Религиозная безопасность России




Описания экспонатов выставки «Осторожно, религия!»

 

№3.1. Работа Батынкова К.А. под названием «Семь смертных грехов», оригинал (семь цветных фотографий размерами 50х70 см, которые помещены в деревянные рамы под стекло).

Работа Батынкова «Семь смертных грехов» представляет собой 7 цветных фотографий, на которых изображена семья его знакомых в обыденной жизни. Фотографии делались в течение суток. Грех чревоугодия представляет семейное застолье, грех праздности – смотрение телевизора, грех идолопоклонства – комната, завешанная фотографиями, плакатами кумиров и т.д. «Не убий» представлена мальчиком с игрушечным оружием.

Работа Батынкова К.А. под названием «Семь смертных грехов» представляет собой 7 (семь) цветных фотографий размерами 50х70 см. Фотографии помещены под прозрачные стекла и вставлены в деревянные рамы черного цвета размерами 72,5х52 см. Для удобства осмотра фотографий каждая рама в правом верхнем углу пронумерована маркером желтого цвета. На фотографии №1 изображены две женщины, сидящие за деревянным столом овальной формы, одна из женщин раскладывает на столе игральные карты, №2- трапезничающий мужчина крупного телосложения (одет в майку черного цвета с коротким рукавом), сидящий за столом перед тарелкой еды, на переднем плане в правом нижнем углу - стоящая на столе стеклянная бутылка, №3- вид комнаты, за заднем плане тот же мужчина (одет в шоры цвета «хаки» до колен, торс голый) сидящий перед телевизором и поместивший ноги на табурет; на переднем плане- женщина (одетая в брюки светло синего цвета, майку светло синего цвета на узких бретельках), сидящая на краю кровати, справа от нее, видимо сидящий на полу, мальчик (одет в маку – «тельняшку» на бретельках), №4 - тот же мужчина (одет в майку с коротким рукавом черного цвета, шорты цвета «хаки» до колен), сидящий на угловом диване, читающий какую-то книгу; перед мужчиной стоит мальчик (одет в майку - «тельняшку» на бретельках, спортивные штаны сиреневого цвета), который держит левую руку около рта и смотрит на мужчину, №5 - тот же мальчик (майка – «тельняшка» на бретельках, спортивные штаны сиреневого цвета), склонившийся над сумкой черного цвета, которая стоит на угловом диване, на обе руки мальчика находятся внутри сумки, №6- вид комнаты, на заднем плане фотографии видны стоящие лицом к открытому окну женщина (одета в светлые узкие брюки, майку светлого цвета на тонких бретельках) и тот же мальчик (майка- «тельняшка» на бретельках, спортивные штаны сиреневого цвета), в руках которого находится игрушечное ружье, на переднем плане - мужчина держащий около уха телефонную трубку, №7 - на переднем плане - сидящий на кровати тот же мужчина (одет в брюки светлого цвета, торс обнажен), который двумя руками удерживает за кофту стоящую перед ним молодую женщину (одета в свитер светлого цвета крупной вязки, брюки светлого цвета), на заднем плане - молодая женщина, лежащая на кровати и накрытая одеялом.

 

№3.2. Работа Зражевской А.А. «Фото» или «Не сотвори себе кумира». Оригинал (лист фанеры размерами 198х122 см., на котором имеется изображение оклада иконы, в которой на месте лика и рук выполнены прорези).

Работа Зражевской «Фото» представляет собой фанерный лист в рост человека с изображенным на нем окладом иконы «Господь Иисус Христос, сидящий на троне», с отверстиями, вырезанными на месте лика и рук. Принадлежностью работы является фотоаппарат на треноге с табличкой «Фото недорого».

Предметом осмотра является работа Зражевской А.А. под названием «Фото» или «Не сотвори себе кумира», демонстрировавшаяся на выставке «Осторожно, религия!» и изъятая 16.05.03 г. при производстве выемки. Указанная работа выполнена на листе фанеры размерами 198х122 см, на котором акриловой краской выполнено изображение, напоминающее изображение оклада иконы. Работа выполнена в светлых бежево-желтых тонах. По периметру оклада имеется изображение орнамента, в виде фрагментов различных растений. В центре оклада помещено изображение человека одетого в «рясу», типичную для изображения одежды святых на иконе, сидящего на троне либо высоком резном кресле. Вокруг головы человек имеется изображение нимба, традиционно изображаемого на иконах святых. На месте изображения головы человека выполнена прорезь, по своей форме повторяющая очертания головы и лица. Его правая рука согнута в области локтевого сустава под углом 30о и находится на уровне груди. На месте кисти правой руки выполнена прорезь, повторяющая по своей форме очертания кисти. Левая рука - плотно прилагает к телу. В области левой кисти также выполнена прорезь, по своей форме напоминающая очертания книги в развернутом виде, которая опирается на левое колено. Левая нога человека согнута в коленном суставе под углом 45о и опирается на резной фрагмент короба с ромбовидным орнаментом.

 

№3.3. Работа Галстяна В.А., оригинал (металлические таблички, куски глины, кусок х/б ткани серого цвета, видеокассета);

Работа Галстяна состоит из анимационного фильма, который повторяется в течение «1 часа 1 минуты 48 секунд» на мониторе, выполняющем роль алтаря, расположенного в нижней части экспозиции на фоне серой ткани. Перед монитором расположена плоскость с углублениями, в которые вложены «металлические бирки с выдавленными на них цифрами и кустки глины». Симметричное расположение углублений, глинянные холмики с поблескивающими металлическими пластинками и мерцающий свет экрана создают ощущение мемориала, кладбища. Ощущение усугубляется содержанием анимационного фильма: на экране крутятся и верещат (ускоренный звук) постоянно подрастающие, пластилиновые столбики, похожие на полых обугленных изнутри мумий. Невидимая рука методичным взмахом отсекает верхнюю их часть. Каждый раз обрубки оживают и удвоенное их количество начинает крутится вновь (2-4-8-16). Раздается звук, напоминающий звук колокола. Столбики как один поворачиваются на колокол и издают звук (по смыслу - час пришел!). Замерев на мгновенье, они рассыпаются в прах.

