Религиозная безопасность России |
Заявление
Координационного Центра мусульман Северного Кавказа № 377 от 27.09.2006
Прозвучавшая в СМИ информация о введении в школах нескольких областей Центрального федерального округа «обязательного изучения школьниками православной культуры» вновь привлекла внимание общественности к теме возрождения в российской школе религиозного конфессионального образования.
Право на такое образование является законным правом верующих людей на воспитание своих детей в соответствии с обычаями и ценностями своей религии. Такое религиозное воспитание и образование является общепринятой, обычной практикой во многих светских государствах мира. Оно вполне законно и допустимо и в российской светской школе, на содержание которой все граждане России, в том числе последователи Ислама, Православия, Иудаизма, Буддизма и других религий одинаково платят налоги.
При более тщательном изучении вопроса оказалось, что указанные заявления в СМИ об обязательном характере таких учебных курсов, особенно в отношении систематического углубленного изучения религии, в подавляющем большинстве случаев не соответствуют действительности. В своих комментариях руководители образовательных структур этих регионов разъяснили, что углубленное изучение Православия не будет обязательным для всех учащихся. Может быть дана общая информация о православной культуре в регионе как расширение знаний по истории данной области России в рамках регионального компонента общего образования. Но ни в коем случае речь не идет о систематическом изучении Православия или приобщения к культуре Православной Церкви последователей Ислама, детей из мусульманских семей. В частности, представители органов управления образованием Белгородской области заявили, что преподавание православной культуры планируется не просто в добровольном порядке, но с обязательного письменного согласия родителей учащихся. О какой «обязательности» в таком случае может идти речь?
Тем не
менее, и ныне, и в прошлом, периодически высказывается позиция, согласно
которой мусульмане России, якобы, категорически не приемлют изучения в
общеобразовательных школах любых курсов православной культуры даже на основе
свободного выбора семьи и самих учащихся. С учетом того, что в ряде субъектов
Российской Федерации, прежде всего с существенной частью мусульман (но не
только), во многих школах реализуется или планируется аналогичная
педагогическая практика (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика
Татарстан, Республика Ингушетия и др.), указанная позиция является
ущербной.
В условиях перешедшей всякие рамки цивилизованности дискуссии относительно допустимости добровольного изучения религиозной культуры государственных и муниципальных образовательных учреждениях Координационный Центр мусульман Северного Кавказа должен уведомить, что позиция муфтия Р. Гайнутдина и ректора Московского исламского института М. Муртазина по вопросу преподавания религиозной культуры на добровольной основе в светской школе не отражает мнения не только всех мусульман России, но даже всех мусульман города Москвы.
Понятно, когда против изучения
религиозной культуры по выбору протестуют явные или скрытые атеисты. Но
особенное разочарование мы выражаем в отношении таких выступлений отдельных
мусульман. Такие выступления сомнительны в моральном отношении, если учесть,
что исламское образование в российской светской школе также постепенно развивается,
расширяется в разных регионах нашей страны. Как говорят, «шила в мешке не
утаишь», все рано или поздно становится известно. И не только среди мусульман
знают, что те же самые люди, которые публично высказываются от имени исламской
общины против изучения основ православной культуры в государственной школе, в
то же самое время работают над подготовкой учебников для преподавания в школах
основ исламской культуры. Мало того, рассуждая о светскости государственного
образования, ходатайствуют об открытии исламских духовных училищ под своим
контролем за бюджетный счет.
Такие факты рано или поздно
становится достоянием гласности. И тогда исламская умма в России оказывается в
неудобном положении, ее авторитету, репутации, положению в стране наносится
серьезный ущерб.
Действительно, выступая против изучения по свободному выбору основ православной культуры, эти люди на самом деле выступают и против возможности для наших детей, детей из мусульманских семей изучать в российской светской школе свою, исламскую культуру.
Поистине, они рубят дерево, которое дает нам благодатные плоды. Можно было бы поддержать их выступления в части обязательного обеспечения государством свободы выбора курсов религиозной культуры, поскольку не может быть принуждения в религии. Но выступления против изучения религий на добровольной основе, с согласия семьи, объективно оказываются только в интересах противников религии и Веры.
Таким
образом, мы призываем все мусульманские религиозные организации в Российской
Федерации занять в этом вопросе единую, честную и ясную позицию, которая будет
понятна для наших православных братьев и последователей других религий. Она
заключается в поддержке усилий православной части российского общества реализовать
свое право на получение образования в государственной светской школе с учетом
традиций семьи, мировоззрения и культуры народа. Сотрудничая, взаимно
поддерживая друг друга, православные и мусульмане, все традиционные конфессии в
нашей стране должны обеспечить равные для всех права на получение знаний о религии
в российской светской школе.
