Религиозная безопасность России |
Открытое письмо
родителей учащихся школы №1012 г.Москвы заместителю председателя правительства
РФ В.Матвиенко, председателю комитета Государственной Думы РФ по образованию,
министру здравоохранения РФ, министру образования РФ, председателю Московской
городской думы В.М.Платонову, начальнику управления комитета образования ЗАО
г.Москвы В.А.Бадил, начальнику комитета здравоохранения ЗАО г.Москвы, по поводу
преподавания оккультно-религиозного предмета «ноосферное образование», февраль
2001 г.
Мы, родители учащихся школы № 1012 ЗАО г.Москвы, просим
вашего незамедлительного вмешательства в наведение порядка в российском
образовании, прежде всего в средней школе.
С момента перестройки в нашу страну хлынула масса западных
преобразователей со своими рецептами решения национальных проблем как школы,
так и самого государства. Их усилия, как показывает время, явно или скрыто
направлены на разрушение духовного, интеллектуального и физического здоровья
наших детей, будущего нации. К сожалению, многие наши ученые, позабыв лучшие
традиции русской школы, втянулись в этот процесс и вовлекли в него целые
научные подразделения.
Это касается, например, скандальной истории с предметом
«валеология», с помощью которого пытались развратить детей «сексуальным
просвещением». Подобное продолжается и ныне с внедрением в отечественную
школьную программу ноосферных знаний. Автором одноименной концепции и
руководителем работы в этом направлении целого научного отделения РАЕН является
В.Н.Маслова, доктор психологических наук, кандидат исторических наук
(подробности о ноосферных знаниях см. в Приложении).
5 лет 16 центров ноосферных знаний внедряют в умы наших
детей с помощью суггестопедических методик (внушением новой информации в
состоянии гипноза) антинаучных оккультно-мистических знаний, извращающих
понимание мира и «трансформирующих» мышление учащихся (делающих их зомбированно
послушными).
В нашей школе № 1012 подобное практик оьмогь на уроках
психологической разгрузки. Эти методики, по утверждению автора, используются в школах
Москвы, Люберцы, Жуковского, Хабаровска, во многих медико-психологических
центрах (есть такой и у нас в районе), имеются сведения об их применении и в
школах № 1013,ЗАО 890; и д.р.
После начала занятий мы и наши дети почувствовали всю
«прелесть» этих наук. У ребят снизились внимание, память, появилась
рассеянность, двигательная расторможенность, тики, онанизм, энурез.
Нашу обеспокоенность директор школы не разделила, а
адресовала «больных» детей к практикующим в школе психологам. Кстати, после
критических заявлений в их адрес и напоминаний о законе психологи в недельный
срок были уволены администрацией школы. Но остались ноосферные методики
преподавания, учебники, пособия, дезадаптированные дети.
Психолог районной поликлиники № 132, к которой обратились с
просьбой провести освидетельствование детей и дать анализ их состояния,
отказалась, сославшись на трудность проблемы и боязнь «высоких» лиц, стоящих за
этим течением. Рекомендовала ждать улучшения с течением времени.
Но мы ждать не можем и не хотим. Речь идет о здоровье детей
и безопасности их пребывания в любой средней школе.
Учитывая все происходящее с психологическими новациями в
школе, далеко не безобидные последствия их воздействия, мы настаиваем на
пересмотре целесообразности оставления штатной единицы психолога в школе,
организовав его прием
в детской поликлинике. Грань
между психоневрологическими заболеваниями и психологическими состояниями очень
тонкая, и поэтому разумнее на занятия к психологу направлять ребенка только
после консультации у врачей-специалистов – невропатолога, психиатра, при
непременном согласии и возможном участии родителей.
Видя хаос, царящий в системе образования, особенно там, где
речь идет о «прогрессивных» методиках, можно с уверенностью сказать, что
высокие функционеры «всех звеньев системы образования и смежных специальных
дисциплин открыто и безнаказанно игнорируют государственные и национальные
законы (см. Приложение № 1 о ноосферных знаниях, с. 10; Приложение № 3 «Аналитические
исследования И.Куликова «Метастазы оккультизма в системе образования». М.,
1999).