Работа Галстяна В.А. демонстрировавшаяся на выставке «Осторожно, религия!» и изъятая при проведении выемки 06.03.03 г., состоит из нескольких частей: 1) металлические таблички размерами 8,5х1,5 см в количестве м50 штук, на которых выбиты неповторяющиеся одиннадцатизначные идентификационные номера, например, 2993Е 013768; 2) овальной формы с неровной поверхностью куски глины коричневого цвета диаметром в среднем 5 или 5, 5 см в количестве 50 штук; 3) кусок серой хлопчатобумажной ткани с необработанными краями размерами 4х1,5м; 4) видеокассета фирмы «Sony» идентификационный номер Е240 37СА3217С с надписью «Ваграм Галстян. Осторожно религия. 1 час 1 минута 48 сек.». помещенная в стандартную коробку фирмы «Sony» идентификационный номер Е-240DXf штрих-код 4 901780 237876.

 

№3.4. Работа Дорохова А.А. «В начале было слово», оригинал (три полотна размерами 105х105 см).

По словам самого автора, первая часть работы – фигура, распятая на римском орудии казни и пыток в форме буквы «Т» на фоне текста «Нагорной проповеди» - говорит о том, что «Иисус Христос принес слово, завет человечности, любви, света и вечной жизни и за это был распят». Смысл второго полотна, где на фоне текста Манифеста Коммунистической партии изображена фигура, распятая на звезде: «любая доктрина, доведенная до фанатизма, может привести к трагедии, в частности доктрина коммунистической партии». Содержание третьей работы, где на фоне текста Доктрины фашизма Муссолини фигура распята на фашистской свастике, такое же.

Предметом осмотра является работа Дорохова А.А. под названием «Вначале было слово», демонстрировавшаяся на выставке «Осторожно, религия!» и изъятая 16.05.03 г. при производстве выемки. Указанная работа состоит из трех полотен белого цвета размерами 105х105 см каждое. Каждое полотно прикреплено к деревянному каркасу.

На первом полотне красителем черного цвета выполнен рукописный текст, начинающийся словами «Не судите, чтобы и вы не были судимы; ибо каким судом судите, таким будете судимы…» и заканчивающийся словами «… и кто не берет креста своего и не следует за Мною, не достоин меня. Принимающий вас Меня принимает». В центре полотна красителем желтого цвета выполнено изображение, напоминающее заглавную букву «Т» русского алфавита, размерами 92х92 см. На указанное изображение помещена фигура человека, выполненная красителем серого цвета. Изображенная на холсте фигура человека как бы распята на букве «Т»: обе руки согнуты в локтевом суставе под углом 45о, кисти рук прибиты к концам верхней перекладины, ступни правой и левой ноги - к основанию вертикальной перекладины буквы «Т». В верхней половине полотна красителем красного цвета заглавными буквами русского алфавита выполнена надпись: «МРАЗ…».

На втором полотне красителем черного цвета выполнен рукописный текст, начинающийся словами «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма…» и заканчивающийся словами «…самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов…». В центре полотна красителем красного цвета выполнено изображение пятиконечной звезды размерами 92х94 см, на которую помещена фигура человека, выполненная красителем серого цвета. Указанная фигура человека, также как и на первом полотне как бы распята на звезде: обе руки человека согнуты в локтевом суставе под углом 90о, кисти рук прибиты к двум горизонтально расположенным концам звезды, обе ноги также согнуты под углом примерно 90о и в области икр прибиты к двум нижним концам пятиконечной звезды. В верхней половине полотна красителем красного цвета заглавными буквами русского алфавита выполнена надпись: «…Ь ВЫ-…».

На третьем полотне красителем черного цвета выполнен рукописный текст, начинающийся словами «Как всякая цельная политическая концепция, фашизм есть одновременно действие и мысль …» и заканчивающийся словами «… универсальностью тех доктрин, которые в своем осуществлении представляют этап в истории человеческого духа». В центре полотна красителями зелено-коричневого цвета выполнено изображение фашистской свастики- креста размерами 92х92 см. На свастику помещено изображение фигуры человека, выполненное красителем серого цвета. Указанная фигура человека, также как на первом и втором полотне, распята на кресте: руки согнуты в области локтевого сустава под углом 90о, кисти рук прибиты к верхней горизонтальной и правой вертикальной перекладине креста, ноги согнуты в области коленного сустава под углом 90о, ступни ног прибиты к нижней горизонтальной и левой вертикальной перекладине креста. В верхней половине полотна красителем красного цвета заглавными буквами русского алфавита выполнена надпись: «БЕСЫ», в нижней половине красителем черного цвета: «МРАЗИ».

 

№3.5. Работа Елагиной Е. «Иксисос», оригинал (черно-белая фотография размерами 21,3х27,8 см. с изображением креста).

