Религиозная безопасность России |
Письмо Центра реабилитации жертв
нетрадиционных религий №71/2-э от 12 октября 1999 г. Председателю Московского
комитета образования Кезиной Л.П. по поводу оккультно-религиозных методик в
школе №890
Уважаемая Любовь Петровна!
В наш Центр обратились родители учеников школы №890 (Лила П.Н., Лила И.В., Яшукова Л.Т., Яшуков И.Н. и др.) с просьбой о проведении экспертизы представленных ими методических материалов преподава
Прежде всего, вызвали сомнение странные неологизмы, употребляемые Лебедевым и, видимо, им же придуманные, например, термин «образон» (с.5).
Лебедев декларирует, что строит свои методики преподавания на основе принципов так называемого ноосферного образования (с.1).
Начинаются уроки Лебедева с сеанса медитации: «Представьте у себя над головой источник, несущий вам расслабление. Его струи мягко касаются ваших волос, проникают внутрь головы, окутывают и успокаивают ваш мозг. Эти струи уносят с собой все неприятности, проблемы и боль. После их прикосновения ваш мозг становится чистым, ясным, готовым воспринимать информацию. Потоки спускаются по шее к плечам, расслабляя их и делая их уверенными. По позвоночному столбу расслабляющие потоки спускаются вниз, забирая с собой все нечистое, мешающее вашему телу не ощущать себя. Они окутывают ваше сердце, делают его удары ровными и четкими. Потоки стекают вниз по ногам, делая их уверенными и легкими. Струи уходят глубоко в землю через ступни, оставляя тело расслабленным, спокойным и уверенным» (с.3).
Таким образом Лебедев не столько «расслабляет» детей, сколько вводит их в определенное трансовое состояние, состояние измененного сознания: «После этой небольшой подготовительной части релаксации предложим ребятам очутиться в месте покоя - месте, где бы их никто не побеспокоил и где бы им было хорошо... Попросим их услышать звуки, увидеть краски, ощутить запахи их места покоя» (с.3). Лебедев совершенно открыто вторгается в сознание детей, принуждает их к различным визуализациям (самопроизвольным видениям, вызванным у себя с помощью специальных оккультным методик).
И если опасность методики, описанной в вышеприведенном фрагменте из методического материала А.А.Лебедева, еще можно как-то оспорить, то следующая методика Лебедева, совершенно очевидно, носит оккультно-религиозный характер: «Приготовьтесь к встрече гостя. Сконцентрируйте свое внимание на некой точке пространства. Зеркало. Там появилось зеркало. Присмотритесь к нему. Какое оно? Вспомните, где вы могли видеть это зеркало. Зеркало...» (с.3).
Не говоря уже о том, что подобного рода методики используются во всевозможных оккультно-мистических сектах, далее по тексту Лебедев неоднократно говорит, что в процессе урока он продолжает поддерживать нахождение учеников в этом состоянии. Все изучение «Евгения Онегина» они изучают под руководством Лебедева посредством постоянного преломления его содержания через некую визуализированную (видимо, оккультно-религиозную) субстанцию, сущность, словесно отображаемую термином «зеркало», но таковым в действительности не являющуюся.
То, что это не просто представленный детским воображением обычный предмет, а именно оккультно-религиозная сущность, видно из утверждений самого же Лебедева: «Теперь посмотрите, изменилось ли зеркало после вашей работы с ним. Попрощайтесь с зеркалом и ощутите себя в своем месте покоя. Оставайтесь здесь, в этом прекрасном месте, наслаждайтесь свободой, которую оно вам так щедро дарит. Поблагодарите свое место покоя и попрощайтесь с ним» (с.5). То есть визуализированная сущность живет своей жизнью! Она может, согласно системе Лебедева, воспринимать акты прощания и благодарности! Возникает вопрос, что это такое, с чем именно принуждает общаться своих учеников Лебедев? Вспомним теперь начало урока: «Приготовьтесь к встрече гостя...», - призывает детей Лебедев. Кого встречает Лебедев?
Беспардонно вторгаясь в сознание детей, Лебедев видит их в качестве каких-то подопытных кроликов: «Спросим у них, каким было их место покоя, где в нем находилось зеркало, какой была встреча с зеркалом. При этом наше участие и интерес должен быть неподдельным, ибо мы узнаем о личном опыте ученика, нам не доступном. «Каким было ваше зеркало, из чего оно было сделано? Было ли как-то украшено? Вам знакомо оно?... Как выглядела информация, располагавшаяся на зеркале? Она отражалась в нем или располагалась на его корпусе, раме? Как вы понимали язык зеркала: это были буквы, символы, а может быть, вы чувствовали присутствие информации?» (с.5). Что это значит? Каким образом ребенок может чувствовать присутствие информации, если он просто представил обычное зеркало, пусть даже украшенное чем-то?
Нет, в данном случае методики Лебедева, совершенно очевидно, носят оккультно-религиозный характер. Через наш Центре ежегодно проходят сотни людей, пострадавших от оккультизма, ранее практиковавших различные экстрасенсорные методики и техники оккультного ясновидения. Так вот, их описания систем, по которым они учились оккультизму, в точности совпадают с описанной методикой Лебедева.
На последующих «уроках литературы» (скорее, это уроки оккультно-мистического ясновидения) Лебедев закрепляет приобретенные учениками умения до автоматизма: «Попросите их закрыть на секунду глаза, представить зеркало и найти в нем интересующее их место» (с.5).