Мы настаиваем на проведении в нашей стране крупномасштабной
ревизии всей системы образования с целью безотлагательного приведения всего к
букве закона. Речь идет о школьных планах, предметах, учебниках, учебных
пособиях, их соответствии
дидактическим принципам и нормам, лицензировании, сертификации
специалистов, методик, методов и т.д. Для этого должны быть созданы постоянно
действующие комиссии, имеющие независимость, доступность для всех участников
учебного процесса, в том числе для родителей и общественности, широко
информирующие всех об имеющихся нарушениях в той или иной системе, что позволит
создать активную конкуренцию между учебными заведениями.
В состав таких комиссий должны быть включены: юристы, врачи,
педагоги, журналисты, депутаты. А работать они могут на любом уровне внутри
системной организации (министерство - регион - район...).
Мы искренне надеемся на понимание и живой отклик на наши
проблемы и просьбы. Речь идет не только о конкретной школе, семье, ребенке,
речь идет о судьбе будущего нации - наших с вами детях.
В случае отсутствия должного понимания, формальных отписок
разных инстанций, мы оставляем за собой право обращаться в суд с целью привлечения
к ответственности за допущенную халатность (а может быть и умысел) по развалу
системы Российского образования и причинения детям в процессе учебы физических
и психических травм, в том числе и высокопоставленными министерскими
работниками, с широким освещением этого в средствах массовой информации, и
международного уровня тоже.
Подписи родителей детей школы № 1012
К Обращению приложены:
информация о ноосферном учении;
подписной лист;
контактные телефоны инициативной группы.
Приложение №1
О ноосферных знаниях (аналитическая записка)
«Ноосфера», «ноосферный разум», «ноосферные знания»... «Так
ново, так модно, и так прогрессивно», - скажут многие, познакомившись с книгой
Н.В.Масловой «Ноосферное образование» (М., 1999). Автор-доктор психологических
наук, председатель отделения ноосферного образования РАЕН (Российская Академия
естественных наук). Как и многие педагоги-реформаторы, для нынешнего кризисного
периода отечественной школы она предлагает свой вариант революционной
перестройки российского образования, нацеленный на изменение восприятия,
мышления и сознания человека для жизни в эпоху ноосферы или Сферы Разума.
Опустив из ее работы общеизвестные истины, в контекст которых автор
психологически тонко вкрапляет философию ноосферного учения, можно увидеть, что
это хорошо завуалированная неязыческая религия, одна из многих ныне
возрождаемых.
Рационализм, атеизм, изложенные в материалистических
доктринах и реализованные в действительности последнего столетия, выхолостили
из жизни людей вечные духовно-нравственные истины. Для русского народа это
прежде всего утрата тысячелетнего опыта предков, основанного на христианском
мировоззрении. Бездуховность, тоска безбожия не могут отвратить народ от поиска
смысла жизни. В попытках выхода из общественного и личного кризиса люди нередко
попадают в лоно неоязыческой мистики. Их прельщает легкость и «научная»
обоснованность предлагаемого выхода в новую жизнь, где царит некий Космический
Разум, якобы гармонизирующий законы развития человека и природы. Научный эволюционизм,
положенный в основу неоязыческой религии о ноосфере, позволил ей адаптироваться
в общественном и личном сознании, глубоко пустить корни в недра РАЕН и даже
стать одним из ее «научных» направлений.
Почему ноосферное знание можно и нужно отнести к религии? По
одному из самых распространенных определений, «религия - одна из форм
общественного сознания,
совокупность духовных представлений, основывающихся на вере и
поклонении сверхъестественным силам»[1].
Ноосферные биоадекватные методики, созданные на основе синтеза эзотерических[2]
и оккультных[3] школ с
учетом новейших представлений психологии и медицины о приемах влияния на
человека, как раз преследует эту цель: трансформировать личностное и
общественное мышление и «патологического» - левополушарного на «экологический»
- двуполушарный. Сложившийся новый тип мышления, по мнению Н.В.Масловой, и
будет определять характер отношений «человек - общество - природа» в ноосфере.
