме как от внутреннего голоса Раджниша) и свободный придавать космосу любой облик в зависимости от своего желания. Это господствующий искатель удовольствий, сущий в самом себе, никому ничего не должный. Семья проклята, дети - обуза. Пока «неосаньясин» имеет деньги, он бешено развлекается. Затем интерес к нему исчезает. Убийства, изнасилования, таинственные исчезновения людей, угрозы, поджоги, взрывы, брошенные дети «ашрамовцев», просящие милостыню на улицах Пуны, наркотики - все это в порядке вещей у дивных гибридов в красном, которые считают себя дерзновенными первооткрывателями нового смысла «любви». Христиане, работающие в психиатрической больнице Пуны, подтвердят все сказанное, не забыв упомянуть о высоком уровне психических расстройств, связанных с тем, что ашрам забрал в свои руки политическую власть и жаловаться на него некому».
В начале 1981 года появились сообщения об угрозе для жизни Раджниша. В ашраме ввели строгий режим, всех входящих обыскивали на предмет оружия. Был совершен поджог магазина, а недалеко от медицинского центра ашрама произошел взрыв. По словам представителей культа, покушение на гуру в феврале заставило администрацию ашрама ускорить уже начатый прежде процесс поиска новой штаб-квартиры. По сообщению журнала «India Today» [16], «полиция и власти города Пуна единодушны во мнении, что инциденты были спровоцированы последователями Раджниша», потому что «последние две недели расследования показали, что Раджниш Фаундэйшн по уши увязла в неоплаченных налогах, присвоении пожертвований на благотворительные цели, кражах и в уголовных делах на членов секты, расследование которых к моменту ее ухода из города не было закончено» [16].
В 1981 г. правительство Индиры Ганди лишило ашрам Бхагвана права считаться религиозной организацией [10]. Консульство США в Бомбее выдало Раджнишу визу, и 1 июня 1981 года, распродав имущество ашрама и захватив с собой 17 самых преданных учеников, он тайно вылетел в Нью-Йорк. После того, как Раджниш покинул Пуну, его приверженцы распространились по Западу, задавшись целью основать по всей Европе «священные города», которые планировалось сделать самоокупаемыми и которые должны были стать альтернативой обществу, являясь образцами «саньясы». В США были предприняты усилия создать модель «святого города», управляемого самим «учителем». 10 июля 1981 года центр медитации «Чидвилас Раджниш» в Монклере (Нью-Джерси) приобрел у инвестиционной компании из Амарильо (Техас) ранчо Биг Магди за 6 млн. долларов (из них наличными - 1,5 млн.). Его территория недалеко от Мадраса (штат Орегон) занимает более 100 квадратных миль. Также центру удалось снять в аренду 14889 акров в том же районе у Американского бюро земельного хозяйства [12].
Вскоре в Биг Магди собрались две сотни последователей Раджниша из 16 европейских стран, чтобы уже в сентябре восторженно поприветствовать учителя в его новом доме. Еще через некоторое время были преданы огласке намерения построить «первый просвещенный город в Америке» под названием Раджнишпурам (город Раджниша). 4 ноября 1981 года комиссия графства Васко проголосовала с двойным перевесом голосов за то, чтобы в мае 1982 года провести референдум по вопросу, можно ли считать хозяйство Биг Магди городом. Голосуют в подобных случаях лишь местные жители, а в данном случае - последователи Раджниша, и результат предугадать было нетрудно: 154 голоса за появление города Раджнишпурам и ни одного против [12].
За короткое время в пыльной степи штата Орегон, недалеко от провинциального местечка Энтелоуп, на заброшенном ранчо «Биг Магди Ранч» был создан оазис западной цивилизации: аэродром, комфортабельный отель с казино, торговые улицы, рестораны. Пролегли дороги со специальными автобусами, курсирующими по указанным «святым человеком» маршрутам. Это «чудо» было создано трудом 6000 приверженцев Раджниша, а также на деньги 500 тысяч так называемых адептов-гастролеров, живущих вдалеке от гуру, но регулярно приезжавших в Орегон для общения со своим лидером и переводившими на его счет внушительные суммы [10].
