Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



='font-size:14.0pt;font-family: "Times New Roman";color:navy']Заключение юриста О.А.Гревцовой от 3.02.2003 г. по содержанию высказываний Е.В.Ихлова

 

18 ноября 2002 г. на пресс-конференции, транслировавшейся в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы", Е. В. Ихлов, аналитик Общероссийского движения "За права человека", неоднократно в уничижительной форме отзывался об учебнике А. В. Бородиной "Основы православной культуры" (М., Центр "Покров", 2002): называл его "пособием для скинхедов", "черносотенным учебником", "сокровищницей национал - социалистической мысли", "погромным учебником". Господин Ихлов ранее также выражал свое личное мнение по поводу данного учебника. Газета "Коммерсантъ" от 15 ноября 2002 г. в статье "Православная культура" будет не обязательной в российских школах" приводит высказывания Е. В. Ихлова, отражающие суть его претензий к учебнику, в котором, якобы, "красной нитью проходит мысль о вине еврейского народа в казни Иисуса и о том, что моральные качества свойственны не личностям, а этническим группам".

Поскольку, по мнению г-на Ихлова, из вопроса автора учебника, который звучит так: "Почему иудеи распяли Христа и не могут принять Царствие Небесное?", следует вывод о том, что автор желает дискредитировать евреев (иудеев) в глазах окружающих, постольку сам Е. В. Ихлов считает себя вправе в средствах массовой информации в оскорбительной форме высказываться относительно данного учебника.

Обескураживает то, что он пытается обвинить А. В. Бородину в разжигании расовой и религиозной вражды, хотя поставленный ею вопрос и ответ на него не подразумевают владение какими-либо сведениями, могущими разжечь такого рода вражду.

Во-первых, в течение нескольких тысячелетий, прошедших с написания Священного Писания, и за все время сосуществования русских, евреев, православных и иудеев, подавляющее большинство из них знают о том, что часть иудеев, согласно Священному Писанию, повинна в распятии Христа. То есть, не ясно, где Е. В. Ихлов усмотрел возможность возбуждения национальной, религиозной розни в 2002 году от Рождества Христова в связи с изучением  в принципе общеизвестных вот уже почти 2000 лет фактов.

Возможно, учебник стал откровением для самого Ихлова. Хотя и самому Е. В. Ихлову должно быть давно известно о содержащемся в святом благовествовании от Иоанна положении, что Понтий Пилат по настоятельному требованию евреев повелел распять Христа[1]; более того, такие же точно положения содержатся и в иных учебниках, изданных еще до революции 1917 г. и переизданных в наше время[2].

В силу того, что Е. В. Ихлов берет на себя право оценивать учебник, в котором содержатся сведения о церковном зодчестве, церковном искусстве, иконографии, а главное – основа основ православной культуры – изложение канонических евангельских текстов, презюмируется наличие у него достаточных знаний в области церковных зодчества, живописи, иконографии и толкования канонических евангельских текстов. То есть, подразумевается, что с библейскими текстами г-н Ихлов знаком.

Также, он понимает, что при всем своем уважении к представителям различных конфессий и национальностей, автор учебника А. В. Бородина не может не описывать суд над Христом и его казнь. Для православия библейские события – это не вымысел, а самые настоящие исторические факты. А среди этих фактов истории суд и казнь Христа – это решающие, переломные моменты. Пытаться объяснять основы православной культуры без анализа ключевых моментов библейской истории – все равно, что пытаться преподавать конституционное право без анализа Конституции.

Не знать о зачастую довольно экстремистских методах деятельности черносотенцев, национал-социалистов Е. В. Ихлов просто не может, если у него имеется аттестат об общем среднем образовании. При этом, он почему-то опять опускает такие принципиально важные моменты, как:

1)                  деятельность черносотенцев относилась к началу 20 века и имела цель защитить самодержавие. При этом сами черносотенцы старались достичь этой цели, в частности, используя (!) в искаженном виде некоторые положения православного вероучения.  Однако это не является основанием для того, чтобы теперь при любом упоминании взаимоотношений иудеев (евреев) с православными вспоминать о черносотенцах;

2)                  национал – социалистические партии – это созданная в 1887 г. армянская социал-демократическая партия Гнчак (Колокол), и армянский революционный союз – Дашнакцутюн (1890 г.), и Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России (Бунд) (1897 г.), а также Литовская социал-демократическая партия (1896 г.), Революционная Украинская партия (1900 г.) и т.д.;

3)                  скинхеды не имеют ничего общего с православием хотя бы потому, что их движение возникло в конце 20 века, не базируется на православии. А если кому-то из его представителей хочется подвести идеологическую базу под свои действия, то ему не обязательно обращаться к основам православного вероучения. Достаточно, например, прочитать в учебнике по философии про Фридриха Ницше, либо узнать про то, что Гитлер устраивал гонения на евреев и почему он это делал.

Поэтому сравнение учебника, в который включены евангельские тексты и прочие сведения о православной церкви, с учебником, по которому готовятся погромы членами черной сотни или ведется подготовка деятельности национал-социалистов, скинхедов указывает на то, что данное сравнение Е. В. Ихловым сделано нарочно, при осознании им ложности распространяемых относительно учебника сведений.

Публичное распространение заведомо ложных сведений относительно учебника "Основы православной культуры" неминуемо подрывает деловую репутацию его автора - А. В. Бородиной, а также лиц, ответственных за осуществление руководства и рецензирование данного учебника, в том числе небезызвестных и уважаемых иерея Бориса Левшенко и иеродиакона Киприана (Ященко).

Более того, Е. В. Ихлов позволяет себе сравнивать основы православного вероучения с идейными истоками деятельности черносотенцев, социал-демократов, скинхедов, что является издевательством над культурой, историей, традициями русских людей, людей, которые придерживаются православного вероисповедания.

Представляется, что в действиях Е. В. Ихлова содержатся признаки составов преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 129 (Клевета, содержащаяся в средствах массовой информации) и статьей 282 (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Юрист

О.А.Гревцова



[1] Новый Завет. Псалтирь. Перепечатано с Синодального издания. Репринтное издание. По заказу международного библейского общества "Издательская ассоциация евангельских христиан". Ответственные за выпуск В. К. Сорокин и В. В. Серебренников. 372 с. С. 124 – 127.

[2] Закон Божий. Начальное наставление в православной христианской вере, составленное протоиереем Дмитрием Соколовым, с иллюстрациями. Переиздание 1914 года. М., "Русский Хронографъ", 1998. 352 с. С. 193 – 200;

Закон Божий. Первая книга о православной вере. Репринтное издание. Издание второе, исправленное и дополненное. Copyright 1956 by YMCA-PRESS. Societe a responsabilite limitee, Paris. Tous droits reserves. 276 с. С. 187 – 191.

Hosted by uCoz