UCOZ Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Заключение директора Департамента геополитических исследований Института гуманитарного образования кандидата философских наук С.А.Шатохина и адвоката Московской межрегиональной коллегии адвокатов “КАНОН” Д.В.Потоцкого от 30 июля 2000 г. о действиях О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии

 

Настоящее экспертное заключение выполнено по запросу заместителя начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД России А.И.Хвыли-Олинтера и структурно построено в соответствии с приведенными в запросе вопросами, требовавшими экспертизы.

1). Использовались ли О.Мавроматти и его группой в действиях 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии символы, понятия, святыни христианской религии в оскорбительном или неприличном виде или контексте?

О.Мавроматти со своей группой 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии провели импровизированное “распятие”. То, что О.Мавроматти имел ввиду “художественно” изобразить именно распятие Иисуса Христа в оскорбительном для верующих виде, используя основной символ христианской религии - крест, доказывается рядом обстоятельств и фактов, связанных с происшедшим событием.

1.1. Содержанием (сценарием) действий О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии.

О.Мавроматти инсценировал пародию на распятие, однозначно соотносящуюся с реальным событием - казнью основателя Христианской Церкви Иисуса Христа на кресте (распятием).

О.Мавроматти “распял” себя на Т-образном кресте, предварительно установленном на территории Института культурологии прямо напротив храма Христа Спасителя. Ассистенты прибили ему ладони к поперечной перекладине креста.

Для всех христиан, - православных, католиков, протестантов и др. совершенное О.Мавроматти и его группой действие - кощунственная и оскорбительная пародия на распятие, крестные страдания и жертву Иисуса Христа. О.Мавроматти пародировал “распятие”, изображая из себя Иисуса Христа - именно так верующие и восприняли его акцию. При этом сценарий действия предусматривал “саморазоблачение” распинаемого, когда О.Мавроматти в заключении “распятия” обнажает надпись на своей спине - “я не сын бога”. Эта надпись может быть отнесена к самому О.Мавроматти, а может и к Иисусу Христу, как изображаемому им в этой сцене персонажу.

В последнем случае - это надругательство над верованием христиан в божественное достоинство Иисуса Христа. Полагаем, что именно это и имел ввиду “изобразить” О.Мавроматти своим действием, учитывая его отношение к другим христианским символам, обрядам, святыням (обряд причастия, храм Христа Спасителя и т.д. - см. ниже), оскорбление и унижение и этих символов и обрядов.

Распятие Иисуса Христа - один из центральных элементов религиозной веры, имеющий для христиан важнейшее значение. Крестные страдания и смерть на кресте Иисуса Христа, а также сам крест, как символ этих страданий и жертвы - высоко почитаются в христианстве. Религиозное почитание креста (различных видов и форм) и крестных страданий основателя христианской религии выражается практически во всех богословских и культовых элементах христианства - почитание Голгофы в храмах, почитание креста в иконографии, традиции крестного знамения и благословения священника крестным знамением, ношение верующими нательного креста и др. Крест Христов в христианстве “есть начало и конец нашего спасения”, “Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью” (1). Для всех христиан и людей, положительно относящихся к нравственному учению христианства, это и символ устремленности человека к идеалам добра, истины, общего блага, альтруизма и жертвенности.

В связи с таким пониманием креста и распятия, действия О.Мавроматти и его группы, поставивших себе целью эпатировать публику антиобщественными действиями с использованием почитаемых последователями христианской религии понятий, символов и образов получают логическое объяснение.

О.Мавроматти “распинал” себя на Т-образном кресте. В своем “ответе” верующим он подает это как свидетельство того, что его действия нельзя напрямую связывать с пародированием христианского распятия. “Использованы:... деревянный поддон с приколоченной сверху (не накрест!) доской...” (2). На самом деле Т-образный крест, так называемый “антиниевский крест” - древнейший христианский символ. Именно такого вида крест употреблялся для казни в южных и восточных частях Римской империи (3). Таким образом, О.Мавроматти лжет, заявляя о том, что это был просто “поддон с доской”. На самом деле он использовал в своей акции Т-образный крест для того, чтобы его глумление над христианами выглядело наиболее убедительно с символической и исторической точки зрения.

1.2. Размещением на доске объявлений храма Святителя Николая на Берсеневской набережной карикатурного изображения распятия Иисуса Христа (осьминог, “распятый” на кресте) и листовки, содержащей религиозную полемику против христианских обрядов в неприличной и оскорбительной для христиан форме.

На одной из листовок был помещен следующий текст:

“Не верую в Слово, ибо вера не абсурдна, а выгодна.

Верю словам вашим, ибо чем больше веры вам, тем меньше - вашему Слову. Верю делам вашим, ибо вам они выгодны, а нам - абсурдны. Зачем вы претворяете хлеб в плоть Его и потчуете нас? Ибо мы претворяем плоть в говно.

Но претворенное нашим организмом - истинно, а вашими словами - лживо. Любой образ омерзителен, ибо входит как лживая вера, а выходит как истинное говно” (4).

Это, очевидно, глумливое оскорбление с использованием неприличных в таком контексте слов важнейшего обряда христианской религии - причастия (евхаристии). Понятия и символы христианской религии, которые используются здесь для нанесения оскорбления верующим, следующие:

“Слово” - с заглавной буквы - синоним Иисуса Христа как Сына Божия, Бога-Слова в церковном богословии;

“вера” - здесь вера, религия христиан, “вера вашему Слову” - вера в Иисуса Христа, христианская религия, “лживая вера” - в этом контексте относится к христианской религии.

“претворение хлеба в плоть Его” - центральное действие на церковном таинстве (обряде) евхаристии; то, что имеется в виду именно христианский обряд причастия, подтверждает использование заглавной буквы в слове “Его”, т.е. Бога, Иисуса Христа.

На другой листовке на фоне основного христианского символа - креста был изображен осьминог. Изображение воспринимается как “распятый осьминог” и в связи с акцией “распятия” О.Мавроматти оценивается верующими как кощунственная карикатура на Иисуса Христа.

Известно, что после обращения верующих в прокуратуру О.Мавроматти отказался от причастности к расклеиванию этих листовок. Однако текст его “ответа” верующим, по нашему мнению, совершенно аналогичен тексту листовки с оскорблением обряда причастия и по хамскому содержанию, и по стилистике, и по употребляемой циничной и глумливой фразеологии. Тем более, что в этом “ответе” О.Мавроматти косвенно признает свое авторство этих листовок, поддерживая, оправдывая и объясняя “правоту”, по его мнению, оскорбительного содержания этих листовок.