Говоря о нынешнем типе мышления как о патологическом, автор непростительно
лукавит. Ведь доктор психологических наук не может не знать, что процессы
мышления не объясняются нейрофизиологией центральной нервной системы (ЦНС).
Однако мышление есть общественный продукт (философская категория) и по
особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим
результатам. Мышлением можно управлять, воздействуя на смежные с ним функции
ЦНС, например, память[4].
Рассматривая механизм памяти, нужно отметить, что в нем нельзя обнаружить
обвинительных причин, позволяющих назвать функцию левого полушария
патологической. Памятный след опосредован деятельностью обширных участков мозга
и ни один из них сам по себе не является критически необходимым для реализации
функции памяти, а значит - и связанное с ним мышление не может быть порочным,
т.к. вовсе не является однополушарным.
Продолжая разговор о ноосференых знаниях как о религиозной
философии, следует обратить внимание на особый смысл, вложенный в слова:
«Космос», «Сфера Разума», «Высший Потенциал», «Космический Наставник». В тексте
они написаны с большой буквы. В данные понятия вложены оккультные представления
о существовании в мире иерархии духов (сущностей), недоступных научному
познанию, но открытым «избранным», в том числе и обучающимся по ноосферным
методикам. Для воплощения индивидуального мировосприятия в них предлагается
использовать образы тотемов[5],
связь с которыми, как утверждает автор, дает чувство подключенности и единения
со Вселенной.
В теорию механизмов познания человеком мира включены еще две
авторские «новации» оккультно-эзотерического толка:
понятие о мыслеобразе и о IV-ом
уровне сознания, названного «космическим». Мыслеобраз - это не просто отпечаток
в сознании познаваемого предмета или явления, а виртуальное хранимое в памяти
существо, с которым можно обмениваться информацией и энергией, вызывать его к
«жизни» в сознании своим желанием или «ключом» из вне (словом, музыкой,
запахом, и т.д.).
Как видим, «безобидное» упражнение в придумывании
виртуальных сущностей при умелом использовании психотехнологий может реально
привести обучаемых к зависимости от тех, кто завладеют «ключом» нашего
подсознания или сознания. На каждом из 4-х уровней сознания учащимся предлагают
найти себе Наставника. Мыслеобразы этих сущностей, по авторскому разумению,
помогут человеку активизировать личные резервы. В процессе обучения с
Наставниками учат беседовать, советоваться, просить о помощи, решать все
насущные проблемы, физически и духовно совершенствоваться. С 4-ым Космическим уровнем
сознания и его Наставником связано интуитивное, т.е. бездоказательное
постижение истины других миров и собственного смысла жизни. Педагогам в
процессе обучения не рекомендуется давать знания, делать критические замечания.
Учитель должен помочь ученикам самовыразиться и творчески раскрыться,
«освободившись от ненужных мыслей, мелочных обид, бремени запретов». (см.:
Приложение № 2 «Схематический план урока по ноосферной методике»). Всем
участникам процесса обещано при значительном сокращении нагрузки воспитательных
мероприятий увеличение в 3-4 раза объема знаний и уменьшение в 3 раза времени
обучения, а также снижение в 3 раза уровня заболеваемости
На что же делают ставку представители ноосферного
образования, обещая людям такие «блестящие» успехи? Может дело в Космических
Учителях или вмешательстве Вселенского Разума? Нет, дело в суггестопедических
методиках обучения основанных на внушении[6]
новой информации ученикам в состоянии релаксации[7],
являющейся первой стадией гипноза[8].
В структуре каждого урока период релаксации занимает около
35% учебного времени. Для усиления воздействия на подсознание рекомендуется
дополнительно использовать музыку, запахи, тактильные раздражители. Подобные
приемы перекочевали в методику из восточных оккультных практик.
«Высокая» конечная цель - прорыв в Эпоху Разума - позволяет
не только это. В образовательном процессе аппелируют к выводам ноосферных
теорий, добытых интуитивно-чувственным путем, легко перешагивают барьеры
юридических и нравственных законов.