С самого начала попытки культа создать рай в орегонской пустыне вызвали ожесточенное сопротивление. Законность возникновения нового города подверглась сомнению по двум причинам: во-первых, был нарушен пункт Конституции о разделении государства и церкви и, во-вторых, решение комиссии графства Васко о референдуме нарушило законы о землепользовании штата. Возникла угроза демонтажа большинства строений. В качестве меры предосторожности на случай решения о демонтаже Раджнишпурама и чтобы показать, что организация имеет влияние среди муниципальных служб и властей, раджнишисты официально заняли близлежащий городок, решив переименовать его из Энтелоупа в Раджниш [12]. Воспользовавшись тем, что, по местному законодательству, достаточно прожить на территории штата 22 дня, чтобы получить право голоса на выборах в местные органы властей, гуру решил увеличить количество избирателей в Энтелоупе за счет своих последователей. В Нью-Йорке, Сан-Франциско и других крупных городах Соединенных Штатов сторонники Бхагвана начали зазывать в ашрам алкоголиков, бродяг, наркоманов. Все это продолжалось вплоть до выборов мэра городка. Операция «подели жилище с ближним», проведенная Раджнишем, собрала таким образом в г.Раджнише 3500 человек [12]. Последователи Бхагвана проголосовали за нужного гуру человека, и Энтелоуп был переименован в Раджниш.
Большинство из сорока исконных жителей Энтелоупа, в основном пожилые люди, подверглись постоянному надзору полицейских сил саньясинов, были обложены налогом в пользу секты и были вынуждены лицезреть в городском парке учрежденный городским советом, полным раджнишистов, нудистский пляж. Они предпочли сдаться и выехать из города. Город рос по мере того, как последователи Раджниша скупали имевшиеся дома и строили новые [12].
А в это время Американская служба иммиграции продолжала расследование по подозрению в нарушении иммиграционных законов и соответствующих уголовных норм членами организации «Раджниш Фаундэйшн Интернэшнл». Более 30 раджнишистов, включая руководство, подозревались в фиктивных браках граждан США с зарубежными гражданами. Кстати, ценз оседлости самого Раджниша тоже находился под большим сомнением, и Американская служба иммиграции надеялась доказать, что он получил визу, преувеличив суровость своей болезни [12,14].
Бездомные и алкоголики, сделав свое дело, могли уходить. Приказ разогнать подозрительную компанию был отдан личной гвардии гуру, а его охранял целый отряд специально обученных боевиков, вооруженных не только стрелковым оружием, но и вертолетами (был даже, по крайней мере, один боевой вертолет с ракетами).
Однако бродяги не спешили покидать ими же самими провозглашенный г.Раджниш. Батрачить на гуру они тоже не собирались. Скрепя сердце, гуру вынужден был согласиться на то, чтобы они остались среди его паствы. Но вскоре в окрестностях новоиспеченного Раджнишпурама-Раджниша стали происходить странные события. Несколько раз полиции штата пришлось расследовать весьма схожие по почерку преступления: люди как будто засыпали, умерщвленные неизвестным ядом. Причем все жертвы были из числа недавно появившихся приверженцев Ошо, принимавших участие в голосовании. Их трупы находили в разных местах, но только не в самом Раджнишпураме. Полиция по понятным причинам заподозрила гуру и его сподвижников. Почувствовав опасность, Раджниш не нашел ничего более остроумного, как самоустраниться от светских дел и принять обет молчания [10]. Надо сказать, что «светскими делами» он и так не особо занимался, на то у него была армия рабов-сектантов.
В то время, как Раджниш устранился от дел коммуны, приняв обет молчания, группа его ближайших помощников творила беззакония. Получили известность крупные финансовые скандалы в руководстве организации [5].
Четыре года псевдосвятой молчал. Посредником его общения с миром стала его верная последовательница Шила Сильвермэн. Она жесткой рукой эффективно руководила ашрамом, регулярно собирала дань с сектантов и, конечно, обеспечивала рекламу молчальнику поневоле, который продолжал выпускать брошюрки, призывающие к «свободе через сексуальность». Шила лично возглавила воинство ашрама, насчитывающее в своих рядах около 100 человек. Когда же окрестные фермеры попытались призвать обитателей Раджнишпурама к соблюдению христианской морали или хотя бы элементарных норм человеческого общежития, Шила пригрозила убийством пятнадцати фермеров за каждого одного последователя Раджниша, заявив, что скоро весь Орегон будет называться Раджнишпурамом: «Чтобы добиться этого, я готова каждый бульдозер, идущий на снос этого мира, окрасить своей кровью!» [8,14]. Под воздействием общественного мнения полиция, а потом и ФБР возбудили дело против секты Бхагвана. Раджниш решил заговорить, однако было уже поздно.
