Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Заключение кандидата философских наук, доцента А.В.Ситникова от 20 апреля 2001 г. на акцию 11 августа 2000 года в ночном музыкальном клубе «Швайн»

 

11 августа 2000 г. в Москве в клубе «Швайн» (Лефортовский пер., 12) была проведена акция, заключавшаяся в том, что на сцену были вынесены три отрубленные свиные головы, истекавшие кровью, а сверху на эти свиные головы были прикреплены таблички «Отец», «Сын», «Святой дух». Организаторы и исполнители этой акции не могли не осознавать ее смысла и ее возможных последствий. Используемые образы и смысловые связи данного действа совершенно очевидны.

1. Согласно вероучению всех христианских конфессий, вершиной божественного Откровения является догмат о Пресвятой Троице – Отце, Сыне и Св.Духе. Этот догмат непостижим рациональными методами познания и, согласно христианству, является знанием, открытым Самим Богом. Церковь всегда защищала тайну Пресвятой Троицы и выступала против попыток человеческого разума устранить эту тайну. Для христиан Троица – это основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всей духовной жизни и всего духовного опыта. Христиане поклоняются Святой Троице, видят в Ней полноту бытия и цель своего существования. Достичь святости, стать «причастниками Божеского естества» (2Пет.1,4) означает по благодати войти в единение с Пресвятой Троицей. Для христиан Троица является источником святости, чистоты, к Ней верующие возносят свои молитвы.

2. Образ свиньи имеет вполне определенную смысловую нагрузку. Свинья – животное нечистое. Почти во всех культурах и во многих религиозных традициях образ свиньи прямо связывается с высшей степенью нечистоты (Лев. 11,7; Втор. 14,8). В простонародной речи, а также в бранных выражениях свиньей называют человека, совершившего действия, которые можно назвать подлыми, нечестными, низкими, наглыми и т.д. Предательство, необязательность, неблагодарность, непорядочность, хамство, грубость и прочие недостойные поступки обычно называют словом «свинство». Пословицы русского народа отражают этот негативный образ свиньи: «Свинья грязь найдет», «Зарылся, что свинья в навоз», «Затесалась свинья на боярский двор», «Сыта свинья, а все жрет», «Где прошла свинья, там об угол и почесалась», «Сегодня в чести, а завтра - свиней пасти», «Наряди свинью в серьги, а она в навоз». Таким образом, свинья является символом всего грязного, низкого, приносящего окружающим людям одно зло и неудобство. О людях, у которых наблюдается недостаток моральных качеств, говорят, что они ведут себя по-свински.

3. Три свиные головы с прикрепленными табличками «Отец», «Сын», «Святой дух» - это для людей, знакомых с христианской культурой, безусловно, является отсылкой к христианскому догмату Св.Троицы. При этом неизбежно происходит перенос смыслового ряда, связанного со словом «свинья», на христианское представление о Троице. Тем самым христиане изображаются поклоняющимися всему тому, что обобщается в образе свиньи, а предмет веры и культа христианской религии оказывается представлен, обладающим всеми негативными характеристиками, приписываемыми в нашей культуре свинье. Это глумление является в высшей степени унизительным для последователей христианской религии. Данная акция вызывает отрицательные эмоции и оценки в отношении христианской религии и православной веры. Представление христиан поклоняющимися тому, образ чего является свинья, вызывает презрение, пренебрежение, чувство превосходства и другие негативные эмоции и установки в отношении последователей христианской религии, а также побуждает к действиям против христианской религии и православной веры. Изобразительные средства, используемые в данной акции, не могут расцениваться иначе, чем оскорбительные, отрицательно эмоциональные, негативные, побуждающие к действиям против христианской религии и православной веры.

 

Кандидат философских наук, доцент

А.В.Ситников

Hosted by uCoz