Религиозная безопасность России |
Кузнецов М.Н., Понкин И.В. Бесчестная дискуссия о религиозном
образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой
анализ. – М.: Издательство Учебно-научного
центра довузовского образования, 2005.
1.3.12. Группа «Учителя против клерикализации и
милитаризации школы»
Объединение
включает следующих лиц[1]: Перлов Леонид Евгеньевич,
учитель географии; Тубельский Александр Наумович, директор «Школы
Самоопределения»; Луховицкий Всеволод Владимирович, учитель русского языка (см.
выше); С. Дьячкова, учитель информатики; Е. Батенкова, учитель истории; Д.
Ермольцев, учитель истории; Л. Венкова, учитель начальных классов; Д. Бродский,
педагог, психолог; Е. Воронкова, преподаватель этнографии; Т. Иванова,
преподаватель права; А. Налетов, учитель литературы и русского языка; Э.
Раутбарт, директор регионального клуба учителей «Доживем до понедельника»; Э.
Финкельштейн, председатель регионального клуба учителей «Доживем до
понедельника»; Э. Калабухова, учитель физики и химии; B. Хлопьянов, учитель
истории. А.Н. Тубельский и Л.Е. Перлов стали костяком организации, основными ее
активистами.
А.Н. Тубельский заявляет: «Для меня есть одна тенденция, которую я бы тоже просил учитывать нашего нового министра. Она заключается в том, что попытка навязать нам так называемый патриотизм, за счет или православной культуры, или военно-патриотического воспитания и так далее, это очень плохо. Это очень плохо, когда мы таким прямым путем пытаемся решить проблему любви к Родине, воспитания среди детей. Есть множество разных способов, в том числе и театр, и много-много чего-то, но это, как бы, прямой путь. Давайте, все объясним, православие, какое значение имело в России»[2].
Заявление
А.Н. Тубельского о навязывании православной культуры – повторение все
той же лжи, о чем неоднократно говорилось в настоящем исследовании выше.
Выражение
А.Н. Тубельского: «так называемый патриотизм» – весьма ярко
характеризует его самого и его личностные качества, поскольку аналогичные
заявления где-нибудь в США, Великобритании. Израиле, Германии или Японии
вызвали бы не только непонимание, но и весьма жесткое осуждение со стороны
гражданского общества.
А.Н. Тубельскому никто патриотизм навязывать не собирается, поскольку сделать
это уже невозможно. А российские дети и их родители сами определятся, что им
требуется.
Из Обращения инициативной группы «Учителя против милитаризации и клерикализации школы»: «Ряд проблем, существующих в системе образования, столь же традиционно обходится молчанием. Так, тема толерантности в молодежной среде обсуждается, хотя и с меньшей, чем в прежние годы, активностью. При этом совершенно обходятся вниманием тесно связанные с общим снижением уровня толерантности в школе и обществе процессы милитаризации и клерикализации школьного образования и воспитания. В том числе как проявление этих процессов – подмена понятия «патриотическое воспитание понятием «Военно-патриотическое воспитание», упорные попытки внедрения в школьную практику курса основ православной культуры. Созданная в Москве инициативная группа учителей «Учителя против милитаризации и клерикализации школы» предполагает организацию активного общественного противодействия этим опаснейшим для общества попыткам»[3].
Заявления А.Н.
Тубельского и Л.Е. Перлова о
том, что введение преподавания православной культуры на основе добровольности
выбора является «опаснейшей для общества попыткой» и «проблемой для
образования, снижающей уровень толерантности в школе», являются негативными
оценочными и вызваны, очевидно, личной нетерпимостью указанных лиц к
православному христианству, поскольку все эти указания на якобы существующие
опасности остаются бездоказательными.