Около четырех десятков следователей ФБР вели расследование непосредственно в Раджнишпураме. Они обнаружили склады оружия, лаборатории по производству наркотиков, которые регулярно добавлялись в пищу сектантам. В ходе обысков нашли тщательно закамуфлированный подземный ход для бегства гуру в случае чрезвычайных обстоятельств.
27 октября 1985 г. фэбээровцы арестовали Раджниша в аэропорту города Шарлотт в штате Северная Каролина, куда собственный самолет Бхагвана приземлился для заправки горючим. Раджниш и восемь его приближенных якобы летели на Бермуды.
Незадолго до разоблачения «верховная жрица» Шила Сильвермэн, почуявшая, что над ней сгущаются тучи, сочла за благо перебраться со своей личной охраной и очередным мужем в Западную Европу. Пока псевдосвятой бил в набат и собирал свои поредевшие ряды, Шила сняла со счета ашрама в швейцарском банке 55 миллионов долларов и исчезла. Какие только обвинения не выдвинул Бхагван в адрес своей недавней единомышленницы. Он вопил, что Шила пыталась отравить жизнь личного врача «святого», покушалась на жизнь самого гуру, убивала бродяг, тела которых полиция находила в окрестных полях... «Верховная жрица» тоже не бездействовала. Когда в Штутгарте «Интерпол» выследил Шилу и ее банду, Сильвермэн охотно рассказала обо всей подноготной действительной деятельности Раджниша [10,18].
Скоротечный судебный процесс, проходивший в Портланде (штат Орегон), закончился 14 ноября 1985 года. Раджниша признали виновным по двум пунктам федерального обвинительного заключения. Правительственные структуры США приняли решение депортировать Раджниша из страны, поэтому он получил чисто символическое наказание: десять лет условного тюремного заключения плюс 300 тысяч долларов штрафа. Преступного псевдогуру обязали в течение пяти дней собрать все свои манатки и покинуть территорию Соединенных Штатов. Наблюдение за его отъездом вело ФБР [10,26].
В середине 1986 года Раджниш вернулся в Индию. В течение нескольких месяцев коммуна в Пуне возобновила и расширила свои психотерапевтические и медитативные программы, что нашло отражение в слове «Мультиверситет», которое Раджниш выбрал в качестве общего названия для своих учений и практик.
К концу 80-х годов здоровье Раджниша значительно ухудшилось. В последние месяцы перед смертью, если позволяло самочувствие, Раджниш выходил к своим ученикам на «медитации музыки и молчания», а затем они просматривали видеозаписи его предыдущих бесед.
Раджниш умер 19 января 1990 г.
С самого начала своей активной проповеднической деятельности Раджниш задумывал ее как средство достижения вполне определенной цели. И цель эта состояла в том, чтобы сколотить на доверчивости простаков, которые млеют от одной только фразы «древнеиндийская духовность», приличное состояние. Природные таланты Раджниша и дурость его индийских последователей практически сразу же стали приносить очень неплохие дивиденды. Он стал разъезжать в «роллс-ройсах» и «мерседесах», жил в роскоши [26].
Состояние Ошо постоянно росло. «Я - гуру богатых, - говорил Раджниш. - Существует достаточно религий, которые занимаются бедными, мне же оставьте заниматься богатыми». К середине 1980-х его состояние достигло уровня 200 миллионов долларов, не облагаемых налогами. В распоряжении Раджниша были его четыре самолета, один вертолет и 91 (!) «роллс-ройс» [10].
«Мы хотели бы, чтобы у него было 365 «роллс-ройсов». Новая машина - на каждый новый день в году», - доверительно сообщила корреспонденту журнала «Фигаро» фанатичная последовательница «пророка» [9].
Раджниш менял дорогостоящие автомобили как перчатки. Каждый раз он выезжал на другой машине. В одном из этих роскошных автомобилей Бхагван совершал свой ежедневный объезд паствы. Ровно в 14 часов 30 минут гуру самолично садился за руль и медленно, торжественно дефилировал вдоль живой стены из своих адептов, выстроившихся по краям так называемой «дороги нирваны». Они почитали за счастье лицезреть своего кумира, задрапированного в изумрудного цвета хламиду, и бросали розовые лепестки под колеса его автомобиля [10].
Когда «Интерпол» арестовал в Германии Шилу Сильвермэн, она заявила: «Бхагван - это избалованный ребенок, который не может дышать без ежемесячных 250 тысяч долларов карманных денег. Это гений по использованию людской доверчивости, наркоман, не способный жить без «валиума». История его жизни - сплошное жульничество. И я была соучастником этой аферы. Он и я, мы составляли великолепную пару ловкачей» [10,18]. Такое вот мошенничество на религиозных чувствах людей...