На указанной черно-белой фотографии размерами 21,3х27,8 см изображен деревянный крест (постамент, вертикальная перекладина, горизонтальная перекладина). Общая высота объекта (креста) - 24,6 см, высота вертикальной перекладины - 18 см, длина горизонтальной перекладины - 13,6 см, высота постамента - 6,4 см, его ширина 8,2 см. В верхней трети постамента старославянской вязью выполнена надпись «ИКСИСОС». К правому и левому концу горизонтальной перекладины креста прикреплена свободно свисающая цепь, состоящая из цилиндрических объектов, изготовленных из дерева и имитирующих сосиски. Цепь из «сосисок» касается верхней части постамента. Внутри горизонтальной и вертикальной перекладин выполнены прямоугольные отверстия размерами 2х3 см, в каждое из которых помещена инструкция- плакат по правилам техники безопасности: «Инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам работы- предупреждает несчастные случаи», «Остерегайтесь ранения рук. Пользуйтесь правильными приемами при шинковке», «Разборка и мойка машинных частей производится только при полном отключении электропривода», «Остерегайтесь ожога», «Рабочее место содержите в чистоте. Пол должен быть сухим», «При работе на механической мясорубке пользуйтесь только деревянным пестиком», «Берегитесь ожога кипящими жирами», «Соблюдайте правила по технике безопасности при работе на режущих машинах», «Берегитесь ожога паром. Открывайте крышку котла только на себя». Вышеуказанные размеры креста условны, т.к. производились по фотографии объекта, в виду отсутствия на момент осмотра оригинала.

«Используя в «ИКСИСОСЕ» профанные образы идеологического клише, я одновременно обращаюсь к традиционной форме православного сакрального объекта. Само название работы, выполнено старославянской вязью, следовательно, активно призывает зрителя воспринимать его значение в рамках православного контекста. Однако на самом деле «тайный» смысл этого названия обескураживающе вульгарен: это просто…СОСИСКИ», - пишет автор работы.

 

№3.6. Работа Косолапова А. «Coca-Cola this is my blood», оригинал (цветной плакат-постер с изображением логотипа фирмы Coca Cola, лица мужчины).

Указанная работа выполнена в виде плаката-постера и представляет собой лист белой плотной бумаги размерами 70х100 см, в центре которого помещено изображение красного прямоугольника размерами 50,5х92 см. В левой трети указанного прямоугольника имеется изображение лица мужчины на вид 30-35 лет, волосы которого темно-русого цвета, длинные, спадающие на плечи, глаза темно-синего цвета, миндалевидной формы, брови тонкие, лоб открытый, высокий, борода и усы. Справа от мужчины, в верхней половине красного прямоугольника, помещен всеми узнаваемый логотип фирмы «Cocaola»»: слово «Cocaola» выполнено английским шрифтом, рукописными буквами белого цвета на красном фоне. Под указанным логотипом белыми печатными буквами английского алфавита набрана фраза «This is my blood», что в переводе на русский язык означает «Это моя кровь». В правом нижнем углу плаката имеется неразборчивая подпись, состоящая из двух слов и выполненная красителем темного цвета.

 

№3.7. Фотографии работы Любаскиной М.Б. «Письма Ленина».

Работа Любаскиной представляет собой пустую банку из-под кофе, наполненную пушинками чертополоха. На банке и рядом прикреплены «октябристские» звездочки.

Данная работа состоит из следующих элементов:

1. Стеклянная, прозрачная банка, видимо из-под растворимого кофе, закрытая крышкой с надписью «Nestle». Внутрь банки помещены летучие семена, напоминающие пух.

2. Кусок картона коричневого цвета, вырезанный в форме круга. От края круга к центру выполнены прорези, имитирующие лучи. К центру круга приклеен лист белой бумаги, вырезанный также в форме круга. На листе печатными буквами черного цвета набран текст детской игры. Указанный текст озаглавлен как «Письма Ленина…» и заканчивается словами «Везет тебе! Ты получил письмо Ленина!».

3. Две октябристские звездочки.

«Звездочка означает маленькую иконку, а Ленин – божка, - говорит Любаскина, - Идея данной работы была навеяна воспоминаниями из детства, когда существовала такая игра: если одному из детей, например, на одежду «садилась» пушинка, другие дети говорили, что они получили письмо от Ленина. Т.е. при коммунизме политика неосознанно заполняла всю нашу душу и не оставалось места для религии».

 

№3.8. Копия работы Магидовой Н.В. «Свято место пусто не бывает» (лист формата Ф-4 с цветным изображением 12-ти окладов икон).

В центре белого листа формата А4 на площади размером 21,5х17,7 см залитой серым цветом, с использованием компьютерной графики изображены 12 (4 по горизонтали, 3 по вертикали) окладов икон. Размер каждой изображенной иконы составляет 4,5х5,3см. В оклады икон помещены различные знаки и символы (при осмотре слева - направо, сверху- вниз): 1) символическое изображение головы и лица человека (белый круг с тремя полосами), на голову сверху одеты символические музыкальные наушники; 2) символическое изображение телевизора, помещенное в белый круг; 3) схематическое изображение вилки, ложки и ножа, помещенное в белый круг; 4) символическое изображение чашки, с горячим напитком, помещенное в белый круг; 5) черно-белая фотография неизвестной женщины; 6) изображение черных кругов окаймленных белым цветом, расположенных в форме квадрата; 7) схематическое изображение насекомого- скорпиона; 8) символическое изображение денежной единицы Евро; 9) схематическое изображение улыбающегося человека; 10) символическое изображение автомобиля и дверного ключа; 11) схематическое изображение летающего насекомого, похожего на муху; 12) схематическое изображение человеческого черепа с двумя перекрещенными внизу костями. Вверху каждого оклада заглавными русскими печатными буквами черного цвета нанесено слово «ОСТОРОЖНО!», внизу английскими буквами – «RELIGIA».