В свете всего этого кардинально меняется смысл следующего утверждения Лебедева: «Учитель здесь играет роль не наставника, обладающего знанием и передающим его наставляемому, а проводником в работе с мыслеобразом» (с.5).
Лебедев подробно описывает, что его методика заключается в задействовании сразу нескольких каналов восприятия: сенсомоторного (чувственного), символьного, логического, лингвистического (с.2). Вызывает сомнение необходимость использование столь серьезных методов, применяемых при подготовке сотрудников спецслужб, на уроках литературы и русского языка. Кроме того, нет никаких сомнений, что вторжение в столь тонкие сферы сознания детей неспециалиста в области прикладной психологии принесет исключительно лишь вред здоровью детей. Да и вообще подобного рода методики предварительно должны проходить тщательную экспертизу в соответствующих учреждениях Министерства образования.
Основу методики Лебедева, по его же собственному утверждению, составляют медитационные практики, которые, по заключению авторитетных экспертов[1], приводят к чрезмерному для здоровья и психики человека пребыванию в измененных состояниях сознания, прежде всего трансовых. Серьезные научные исследования, проведенные и опубликованные в зарубежных странах и мало известные в России, указывают на широкий спектр отрицательных и опасных последствий такой медитативной практики как для физического и психического здоровья, так и для социальной жизни человека.
Так, Ричард Кастильо в статье «Деперсонализация и медитация»[2] пишет, опираясь на многие другие исследования, что «медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)». DSM-II-R (АРА 1987) определяет деперсонализацию как: «(1) ощущение пребывания вне тела и наблюдения извне ментальных процессов или тела; или (2) опыт ощущения себя как автомата или как будто во сне» (р. 276). Типично, деперсонализация - состояние, в котором индивидуум испытывает «раскол» в сознании между «участвующим я» и «наблюдающим я». Участвующее «я» составлено из тела, мыслей, чувств, воспоминаний и эмоций. Наблюдающее «я» переживается как отдельный, невовлеченный «свидетель» участвующего «я», с ощущением, что все нормальные аспекты индивидуальности так или иначе нереальны и не принадлежат наблюдающему «я». Это чувство, что ты отделен от участвующего «я» и «наблюдаешь», как оно ведет себя.
Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать двойственные или «нереальные» свойства. Иногда, обычно устойчивые, твердые неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или «дышащими», быть мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы могут быть восприняты как «мерцающие». Целесообразно также сослаться здесь на исследование, проведенное по поручению федерального министерства молодежи, семьи и здоровья ФРГ и опубликованное в 1980 году, в котором приводятся многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной практики в движении ТМ (трансцендентальная медитация), имеющем немало сходных черт с теми практиками, что описывает Лебедев в своих методических материалах, и активно использующем медитации. Приведу только одну цитату о результатах медитирования среди последователей ТМ: «Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (6З%), «состояние беспокойства» (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству».
Таким образом, есть все основания полагать опасность трансовых методик А.А.Лебедева для психического, психологического и духовного здоровья людей.
Подытоживает свою методику Лебедев, акцентируя внимание на том, что это лишь пример того, «как можно работать с методами ноосферного образования» (с.6).
Здесь надо отметить, что одна из проводников «ноосферного образования» - Н.В.Маслова, являющаяся, по некоторым данным, активисткой (или активной помощницей) оккультно-религиозной организации «Институт холодинамики» (с.7). При этом в оккультной среде термины «холодинамика» и холистика» часто используются как синонимы. Очень показательно, что несмотря на утверждения адептов этого течения о «научности» холистического движения, такой известный в соответствующих кругах оккультный эзотерик, как руководитель фирмы «Путь к себе» и одноименного оккультно-религиозного журнала Александра Яковлева, практически отождествляет понятия «Нью Эйдж»[3] и «холистическое движение»: «Вначале мы писали про то, что на Западе называется «New Age» или холистическим движением. Это некий западный синтез восточной философии, приспособленный к практическим нуждам обычного человека»[4].
Деятельность Лебедева по внедрению в образовательный процесс медитационных и прочих оккультно-мистических методик абсолютно незаконна и нарушает:
Конституцию РФ, Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.,
Приказ Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5 февраля 1996 г. «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации»,
Письмо Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19 марта 1993 г. «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»,
Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений»,
Распоряжение мэра Москвы №642-РМ от 19 августа 1997 г.
Прошу Вас разобраться с ситуацией, связанной с противоправной деятельностью преподавателя русского языка и литературы школы №890 А.А.Лебедева, выразившейся во вторжении им в детскую психику учеников и преподавании оккультно-мистических практик.
С глубоким уважением,
Руководитель Центра реабилитации
жертв нетрадиционных религий
священник Русской Православной Церкви
Олег Стеняев
[1] См., например, экспертное заключение от 7 октября 1997 г. доцента кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского Е.Н.Волкова, выполненное по запросу Депутата Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской.
[2] Castillo Richard J.
Depersonalization and Meditation. Psychiatry, Vol. 53, May 1990. - P.158-167.
[3] «Нью Эйдж» - оккультно-религиозное течение, проповедующее оккультизм, колдовство, экстрасенсорику, астрологию, ясновидение и прочие мракобесия.
[4] Яковлева А. Очередной этап «Пути к себе» // Путь к
себе. - 1997. - Юбилейный выпуск.