1.3. Демонстрацией надписи “я не сын бога”, выцарапанной на спине О.Мавроматти в заключительной сцене действия.

В заключительной части действия, устроенного О.Мавроматти и его группой 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии, другие лица, принимавшие в ней участие, обнажили О.Мавроматти спину. На ней было выбрито пространство в виде усеченного конуса, на котором была выцарапана надпись “Я не сын бога”.

Верующие, наблюдавшие эту акцию непосредственно, а также увидевшие ее позднее в видеозаписи, единодушно расценили эту сцену как издевательство над религиозным почитанием Иисуса Христа в качестве Бога в Христианской Церкви.

Зная пристрастие О.Мавроматти и его антиобщественной группы к различным сексуальным извращениям, выражающееся в тематике и содержании его “фильмов”, “выставок”, “перфомансов” и проч. (см. ниже), выбритое конусообразное пространство в заявлениях верующих и различных христианских организаций единодушно трактуется как стилизованное изображение фаллоса, что должно было усугубить оскорбительный для христиан характер этой демонстрации. Исследовав “творчество” О.Мавровматти и его группы (деятельность в объединении “Sтык”, содержание фестивалей, показов, выставок, фильмов и проч. его “художественной продукции” (5)), мы считаем возможным согласиться с такой трактовкой.

1.4. Реакцией средств массовой информации на действия О.Мавроматти и его группы.

“Под объективами видеокамер съёмочной группы в руки Мавроматти ассистенты забили пару десятисантиметровых гвоздей и приколотили художника на импровизированный крест” (6).

Здесь определенно содержится указание на христианский символ - крест. Следовательно, именно так, как “импровизация” христианского распятия, действия О.Мавроматти и его группы были восприняты журналистами, и именно так о них сообщалось читателям, зрителям и всем другим людям, узнавшим об этом событии из средств массовой информации.

“На днях он “запустил” новый проект. Нелюбитель иронии и цитат, он сам “процитировал” самую что ни на есть серьезную и неоспоримую боль. Имеются в виду страсти Христа, особенно актуальные во время великого поста. Акция состоялась в весьма знаковом месте - на Берсеневской набережной. Позади - Институт культуры. На другом берегу реки - Храм Христа Спасителя”, Наконец - финал. Разрезанная на Мавроматти майка спадает, как занавес, открывая выцарапанную бритвой на спине надпись: “Я не сын бога”. Ассистент клещами вытаскивает гвозди, и Мавроматти долго стоит с высоко поднятыми руками. Привлеченный оживлением, из близлежащей церкви выглянул священник. Посмотрел на кощунство, оценил численность сил противника и удалился” (7).

Здесь указания на использование христианских понятий, символов и образов в акции О.Мавроматти следующие:

“страсти Христа” - богословский христианский термин для обозначения предсмертных мучений и смертных страданий Иисуса Христа на кресте;

справедливо отмечено, что действие О.Мавроматти приурочено ко времени Великого поста, времени, когда христиане постятся именно в связи с почитанием крестных страданий Иисуса Христа; можно добавить, что в другом комментарии (газета Труд-7 - см. ниже) уточнялось, что О.Мавроматти приурочил свою акцию не только ко времени Великого поста, но и конкретно - к началу Крестопоклонной недели Великого поста, посвященной именно почитанию Креста Христова;

отмечено также “знаковое место”, выбранное О.Мавроматти для своей акции - “на Берсеневской набережной”, рядом с известным храмом Святителя Николая и прямо напротив храма Христа Спасителя;

упомянуто, что священником происходящее очевидно оценивается как “кощунство”, а О.Мавроматти и его группа воспринимаются как “противник”.

Таким образом, и в этом комментарии журналист не испытывает сомнений по поводу того, какие символы, понятия, образы использует О.Мавроматти. Это символы, понятия и образы христианской религии, святыни российских граждан - последователей христианской религии различных деноминации.

Еще меньше сомнений в том, что действия О.Мавроматти представляют собой оскорбительную манипуляцию с символами, понятиями и образами, почитаемыми в качестве религиозных святынь верующими христианами, высказывают комментаторы тех СМИ (как церковных, так и светских), которые прямо выступили с осуждением возмутительной выходки О.Мавроматти и его группы.

“Позднее о том же почти дословно скажет в печати Мавроматти: “Во время съемок не было использовано ни одного предмета культа”. Что это? Игра в наивность? Или взаправду кто-то не понимает, из-за чего, собственно, встревожились православные? Из-за креста! Верующие убеждены: произведенное распятие человека есть не что иное, как хула на крестные страдания Иисуса Христа. После казни и воскресения Иисуса Христа крест любой формы для христиан является священным вот уже почти 2000 лет.

Устроители “опасной и кровавой” акции на Берсеневке не удержались от того, чтобы и в листовке о ней не выразить свое враждебное отношение к главной христианской святыне. Мы не видим возможности тиражировать пачкотню с листовки (попробуйте представить себе на мгновение крест с распятым: осьминогом).

...11 апреля во второй половине дня в экспедицию Мосгорпрокуратуры передано заявление прихожан (за сорока подписями) о действиях, которые, по мнению верующих, имели целью возбуждение религиозной вражды. Какой бы ни была перспектива этого заявления, уже сейчас бесспорно одно: люди правы, единодушно выступив в защиту своей веры, своих святынь (8).

“Сам выбор места (возле храма) и времени (в канун Крестопоклонной недели Великого поста) для проведения оскорбляющей чувства верующих акции не оставляет сомнений, что ее организаторы действовали вполне сознательно. Доказательством тому служило и присутствие на месте события тележурналистов. Здесь также работал кинооператор, бравший то планы “совершения распятия”, то храм Христа Спасителя по другую сторону Москвы-реки...

Очевидцы говорят, что во время творимого святотатства его участники обращались к находившимся возле храма детишкам, родители которых в это время были на вечернем богослужении, с просьбой поделиться “впечатлениями и ощущениями” при виде распятого на кресте человека. Кроме того, на доске объявлений храма христоненавистники разместили богохульные рисунки, пародирующие распятие Спасителя. На одной из листовок значилось: “Олег Мавроматти начинает серию радикальных и подчас кровавых акций. Акция №1 - Распятие”. Все это, по мнению прихожан Никольского храма, было рассчитано на то, чтобы спровоцировать православных на резкое противодействие сборищу, названному верующими людьми “сатанинским”(9).

В данном комментарии содержится важное уточнение, позволяющее более определенно относить авторство оскорбительных листовок, размещенных на территории храма Святителя Николая О.Мавроматти и его группе: “На одной из листовок значилось:

“Олег Мавроматти начинает серию радикальных и подчас кровавых акций. Акция №1 -Распятие”.