Около 80 % населения Российской Федерации выражают принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству. Искусственно созданная и поддерживаемая ситуация, когда этому большинству населения нашей страны неправомерно, под надуманными предлогами отказывается в реализации права изучения их детьми религиозной традиции и культуры предков, является вопиющим беззаконием. Равно как и ситуация, когда отказывается в изучении культуры Ислама детям из мусульманских семей.
В последние годы в России вышло уже столько научных исследований о действительном конституционно-правовом содержании светского характера государства в Российской Федерации и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, что уже просто неприлично и чрезвычайно глупо повторять бездарные и ложные клише о том, что якобы светскость государства препятствует тому, чтобы в школах дети могли 1-2 часа в неделю получать знания о религиозной культуре, преподаваемые самими образовательными учреждениями.
Почему навязывание в Екатеринбурге руководителем Управления образования Умниковой и прикрываемым ею центром «Холис» (ныне сменившим вывеску) русским, татарским, еврейским детям, детям – представителям других народов в сотнях школ религиозных воззрений оккультизма и сатанизма, идеологии педофилии и социальной евгеники не вызывали такой истеричной реакции, как реализация добровольного изучения православной культуры в нескольких учебных заведениях этого города? Почему навязывание экстремистских идей секты Сан Мен Муна московским школьникам при прямой поддержке этого массового нарушения прав учащихся завкафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.И. Антоновым, или же навязывание московским школьникам оккультно-религиозной мракобесной идеологии «ноосферологии» или «ноосферизма» не вызывают вопросов о грубейших нарушениях свободы вероисповедания школьников и прав их родителей, тогда как жесткому остракизму подвергается малейшая попытка родителей-мусульман организовать изучение их детьми на основе добровольного выбора религиозной культуры ислама?
Для нас ответ очевиден! Все дело в ненависти и нетерпимости противников преподавания религиозной культуры в школах к традиционным религиям России, в их стремлении навязать всем свою идеологию. Свою ненависть и нетерпимость эти лица транслируют на общество, требуя, по существу, совершения массовых уголовных преступлений – массовой дискриминации в отношении православных и мусульман, представителей иных традиционных для России религий.
Что именно за публика выступает против реализации гражданами своих законных прав, ярчайшим образом высветили проведенные в Общественном центре им. А.Д. Сахарова движением «Российские Радикалы» публичные дебаты на тему «Религия в школе? Спасибо, нет!», где главными действующими лицами был один из лидеров российского педерастического движения Николай Баев, указанный как представитель портала GayRussia и, одновременно, активист «Российских Радикалов», кроме того – известный ненавистник христианства и ислама, защитник перфомансистов-ксенофобов Е. Ихлов, а также воинствующие атеисты (Atheism.Ru), представители «Российской Коммунистической Партии – КПСС» и прочих карликовых и маргинальных организаций. Эти организации не представляют никакие значимые по численности и влиянию социальные группы, а потому ценность их мнения, их протестов ничтожна. Вопросы реализации православного, мусульманского, иудаистского религиозного образования в светской школе при соблюдении добровольности выбора не касается их никаким боком. Если они не желают, чтобы их дети изучали религиозную культуру, они просто не разрешают им это, и все. Но они не вправе диктовать, навязывать свою волю, свою идеологизированную позицию большинству населения.
Напомним также, что это именно тот Общественный центр им. А.Д. Сахарова, где несколько лет назад была проведена ксенофобская, возбудившая религиозную вражду выставка «Осторожно, религия!», глубочайшим образом намеренно оскорбившая религиозные чувства не только православных христиан, но и российских мусульман, протестантов (лютеран, пятидесятников и др.), о чем были сделаны соответствующие заявления в суд. Представители российского иудаизма заявили, что такого рода выставки провоцируют в России антисемитизм. И вновь Общественный центр имени великого правозащитника А.Д. Сахарова сеял ненависть, собрав некомпетентных ненавистников традиционных религий и откровенных извращенцев.
Нападки муфтия Равиля Гайнутдина и Марата Муртазина на добровольное православное образование могут только навредить мусульманско-православным отношениям. Нельзя отношение к одному автору не вполне удачной книги об исламе переносить на всех православных людей.