«В 1999 году я закончила курсы под названием «Новые художественные стратегии» на базе Центра современного искусства Сороса и Института современного искусства Иосифа Бакштейна. На курсах уделялось внимание обучению и пониманию современного искусства», - говорит Магидова. Для выставки «Осторожно, религия!» была создана серия работ, состоящая из 12 отсканированных изображений окладов (оклад Антошиной) под названием «Свято место пусто не бывает». Внутрь оклада были помещены шрифтовые символы: телевизор, еда, знак евро, женский образ, машина, скорпион, схематическое изображение головы с наушниками, ювелирные украшения, череп с костями. «Концепция моей работы состоит в том, что осуществить подмену крайне легко. Веру можно заменить всем чем угодно. Есть некая оболочка – оклад, сущность которой можно при желании заменить», - говорит Магидова.

 

№3.9. Часть работы Орлова В.М., Митлянской А.Ю. «Последний ужин» («Last supper»), оригинал (лист белой глянцевой бумаги размерами 47,5х33 см. на которой помещены три цветные фотографии размерами 14,5х11 см).

Демонстрируемая на выставке работа Орлова и Митлянской состояла из двух частей.

Видеофильм показывал отрубленную, агонизирующую голову рыбы, а фотографии, изображавшие окровавленные рыбьи головы и плавники, лежащие на блюде, и две одинаковых рыбьих головы, носили название «Last supper».

Данная работа представляет собой три цветные фотографии размерами 14,5х11 см, распечатанные на листе глянцевой белой бумаги размерами 47,5х33 см. Фотографии размещены подряд, по центру листа. На боковых фотографиях имеется симметричное изображение какой-то части рыбы, точно определить которую из-за использования при фотографировании приема увеличения, не представляется возможным. На фотографии расположенной в центре изображена овальной формы фарфоровая тарелка, на которой находятся части разделанной туши рыбы: четыре хвоста, четыре головы и плавники. Основание голов рыб и дно тарелки обпачкано кровью. У нижнего основания левой фотографии имеется надпись, выполненная пастой черного цвета на английском языке «Last supper». У нижнего основания правой фотографии имеется надпись, выполненная аналогичной пастой «Орлов 2002».

«На экране…была показана отрубленная агонизирующая голова рыбы. Рыба как бы плыла на вас и постепенно поворачивалась вбок. При этом было видно, что туловище у рыбы отсутствует и она плывет в луже крови»… (свидетель Сергеев)

«… Демонстрировалась, постоянно повторяясь под звуки хрипов и бульканья, отрубленная агонизирующая голова рыбы. Рыба является древним христианским символом…(свидетель Гарбузов)

«Особого впечатления ни одна из работ, кроме пожалуй, агонизирующей головы рыбы, демонстрировавшейся по телевизору, на меня не произвела» (Магидова).

 

№3.10. Работа Михальчук А.А. «Откуда и кто?» Оргинал (лист фанеры размерами 37,7х42 с прикрепленными к нему пятью фотомедальонами).

Указанная работа представляет собой фанерный лист размерами 37,7х42 см с лицевой стороны оклеенный бумагой, имитирующей серый мрамор. Фанерный лист помещен в раму белого цвета размерами 2х45,7х42 см. К лицевой стороне листа шурупами привинчено пять фотомедальонов, выполненных из керамики. В центре фанерного листа помещен фотомедальон, на котором изображена черно-белая фотография мужчины на вид 35-40 лет в фас. Внизу медальона по центру черной пастой выполнена надпись «Игорь Семенович Гофман. 1931-1997». В правом верхнем углу листа прикреплен фотомедальон с изображением женщины на вид 50-55 лет. Внизу фотографии выполнена надпись «Нина Яковлевна Убогимовна. 1924-1991». В правом верхнем углу листа - фотомедальон с изображением мужчины на вид 50-55 лет, одетого в военную форму. Внизу медальона выполнена надпись «Алексей Алексеевич Шукшин. 1910-1997». В правом нижнем углу листа помещен фотомедальон с изображением женщины на вид 30-35 лет. Каких-либо надписей на медальоне не обнаружено. В левом нижнем углу листа расположен фотомедальон, на котором изображена женщина на вид 40-45 лет. Каких-либо пояснительных надписей на указанном медальоне также не обнаружено.

 

№3.11. Работа Саркисян О.Р. «Акция «ХВ!», проведенная в 1999 году», оригинал (шесть цветных фотографий размерами 15х10 см).

Указанная работа состоит из шести цветных фотографии размерами 15х10 см. Для удобства осмотра, фотографии помещены на белые листы формата А4 и пронумерованы.

Фотография №1 - съемка производилась в темное время суток, на переднем плане видно массовое скопление людей. На заднем плане - купол здания, по всей видимости Московского планетария, обтянутый тканью красного цвета. Верхняя часть купола подсвечивается лампами. В центре фотографии видны две заглавные буквы, выполненные старославянской вязью «ХВ». Указанные буквы помещены на боковую сторону купола.

Фотография №2 - съемка проводилась в светлое время суток. На переднем плане фотографии видны две молодые девушки, которым на вид 20-25 лет, окруженные толпой людей. На заднем плане, в верней половине фотографии, тот же купол, что и на фотографии №1.

Фотография №3 - на переднем плане фотографии, держась за перилла, и немного наклонившись вниз стоит мужчина, одетый в одежду священнослужителя, на груди которого висит крест.

Фотография №4 - вид шарообразного купола, обтянутого красной тканью. У основания купола расположен балкон, опоясывающий купол. На указанном балконе находятся четыре мужчины и одна женщина.

Фотография №5 - съемка производилась в темное время суток. Видна аллея, по правую сторону которой находятся скульптуры, по левую - фонарные столбы. В конце аллеи видно здании Московского планетария, купол которого обтянут красной материей.

Фотография №6 - съемка производилась в темное время суток. Видна та же аллея, что и на фотографии №5. На заднем плане фотографии, основания здания планетария, видны яркие огни фейерверка.