Изменить традиционное мышление человека, народа, страны на
«экологическое» - это мечта многих учителей и политических реформаторов всех
времен. Не для этого ли сегодня появились на свет ноосферные знания?
Декларируемые в концепции гуманитарные и экологические идеи
дают возможность широко
распространять и бесконтрольно применять психокоррегирующие методики, быстро приводящие к
желаемому. И неспроста нацелены они на молодых - перспективу любой нации. Для
проведения гипнотического воздействия необходимы открытость и произволение
человека. Дети с их абсолютным доверием к авторитету родителей и учителей, не
имея большого жизненного опыта, сложившейся морали и мировоззрения, легко
проходят в суггестопедических методиках «реконструкцию» природного образа
мышления на ноосферное.
Такое обучение порою, даже бесплатно, осуществляется в
детских садах, школах, медико-психологических центрах (подобный создается и у
нас в районе). Есть планы внедрить их в вузы и последипломную подготовку, школы
для родителей. Ждут своего часа программы пропаганды ноосферных знаний по
телевидению и других средствах массовой информации. Не скрываются желания уже
сейчас получить государственную поддержку и обрести лидерство в процессе
формирования общественного мировоззрения.
В 16-ти функционирующих Центах ноосферных знаний прошли
20-30 часовую подготовку сотни человек. Многие из них не имеют никакого высшего
образования, но берутся за просветительскую деятельность, что категорически
запрещено существующими законодательными актами. На приказе № 245 от 13.06.98г.
Министерства Здравоохранения РФ подробнее остановимся сейчас, другие рассмотрим
позднее. Названный приказ гласит:
не допускать пропаганды и использования в целях
оздоровления, профилактического лечения и реабилитации не разрешенных МЗ РФ
методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия;
не использовать методов и средств оккультно-мистического и
религиозного характера. Сеансов массового целительства в т.ч. с использованием
СМИ.
использование
сертифицированных методов психологического и психотерапевтического воздействия допускается при наличии у
специалистов лицензии на этот вид деятельности, только в условиях учреждений
здравоохранения при тщательном отборе пациентов для этого на индивидуальных
приемах.
Почему же так категоричен закон? Причина в серьезных, порою
не обратимых, изменениях в психосоматическом состоянии человека, подвергшегося
психо-коррегирующему воздействию.
Одно дело, когда за это берется врач, понимающий, что
больному, одержимому бредом убийства или самоубийства, по-другому не помочь,
иное, - когда подобными методиками пользуются невежи-учителя или тайные
реформаторы сознания человека.
Во время гипноза, медитации, транса мозг работает в особом
режиме, являющимся экстремальным. В норме существуют 3 фазы работы ЦНС,
последовательно сменяющих друг друга. Такое функционирование позволяет при
работе одних структур мозга восстанавливаться другим. В гипнозе все 3 режима
противоестественно совмещены. Общеизвестно, что при нарушении или отсутствии
хотя бы одного из них возникают тяжелые нарушения функции мозга и психики.
После такого напряжения требуется отдых не только ЦНС, но и истощенным работой
другим органам и системам организма (сердечно-сосудистой, эндокринной,
иммунной, выделительной и т.д.).
Искусственная стимуляция мозговой
деятельности объясняет
кратковременный эффект в процессе обучения увеличивается объем восприятия,
усвоение информации, и память. Всплеск в иммунной системе приводит к улучшению
физического здоровья. Но подобный эффект непродолжителен, он сменяется
длительным торможением, а порою угнетением функциональных способностей
организма.
Частые перестройки биоритмов мозга при занятиях по
релаксационным методикам могут также способствовать образованию в ЦНС
патологических очагов возбуждения или торможения. Подобные состояния у детей
возникают гораздо чаще и быстрее, чем у взрослых. Они менее прогнозируемы и
управляемы. Это связано с анотомо-физиологическими особенностями детского
организма: незрелостью тканей и органов, не сформировавшимися механизмами регуляции их деятельности, интенсивностью обменных
процессов.