Действия О.Мавроматти спровоцировали в ряде СМИ кампанию нападок на Церковь и оскорблений религиозных чувств верующих. В некоторых изданиях авторы комментариев явно или косвенно выражали поддержку действиям О.Мавроматти, чем провоцировали его на дальнейшие противоправные акции и заявления в том же духе. И в этих комментариях отчетливо просматривается понимание проведенной О.Мавроматти акции как именно антихристианской демонстрации, а не съемки фрагмента фильма, никак, якобы, не связанной с христианским календарем, местом и временем действия.

1.5. Предыдущей деятельностью О.Мавроматти, направленной на возбуждение религиозной вражды к христианам и связанной с использованием христианских понятий, символов, образов в оскорбительном для верующих виде, а также связью О.Мавроматти и его группы, действовавшей 1 апреля 2000 г. на территории Инстиута культурологии, с другими лицами, известными организацией подобных же антихристианских публичных демонстраций.

Другие публичные акции О.Мавроматти и лиц, составляющих с ним организованную группу, совершенные ранее, также носили провокационный в отношении верующих христиан характер. Эта тенденция использования христианских святынь, символов, понятий в оскорбительном для верующих контексте прослеживается во всей публичной деятельности О.Мавроматти и объединений, в которых он является организатором или активным участником. Так, уже на первой странице сайта организации “Sтык” в сети Интернет можно прочитать в рекламе его акций:

“...27 марта в клубе “Место встречи” акция Олега Мавроматти и Сергея Сальникова памяти Стенли Кубрика “Минус 2001”...

27 февраля, суббота, в 11-00 премьера новой версии “Тайная эстетика марсианских шпионов” в рамках фестивального смотра “Св. Анна” Дом Кино, ул. Васильевская. д.13” (10).

В первой рекламе название акции “отрицает” 2000-летний юбилей христианства, а во второй содержится упоминание христианской Святой Анны в контексте рекламы фильма О.Мавроматти, представляющего собой ряд сцен насилия и порнографии.

Действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. закономерно ставится гражданами, комментаторами СМИ в один ряд с подобными же публичными надругательствами и возмутительными действиями А.Тер-Оганьяна, А.Бренера и других лиц, как оказывается, находящихся в тесной связи с О.Мавроматти. Все они, так или иначе, взаимодействуют в организации и проведении целой серии антиобщественных действий: “прихожане церкви Святителя Николая на Берсеневке написали письмо в прокуратуру, где обвинили Мавроматти в организации сатанинской акции и оскорблении чувств верующих. Мавроматти сравнивали с авангардным художником Авдеем Тер-Оганяном, который в декабре 1998 года на “Арт-Манеже” в Москве, в рамках художественной акции, рубил иконы” (11).

“То, что происходило на Берсеневке, заставляет вспомнить событие полуторагодовалой давности в Манеже, когда художник Авдей Тер-Оганян на глазах у публики рубил топором православные иконы, “создавая” таким глумливым образом перформанс - “живое художественное произведение”. Помнится, позднее он был наказан в судебном порядке, но чисто символически. Поэтому, наверное, и стало возможным новое кощунство, устроенное теперь уже целой ватагой идейных последователей Авдея” (12).

Стремление О.Мавроматти и его группы совершать публичные надругательства над христианской символикой, понятиями и образами, почитаемыми в христианстве -следствие извращенной асоциальной идеологии, принятой в этом сообществе. Эта идеология и ее асоциальный, по существу, преступный характер не скрываются, а наоборот - открыто и широко пропагандируются О.Мавроматти и членами его группы в средствах массовой информации.

“Мой фильм - это визуализация процесса поиска способов приближения к настоящему нелогичному, антисоциальному безумию... Олег Мавроматти” (13).

“Вы можете спросить: а причем здесь кино, творчество и современное изображение? Все просто! Это миф. Ничего этого нет, да и никогда не было...” (14).

Группой особо поощряются именно те ее члены, публичная социальная активность которых является “крайне антисоциальной”. В сообщениях о “фестивале “Sтык” указано:

“На два вечера зал клуба превратился в несколько инфернальный кинозал... Жюри состояло из двух московских художников: Владимира Сальникова (преподавателя РГГУ, не родственника Сергея) и Нины Котел (арт-критика). Владимир Сальников вручил главный приз Олегу Маврамати за крайнее проявление антисоциальности (“Тайная эстетика марсианских шпионов, фильм второй”) (15).

Об одном из членов этой группы А.Бренере сообщается следующее.

“Бренер Александр... 1988 эмигрировал в Израиль. С 1992 живет в Москве. С 1993 участник группы “Нецезиудик” (совместно с А.Осмоловским, О.Мавроматти, Д.Пименовым, А.Ревизоровым, А.Зубаржуком).

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1993 “Мое влагалище”. Галерея М.Гельмана, Москва...

АКЦИИ И ПЕРФОРМАНСЫ (основные)

1991 уличные акции и перформансы (в сотрудничестве с Р.Баембаевым).

1993 “Искусство и жизнь” (совместно с О. Мавроматти). “APT МИФ 3”, Манеж, Москва 1994 “Вышка” (совместно с А.Литвиным, А.Ревизоровым, в рамках выставки-акции “Бассейн “Москва”)... Акция в Елоховском соборе... (16).

“Перфоманс” в бассейне “Москва”, о котором упоминается в данном “послужном списке” А.Бренера заключался в том, что А.Бренер публично совершал акт мастурбации на месте строительства храма Христа Спасителя. Таким “художественным” образом он выражал свой “протест” против восстановления национальной и религиозной святыни россиян, разрушенной в годы воинствующего атеизма.

Факт взаимодействия О.Мавроматти с этими лицами, в отношении ряда которых уже возбуждены уголовные дела в связи с публичным оскорблением христианских символов, понятий и святынь, подтверждается собственными рекламными материалами этих “художников”, содержащихся в сети Интернет.

В своих рекламных материалах О.Мавроматти называет себя “лидером художественного объединения “Секта Абсолютной любви”.

“Фильмография:

...“Сатанинский гриб” 1995... “План - 999” 1998” (17).

Последнее название содержит косвенное употребление символа “666”, широко используемого сатанистами в провокациях и преступлениях против христиан (например, убийство монахов Оптиной пустыни Авериным ножом с надписью на нем - “666”).

Таким образом, рассмотрение деятельности О.Мавроматти, предшествующей его акции 1 апреля 2000 г. и деятельности его окружения подтверждает вывод о том, что эта последняя акция была целенаправленным и спланированным оскорблением христианских символов, образов и понятий. Тем самым, оскорблением всех граждан России - последователей христианской религии.

