Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Заключение кандидата философских
наук, доцента А.В.Ситникова от 20 апреля 2001 г. на акцию 11 августа 2000 года
в ночном музыкальном клубе «Швайн»
11 августа 2000 г. в Москве в клубе
«Швайн» (Лефортовский пер., 12) была проведена акция, заключавшаяся в том, что
на сцену были вынесены три отрубленные свиные головы, истекавшие кровью, а
сверху на эти свиные головы были прикреплены таблички «Отец», «Сын», «Святой
дух». Организаторы и исполнители этой акции не могли не осознавать ее смысла и
ее возможных последствий. Используемые образы и смысловые связи данного действа
совершенно очевидны.
1. Согласно вероучению всех христианских
конфессий, вершиной божественного Откровения является догмат о Пресвятой Троице
– Отце, Сыне и Св.Духе. Этот догмат непостижим рациональными методами познания
и, согласно христианству, является знанием, открытым Самим Богом. Церковь
всегда защищала тайну Пресвятой Троицы и выступала против попыток человеческого
разума устранить эту тайну. Для христиан Троица – это основание всякой религиозной
мысли, всякого благочестия, всей духовной жизни и всего духовного опыта.
Христиане поклоняются Святой Троице, видят в Ней полноту бытия и цель своего
существования. Достичь святости, стать «причастниками Божеского естества»
(2Пет.1,4) означает по благодати войти в единение с Пресвятой Троицей. Для
христиан Троица является источником святости, чистоты, к Ней верующие возносят
свои молитвы.
2. Образ свиньи имеет вполне определенную
смысловую нагрузку. Свинья – животное нечистое. Почти во всех культурах и во
многих религиозных традициях образ свиньи прямо связывается с высшей степенью
нечистоты (Лев. 11,7; Втор. 14,8). В простонародной речи, а также в бранных
выражениях свиньей называют человека, совершившего действия, которые можно
назвать подлыми, нечестными, низкими, наглыми и т.д. Предательство,
необязательность, неблагодарность, непорядочность, хамство, грубость и прочие
недостойные поступки обычно называют словом «свинство». Пословицы русского
народа отражают этот негативный образ свиньи: «Свинья грязь найдет», «Зарылся,
что свинья в навоз», «Затесалась свинья на боярский двор», «Сыта свинья, а все
жрет», «Где прошла свинья, там об угол и почесалась», «Сегодня в чести, а
завтра - свиней пасти», «Наряди свинью в серьги, а она в навоз». Таким образом,
свинья является символом всего грязного, низкого, приносящего окружающим людям
одно зло и неудобство. О людях, у которых наблюдается недостаток моральных
качеств, говорят, что они ведут себя по-свински.
3. Три свиные головы с прикрепленными табличками «Отец», «Сын», «Святой дух» - это для людей, знакомых с христианской культурой, безусловно, является отсылкой к христианскому догмату Св.Троицы. При этом неизбежно происходит перенос смыслового ряда, связанного со словом «свинья», на христианское представление о Троице. Тем самым христиане изображаются поклоняющимися всему тому, что обобщается в образе свиньи, а предмет веры и культа христианской религии оказывается представлен, обладающим всеми негативными характеристиками, приписываемыми в нашей культуре свинье. Это глумление является в высшей степени унизительным для последователей христианской религии. Данная акция вызывает отрицательные эмоции и оценки в отношении христианской религии и православной веры. Представление христиан поклоняющимися тому, образ чего является свинья, вызывает презрение, пренебрежение, чувство превосходства и другие негативные эмоции и установки в отношении последователей христианской религии, а также побуждает к действиям против христианской религии и православной веры. Изобразительные средства, используемые в данной акции, не могут расцениваться иначе, чем оскорбительные, отрицательно эмоциональные, негативные, побуждающие к действиям против христианской религии и православной веры.
Кандидат философских наук, доцент
А.В.Ситников