Нагрузки в гипнотической фазе обучения гораздо быстро
провоцируют и проявляют заболевания у людей перенесших родовые,
черепно-мозговые травмы, нейроинфекции; у детей, рожденных недоношенными,
имеющих аномалии или пороки развития.
С напряжением адаптационных механизмов в организме, т.е.
стрессом, связано появление язвенной болезни желудка, и 12-ти перстной кишки;
гипертонической болезни, нейродермитов, бронхиальной астмы.
Проявление снижения иммунитета в виде частых простудных, гнойничковых болезней.
Возникают эндокринологические расстройства, такие, как увеличение щитовидной
железы, панкреатит; сахарный диабет. Огромен спектр психоневрологических
состояний: среди них наиболее часто встречаются неврозы с нарушением формулы
сна, расстройства внимания и памяти;
поведенческая расторможенность; тики, заикание, онанизм,
энурез, страхи.
Велика вероятность появления таких болезней, к которым у
человека есть предрасположенность, но они бы никогда не проявилась без
дополнительного искусственного воздействия на ЦНС. Речь идет об эпилепсии и
маниакально-депрессивных психозах, шизофрении.
Тому, кто не имеет представлений о суггестопедической
методике как механизме введения человека в первую стадию гипноза, не известно и
то, что может последовать дальше, как управлять ситуацией в этом случае, что
делать с осложнениями.
По ходу проведения гипноза пациент может заснуть, перейти в
состояние истерического гипноида, сомнамбулизм (лунатизм) и затяжную летаргию
(длительное гипнотическое состояние).
В глубокой стадии гипноза у человека можно вызвать
галлюцинации, невосприимчивость или извращение реакции на раздражители; вызвать
амнезию (стереть из памяти пережитое в гипнозе), осуществить внушение
постгипнотических воздействий.
Экспериментирование «новаторскими» методиками приводит не
только к разрушению интеллектуального и соматического здоровья, но и разрушает
саму систему образования. Даже при поверхностном рассмотрении ноосферных
методик явно видны многочисленные нарушения дидактических принципов
образовательного процесса и построения учебных пособий. Вот некоторые из них:
Нарушение дидактического принципа связи теории с практикой
выражено в антинаучности религиозно-мистического характера философии
ноосферного образования, что ранее уже обсуждалось.
Нет самостоятельности, систематичности и последовательности
обучения. Предлагаемые методики вместо выработки обучающихся потребностей и навыков самостоятельного активного поиска
знаний, усиленно программируют их информацией. Тестовый характер обучения и
построения учебников снижает
творческую активность, лишает индивидуальности, вынуждает
принимать решения в
ситуации ограниченного выбора, в т.ч. и нравственного.
Нарушение принципа прочности знаний, умений и навыков
состоит в отсутствии в составе релаксационной фазы обучения активного
восприятия новой информации, что не вызывает у обучающихся правильного процесса
формирования памятного следа пережитого опыта, нарушает превращение полученных
знаний в личные убеждения.
Дискоординация предметных связей новомодных дисциплин и
традиционно преподаваемых предметов, принципиально иной подход и методология
обучения делают сомнительной возможность свободно менять школу, нарушают
преемственность в цепи всего образования д./с - школа -среднее специальное -
высшее образование.
Рассматриваемые методики нарушают принцип доступности
материала уровню подготовки учащихся и развитию их возрастной познавательности.
Образное мышление хорошо развитое у подростков не доступно младшим детям,
познающим мир предметно. В процессе обучения перед ними ставят задачу вызывать
в воображение мыслеобраз и работать с ним в виртуальном мире, что извращает
понимание реальности, смешивается понятия от простого к сложному, от известного
к ни известному; от близкого к далекому. Все это может навсегда привести к
разочарованию в своих силах потери возможности и желания самостоятельно активно
учиться и работать над собой.
Запрещение педагогам высказываться о личной позиции и делать
критические замечания по ходу урока также тормозит познавательные интересы
учащихся. Формирование нравственных и духовных убеждений делается
неконтролируемым, а воспитание отрывается от образования.