1.6. Содержанием “ответа” О.Мавроматти верующим, в котором он, фактически, также вступает в полемику о христианских обрядах и символах, настаивая на своем “праве” и в дальнейшем совершать акции публичного надругательства над христианскими символами, обрядами и святынями.

Вывод о том, что действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. у храма Святителя Николая на Берсеневке являются частью масштабной кампании нападок его группы на верующих христиан путем публичного использования в своих акциях христианской символики в оскорбительном для верующих контексте, подтверждает содержание и тон “ответа” О.Мавроматти прихожанам храма, обратившимся за защитой в органы охраны правопорядка.

В этом письме О.Мавроматти еще раз проговаривается об истинной цели своей акции - нанести моральный ущерб авторитету христианских организаций в обществе, последователям Русской Православной церкви и верующим других религиозных конфессий, возбудить религиозную вражду к ним. “Но мы, люди невоцерковленные, хотя и воспитанные в православной культурно-исторической традиции, имеем резон заметить, что современное состояние Церкви (не только христианской), на наш взгляд далеко не обеспечивает ее (их) претензии на то, чтобы быть духовным пастырем, консолидирующим всех россиян” (18).

Сознавая целенаправленный антихристианский смысл своей акции, ее участники вынуждены неумело выкручиваться, игриво заявляя о том, что, мол “Неправда, что акция проводилась “в непосредственной близости от храма”, на наш взгляд то была “посредственная дальность””.

Той же цели служит утверждении об отсутствии при проведении акции культовых предметов сатанистского ритуала: “ни одного предмета, который можно было бы атрибутировать в качестве культового без дикого напряжения воспаленной фантазии, в акции задействовано не было”. Однако здесь производится подмена понятий. Для акции, направленной на возбуждение религиозной и национальной розни путем осквернения, оскорбления или использования в оскорбительном контексте символов и понятий христианской религии, вовсе не обязательно совершать какие-то особые ритуалы, принятые в сектах сатанистов. Достаточно публично оскорбить других людей, почитаемые ими религиозные и национальные святыни. Сатанистская религия носит, во многом, “отрицательный” характер. Многие акции и ритуалы сатанистов заключаются, по существу, не в каких-то особых религиозных действиях, а просто в надругательстве над символами, святынями других религий, прежде всего - христианской религии (“антиевхаристия” - “черная месса”, “антикрещение” и т.п.).

Убежденность группы О.Мавроматти в своем праве безнаказанно возбуждать религиозную рознь в российском обществе, совершая публичные надругательства над христианскими символами и святынями, подтверждается в данном письме публично выражаемой ими позицией поддержки всех других подобных антиобщественных акций, совершенных ранее другими людьми, в том числе и членами их сообщества: “Кстати, Авдей Тер-Оганян не осквернял иконы в Манеже, а рубил имитации, конечно же, не освященные, что всем присутствующим было совершенно понятно”.

Авторы письма, понимая противоправный характер того, что листовки, возбуждающие религиозную рознь к христианам, были размещены на доске объявлений храма на Берсеневке, т.е., прямо на территории храма, пытаются снять с себя ответственность за эти действия, поскольку не были “пойманы за руку”. Но, при этом, фактически, глумливо признают свое согласие с содержанием этих листовок “Кто разместил их на доске объявлений - Господь знает. Хотя, с другой стороны, если доска объявлений храма - это сообщение с паствой, окно в мир, почему тогда нельзя через нее отправить послание приходу, служителям Церкви? В листовках есть претензии, но нет оскорблений: почему же тогда вы укрываетесь от неудобных вопросов...”.

Эти слова еще раз подтверждают убежденность группы О.Мавроматти в своем праве “отправлять послания” церковным приходам, понимая под этим публичные действия, возбуждающие в верующих людях обиду и возмущение оскорблением того, что для них свято. Такая убежденность “вести диалог” с Церковью в форме антихристианских акций и действий, оскорбляющих общественную нравственность, требует от государственных органов ответных мер по защите социального мира и правопорядка в нашем обществе. Письмо подписано “Те Же”, что подтверждает факт наличия организованной группы, созданной для проведения асоциальных антихристианских акций под видом “художественных перфомансов”.

1.7. Содержанием официальных писем, направленных в органы прокуратуры России и г. Москвы от религиозных организаций христианских конфессий, общественных объединений и частных лиц в которых действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. определенно квалифицируются как публичное оскорбление христианских символов, образов, понятий и святынь:

письмо организации Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова при храме РПЦ Всех Скорбящих Радости в Москве.

письмо Председателя Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской епископа Ряховского С.В.

письмо священника Благовещенского храма в Петровском парке РПЦ г. Москвы В. Зубкова.

2). Явилось ли результатом действий О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии оскорблением религиозных чувств верующих?

Весь сценарий действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии был направлен на оскорбление религиозных чувств верующих - последователей православного христианства и последователей других религий, в которых почитается Иисус Христос (римо-католичество, различные направления протестантизма, мусульманство).

Этот вывод подтверждается, в частности, следующими фактами и обстоятельствами.

2.1. Непосредственной реакцией на действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. со стороны прихожан храма Святителя Николая на Берсеневской набережной.

По сообщениям средств массовой информации, верующие - прихожане храма Святителя Николая выражали возмущение совершаемыми О.Мавроматти и его группой действиями, пытались обращаться к руководству Института культурологии во время проведения акции с тем, чтобы прекратить кощунство. После того, как сотрудник института культурологии, подключавшая О.Мавроматти и его группе электричество от сети института, заявила верующим, что все совершающееся - просто “хохма”, они были вынуждены обратиться в органы охраны правопорядка.

2.2. Реакцией на действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. со стороны христианской общественности и нерелигиозных граждан, узнавшей об акции О.Мавроматти из сообщений СМИ.

Верующие, прихожане храма Святителя Николая на Берсеневской набережной, направили директору Института культурологии Разлогову К.Э. письмо, содержащее обвинение администрации Института в содействии организации и проведения О.Мавроматти акции, оскорбляющей религиозные чувства христиан.

Тот факт, что письмо подписали и те прихожане, которые не оказались непосредственными свидетелями действий О.Мавроматти и его группы, никак не дезавуирует значимость их подписей. То, что О.Мавроматти и его группа публично издевались над христианскими символами, образами и понятиями, видно из видеозаписей этого действия и подтверждается свидетельствами очевидцев. Любой христианин или неверующий гражданин, просто уважительно относящийся к христианской культуре, как неотъемлемой части национального культурного наследия (см. Преамбулу Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”) вправе оценивать существо действий О.Мавроматти и его группы по достаточно полным и разносторонним свидетельствам об этих действиях в средствах массовой информации.

