Религиозная безопасность России |
Экспертное заключение - письмо Центра реабилитации жертв
нетрадиционных религий №28 от 3 мая 2001 г. председателю Московского комитета
образования Л.П.Кезиной по оккультной псевдопедагогической инициативе
Н.Масловой (Копия: Агентство “Благовест-инфо”)
Уважаемая Любовь Петровна!
11 апреля 2001 года
агентство “Благовест-инфо” поставило в своей новостной ленте (1), по сути дела,
рекламу оккультно-религиозной секты Наталии Масловой: “Десять “абсолютных
моральных принципов”, разработанных авторами концепции ноосферного образования
и положенных в основу этой концепции, совпадают с заповедями Божиими. Об этом
на презентации новой системы ноосферного образования сообщили руководитель
отделения Ноосферного образования Российской академии естественных наук (РАЕН) доктор
психологических наук Наталья Маслова и директор Центра экологии человека РАЕН
профессор Автандил Ануашвили. Презентация новой системы, а также книги Наталии
Масловой “Ноосферное образование” состоялась 11 апреля в пресс-центре
Министерства иностранных дел (МИД). По словам Автандила Ануашвили, десять
“абсолютных моральных принципов” разработаны в Академии естественных наук с той
целью, чтобы дать человеку возможность “гармонически сочетаться с окружающим
миром”. “Человеку будет хорошо только в том случае, если он знает законы
природы”, – пояснил профессор. “Принципы” сформулированы исходя из научных
моделей устройства вселенной и мира, а также психики человека. Однако, по
словам Автандила Ануашвили, когда “принципы” были показаны религиозным деятелям
(в частности, настоятелю Богоявленского собора в Елохове о. Матфею Стаднюку,
монахам Троице-Сергиевой лавры), то они отметили их соответствие заповедям
Божиим, только “изложенным на современном языке”. “Абсолютные моральные
принципы соответствуют истине, потому что соответствуют закономерностям
природы, а также соотносятся с совестью”, – подчеркнул Автандил Ануашвили.
Концепция ноосферного образования, автором которой является Наталья Маслова,
предусматривает раскрытие творческого потенциала человека, формирование
целостного мышления на основе “абсолютных моральных принципов”, гармоничное
развитие человека – его души, разума и тела. “Научить человека мыслить
сообразно природе, а не вопреки ей, – основная задача предлагаемой системы, а
единение индивидуального и коллективного сознания на почве синтеза духовной
культуры и целостного мышления понимается сегодня как главный признак “сферы
разумного”, или ноосферы”, – сообщили участники презентации. В настоящее время
авторами концепции разработаны специальные “биоадекватные учебники”. По мнению
Натальи Масловой, внедрение новой системы образования уже в ближайшее время
может привести к сокращению затрат на образование, снижению заболеваемости
учащихся и учителей, сокращению антисоциальных проявлений”.
Утверждаем, что никаких
действительно научных подтверждений деклараций Масловой и Ануашвили о том, что
якобы их учебники могут привести к “сокращению затрат на образование,
снижению заболеваемости учащихся и учителей, сокращению антисоциальных
проявлений” в природе никогда не существовало. Это просто ложь, ложная
реклама псевдопедагогических оккультно-религиозных инициатив группы Масловой.
Русская Православная
Церковь никогда не одобрит и не рекомендует оккультные книжки Масловой в
качестве учебных пособий для образовательных учреждений. Все попытки Масловой и
Ануашвили ввести в заблуждение отдельных священников носят провокационный
характер и направлены на маскировку оккультизма в своих программах и книгах.
Что, кстати, сделать просто невозможно, потому что так называемые “биоадекватные
учебники” Масловой содержат явную пропаганду оккультизма и антинаучных,
совершенно абсурдных измышлений Н.Масловой и ее соавторов.
Ярким примером здесь
является книга Наталии Масловой “Ноосферное образование” (2).