На фотографиях Саркисян - акция «Христос Воскресе!» Купол планетария изображал пасхальное яйцо с буквами «ХВ!» На трибуне, «человек, ряженный под православного священника с крестом на груди, издевательски улыбаясь, что-то кричал толпе, стоявшей внизу» (свидетель Гарбузов).

 

№3.12. Фотографии работы Пожарицкой М.Г. «В храмике» (две цветные фотографии размерами 15х10 см.).

Предметом осмотра являются две цветные фотографии размерами 15х10 см, предоставленные 07.03.03 г. при допросе свидетелем Пожарицкой М.Г. На фотографиях, с одного и того же ракурса, сфотографирована некая композиция, расположенная на постаменте. Основой композиции служит квадратная площадка (платформа) светло-розового цвета, размером 7х7,4 см. В углах постамента расположены фигурных листа чуть загнутых внутрь, светло-синего цвета (4 шт.). Данные листы выполнены таким образом, что создается эффект некого помещения, где они выполняют функцию углов на стыках стен. К данным углам с внутренней стороны прикреплены позолоченные фигурки ангелов. На фотографиях видно, что один из ангелов (в левом углу) стоит на неопределенном предмете шарообразной формы светлого цвета, имитирующем облако. Внутренняя сторона ближнего угла композиции не видна. По трем сторонам композиции находятся овальной формы плоские объекты, стоящие не постаменте. Данные объекты выполнены и помещены таким образом, чтобы был достигнут эффект стен и закрытого пространства. Одна из стен размером 4х2 см (большая), две другие-2,5х2 см (меньшие). На большей стене изображена девочка, одетая в красное короткое платье. Девочка стоит на облаке с поднятыми вверх руками. Вокруг нее изображены сидящие на облаках птицы. На меньшей стене слева, изображена та же девочка, однако, стоящей на зеленой траве, в окружении собак белого цвета. Лицевая сторона стены, расположенной у правого края платформы, на фотографии не видна. В центре композиции, чуть ближе к краю, видны головы двух кукол - блондинки и брюнетки. Однако, в связи с тем, что куклы развернуты лицом к большей стене и их фигуры прикрывает ближний на фотографии угол, рассмотреть кукол не представляется возможным.

«Идея моей работы – это создание храма в эстетике кукольных магазинов и барби-бизнеса. Она состояла из четырех гнутых фигурных голубых стенок, на фоне каждой из которых был золоченый ангелочек на облаке; три стенки с изображением кукол святых, на фигурной фиолетовой подставке каждая; и двух кукол молельщиц и все это на розово-голубом постаменте. Данная работа была мной выполнена в шуточном стиле».

 

№3.13. Работа Антошиной Т.К., оригинал (пустой оклад иконы)

«У меня находился пустой оклад иконы, который достался моей семье по наследству от бабушки моего мужа Алексея Тобашова. Сама икона была уничтожена во время революции, а пустой оклад висел на стене, у меня дома. Получив предложение участвовать на выставке, я подумала, что тема религии является достаточно актуальной для России. И решила представить на выставке в виде экспоната вышеуказанный пустой оклад иконы (редимайд)…это свидетельство истории России и православной культуры, это и является концепция и идея моей работы. И так как концепции моей работы и выставки совпадали, я дала согласие на участие в выставке».

Оказавшись на выставке «Осторожно, религия!», оклад Антошиной был осквернен (десакрализирован) Зулумяном и оказался на афише выставки, а затем поруган (десакрализирован) в 12 ксерокопиях Магидовой. Таким образом, на мой взгляд, существует не «работа» Антошиной, а оклад, предоставленный ею для выставки.

 

№3.14. Работа Кулика О.Б. «Новое слово», оригинал (цветная фотография размерами 23,5х30 см., помещенная в деревянную раму под стеклом).

 

 

№3.15. Фотография работы Каждана Я. «Одежда для мессии» (цветная фотография размерами 14,6х19,5, помещенная на белый лист формата А-4.)

Данная работа представляет собой лист формата А4, на котором имеется фотография размерами 20x15 см с изображением предмета верхней одежды, похожего на накидку зеленого цвета с рисунком в виде полос и со шнуровкой в верхней части. Накидка висит на вешалке, выполненной из металла. На передней части накидки имеется пятно черного цвета. Нижняя часть накидки (подол) выполнена в виде бахромы.

По описанию свидетеля Люкшина, «стенд представлял из себя имитацию великой христианской святыни - Хитона Господня. Эти священные одежды описаны в Евангелии в самый драматический момент распятия Господа Иисуса Христа на кресте. «Разделили ризы мои и об одежде моей метали жребий».

 

№3.16. Фотографии работы Тер-Оганьяна А. (шесть цветных фотографий размерами 10х15 см).

Предметом осмотра являются 6 цветных фотографий работ Тер-Оганьяна А., представляющих собой выполненные на картоне изображения икон, демонстрировавшиеся на выставке «Осторожно, религия!». Для удобства проведения осмотра фотографии пронумерованы. На фотографии №1 изображена общая композиция работ, состоящая из восьми икон, выполненных на картоне. На фотографии №2 изображена икона, размеры которой точному установлению не подлежат. Икона написана в желто-коричневых тонах с изображением мужчины, держащего в левой руке раскрытую книгу. Посредине иконы располагается горизонтальная надпись со словом “Vodka”. На фотографии №3 изображена та же икона. На иконе горизонтально расположена надпись “New Russian Art”. На фотографии №4 изображена та же икона с надписью по диагонали “Kalashnikov”. На фотографии №5 изображена та же икона с эмблемой в левом углу в форме серпа и молота. На фотографии №6 изображена икона, написанная в зелено-коричневых тонах с изображением женщины, держащей на руках младенца. По диагонали иконы выполнена надпись “Lenin”.