2.3. Фактом обращения к Генеральному прокурору РФ Устинову В.В. и в Прокуратуру г. Москвы организации Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова при храме Всех Скорбящих Радости Русской Православной Церкви. В данном заявлении О.Мавроматти и его группа обвиняется в оскорблении религиозных чувств христиан и содержится требование привлечь указанных лиц к уголовной ответственности.

2.4. Заявлением директору Института культурологии Разлогову К.Э. юрисконсульта общественной организации Православное Братство Преподобного Сергия Радонежского, содержащим обвинение администрации Института в содействии организации и проведения О.Мавроматти акции, оскорбляющей религиозные чувства христиан. В данном заявлении О.Мавроматти и его группа также обвиняется в оскорблении религиозных чувств христиан и содержится требование привлечь указанных лиц к уголовной ответственности.

2.5. Заявлением в Прокуратуру г. Москвы Председателя Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской епископа Ряховского.

В данном заявлении О.Мавроматти и его группа также обвиняется в оскорблении религиозных чувств христиан и содержится требование привлечь указанных лиц к уголовной ответственности.

2.6. Заявлением в Прокуратуру г. Москвы священника Благовещенского храма в Петровском парке РПЦ г. Москвы В. Зубкова.

В данном заявлении О.Мавроматти и его группа также обвиняется в оскорблении религиозных чувств христиан и содержится требование привлечь указанных лиц к уголовной ответственности.

2.7. Реакцией на действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. со стороны ряда средств массовой информации, как ангажированных или сочувствующих действиям О.Мавроматти, так и независимых и выражающих мнение христианской общественности.

Выше даны цитаты из различных изданий, красноречиво свидетельствующие о том, что верующим христианам было нанесено глубокое оскорбление путем публичного глумления над почитаемыми в этой религии символами, образами и святынями.

Отметим, что цитированное печатное издание “Труд-7” и некоторые другие СМИ, обстоятельно комментировавшие акцию О.Мавроматти как оскорбительную и противоправную, не являются официальными средствами массовой информации Московского Патриархата или какой-либо из организаций Русской Православной церкви. Их комментарий событий 1 апреля 2000 г. на Берсеневке и позиция, занятая журналистами и редакцией, отражают мнение нецерковной части российского общества, уважительно относящейся к своему национальному культурному наследию и в не в меньшей степени возмущенной деятельностью О.Мавроматти и его группы.

В других комментариях акции 1 апреля 2000 г. в СМИ, она стала поводом для новых оскорблений религиозных чувств граждан, клеветнических обвинений в адрес Русской Православной церкви и людей, жертвовавших свои сбережения на восстановление храма Христа Спасителя, а также участвовавших в работах по восстановлению этой национальной святыни.

“Да, в одном его месте возводят условных достоинств новодел и тибрят при возведении миллионы баксов - но зато в другом месте одинокий бедный герой 15 минут страдает в гвоздях... ” (19).

Для автора этого комментария О.Мавроматти, издевающийся над христианскими святынями - “герой”, а строители и жертвователи храма Христа Спасителя - воры и глупцы, отдающие свои деньги на дело “сомнительных достоинств”. В этом комментарии его автор В.Курицын вскрывает одну из целей акции О.Мавроматти - дискредитацию возрождения храма Христа Спасителя, возбуждение в обществе религиозной и национальной вражды в связи с восстановлением этого храма-памятника. Здесь уместно напомнить, что этот храм - не только религиозная святыня православных христиан, но и национальная святыня русского народа (храм был возведен и восстанавливался как памятник героям Отечественной войны 1812 г.). Автор этой статьи также отдает себе отчет в существе реакции верующих граждан на кощунственные действия О.Мавроматти и его группы: “Прихожане расположенного за Институтом культурологии Храма подали заявление в прокуратуру, обозвав акцию сатанинской”.

В результате, действия О.Мавроматти имели и косвенные последствия -спровоцировали в СМИ кампанию нападок на Церковь и оскорблений религиозных чувств верующих. Это провоцирует О.Мавроматти на дальнейшие противоправные заявления и акции в том же духе. И в этих комментариях отчетливо просматривается понимание проведенной О.Мавроматти акции как именно антихристианской демонстрации, а не просто съемки фрагмента фильма, никак не связанной с христианским календарем, местом и временем действия.

2.8. Содержанием “ответа” О.Мавроматти верующим, в котором он не только не приносит им извинения за нанесенное оскорбление, но и вновь оскорбляет религиозные чувства верующих, настаивая на своем “праве” и в дальнейшем совершать акции публичного надругательства над христианскими символами, обрядами и святынями.

В этом “ответе” вновь оскорбляются чувства верующих: “Вольно оскорбляться чувствами тому, чьи чувства взыскуют оскорбления... Впрочем, директор института культурологии К.Э.Разлогов, являясь крупнейшим в стране специалистом в области кино, может это объяснить вам, людям, видимо, непосвященным в нюансы кинопроизводства, куда более авторитетно...” (20). Авторы письма утверждают, что религиозные чувства православных верующих, по их мнению, “взыскуют оскорбления”, т.е. должны быть оскорбляемы и в дальнейшем. Глумление над возмущенными людьми дополняется оскорблениями их, как непосвященных в “ньюансы кинопроизводства”, хотя к кинопроизводству действия О.Мавроматти, вызвавшие возмущение граждан, не имеют никакого отношения.

Не удержался в этом письме О.Мавроматти от очередных оскорблений христианских святынь: “Для особо догадливых уточняем: фоном был попсовый Храм Христа Спасителя, с его сомнительной духовной аурой, а вовсе не храм свт. Николы на Берсеневке, совершенно нам не интересный ни с какой точки зрения... НУ НЕ УПЕРСЯ НАМ. Вообще-то “распятие человека” для нас, ярых футбольных болельщиков, имеет огромное символическое значение”.

Все эти последствия акции О.Мавроматти, взятые в совокупности, обостряют межконфессиональное противостояние в обществе (действия О.Мавроматти расцениваются многими православными верующими как религиозные сатанистские антихристианские культовые акции - см. ниже), нарушают гражданское согласие, провоцируют социальную напряженность и содержат потенциальную угрозу возникновения общественных беспорядков и столкновений на почве межрелигиозной и межнациональной розни.

3). Привели ли действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии к возбуждению в обществе религиозной вражды?

Действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии привели к возбуждению в обществе религиозной вражды между следующими субъектами:

О.Мавроматти, членов его группы, соучастников его акции и сочувствующих им комментаторов в средствах массовой информации - к последователям православного христианства и других религий, в которых почитается Иисус Христос (римо-католичество, различные направления протестантизма, мусульманство):

последователей православного христианства и других религий, в которых почитается Иисус Христос (римо-католичество, различные направления протестантизма, мусульманство) - к О.Мавроматти и членам его группы как религиозным сатанистам, а также ко всем тем, кто (возможно, из религиозных соображений) поддерживает деятельность О.Мавроматти, покрывает ее или участвует в ней (некоторые комментаторы в СМИ, некоторые сотрудники Института культурологии и др.).

Этот вывод подтверждается рядом событий, фактов и наблюдений, связанных с акцией О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г.

3.1. Непосредственная реакция на действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. со стороны прихожан храма Святителя Николая на Берсеневской набережной носила характер выражения вражды возмущенными прихожанами в отношении О.Мавроматти и его группы в ответ на очевидное, демонстративное выражение вражды к почитаемым христианами понятиям, символам и образом группой О.Мавроматти.

В комментариях этого события справедливо отмечено, что акция О.Мавроматти только по чистой случайности не привела к общественным беспорядкам: “...событию, которое лишь по чистой случайности, как свидетельствуют многие, не обернулось открытым столкновением представителей поп-арта с православными верующими” (21). Если бы рядом оказался бы не один священник и несколько пожилых верующих с детьми, а группа молодых прихожан-мужчин или мимо бы проходила группа верующих христиан, наверняка произошло бы столкновение с непредсказуемыми последствиями.

3.2. Реакция на действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. со стороны христианской общественности, узнавшей об акции О.Мавроматти из сообщений СМИ также отражала возмущение враждебностью к гражданам России христианского вероисповедания, которую выражает своими публичными действиями О.Мавроматти.

Формально эта реакция выразилась в ряде упомянутых выше официальных заявлений в органы прокуратуры со стороны общественных и религиозных объединений, частных лиц с требованием привлечь О.Мавроматти и других участников акции 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ. Во всех этих заявлениях подтверждается, что действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии повлекли за собой возбуждение религиозной вражды в обществе. Можно предположить, что подобные заявления готовятся и другими общественными и религиозными организациями, частными лицами, которые расценивают действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. на территории Института культурологии как возбуждение религиозной вражды, уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена 282 статьей УК РФ.

Важно учитывать, что верующими людьми акции О.Мавроматти и указанных в заявлениях лиц воспринимаются именно как возбуждение религиозной вражды, поскольку оцениваются как проявления религии сатанизма. Это понимание действий О.Мавроматти как обусловленных религиозной враждой к христианам со стороны последователей религии сатанизма находит подтверждение в исследовании идей, которые О.Мавроматти и члены его группы исповедуют, распространяют и стремятся публично выражать. Эта идеология, мировоззрение определенно содержат признаки сатанистского религиозного культа.

В рекламных материалах О.Мавроматти и его группы, объединений лиц, разделяющих убеждения О.Мавроматти (объединение “Sтык” и др.) содержится достаточно убедительных доказательств этого тезиса - сатанистской мировоззренческой, религиозной основы в их публичных действиях и отсюда - религиозной вражды к христианам.

Сотрудник по акциям О.Мавроматти заявляет в интервью: “Мы пытаемся помочь человеку произвести выброс болезненного, запретного. Взламывая данные зоны, мы указываем, куда же еще могут распространяться желания” (22) - типичный тезис последователей сатанизма как религиозного направления, в котором человек, служащий Сатане, должен полностью “распустить” свои желания и освободиться от всех “запретов” - нравственных, общественных, сексуальных и иных культурных норм и правил поведения.

Сатанистская религия требует от адепта полной асоциальности, нарушения всех общепринятых в цивилизованном обществе норм и запретов. Выше было показано, что асоциальность считается в окружении О.Мавроматти целью, к которой надо стремиться в своих публичных действиях.

О.Мавроматти и соучастники его акций ясно представляют себе эту основу своей деятельности и намеренно публично распространяют материалы, пропагандирующие насилие, проституцию, сексуальные извращения, употребление наркотиков, провоцирующие суицид. Особенно опасны они для нравственного и психического здоровья молодежи, несовершеннолетних детей, которые оказываются свидетелями акций О.Мавроматти или могут попасть на демонстрации его фильмов.

“...Итак, Светлана Баскова и Олег Мавроматти выпустили фильм “Зеленый слоник”. Трудно пересказать содержание фильма... Начинается он “матерным здравием”, а кончается “чернушнейшим упокоем”. В газете “Неофициальная Москва” было напечатано стихотворение 15-летнего зрителя, попавшего под впечатление фильма:

Растекаясь по асфальту

разомлевший от жары

Я ползу тебе навстречу

если хочешь разотри

Мне ладони своим телом

где не прячется луна

Нарисуй углем и мелом

чтобы был как у слона

Чтобы руки могли трогать

а глаза могли смотреть

Чтобы веки могли видеть

а белки могли глядеть

Разомлевший весь от скуки

я плыву к тебе ручьем

В зеленеющую тину -

будем жрать говно вдвоем” (там же).

“...зеленый слоник. Supernova представляет самый грязный фильм тысячелетия... Кончается всё гомосексуальным насилием, смертоубийством, самоубийством и ещё одним убийством. Льется настоящая кровь (животных), экран завален реальными потрохами.

...Если бы повторение дебильных диалогов, нелепых ситуаций и жестокостей не создавало сильный юмористический эффект, то после просмотра ленты следовало покончить с собой. Что и пытается сделать один из персонажей фильма, не потому что “так жить нельзя”, а по той причине, что жить, вообще, нельзя никогда и нигде...

Алёна Мартынова предлагает зрителю свои сверхдорогие сексуальные услуги” (23).

“Известность приобрел как стойкий мазохист, игравший горящими руками в горящие шахматы, вырезавший на своем теле скальпелем узоры и разнообразные символы и зашивавший себе рот суровыми нитками. Многие акции осуществлял совместно с О.Мавроматти и в составе художественной группы “Секта абсолютной любви”... Автор (черная футболка, оголенные ноги), стоя на возвышении, делает надрезы в верхних частях бедер. Кровь свободно стекает вниз по ходу всего вернисажа, как бы одевая ноги художника в алые чулки (24).