Из Обращения инициативной группы «Учителя против милитаризации и клерикализации школы»:
«С конца 90-х годов начались попытки отхода от базовых принципов… светского характера государственной и муниципальной школы… Настораживающие изменения образовательной политики проявляются на разных уровнях и в разных формах… На уровне правительственном и министерском (содержание действующей программы патриотического воспитания, совместные приказы министров обороны и образования о проведении обязательных сборов, введение элементов начальной военной подготовки в курс “Основы безопасности жизнедеятельности”, отдельного курса НВП, инструктивное письмо об “Основах православной культуры”, договор Министерства образования с РПЦ). В школьной практике (навязывание детям под видом “факультатива” фактически курса Закона Божьего, который ведут местные священники; обязательное участие детей в различных обрядах, конкурсах, конференциях, праздниках, проводимых религиозными организациями; усиленное внимание к военно-спортивным играм, военной истории). С нашей точки зрения, все это способствует росту ксенофобии среди детей и молодежи, поскольку так или иначе подразумевает “образ врага”»[4].
В действительности, «образ врага» стремятся формировать сами А.Н. Тубельский и Л.Е. Перлов, которые даже в этой одной лишь цитате откровенно лгут, нагнетают ситуацию, прибегают к ложным запугиваниям. Никаких инструктивных писем Министерства образования Российской Федерации по поводу православной культуры не существует. Никто под видом факультатива не навязывает Закон Божий. Русская Православная Церковь не принуждает учащихся к «обязательному участию» в различных обрядах и мероприятиях, проводимых религиозными организациями. Все это – прямая и явная ложь.
Посредством указанных приемов А.Н. Тубельский и Л.Е. Перлов стремятся сформировать в общественном сознании образ врага в лице Русской Православной Церкви, что, очевидно, обусловлено их личной ненавистью и нетерпимостью к указанной религиозной организации.
Данный вывод подтверждается заявляемыми А.Н. Тубельским и Л.Е. Перловым ксенофобскими оценками преподавания православной культуры на основе добровольности выбора (а именно об этом требовании изначально и заявляло Министерство образования) как «настораживающего изменения» и как «способствующего росту ксенофобии среди детей». Учитывая, что А.Н. Тубельский и Л.Е. Перлов никогда и нигде ранее подобным образом не отзывались о преподавании никакой иной религиозной культуры (а аналогичная практика существует во множестве государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений во многих субъектах Российской Федерации), это позволяет говорить об осуществляемой А.Н. Тубельским и Л.Е. Перловым пропаганде неполноценности православных граждан по признаку отношения к религии.
Юридически необоснованны и, несомненно, определяются исключительно личной мотивацией религиозной нетерпимости претензии А.Н. Тубельского и Л.Е. Перлова к заключенному между Министерством образования Российской Федерации и Русской Православной Церковью договору.
Не менее возмутительны заявления А.Н. Тубельского и Л.Е. Перлова о том, что усиление внимания к военной истории способствует росту ксенофобии среди детей. Данное утверждение является проявлением деструктивного отношения уже к России в целом, поскольку в мире нет государства, которое не чтило бы сегодня свою военную историю и не проводило бы на основе приобщения к знаниям о таковой патриотического воспитания подрастающего поколения. Для этого создаются музеи воинской славы, в учебные пособия для школ включаются соответствующие разделы, учащиеся привлекаются к участию в тематических мероприятиях. Так делается в США, Франции, Италии, Израиле, Испании, Великобритании и т.д.
Что касается военно-патриотического воспитания, формирующего образ врага, то сегодня подавляющее большинство лидеров государств мира говорит о необходимости консолидации усилия против единого и наиболее опасного врага всего человечества – международного терроризма. Если для А.Н. Тубельского и Л.Е. Перлова это – не враг, то это характеризует их самих.
Почти все заявления инициативной группы «Учителя против милитаризации и клерикализации школы» характеризуются демагогией и нетерпимостью к русской национальной культуре:
«Члены инициативной группы считают, что попытки отхода
от принципов образовательной политики, заложенных в Конституции РФ и
Федеральном законе “Об образовании”, связаны со стремлением навязать
обществу новую идеологию, основанную на “великорусской национальной идее”.