Указанная книга была
выпущена “Институтом холодинамики”, одним из руководителей или активистов
которого, по-видимому, является Наталия Владимировна Маслова, автор указанной
книги. В своей книге она часто использует слово “холодинамика” в различных его
сочетаниях (“холодинамичное мышление” - схема №3 на с.21). Маслова убеждает
читателей, что “холодинамика” есть позитивная категория, называет
“холодинамику” “новой категорией, отражающей новое видение реальных
(материальных и идеальных) систем”, “новым нетрадиционным направлением,
изучающим человека” (с.45). Маслова рекомендует читателям своей книги
ознакомиться с “холодинамикой” более подробно, отсылая к книге Вульфа
“Холодинамика”(3) (с.68).
Но внутреннюю суть и
содержание категории “холодинамика” Маслова тщательно скрывает, утаивая ее
истинное содержание.
О том, что же такое
“холодинамика” по своей сути, достаточно ясно писал Керк Ректор - последователь
и ученик В.Вульфа, основателя “холодинамики”: “Название “Холодинамика”
происходит от английского слова hologram - голограмма. Согласно холодинамике,
наше восприятие окружающей действительности подобно голограмме. Нам кажется,
что мы видим сам предмет, на самом же деле - это своеобразный мираж, картинка,
рожденная световыми волнами, отраженными предметом. Точно так же все наши
представления о мире, живущие в нашем сознании, мысли, чувства, эмоции - всего
лишь голографические образы, информация о Вселенной в преломлении нашего
сознания. Эти образы называются “холодайнами”. Они “живут” в белковых волокнах
нашего мозга, обладают цветом, формой, могут двигаться и говорить. Они
положительным или отрицательным образом влияют на наши действия, стимулируют
или, наоборот, тормозят наше развитие. От того, насколько человек может
осознавать и трансформировать холодайны, или по сути стереотипы, зависит его
эффективность и успех в жизни” (4).
Нет никаких
сомнений, что весело болтающие между собой некие существа-субстанции (эдакие
разумные амёбки-интеллектуалы, похожие на добрых осьминожек из известного
мультфильма), проживающие в “волокнах” человеческого мозга и способные менять
свой цвет (как хамелеоны?), перемещаться взад-вперед и т.п. - все это полный
бред, имеющий приложение исключительно лишь в конкретных оккультно-религиозных
системах.
Показательно также,
что Маслова неоднократно использует термины: “холистическое образование”,
“холистическая психология”, “холистическая медицина” (например, см. схему №2 на
с.20, а также с.128-129). Очень показательно, что несмотря на утверждения
адептов этого течения о “научности” холистического движения, такой известный в
соответствующих кругах оккультный эзотерик, как руководитель фирмы “Путь к
себе” и одноименного оккультно-религиозного журнала Александра Яковлева,
практически отождествляет понятия “Нью Эйдж” (5) и “холистическое движение”,
“оккультизм” и “холистика”: “Вначале мы писали про то, что на Западе
называется “New Age” или холистическим движением. Это некий западный синтез
восточной философии, приспособленный к практическим нуждам обычного человека”
(6).
Поэтому категории “холистическая
педагогика”, “холистическое образование”, “холистическая медицина”
являются оккультно-религиозными и, вследствие императивного требования
российского законодательства о светском характере образования,
противопоказанными российской педагогике и российской образовательной системе.
Маслова обозначает
себя приверженцем основоположника “холодинамики” - В.Вульфа и других апологетов
оккультно-религиозных и восточно-мистических учений, в том числе Шри Ауробиндо:
“Знаменательными ступенями в поисках единых системообразующих начал
Вселенной стали идеи В.И.Вернадского, А.Тейяр де Шардена, Ш.Ауробиндо.
Оптимистической тенденцией в развитии наук последней трети XX века является
усилившийся поиск единой основы для их конвергенции в трудах... В.В.Вульфа,...