Уже с середины 80-х годов учение Раджниша стало встречать активное противодействие общественных организаций в самых разных странах. Призыв к полной свободе, дополненный весьма свободными взглядами Ошо на семью, брак, сексуальные взаимоотношения, вызвал бурю общественного неодобрения и оппозицию против него во всем мире, был воспринят как пропаганда вседозволенности. Не стала исключением и Россия.
Организации последователей Раджниша были классифицированы как
деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный
культ) в:
·Обращении участников Конференции «Духовная безопасность России» (г.Москва, 11 декабря 1998 г.) к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России;
·Вербальной ноте посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. [3];
·Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», вышедшем в 1996 г. в серии «Оборона и безопасность» [19];
·Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «Религиозная экспансия против России», вышедшем в 1998 г. в серии «Оборона и безопасность» [24];
·Инициативном письме - депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.);
·Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. [17];
·изданной Государственной Думой РФ в 1998 году книге «Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты» [33];
·книге полковника А.И.Хвыли-Олинтера «Опасные тоталитарные формы религиозных сект» (1996 г.) [11];
·книге депутата Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской «Религиозная экспансия против России» [23];
·выпущенном в 1997 году Главным информационным центром МВД РФ сборнике «Правоохранительные органы и религиозные организации» [1];
·в Бюллетене Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий «Реестр центров новых религиозных организаций, относимых экспертами к разряду деструктивных, оккультных или языческих» [2];
·книге Ричарда Ли и Эда Хиндсона «Ангелы обмана» [26];
·в итоговых документах и обращениях участников Республиканской научно-практической конференции «Беларусь: религиозное сектантство и молодежь», прошедшей 18-19 декабря 1996 г. в Минске [25];
·докладе доктора медицинских наук Ф.В.Кондратьева и известного эксперта-психолога Е.Н.Волкова «Духовные подмены, общество, преступность» на научно-практической конференции «Духовность. Правопорядок. Преступность», прошедшей 28 марта 1996 г. в Москве [22].
Как деструктивный культ организации Ошо оценены специалистами Киевской организации «Порятунок», традиционно занимающейся деятельностью сект [25].
Негативно оценили деятельность коммун Ошо и эксперты Российской академии государственной службы при Президенте России в выпущенном ими в 1998 году справочнике «Новые религиозные культы, движения и организации в России» [27]: «...этот бывший университетский профессор... организовал со своими учениками в Орегоне (США) коммуну, которая разрушилась из-за... криминальных извращений внутри самой коммуны».
По мнению известного православного исследователя сект Михаила Медведева [20], «культ Раджниша является одним из наиболее разрушительных для сознания адептов. Техника внутреннего роста в культе кроется в том, что духовный рост адепта ставится в прямую зависимость от приближения и привязанности к личности гуру. Все это сопряжено с идеей якобы личной выгоды».
И цитируемый здесь отрывок из письма матери одного из адептов Раджниша только подтверждает это: «Обращение к Вам - единственная надежда спасти сына. Дело в том, что сын попал в сети «Центра ОШО Раджниш». В этом, так называемом «центре», под видом медитации применяют методы психического воздействия на волю человека. Мой сын полностью подчинился воле руководителя этого центра и перешел в его полное распоряжение... В настоящее время сын нигде не работает, ведет паразитический образ жизни, который до встречи с последователями Раджниша ему был несвойственен. От меня он требует, чтобы я убиралась из квартиры... Я глубоко уверена, что мой сын, находясь теперь под воздействием психоэнергетических средств, способен, вопреки своему желанию, совершить действие, неподвластное рассудку и здравому смыслу».
После того, как Раджниш был депортирован из США, он попытался остановиться в какой-либо стране, где были его последователи (а к тому времени по всему свету было уже около 300 раджнишевских центров), но 21 страна или запретила ему въезд, или депортировала его без всяких особых объяснений (как, например, Греция). Нынешние последователи Раджниша и мнимые правозащитники приветствующие в России появление всех, даже самых «отмороженных» сект, указывают на этот факт, как на проявление ущемления свободы совести. Однако 21 стране нельзя приклеить ярлык неправового государства. Скорее, наоборот. Это факт указывает на реальную опасность и разрушительность деятельности Раджниша, а любое государство вправе защищать интересы своих граждан вне зависимости от того, какие истеричные выкрики при этом будут раздаваться со стороны сектозащитников.