Это крайне опасно в многонациональной и много конфессиональной стране. Примем
ли мы безропотно слегка обновленную формулу “великодержавность, православие,
народность”? Опыт последних лет показывает, что четко выраженная
профессиональная и гражданская позиция может повлиять на ситуацию… Инициативная
группа начала работу по сбору и анализу информации о фактах нарушения Закона
“Об образовании”. Мы планир
Никто сегодня не навязывает обществу формулу «великодержавность, православие, народность» в смысле навязывания всем единой православной идеологии. Клерикализм более угрожает российской государственности как раз со стороны агрессивной идеологии А.Н. Тубельского и Л.Е. Перлова.
Великодержавность – это суверенитет и устойчивая государственность великой державы (хотя бы по геополитическим параметрам и численности населения Россия остается таковой и сейчас). А.Н. Тубельского и Л.Е. Перлова, видимо, раздражают эти понятия применительно именно к России, поскольку неизвестны их аналогичные заявления применительно к США или другим странам мира. Очевидно, что такой подход – это идеологическое оправдание однополярного мира с единственным мировым лидером – США. Но этот подход вряд ли приемлем для большинства граждан России и, в любом случае, не дает оснований указанным лицам выдавать себя в качестве объективных исследователей.
Народность – синоним понятия «социальность». Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство. Поэтому совершенно не ясно, в чем суть возмущений А.Н. Тубельского и Л.Е. Перлова.
Нетерпимость к православному христианству – это субъективное отношение А.Н. Тубельского и Л.Е. Перлова к этой религии. Такое негативное и нетерпимое отношение, явно проявляющееся во многих их выступлениях, не может восприниматься демократическим обществом в качестве серьезного аргумента.
Еще заявление А.Н. Тубельского и Л.Е. Перлова того же
свойства: «Как принять участие в работе инициативной группы. Прежде всего необходимо
продолжить сбор информации о негативных тенденциях в образовательной политике и
педагогической практике… Непосредственно исполнители программ
военного воспитания, патриотического, религиозного воспитания в вашей
школе (завучи по воспитательной работе, классные руководители, учителя
физкультуры, учителя обществознания, МХК, священники и т.д.). Порядок их
назначения: добровольный или административный. Как организована их
квалификационная подготовка. В каких общегородских (районных, региональных и
др.) мероприятиях (военно-спортивных играх, православных чтениях,
конкурсах, праздниках) принимала участие ваша школа? Было ли участие школы
обязательным? Было ли участие детей добровольным? Предусматривались ли какие-то
санкции за неучастие в этих мероприятиях?
… Были ли случаи принуждения детей к посещению факультативов религиозного
или военного содержания?»[6]
Не имея никаких данных о наличии «негативных тенденций», связанных с преподаванием православной культуры, и голословно причислив к таковым негативным тенденциям априори само по себе преподавание православной культуры, А.Н. Тубельский и Л.Е. Перлов, тем самым, нагнетают обстановку. Это совершенно определенно вызвано отсутствием каких-либо разумных аргументов, обосновывающих их идеологизированную позицию.
[1] Учителя против
милитаризации и разрушения светскости школы // Педагогический вестник. – 2004.
1–30 сентября. – № 17–18 (344–345).
[2] В прямом эфире радио «Эхо Москвы» Нина Владимировна Куликова – директор московской школы № 1276, Александр Наумович Тубельский – директор школы «Самоопределение», Сергей Казарновский – директор центра-школы 686, «Класс-центр» / Радио «Эхо Москвы» / Ведущая – Ксения Ларина // Стенограммы пресс-конференций радио «Эхо Москвы». – 16.05.2004.
[3] Учителя против
милитаризации и разрушения светскости школы.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Учителя против
милитаризации и разрушения светскости школы.