 

№3.18. Работы Сигутина А.В. «Художнику на заметку», оригинал (кусок белой х/б ткани размерами 75х120). «Слова, подобные молоту». Копия (8 листов формата А-4 с текстами религиозного содержания).

Текст работы «Художнику на заметку», по словам автора, взят из книги Павла Флоренского, приводящего цитату Соборного послания 18 века «Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейянну, непразднословцу, несмехотворцу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы, наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опсением».

Работа «Слова, подобные молоту» представляет собой листы белой писчей бумаги размерами 13х18 см, на которых содержатся набранные на компьютере тексты фрагментов из нового и Ветхого заветов. Данные ссылки напечатаны на узких полосках бумаги, наподобие объявлений. Так, каждый человек, которого заинтересовала конкретная цитата, может оторвать себе полоску бумаги, содержащую ссылку.

Работа «Художнику на заметку» представляет собой кусок белой х/б ткани размерами 75х120 см с необработанными краями. По левому и правому краю полотна красителем красного цвета выполнен узор, напоминающий растительный рисунок. В центре полотна красителем черного цвета с использованием заглавных букв русского алфавита выполнены следующий текст: «ПОДОБАЕТ БЫТЬ ЖИВОПИСЦУ СМИРЕННУ КРОТКУ БЛАГОГОВЕЙНУ НЕПРАЗДНОСЛОВЦУ НЕСМЕХОТВОРЦУ НЕСВАРЛИВУ НЕЗАВИСТЛИВУ НЕПЬЯНИЦЫ НЕГРАБЕЖНИКУ НЕУБИЙЦЫ. НАИПАЧЕ ЖЕ ХРАНИТИ ЧИСТОТУ ДУШЕВНУЮ И ТЕЛЕСНУЮ СО ВСЯЦЕМ ОПАСЕНИЕМ».

Копия работы под названием «Слова, подобные молоту» представляет собой 8 белых листов формата А4, на которых черным красителем печатными буквами русского алфавита нанесены следующие тексты:

«Удалитесь от Меня, кровожадные! Псалтырь 138.19

Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Исайя 1.4

Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Малахия 3.9

Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его! Матфей 25.41

Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Исайя 1.5

Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль. Второзаконие 15.9

Что хвалишься злодейством, сильный? Бог сокрушит тебя, исторгнет тебя из жилища твоего и корень твой из земли живых. Псалтирь 51.3-7

Слушайте слово Господне, князья Содомские! Исайя 1.10

Семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? Не дети ли вы преступления, разжигаемые похотью и идолам? Исайя 57.3-5

У ненасытного две дочери: «давай, давай!» Притчи 30.15

Купи истину, и не продавай мудрости и учения и разума. Притчи 23.23

Доколе будет раздражать Меня народ сей? Числа 14.11

Долго ли вам хромать на оба колена? Псалтырь 138.19

Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердце. Псалтырь 61.11

Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою. Иеремия 17.5».

При этом каждый лист визуально разделен на две половины, каждая из которых в свою очередь также разделена на две половины: в верхней приводится горизонтально расположенный текст и ссылка, в нижней - вертикально расположенные семикратные повторения той же ссылки, разделенные между собой вертикальными чертами.

 

№3.19. Работы Подосинова А.Н., б/н оригиналы (три поврежденные черно-белые фотографии).

Первая работа представляет собой белую фотографию размерами 50х60 см. Нижняя четверть фотографии оторвана. При сопоставлении двух частей на фотографии видно изображение мальчика на вид 10-12 лет, сидящего справа, на переднем плане, изображение торса трех сидящих человек, судя по строению кистей, мужчин. На фотографии видно, что мужчины одеты в платья свободного покроя, с длинными рукавами, в области живота на цепях у них висят кресты, из чего можно сделать предположение, что мужчины являются священнослужителями. Пальцы рук трех мужчин и мальчика, скрещены и лежат на коленях.

Первая работа Подосинова – черно-белая фотография, представляющая собой фрагмент репродукции старой фотографии начала 20 века. «Фрагмент по своей композиции оказался для меня удивительным: с правой стороны фрагмента оказался мальчик, а вся остальная фотография представляла собой ряд рук сидящих православных священников, - пишет автор. Работа оставляет крайне тяжелое и неприятное впечатление. В черных рясах с крестами в ряд сидят обезглавленные (техникой фотографа), и потому умерщвленные (в сознании зрителя) священники и рядом - обычный живой мальчик. По словам автора: «Данная фотография относится к художественной практике «найденного объекта».

Вторая работа состоит из двух черно-белых фотографий размерами 30х40 см. Первая фотография разорвана на три части. При их сопоставлении видно, что на переднем плане фотографии изображены стоящие на улице манифестирующие люди, в руках которых находится длинный плакат. Из-за удаленности изображения полностью прочитать текст, помещенный на плакате, не представляется возможным. Однако, видно последнее слово предложения, выполненное заглавными буквами русского алфавита: «…УТВЕРЖДЕНИЕ!». Вторая фотография также повреждена - разорвана на две части. При сопоставлении частей видно, что на фотографии изображены манифестирующие люди, также как и на первой фотографии стоящие на улице в ряд с плакатом в руках. Манифестирующие люди стоят на фоне металлического забора, на заднем плане фотографии видны многоэтажные дома. На плакате имеется текст, начинающийся словами: «РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ…». Из-за удаленности и нечеткости изображения, рассмотреть конец предложения, не представляется возможным.

 

№3.20. Работа Вальдрон И. «Hello Dolli!». Копия (2 цветных фотокопии).