Р.Шелдрейка...” (с.44). Почему в основу образования российских детей
необходимо ставить полубредовые мистические идеи индуса Шри Ауробиндо (7),
совершенно непонятно. На мой взгляд, это абсолютно не нужно, вполне достаточно
и тех наработок российской педагогики, которые являются общепризнанными в мире.
Оккультизм Ауробиндо и Вульфа должен остаться за рамками государственной
системы образования России.
Но Маслова на них не
останавливается, настоятельно рекомендуя и таким известных представителей
псевдопедагогических оккультно-религиозных инициатив и систем, как М.Монтессори
и Рудольфа Штайнера: “Холистическое направление в педагогике представлено
синтезом методов активизирующего и суггестопедического направлений... Основным
принципом этого направлений, блистательно представленного М.Монтессори и
Р.Штайнер, является “удовольствие сквозь ощущения” (с.129).
Н.В.Маслова
постоянно прикрывает собственные оккультно-религиозные идеи и предложения
именем В.И.Вернадского. Однако в правомерности этого возникают серьезные
сомнения при ближайшем ознакомлении с ее идеями, выраженными в рецензируемой
книге.
Так, вышедшая в 1998
году компьютерная Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия дает следующее
толкование понятия “этносфера”, которое совпадает с общипринятым и
общепризнанным его толкованием: “Ноосфера (от греч. noos - разум и сфера),
новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность
человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено
французскими учеными Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом (1927), В.И.Вернадский
развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности,
возникающей при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующей
мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль”.
Но у Масловой
совершенно иная трактовка этого понятия, не совпадающая с тем смыслом, который
вкладывал в него В.И.Вернадский, она уверена и утверждает, что “ноосфера” - это
не форма организованности или часть биосферы, а вообще временной интервал -
“эпоха”: “Ноосфера - это эпоха единения индивидуального и коллективного
интеллекта и духовности, нового качества и целостности мышления” (с.24).
Мало того, что это в корне неверное понимание термина “ноосфера”, но это
асболютно противоречит теории Вернадского, на которого так часто ссылается
Маслова и именем которого она столь успешно прикрывается.
Научным произведение
Масловой назвать очень тяжело. У Масловой, прежде всего, очень слабо
просматриваются причинно-следственные связи между ее утверждениями и посылками
или фактами, на которых она свои утверждения основывает. Абсолютно непонятно,
почему это их факта увеличения информационной нагрузки на человека вытекает
выдаваемое Масловой за признанный научный факт ее предположение о том, что у
всех людей наблюдается дисфункция правого полушария головного мозга, следствием
чего является опять-таки массовая дисгармоничная работа мозгов (с.20).
Отсутствие реальных
позитивных предложений и оригинальных идей Маслова камуфлирует изобилием
нелепых неологизмов, придуманных ею самой и ее коллегами по оккультно-религиозным
мудрствованиям: “ритмодинамика” (с.52), “ноосфера” (не в
понимании Вернадского, ставшем общепризнанном, а в своем собственном), “биоадекватность”
(с.33), “ноосферное образование”, “образон” (с.159-161,170, 173)
и пр.
