Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



']Заявление доктора философских наук Али Вячеслава =SpellE>Полосина и академика РАЕН Иман Валерии Пороховой от 21.04.2003 г. о проекте «Русский ислам»

 

В последнее время ведутся жесткие дискуссии вокруг проекта «Русский ислам», выдвинутого сотрудником аппарата Полпреда Приволжского федерального округа г-на С. Кириенко г-ном Градировским и ассоциируемого с г-ном Щедровицким, а также с возглавляющим «фонд развития ислама в России» Олегом Клоченком.

От имени общины новообратившихся мусульман «Прямой путь», объединяющей, в том числе и русских мусульман – представителей творческой интеллигенции, заявляем:

1. Указанный проект с известными в России русскими мусульманами не согласовывался, его основные положения до сих пор держатся в тайне. Даже если данный проект субъективно преследует благие цели, объективно он порождает весьма негативные последствия.

2. Название проекта крайне неудачно и вызывает у верующего человека недоумение: Ислам не может быть ни русским, ни татарским, ни арабским, ни каким-либо еще по национальному признаку. Ислам – один, и он дан всему человечеству. Какие-либо разделения мусульман по национальному признаку недопустимы. Верующий остается принадлежащим к своей национальности по своему происхождению, однако вера – выше, и в своем поведении он должен руководствоваться религиозными канонами, предписывающими, что все мусульмане – братья. Не вполне удачно и название «евроислам», хотя Европа – все-таки не национальность, а геополитическая и цивилизационная общность.

3. Название проекта производит впечатление, что его авторы слабо знакомы с Исламом и действуют по методу аналогии с другими религиями, где такое совмещение национального и религиозного стало обыкновенным. По выражению С. Градировского, «русский ислам – это не русские, принявшие ислам, а ислам, принявший форму русского». В связи с этим выглядит обоснованным афоризм, родившийся по поводу проекта «Русский ислам»: в этом проекте нет ни русских, ни мусульман. С таким же успехом его можно было назвать, например, «евроукраинский ислам».

4. Объективно указанный проект садится между двух стульев: этнических мусульман он оскорбляет попытками русификации их сложившихся веками национально-религиозных традиций (против чего они постоянно боролись), а новообратившихся мусульман он выставляет такими радикальными «реформаторами» Ислама, каких не было за всю историю его существования. Чего стоит одна только цель авторов проекта – перевод намаза на русский язык! Подобного не делали и не делают ни тюркские народы, доминировавшие в халифате, ни персы-шииты, ни новобратившиеся народы Малайзии, Индонезии и т. д. Отсюда у части православной общественности возникает (правда, необоснованное) подозрение, что русские мусульмане имеют какое-то отношение к проектам Поволжского ФО, являются их составной частью. Это не соответствует действительности!

5. Программа «светской теологии», подготовка мусульманских кадров в светских вузах под контролем госчиновников с целью дальнейшего их внедрения в общины и муфтияты представляется крайне некорректной и противоречащей основам реального Ислама. Умма с такой практикой никогда не согласится, что доказано всей историей Ислама.

6. Противодействие экстремистским проявлениям в религии необходимо, но оно начинается с повышения нормального традиционного мусульманского образования. В царской православной России все дети мусульман были обязаны посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. И экстремистских сект среди российских мусульман никогда не было. Сегодня необходимо не сдерживать, как в ряде регионов, развитие мусульманских образовательных учреждений, а наоборот – расширять и всемерно поддерживать, ибо только через просвещение традиционным Исламом можно избежать уклонов в «нетрадиционный», включая экстремистские течения и секты. Чем больше будет образованных людей среди мусульман, тем скорее сформируется подлинная мусульманская элита – носитель гуманитарных ценностей и знаний, решающая проблемы общества путем разума… Изобретение же некоей новой религии – «русского ислама» – не только не способствует решению этой задачи, но и вредит ей.

7. В последние годы действительно появилось несколько тысяч мусульман – русских по происхождению. Это свободный выбор, связанный чаще всего и с большим мужеством. И их число растет, как и во всем мире растет число новообратившихся мусульман. Однако Ислам подобен маяку – он указывает прямой путь, но никого не принуждает следовать ему. Никто в Исламе не занимается целенаправленной миссионерской работой, направленной на ту или иную национальность, а тем более – на людей, убежденных в своей вере. В отношении христиан и иудеев – «людей Писания» – прозелитическая деятельность и вовсе запрещена. Только если (бывший) христианин или иудей сам обращается к мусульманам с вопросами о вере или с обсуждением вероучения, они обязаны дать ему сведения о своей религии, причем какое-либо давление на него – даже психологическое – категорически не допускается Самим Творцом в священном Коране. Поэтому никакие теоретики – творцы новых религий – воли Аллаха нарушить не в состоянии.

 

Председатель общины новообратившихся мусульман «Прямой путь»

доктор философских наук

Али Вячеслав Полосин

Сопредседатель общины, переводчик Корана,

академик РАЕН (секция «национальная безопасность»)

Иман Валерия Порохова

http://www.islaminfo.ru/news/?id=931

 

Hosted by uCoz