Находим еще одно существенное нарушение. Оно касается
утверждения учебных планов. Науки о ноосфере как предмета в их перечне нет.
Предлагаемые методики не могут быть применены по закону ни в
общеобразовательных и
медико-педагогических школах, т.к. они не сертифицированы, а их использование
допустимо лишь в учреждениях здравоохранения врачами-специалистами.
Многие из названных замечаний относятся и ко всем ноосферным
пособиям и учебникам. Не будучи допущенными к применению министерствами
образования и здравоохранения, они не могут быть использованы в учебном
процессе.
На их разработку и публикацию, как признается сама автор,
потрачены немалые суммы. Подготовка учебников по 30 дисциплинам школьной и
специальных программ обошлась в 120 тыс. долларов; одного учебного пособия - в
4 тыс. долларов. На переподготовку специалиста-преподавателя следует затратить
100 долларов. Естественен вопрос: «Государственные ли это деньги?». В чьих
интересах допустить обещания специалистов-новаторов - через 10-11 лет
преобразовать мышление целому поколению москвичей? По ноосферным методикам на
протяжении 5 лет работают в 5-ти школах Москвы. Не отстают от своих коллег
учителя языков, истории, физики, математики в Люберцах, Жуковском, Хабаровске.
Но только в одной московской школе № 890 родители выступили против ноосферных
знаний. У нас в районе этим новшеством охвачена школа № 1012. Есть сведения
родителей, что к ним приобщены и школа № 1018, МПЦ ЗАО.
Такая «просветительская» деятельность должна была быть
остановлена законом еще в недрах РАЕН или каждом этапе ее совершенствования и
продвижения в общеобразовательную школу. На защите интересов детей и их
родителей стоит целый ряд юридических актов вплоть до УК РФ. Вот некоторые из
них:
Пр. МЗ РФ от 13.06.98г. «Об упорядочении применения методов
психологического и психотерапевтического воздействия.
Методическое письмо МЗ СССР от 15.03.1957 г. разрешает
применять гипноз только в лечебных целях и только врачу, владеющему этой
методикой.
• «Конвенция о правах ребенка» ст.29 утверждает права
ребенка воспитываться в традициях своего народа.
• «Конвенция о правах ребенка» ст. 19 обязывает государство
принять все меры для защиты ребенка от всех форм физического и психического
насилия.
УК РФ ст.237 администрация, допустившая к внедрению методы и
сокрывшая информацию об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и
здоровья людей, несет уголовную ответственность.
Закон РФ «Об образовании» ст.52 п.4 закрепляет приоритетное
право, а так же ответственность родителей за результаты воспитания своих детей.
Закон РФ «Об образовании» ст.29 п. 15, п. 17, п. 18; ст.31
п.2 требует использования при обучении в школах и др. образовательных
учреждениях только дисциплин, методик и учебников, включенных в государственные
региональные школьные образовательные планы, и имеющих лицензии и сертификаты,
удостоверяющие их безопасность и соответствие дидактическим требованиям.
Закон РФ «Об образовании» ст.1 п.5, ст.2 п.4 не позволяет
использование программ по психологии, основывающихся на оккультных практиках.
«Конвенция о правах ребенка» ст. 19 рассматривает оккультные
психопрактики как психотехнологии управления сознанием и психическое насилие.
Закон РФ «Об образовании» ст. 14 п.2 оговаривает содержание
преподавания. Он гласит, что содержание преподавания должно обеспечить
формирование у обучающегося картины мира адекватной современному знанию и
ступени обучения. Но какими бы не строгими были законы, как бы хорошо они не
были написаны, как бы они не действовали, основная юридическая и моральная
ответственность лежит на семье, каждом из родителей. В подобных ситуациях
единственный способ защиты и даже самозащиты детей - отказ от учебы по
методикам подобным ноосферным. Задача родителей сегодня научить своего ребенка
быть бдительным в выборе между пустым и полезным, между добром и злом. К
сожалению, такая осторожность будет теперь не лишней и в современной школе.
Литература
1. Берестов А. Число зверя. М., 1996.