“С Сергеем Сальниковым, директором фестиваля “Sтык”, беседует наш специальный корреспондент Светлана Телятникова. Это здорово, что многие не выдерживают и уходят с наших фильмов, - начал Сергей. - Значит, мы занимаемся тем, чем хотели... Мы стремимся к тому, чтобы у зрителя было ощущение полученное пощечины” (25).

“... новый фильм Олега Мавроматти: “Выблядки”,

“Олег Мавроматти проводит серию радикальных и подчас кровавых акций,

каждая будет сниматься и представлять один эпизод из будущего фильма.

желающим предоставляется беспрецедентная возможность, помимо просмотра

готового фильма, непосредственно присутствовать на акциях-съёмках.

возможно участие в качестве статистов: шлите заявки”.

“акция №2:: посвящалась виртуальным солдатам, павшим в компьютерным играм

:: кровь за байты, байты за кровь: ночь с 8 на 9 мая 2000, поклонная гора

акция №1:: 1.04.2000, институт культурологии ...

зеленый слоник :: все радости смерти в самом грязном фильме тысячелетия” (26).

Данное сообщение подтверждает факт планирования О.Мавроматти и его группой антиобщественных акций, в частности, совершенной 1 апреля 2000 г. на Берсеневке. В этих объявлениях обращает на себя внимание реклама новой провокации, состоявшейся уже после акции на Берсеневке, и направленной на оскорбление чувства благодарности всех граждан России к воинам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ветеранам войны (акция на Поклонной горе в ночь с 8 на 9 мая - в канун праздника Победы).

Таким образом, все предшествующие и новые публичные акции, “перфомансы” (представления) О.Мавроматти носят столь же патологический, по существу - религиозный сатанистский характер публичного эпатажа общественной нравственности, базирующейся в России на христианских нравственных понятиях и ценностях, и не имеют никакого отношения к искусству.

“Наиболее радикальные перформансы, автором которых является Олег Мавроматти - “Люби меня насмерть” (Оргия в морге, Москва, 1996 г.) “Промысел божий” (Органическая инсталляция (мясо, человеческие скелеты, опарыши); Видео (танец опарышей); заключительный перформанс (Зашивание губ) в TV Галерее, Москва, 1996 г. “Из России с любовью” (Перформанс в TV Галерее: прокалывание плечей рыболовными крючками). Москва, 1996г. “Минута молчания” (перформанс на радиостанции “Эхо Москвы”: прокалывание языков). Москва, 1996г. “Пиррова победа” (Перформанс в Международной шахматной ассоциации: игра в шахматы горящими руками). Москва, 1997 г. Нам не стыдно!” (27).

Все приведенные выше цитаты наглядно свидетельствуют о духовной направленности деятельности О.Мавроматти и его группы. Такая духовная направленность и в религиоведении, и в обыденном сознании ассоциируется с религией сатанизма и не имеет никакого отношения к искусству.

Занятия “искусством” для О.Мавроматти и его группы - просто удобный способ уходить от уголовной ответственности за свои хулиганские действия.

В своих рекламных материалах О.Мавроматти и его группа публикуют “практические рекомендации”, направленные на то, чтобы привлекать к своей антиобщественной деятельности других людей. Эти “рекомендации” распространяются публично и также носят антиобщественный, аморальный и даже преступный характер.

С практической стороны, чтобы подготовить человека к участию в антиобщественной деятельности, О.Мавроматти дает 13 (в соответствии с сатанистской ритуалистикой), рекомендаций. В частности, такие:

“Вам необходимо обзавестись следующими аксессуарами и выполнить:

... Запасом LSD на 3 года;

Книгой “Товарищ убийца” (о жизни и приключениях Андрея Чикатило);

Завести роман с прелестной медсестрой из морга или с кафедры топографической анатомии;

... Всем сердцем возненавидеть весь мир;

Хотя бы раз для приличия следует попилить вены;

... Хотя бы 3 месяца полежать в кризе.

Если вы выполнили условия всех 13-ти пунктов, постарайтесь понять, что есть Голливуд, который вас никогда не полюбит, а если чудо все же произойдет - плюньте в лицо продюсеру, предложившего вам снять “Чужого-5”, и попытайтесь застрелить Президента США.

Вы можете спросить: а причем здесь кино, творчество и современное изображение? Все просто! Это миф. Ничего этого нет, да и никогда не было. Были только сопли, грезы и несбыточные мечты.

С вселенской любовью -

Победитель иллюзий Олег Мавроматти

Продюсер Всех дел Земных Сергей Сальников

Нам не стыдно!” (28).

Здесь содержится публичная пропаганда распространения наркотиков, насилия (рекомендовано изучать “жизнь и приключения” А.Чикатило) и аморальный призыв “возненавидеть весь мир”, что уже само по себе должно являться предметом разбирательства для чиновников министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, работников органов внутренних дел и прокуратуры. О.Мавроматти признает, что его публичные акции, “художественные перфомансы”, “выставки”, “кинофильмы” и т.п., - это только средство выразить его болезненную ненависть к миру. “Все сердцем возненавидеть весь мир” - типичная черта мироощущения сатаниста.

3.3. Отклики на действия О.Мавроматти и его группы 1 апреля 2000 г. в средствах массовой информации, как ангажированных или сочувствующих действиям О.Мавроматти, так и независимых или сочувствующих верующим демонстрировали наличие религиозной вражды, вызванной этими действиями.

Как было показано выше, действия О.Мавроматти спровоцировали всплеск религиозной вражды ряда комментаторов СМИ к христианам, к восстановлению христианами храма Христа Спасителя, к строителям этого храма, якобы, занимающимся воровством, к жертвователям на храм - как глупцам (в числе которых - множество уважаемых и известных в нашей стране и за рубежом людей) и т.д.

С другой стороны, в других комментариях (цитированных выше) нашло выражение чувство вражды всех граждан к О.Мавроматти и членам его группы, безнаказанно, как считают некоторые журналисты и верующие, оскорбляющих религиозные и национальные святыни. Особенно опасно, что это чувство религиозной вражды к О.Мавроматти и членам его группы как к религиозным сатанистам переносится на служащих государственных учреждений (Институт культурологии), участвующих в организации и проведении его акций. Тем самым - на само государство, неспособное защитить законные права граждан от публичного, демонстративного оскорбления их религиозных чувств последователями, по существу, целенаправленно асоциальных сатанистских взглядов.

Таким образом, действия О.Мавроматти и их последствия в российском обществе спровоцировали всплеск религиозной вражды между людьми, уважительно относящимися к христианским религиозным святыням и ценностям и теми, кто, по различным, в том числе, религиозным основаниям, считает допустимым или “нормальным” такие оскорбления. В связи с этим очевидно, что действия О.Мавроматти и его группы нарушают гражданский мир в российском обществе, подрывают общественное согласие, влекут за собой возбуждение религиозной и социальной вражды.