Заявления муфтия Р. Гайнутдина о том, что введение преподавания православной культуры даже на основе добровольного выбора нарушает светский характер государства и образования (а это абсолютно не так), выглядят некорректно на фоне его действий, действительно нарушающих светский характер государства и образования. В 2002 г. муфтий Р. Гайтнутдин официально потребовал для Совета муфтиев России беспрецедентных привилегий – создания Российского исламского университета (исключительно в интересах СМР), где бы на полном государственном пансионе ежегодно осуществлялась чисто религиозная профессиональная подготовка 50 будущих религиозных служителей ислама при их полном содержании за счет средств государственного бюджета. Примерно в то же время Р. Гайнутдин потребовал от московских властей введения квотирования мест в государственных вузах по религиозному признаку только для мусульман, и только для СМР (письмо Р. Гайнутдина от 11.07.2002 № 223 в Комитет образования Москвы; письмо председателя Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы Н.В. Меркулова от 01.03.2002 №51-15-107/02). Р. Гайнутдин подал несколько кандидатур на зачисление в московские вузы по таким квотам.
На проведенном 2–3 марта 2005 г. Советом муфтиев России совещании руководителей духовных управлений мусульман и исламских учебных заведений жестким нападкам была подвергнута возможность добровольного изучения православной культуры, но открыто было заявлено о необходимости введения в школах ряда республик России курсов предметов по изучению основ культуры ислама.
В марте 2006 г. на встрече с педагогической общественностью города Москвы и группой слушателей курса повышения квалификации по курсу истории религий Марат Муртазин, постоянно выступающий категорически против добровольного изучения школьниками православной культуры, представил аудитории слушателей гранки (макет) учебника «Культура ислама», разработанного под эгидой Совета муфтиев России. На обложке этого макета учебника было написано: «Культура ислама. Учебник для общеобразовательных школ». Более того, Марат Муртазин публично попросил у представителей Департамента образования города Москвы помощи в издании этого учебника.
Такого рода многочисленные факты выдают некорректную позицию муфтия Равиля Гайнутдина и Марата Муртазина по обсуждаемой проблематике.
Как нам известно, в Министерстве образования и науки Российской Федерации уже неоднократно обсуждался вопрос отмены государственных образовательных стандартов по специальности и направлениям подготовки высшего профессионального образования «теология», ранее утвержденных Министерством образования Российской Федерации. И это вместо того, чтобы поддержать российскую теологическую науку и теологическое образование, вместо того, чтобы осуществить давно назревшую меру – включить специальность «теология» в номенклатуру научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, наделив диссертационные советы правом приема к защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата теологии и доктора теологии, создать в Высшей аттестационной комиссии поликонфессиональный экспертный совет с отделениями мусульманской, православной и иудаистской теологии, подобно тому, как это было сделано в ныне действующих поликонфессиональных государственных образовательных стандартах по теологии (бакалавр-специалист-магистр).
Мы вынуждены заявить о том, что такое блокирование теологии, такая отмена указанных государственных образовательных стандартов, нашедших огромную востребованность в десятках как государственных, так и негосударственных вузов страны будет воспринята крайне негативно мусульманской уммой России, потому что повлечет за собой существенное ограничение коллективной свободы совести.
Отмена этих стандартов сильнейшим образом ударит именно по российским мусульманским организациям, причинит большой вред системе нарождающегося мусульманского образования. Такой бездумный шаг сделает бессмысленными уже имеющиеся наработки в области педагогического обеспечения преподавания мусульманской теологии (а также православной теологии, теологии иудаизма) в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и в негосударственных вузах, аккредитованных государством по специальности и направлениям подготовки высшего профессионального образования «теология».
Неконструктивная и антирелигиозная позиция Министерства образования и науки Российской Федерации проявляется практически по всем аспектам религиозного образования во взаимодействии с государством (преподавание религиозной культуры в школе; теологическое образование; государственная аккредитация духовных школ в части реализации государственных образовательных стандартов; учебник «История религий России», готовящийся в глубокой тайне от общества авторским коллективом весьма сомнительным по компетентности для мусульман и представителей других конфессий) нам со всей очевидностью показывает, что нынешний состав руководства Минобразования и науки чрезвычайно идеологизирован и, по нашему глубокому убеждению, таким вот образом проявляет нетерпимость к основным религиям нашей страны.
Российские мусульмане ожидают незамедлительного кардинального изменения неконструктивной и чреватой конфликтами позиции Министерства образования и науки Российской Федерации.
Координационный Центр мусульман Северного Кавказа настаивает на том, что дискуссия о возможности добровольного изучения религиозной культуры в школах должна осуществляться в правовом поле и цивилизованными средствами, без участия маргинальных объединений ненавистников религии, ксенофобов или извращенцев, которых эти вопросы просто-напросто не касаются.
Заместитель Председателя
Координационного Центра мусульман Северного Кавказа
Ш.А. Пшихачев