На выставке «Осторожно, религия!» демонстрировалось «большое панно с изображением овечки и надписями по-английски: «Привет, Святыня! Хайль, Долли, агнец Божий». Овца Долли, клонированное животное, приравнивается к символическому изображению самого Христа, агнца Божия (Свидетель Люкшин).

 

№3.21. Работа Виноградова Г.И. «Anima», копия (1 цветная фотография с выставки «Осторожно религия!», 1 цветная фотокопия на листе формата А-4)

Работа Виноградова представляет собой три холста, на которые путем компьютерной печати нанесено фотографическое изображение девушки. На лицо девушки помещена цветовая проекция креста из двух широких полос. Работа выполнена в темно-коричневой бело-золотистой и красной цветовой гамме. Идеей работы, по словам автора, является демонстрация проекции мира духовного на телесный образ человека.

Фотография оставляет тягостное впечатление, так как лицо девушки печально, а «проекция креста» выглядит как клеймение. Создается ассоциативная связь – христианство – клеймение - печаль. Негативное впечатление подкрепляет цветовая гамма: красный (кровь), коричневый (нечистоты, грязь) золотистый, желтый (болезнь).

 

№3.22. Работа Зауташвили И., б/н копия (1 цветная фотография с выставки «Осторожно, религия!», 1 цветная фотокопия на листе формата A-4).

Работа Зауташвили состояла из следующей композиции: нож с выгравированным латинскими буквами словом «RELIGIA» был воткнут в картонную коробку. На стене были расположены три фотографии. На одной из фотографий зритель видел космос, вселенную, на другой – мальчика, лицо которого был повернуто в другую сторону, на третьей – женщину в непристойной позе, с раздвинутыми ногами и закрытым чем-то лицом. Между ног женщины на место половых органов была помещена икона (по свидетельствам очевидцев).

Предметом осмотра является цветная фотография размерами 10х15 см работы Зауташвили И. На указанной фотографии имеется изображение короб черного цвета, стоящего на полу на фоне белой стены. Сверху на короб помещен кусок белой, по виду, синтетической материи, на которой, у левого края, лежит кухонный нож. Ручка ножа сломана и изогнута, причем отломанная часть находится на полу рядом с коробом. Лезвие ножа испачкано жидкостью темного цвета. За коробом вдоль стены видны протянутые провода белого и черного цвета. На полу вокруг короба в беспорядке разбросаны битые стекла.

 

№3.23. Работа Зулумяна А.Г. «Забытые заветы», копия (1 цветная фотография).

Работа художника Зулумяна представляет собой панель и коробку с отделениями, где разложены буквы, из которых можно выложить любые «заветы».

 

№3.24. Работа Мамышева В.Ю. «Осторожно религия!», копия (1 черно-белая фотокопия, 1 цветная фотография с выставки «Осторожно религия!».)

Художник Мамышев работает в редком жанре опорочивания образов. Для большинства богемной публики и читателей популярных журналов Мамышев – герой богемной тусовки, человек с определенным имиджем лицидея-трансвестита с гомосексуальным оттенком. Для достаточно большого круга людей, знающих об этом, работа Мамышева приобретает дополнительный оттенок трансвеститского ерничанья.

«Некий человек, похожий на В.В. Путина, возлежал в вальяжной позе на фоне Храма. На нем была одета мантия в виде монашеской рясы с разбросанными на ней звездами «Роза ветров», что является масонской символикой. Указательный палец левой руки человека поднят вверх, на месте пальца нарисован православный крест. Вальяжная поза человека и масонские символы не соответствовали тому фону, на котором он был изображен – Храму. Человек изображался в виде мессии (Свидетель Сергеев).

 

№3.25. Работы Кругликова В. б/н, копии (2 цветные фотографии с выставки «Осторожно религия!».

Работа Кругликова представляет собой лимонадную этикетку, где рядом с изображением фруктов помещен образ Богоматери с младенцем.

 

№3.26. Работы Турецкой А.В. б/названия (1 цветная фотография с выставки «Осторожно религия!»)

Свидетель Гарбузов: «На стене справа от входа я увидел экспонат… фотоколлаж, на первом листе которого была картина…со сценой распятия Христа на Голгофе. Вместо фигуры Христа на кресте [была] помещена цветная фотография голой женщины, как бы распятой на кресте».

 

№3.28. Работа Обуховой М.В. «Новая религия», копия (4 цветных фотокопии на листе формата А-4»).

По описанию свидетелей:

«…экспонат, расположенный на потолке, над головами посетителей…состоял из нескольких полотнищ в форме креста. На этих полотнищах были изображены в непристойных позах обнаженные женщины, окруженные ангелами и херувимами» (свидетель Смахтин).

«Экспонат, расположенный под потолком в виде креста, представлял изображение голых женщин с изображением православной символики» (свидетель Люкшин)

 

Фотография работы Золян М. (одна цветная фотография размерами 10х15 с изображением телевизора, стоящего на коробе черного цвета).

Работа художницы Золян состояла (по рассказу свидетелей) из демонстрации видеозаписи процесса стирки на мониторе, инсталляции в виде лестницы из разорванных полосок белой ткани, опущенной в таз с темной жидкостью, коврика с надписью: «А теперь – кланяйся и уходи!».

 

Фотография работы Флоренского В. «РПЦ» (цветная фотография размерами 14,5х11 см. на листе формата A4).

«На уровне выше человеческой головы к стене напротив входа были прикреплены три буквы «РПЦ» размерами около 50-70 см., сделанные из пенопласта, обвитые елочной гирляндой и воспринимавшиеся как заголовок выставки» (из показаний свидетеля).

 

Экспонат художника Гуревич в описаниях свидетелей:

«Композиция из водочных бутылок, на которые были надеты пробки в виде куполов. Под ними находились атрибуты распития спиртного: полусъеденная вобла, три кусочка хлеба. Из водочных бутылок был сделан Храм» (свидетель Лочагина).