2. Воробьевский Ю. Путь в Апокалипсис: точка Омега. М.,
1999; Он же. Падут знамена ада. М., 2000.
3. Словарь иностранных слов. Изд. 13-е, стереотип. М., 1986.
4. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
М.,1996.
5. Большая медицинская энциклопедия в 30-ти томах. - Изд.
3-е. - М., 1985. - Тт. 4,5,7,16,18,24.
6. Маслова Н.В. Ноосферное образование. М., 1999.
7. Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты
/ Под ред. С.М.Пименова. ОРОиК РПЦ, 2000.
8. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования.
М.: «Паломник», 1999.
Информационный словарь
Культ - служение божеству и связанные с этим действия.
Преклонение, почитание перед кем или чем-либо. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Тотем - обожествляемое животное, растение, считающееся
предком рода. Предмет первобытнообщинных культур. (Толк. словарь С.И.Ожегова)
Образ - форма отражения предмета и явлений материального
мира в создании человека, (толковый словарь С.И.Ожегова)
Интуиция - не обоснованное научно постижение истины, (толк.
словарь С.И.Ожегова)
Эйдос (греч) - образ. Сила образа использовалась в
религиозных культах и целительстве.
Эйдизм - способность человека ярко переживать образы.
Эзотерический (греч) - тайный, скрытый, внутренний.
Сокрытый, предназначенный только для посвященных (о религиозных обрядах,
магических формулах, мистических учения) (Словарь иностранных слов)
Оккультизм (лат) - тайный, скрытный. Система суеверных
представлений о существовании в мире таинственных, сверхъестественных сил,
недоступных научному познанию, но доступных якобы познанию «избранных»,
«посвященных». (Словарь иностранных слов)
Память - свойство ЦНС человека воспринимать, закреплять
сохранять и воспроизводить в настоящем полученную ранее информацию. (БМЭ, т.18)
Эзотерический (греч) - тайный, скрытый, внутренний.
Сокрытый, предназначенный только для посвященных (о религиозных обрядах,
магических формулах, мистических учения). Восприятие - психический процесс,
формирующий у человека субъективный образ объективного мира во взаимосвязи
вещей и явлений между собой. (БМЭ, т.4)
Суггестия (suggestio,
греч.) — словесное внушение. (БМЭ, т.5)
Гипноз - искусственно вызываемое путем внушения особое
состояние человека с избирательно-повышенным реагированием при этом на
психологическое воздействие и пониженной чувствительностью к др. воздействиям
объективной реальности. (БМЭ т.5)
Религия - одна из форм общественного сознания, совокупность
духовных представлений, основывающихся на сверхъестественные силы и поклонение
им. (Толк. словарь С.И.Ожегова)
Ощущение - субъективное отражение человеком отдельных
свойств предметов или явлений, воздействующих непосредственно на его органы
чувств, обеспечивающее ориентировку в окружающем мире. (БМЭ т. 18)
Мыслеобраз - холодайн, единица сознания человека по
определению теорий ноосферных знаний. (Балашов С., Маслова Н. Учебник «Русский
язык». М., 1997)
[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996. С.655.
[2] Эзотерический («тайный, скрытый, внутренний», греч.). Сокрытый, предназначенный только для посвященных (о религиозных обрядах, магических формулах, мистических учениях).
[3] Оккультизм - («тайный, скрытный», лат). Система суеверных представлений о существовании в мире таинственных, сверхъестественных сил, недоступных научному познанию, но доступных якобы познанию «избранных», «посвященных».
[4] Память - это способность человека приобретать, сохранять и воспроизводить в настоящем опыт прошлого.
[5] Тотем - это обожествляемые животные, растения, явления природы, считающиеся предметом рода и представляющие основу первобытного культа.
[6] Суггестия (suggestio, греч.) - внушение.
[7] Релаксация - мышечное расслабление.
[8] Гипноз - это особое состояние человека, искусственно вызываемое с помощью внушения, при котором понижается порог восприятия объективной реальности с одновременным повышением влияния психологического воздействие на человека.