И последний штрих. В декабре 1997 года газета «Сегодня» писала: «Биологическая угроза пока носит для США умозрительный характер: единственная попытка применить этот вид оружия была предпринята в Орегоне в 1984 году: члены секты Раджниша попытались вызвать среди местных избирателей эпидемию сальмонеллы, чтобы повлиять на результат выборов у себя в околотке» [4]. Перед нами выбор: идти к правовому государству или анархии беспредела, где религиозные фанатики-маньяки будут травить нас бактериологическим или химическим оружием. Выбор за нами...
К разделу «Раджниша (Ошо) последователи»
1. Правоохранительные органы и религиозные организации: Сборник материалов. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.
2. Реестр центров новых религиозных организаций, относимых экспертами к разряду деструктивных, оккультных или языческих / Бюллетень Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий. - Выпуск 1. - М., 1998. - 21 с.
3. Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. // Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №3.- С.8.
4. Козловский В. Пентагон готовится к войне с сибирской язвой. В армии США начинается тотальная вакцинация военнослужащих и гражданского персонала от оружия террористов // Сегодня, 17 декабря 1997 г.
5. Рабочая трибуна, 23 марта 1993 г.
6. Ошо. Секс. Цитаты из бесед. - М.: Гуманитарный центр «Энроф», 1993.
7. Ошо. Медитация - искусство экстаза. - М.: Изд-во ЦДК «Единство», 1993.
8. Paris-match, 1985, 8.XI.
9. Figaro-magazin, 1986, 15.III.
10. Привалов К.Б. Секты: досье страха. - М.: Политиздат, 1987.- 191 с.
11. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.
12. Мартин У. Царство культов. -
Санкт-Петербург: СП «Логос», 1992.- 352 с.
13. Bhagwan Shree Rajneesh. Rajneeshesm.-
Rajneeshpuram, Oregon, 1983.
14. McCormac W., Driver B. Rajneeshpuram: Valley
of Death? // Oregon Magazin, Sept. 1984.
15. This Is a Revolution, Bhagwan Shree Rajneesh,
video cassette 18C236, Dec.28, 1980.
16. Chandler Uday Singh. Sins of Bhagwan // India
Today, June 15, 1982.
17. Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.) / Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации // Служба религиозной информации «Метафрасис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г. - С.5-12.
18. Le Point, 1985, 11.XI.
19. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание - Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность - 8».- Выпуск 28.- М., 1996.
20. Медведев М.Ю. Пять дней в Орхусе или православный взгляд на «новую духовность». - Пермь, 1995.- 48 с.
21. Ошо. Пустая лодка. Беседы по высказываниям Чжуан Цзы. - Osho International Foundation 1974, 1993.
22. Кондратьев Ф.В., Волков Е.Н. Духовные подмены, общество, преступность // Материалы Научно-практической конференции «Духовность. Правопорядок. Преступность» (Москва, 28 марта 1996 г.). - М., 1996.
23. Кривельская Н.В. Религиозная экспансия против России. - М.: «Регионы России», 1998. - 152 с.
24. Религиозная экспансия против России. Аналитический вестник. Выпуск 4 / Аналитическое управление Государственной Думы ФС РФ. - Москва, 1998. - 36 с. - (Серия «Оборона и безопасность - 16»).
25. Беларусь: религиозное сектантство и молодежь. Материалы Республиканской научно-практической конференции (Минск, 18-19 декабря 1996 г.) / Государственный комитет по делам молодежи Республики Беларусь. - Минск, 1997.
26. Ли Р., Хиндсон Э. Ангелы обмана. - М.: «Протестант», 1994. - 240 с.
27. Новые религиозные культы, движения и организации в России. Издание 2-е, дополн. и переработ. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.
28. Исцеления истинные и ложные. Оккультизм в медицине: Статьи / Сост. Т.П.Калашникова. - Пермь: Православное общество «Панагия», 1998. - 160 с.
29. Привалов К. Крах идола пустоты // Личность (Минск). - 1996. - №2,3.
30. Стомахин И. На дискотеке учат рычать и сосать // Мегаполис-Экспресс, 18 ноября 1996 г. - №36.
31. http://www.ipcom.ru/~sd/osho.html.
32. Религии мира. Энциклопедия для детей. Т.6., Ч.2. - М.: Аванта+, 1996.
33. Религиозная среда
обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты. - М.: Издание Государственной Думы
РФ, 1998. - 176 с.