30 июля 2000 г.

Директор Департамента геополитических исследований

Института гуманитарного образования

кандидат философских наук

С.А.Шатохин

Адвокат Московской межрегиональной

коллегии адвокатов “КАНОН”

Д.В.Потоцкий

 

______________________________________

1. Закон Божий для семьи и школы. Прот. С.Слободской. - СПб., 1997, с.34-35, 518-520.

2. Ответ Мавроматти на заявление верующих в прокуратуру. - БОЛЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ОБРАЩЕНИЕ НА ЗАЯВЛЕНИЕ...

3. Христианская символика, М., 1908, стр. 76.

4. Текст листовки. Труд-7, 6.04.2000. Труд-7, 13.04.2000. Элементарные следственные действия помогут точно установить авторство этих листовок.

5. Сообщение о Фестивале “Sтык” в сети Интернет. - <Sтык> - новости. Сообщение в сети Интернет. - Харченко Д. Сверхновая русская киноволна // YTPO (ежедневная электронная газета), 7 марта 2000 г. -Выпуск №136(207). - Режиссеры “Sтык”, Олег Мавроматти. Сообщение в сети Интернет. - ИМПЕРАТОР ВАВА. ВАЛЬКИРИЯ (POST-ACTION), выставка-перформанс. Сообщение в сети Интернет. Федор Ромер “Валькирия (post-action)”. Итоги, 10 ноября 1998. - Светлана Баскова “Зелёный слоник”. Supernova представляет самый грязный фильм тысячелетия. Владимир Сальников. Родина дала им звёздочки... Сообщение в сети Интернет. “Художественный журнал” № 30, 2000. - Режиссеры “Sтык”, Олег Мавроматти. Краткое руководство молодым, энергичным, желающим делать современное искусство биологическим видам. Сообщение в сети Интернет. - Реклама фильма Мавроматти “выблядки”. Сообщение в сети Интернет. http://drugie.here.ru/suprenova/. - “Тайная эстетика марсианских шпионов” в двух частях, 1997-98, режиссер Олег Мавроматти, продюсер Сергей Сальников. Сообщение в сети Интернет. - РАДЕК.№01.М., - “Гилея”. Беседа с О.Осмоловским. Сообщение в сети Интернет.- Интервью с Императором Вава в ж. “Максимка”. - Анна ЧЕПУРНОВА. “Вредное информационное воздействие” - Pro и contra. Сообщение в сети Интернет и др.

6. Видишь, в центре Москвы возвышается крест? Повиси-ка на нем. Сообщение в сети Интернет. Владимир Ворсобин. Комсомольская Правда, 10.04.2000.

7. “Вечерняя Москва”, 17 апреля 2000г. Максим ГОРЕЛИК. Главное в боли - оригинальность.

8. “Труд-7”, 13 апреля 2000г. - №068. ЛАМПАДА. Юрий АГЕЩЕВ, Александр КОРОЛЕВ. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД БЫЛ ВЫНУЖДЕН ОБРАТИТЬСЯ В ПРОКУРАТУРУ.

9. “ТРУД-7”, 06 апреля 2000г. - №063. ПАНОРАМА. Юрий АГЕЩЕВ, Александр КОРОЛЕВ. ЧЕЛОВЕКА РАСПЯЛИ У СТЕН ХРАМА.

10. http://www.chat.ru// -ztyk Адрес сайта объединения “Sтык” в сети Интернет.

11. Нехорошев Г. Кого обидел художник. Олег Мавроматти страдает за независимое кино // Независимая газета, 13 июля 2000 г. - №128(2190).

12. “ТРУД-7”, 6 апреля 2000 г. - №063. ПАНОРАМА. Юрий АГЕЩЕВ, Александр КОРОЛЕВ. ЧЕЛОВЕКА РАСПЯЛИ У СТЕН ХРАМА.

13. “Тайная эстетика марсианских шпионов” в двух частях, 1997-98, режиссер Олег Мавроматти, продюсер Сергей Сальников. Сообщение в сети Интернет.

14. Режиссеры “Sтык”, Олег Мавроматти. Краткое руководство молодым, энергичным, желающим делать современное искусство биологическим видам. Сообщение в сети Интернет.

15. Сообщение о Фестивале “Sтык” в сети Интернет.

16. БРЕНЕР АЛЕКСАНДР. Сообщение в сети Интернет.

17. http://www.chat.ru//~ztyk Адрес сайта объединения “Sтык” в сети Интернет.

18. Ответ Мавроматти на заявление верующих в прокуратуру. - БОЛЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ОБРАЩЕНИЕ НА ЗАЯВЛЕНИЕ...

19. Vesti.RU. 24.04.2000. Вячеслав Курицын. Выбравший боль.

20. Ответ Мавроматти на заявление верующих в прокуратуру. - БОЛЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ОБРАЩЕНИЕ НА ЗАЯВЛЕНИЕ... ВАШ ХРАМ НИ ВО ЧТО!...

21. “Труд-7”, 13 апреля 2000г. - №068. ЛАМПАДА. Юрий АГЕЩЕВ, Александр КОРОЛЕВ. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД БЫЛ ВЫНУЖДЕН ОБРАТИТЬСЯ В ПРОКУРАТУРУ.

22. Харченко Д. Сверхновая русская киноволна // YTPO (ежедневная электронная газета), 7 марта 2000 г. - Выпуск №136(207).

23. Светлана Баскова “Зелёный слоник”. Supernova представляет самый грязный фильм тысячелетия. Владимир Сальников. Родина дала им звёздочки... Сообщение в сети Интернет. “Художественный журнал” № 30, 2000.

24. ИМПЕРАТОР ВАВА. ВАЛЬКИРИЯ (POST-ACTION), выставка-перформанс. Сообщение в сети Интернет. Федор Ромер “Валькирия (post-action)”. Итоги, 10 ноября 1998.

25. Еженедельник “Москвичка” 1998 №15 - Такое вот кино.

26. Реклама фильма Мавроматти “выблядки”. Сообщение в сети Интернет, http://drugie.here.ru/suprenova/.

27. Режиссеры “Sтык”, Олег Мавроматти. Мавроматти Олег Юрьевич. Сообщение в сети Интернет.

28. Режиссеры “Sтык”, Олег Мавроматти. Краткое руководство молодым, энергичным, желающим делать современное искусство биологическим видам. Сообщение в сети

 

Hosted by uCoz