“Ритмодинамика” -
это одна из оккультно-религиозных практик, тесно связанная с медитативными
техниками, опасными для здоровья, в первую очередь, детей. Серьезные научные
исследования, проведенные и опубликованные в зарубежных странах и мало
известные в России, указывают на широкий спектр отрицательных и опасных
последствий такой медитативной практики как для физического и психического
здоровья, так и для социальной жизни человека. Так, Ричард Кастильо в статье
“Деперсонализация и медитация” (8) пишет, опираясь на многие другие исследования,
что “медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере
способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)”. DSM-II-R (АРА
1987) определяет деперсонализацию как: “(1) ощущение пребывания вне тела и
наблюдения извне ментальных процессов или тела; или (2) опыт ощущения себя как
автомата или как будто во сне” (р. 276). Типично, деперсонализация - состояние,
в котором индивидуум испытывает “раскол” в сознании между “участвующим я” и
“наблюдающим я”. Участвующее “я” составлено из тела, мыслей, чувств,
воспоминаний и эмоций. Наблюдающее “я” переживается как отдельный,
невовлеченный “свидетель” участвующего “я”, с ощущением, что все нормальные
аспекты индивидуальности так или иначе нереальны и не принадлежат наблюдающему
“я”. Это чувство, что ты отделен от участвующего “я” и “наблюдаешь”, как оно
ведет себя. Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя,
сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии
действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать
двойственные или “нереальные” свойства. Иногда, обычно устойчивые, твердые
неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или “дышащими”, быть
мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы
могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы
могут быть восприняты как “мерцающие”. Целесообразно также сослаться здесь на
исследование, проведенное по поручению федерального министерства молодежи,
семьи и здоровья ФРГ и опубликованное в 1980 году, в котором приводятся
многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной
практики в движении ТМ (трансцендентальная медитация), имеющем немало сходных
черт с теми практиками, что описывает Лебедев в своих методических материалах,
и активно использующем медитации. Приведу только одну цитату о результатах
медитирования среди последователей ТМ: “Наиболее распространенными
психологическими расстройствами были усталость (6З%), “состояние беспокойства”
(52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался
нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству”. Таким
образом, есть все основания полагать опасность методик Н.Масловой для
психического, психологического и духовного здоровья людей.
Вообще общее
ощущение от указанной книги и прочих книг Масловой такое, что его можно было бы
выразить одной фразой - “словесная каша”. Все это нагромождение искусственно
высосанных из пальца псевдоприниципов образования, квазинаучных, околонаучных и
псевдонаучных тезисов, оккультных перлов на самом деле скрывает убогость мысли
автора в сфере образовательной деятельности и приверженность к определенным
оккультно-религиозным системам. Д.Гранин, кстати, писал, что “из одних перлов
состоит лишь перловая каша”.
Допускать методики и
“новации” Масловой до детей и педагогов ни в коем случае нельзя. Это
категорически противопоказано психическому и духовному здоровью детей и
педагогов, а также всей системе образования в целом (9).
Прошу Вас дать
указание всем подчиненным органам управления образованием и образовательным
учреждениям воздержаться от использования оккультно-религиозных методик Наталии
Масловой в какой бы то ни было форме.
С уважением,
Руководитель Центра
реабилитации
жертв нетрадиционных
религий
священник Русской
Православной Церкви
О.Стеняев
_______________________
1. Создатели концепции ноосферного образования уравнивают с божиими заповедями десять “абсолютных моральных принципов” // Благовест-инфо, 11 апреля 2001 г.
2. Маслова Н.В. Ноосферное образование. - М.: Институт холодинамики, 1999, 308 с. Далее все цитаты приводятся с указанием страниц из названной книги.
3. Вульф В. Холодинамика. - М., 1995.
4. Балон В. Обезьяна на шее // Путь к себе. - 1993. - №2-3.
5. “Нью Эйдж” - оккультно-религиозное течение, проповедующее оккультизм, колдовство, экстрасенсорику, астрологию, ясновидение и прочие мракобесия.
6. Яковлева А. Очередной этап “Пути к себе” // Путь к себе. - 1997. - Юбилейный выпуск.
7. В силу неотносимости идей Ауробиндо к теме настоящего отзыва и нецелесобразности перегружения его текста, цитаты из трудов Ауробиндо приводить нет смысла, хотя имеющиеся в распоряжении Центра таковые цитаты вызывают лишь подобного рода негативное отношение к теоретическим “достижениям” Ауробиндо.
8. Castillo
Richard J. Depersonalization and Meditation. Psychiatry, Vol. 53, May 1990. -
P.158-167.
9. К сожалению, псевдонаучные методики Масловой уже были испытаны на детях - учениках московских школ (№890 и др.).