«Бутылки явно кощунственно пародировали православный храм, который находился в окружении предметов, обычно ассоциируемых с пьянством – стаканы и закуска».

 

Экспонат художников Драгоевой, Мавромати «Фонтан»

По описанию свидетелей: «На стенде слева при входе в зал находился экспонат в виде фотографии головы фигурки горностая. Рядом с фотографией лежал листок с пояснениями к работе, из которых следовало, что работа принадлежит Драгоевой и Мавромати. В тексте автор утверждал, что «имеет место новый зооморфный символ Бога, «одобренный» православной церковью, - кто хочет, может перекреститься, а кто хочет - плюнуть».

 

Описания фотографий с сайта Центра Сахарова

В папке под названием Музей и общественный центр им_А_Сахарова.files находятся следующие файлы типа рисунок JPEG под названиями Religion, Religion 1, Religion 11, Religion 13, Religion 2, Religion 3, Religion 4, Religion 5, Religion 6, Religion 7, Religion 8, Religion 9, в каждом из которых находится цветная фотография.

В файле Religion находится фотография, на которой изображен оклад иконы. В центр оклада помещено изображение дорожного знака «!» («Внимание»). В нижней четверти фотографии имеется надпись «14 января-9 февраля 2003 в Музее и общественном центре имени А.Сахарова …».

Файл Religion 1 содержит фотографию молодого мужчины, на вид 35 лет, стоящего на улице. Мужчина одет в юбку из красной материи, подпоясанную бечевкой. На голове мужчины одета красная шапка, к основанию которой прикреплены птичьи перья. В руках указанный мужчина держит в руках раскрытую книгу.

В файле Religion 2 находится фотография, на которой мужчина, одетый в трусы темного цвета обливается из алюминиевого ведра водой.

Religion 11- фотография части выставочного зал. На переднем плане изображен сидящий на скамье мужчина, играющий на барабане. За спиной мужчины на стене висит серия работы, состоящая из трех цветных фотографий. Изображения. Имеющиеся на указанных фотографиях, рассмотреть не представляется возможным, в виду удаленности объекта. На расстоянии примерно 2 метров от мужчины на корточках сидит молодая женщина, одетая в белую рубашку и джинсы. За спиной женщины на стене висит кусток материи желто-зеленого цвета, напоминающий работу под названием «Одежда для Миссии». На расстоянии примерно 1 метра от женщины сидит мужчина, за спиной которого видна, висящая на стене работа Косолапова под названием «Сoca-cola This is my blood». Справа от мужчины на расстоянии примерно 1 метра человек, определить пол которого не представляется возможным в виду удаленности изображения. Справа от указанного человека находится работа Зражевской А.А. под названием «Фото» или «Не сотвори себе кумира».

Religion 13- общий план выставочного зала, заполненного посетителями и участниками выставки. в центре фотографии видна работа Пожарицкой М.Г. «В храмике», помещенная на постамент.

Religion 4- на переднем плане фотографии находится работа Виноградова Г. под названием «Святой с острова Новая Гвинея».

Religion 5- виден фрагмент выставочного зала, в котором находятся посетители и участники выставки. На переднем плане видна женщина, снимающая на видеокамеру. За спинами посетителей, стоящих на фотографии справа виден фрагмент работы Дорохова А.А. под названием «В начале было слово». Слева на фотографии виден фрагмент работы Гуревич А.- стоящая на постаменте стеклянная, пустая бутылка, на горловину которой надета луковица.

Religion 6- фрагмент выставочного зала. На переднем плане фотографии видны Самодуров Ю.В. и Зулумян А.Г., на заднем - работа Зражевской А.А. «Фото» или «Не сотвори себе кумира», правее- работа Флоренского В.П. «РПЦ». На фотографии слева, за Зулумяном, видна работа Галстяна В.А.

Religion 7- на переднем плане фотографии видна Сажина В.Л., сидящая на полу и бьющая в бубен. Перед ней на полу находится небольшая горка из земли и камней, в которую воткнут шест. На заднем плане видны сидящие на скамьях посетители выставки, а в правом верхнем углу работа Шечкин В.В. под названием «Непротивление злу насилием».

Religion 8- на переднем плане виден, сидящий на корточках боком мужчина, изображение которого имеется на фотографии файла Religion 1. Справа от мужчины расположена работа Виноградова Г. «Святой с острова Новая Гвинея».

Religion 9- на переднем плане работа Пожарицкой М.Г. «В храмике». На заднем справа- работа Косолапова А. «Coca-cola This is my blood», слева - монитор телевизора с изображением отрубленной головы рыбы, лежащей на крови.

Файлов типа рисунок JPEG находящиеся непосредственно в папке «Religion» (Religion, Religion 1, Religion 11, Religion 13, Religion 4, Religion 5, Religion 6, Religion 7, Religion 8, Religion 9), аналогичны по своему содержанию вышеописанным файлам.

По окончании осмотра содержимого дискеты фотографии находящиеся в файлах Religion, Religion 1, Religion 11, Religion 13, Religion 2, Religion 3, Religion 4, Religion 5, Religion 6, Religion 7, Religion 8, Religion 9, а также Conf 1, Conf 2 распечатаны с использование принтера фирмы Canon S200 (цветной картридж) на листы формата А4. С тыльной стороны все фотографии снабжены пояснительными надписями.

После того как файлы и папки, находящиеся на дискете были закрыты, дискеты была извлечена из дисковода и помещена в почтовый конверт белого цвета. На лицевой стороне конверта была выполнена пояснительная надпись, а на тыльной- участники осмотра поставили свои подписи.