Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Монахиня Евфимия (Пащенко). Гарри Поттер, или полет в бездну
Православная беседа. –
2002. - №4.
В мир российской детской литературы вторглась модная новинка, пришедшая к нам из Англии. Эту книгу (с двумя продолжениями) сейчас
Сейчас происходит своего рода «пришествие» Гарри Поттера в Россию. Вернее, не пришествие,, а нашествие. Потому что, помимо книг о нем, россиянам предлагается и фильм, снятый по первой из этих книг
«Гарри Поттер и философский камень». Причем услужливая реклама рекомендует его как «лучший детский фильм всех времен и народов». Судя по этому отзыву, после появления этого фильма все созданные прежде кинофильмы для детей можно считать «вчерашним днем». В книжных киосках уже продаются календари с изображениями Гарри Поттера и его друзей - Рона и Гермионы, а также наклейки с их изображениями. Причем стоит все это раза в два-три дороже календарей и наклеек на другие сюжеты. Похоже, после вроде бы спадающей волны моды на «покемонопродукцию», на нас надвигается очередной «девятый вал». На этот раз «на волне» - книги про Гарри Поттера и к ним целый ассортимент рекламных прибамбасов. Держись, российский зритель и читатель!..
Российские издания книг о Гарри Поттере снабжены выдержками из отзывов на них как зарубежных, так и российских, критиков. Вот некоторые из мнений зарубежных рецензентов: «Это не только самый удачный бестселлер в истории детской литературы, но и исключительное литературное произведение»; «Книги Дж. К. Роллинг о Гарри Поттере вернули детям по- чти забытую страсть к чтению... Роллинг удалось создать по-настоящему культовую книгу и в одночасье превратиться в знаменитость». Отзывы российских критиков не менее восторженны: «Сказка о мальчике-волшебнике Гарри Поттере свела планету с ума»; «История про английского мальчика, попавшего в Школу волшебства, стала последней великой книгой тысячелетия».
Наиболее интересен отзыв, данный газетой «Книжное обозрение» от 18 декабря 2000 года: «Волшебная сила, пришедшая к Джоан Роллинг из волшебного мира, тянет за собой, и книга читается на одном дыхании». Запомним эти слова. Немного позднее, дорогие читатели, вы поймете, что именно они наиболее точно отражают сущность сказок о Гарри Поттере.
Давайте и мы с вами совершим путешествие в мир книг о Гарри Поттере. Только не будем слепо верить отзывам критиков, а предпримем, так сказать, попытку самостоятельного анализа этих книг. Попробуем, по примеру святителя Игнатия Брянчанинова, принять новинку не легковерно, как гостеприимные хозяева, а так, как встретил когда-то Иисус Навин неизвестного ему воина, задав ему вопрос: «Наш ли ты, или из неприятелей наших»? (Нав. 5, 13).
Сказки о Гарри Поттере начинаются, в общем-то, традиционно сказочно. В мир обывательского семейства Дурслей, где из милости, в чулане под лестницей обитает племянник хозяина - мальчик-сирота Гарри Поттер, незваным-непрошеным гостем врывается сказочный мир в лице доброго великана Хагрида. И в день своего 11-летия Гарри неожиданно узнает, что он - вовсе не никчемный и никому не нужный мальчишка-подкидыш, а сын волшебников, погибших в схватке с могущественным злым колдуном Волан-де-Мортом. Мало того, и сам Гарри является знаменитостью в мире волшебников. Потому что прежде непобедимый Волан-де-Морт, попытавшись уничтожить Гарри, вдруг утратил свою силу и превратился в тень. А самое глав'^ ное - отныне Гарри бу-_ дет учиться в знаменитой школе «Хогвартс», где учатся на волшебников... В дальнейшем все книги о Гарри Поттере и рассказывают об его невероятных и опасных приключениях в школе волшебников. Причем, так или иначе, все приключения Гарри сводятся к его борьбе с Волан-де-Мортом.
В современной зарубежной литературной сказке и фантастике истории о школах, где готовят волшебников, отнюдь не редкость. Достаточно вспомнить хотя бы трилогию американской писательницы Урсулы ле Гуин «Волшебник Земноморья» о приключениях волшебника Геда, впервые опубликованную в журнале «Наука и жизнь» в 1991-92 годах. И надо признаться, что герои этой книги (вернее, их автор) оказались отнюдь не в ладах с христианством. Причина этого достаточно понятна. Любая магия, без различия, так сказать, «цвета», по происхождению своему - явление демоническое. Поэтому не удивительно, что в трилогии ле Гуин о «Волшебнике Земноморья» можно было отыскать немало вещей, противоречащих христианству, а то и вовсе враждебных ему. Например, среди предметов, которые изучались в школе волшебников, придуманной ле Гуин, была наука об истинных именах всех земных существ и предметов, что давало неограниченную власть над ними тем, кто их знал. Гностические или «нью-эйджерские» корни этого предмета очевидны. Но наиболее антихристианской была сцена из первой главы второй книги трилогии: «Гробницы Атуана». Церемония посвящения ее главной героини в жрицы темных сил поразительно напоминала... описание введения Пресвятой Богородицы во храм. Остается только гадать, являлась ли эта сцена сознательной издевкой писательницы над христианством или нет. Вероятнее, что да. Потому что сообщество жриц, описанное в этой книге, по своему уставу весьма напоминало женский монастырь.
Поскольку существуют книги о школах волшебников, где под приключенческим сюжетом скрываются антихристианские идеи, невольно задаешься вопросом - содержатся или нет в сказках о Гарри Поттере высказывания и сюжеты, подобные тем, которые включила в свою трилогию «Волшебник Земноморья» Урсула ле Гуин?
Чем больше углубляешься в чтение книг о Гарри Поттере, тем более задаешься вопросом: чем же все-таки является эта книга? Безобидной приключенческой сказкой, в которой самые страшные испытания герои преодолевают с помощью дружбы и жертвенной любви, или популярным руководством о привлекательности и пользе магии для читателей «от 9 до 90 лет»? По мере прочтения очередной книги о Гарри Поттере все больше убеждаешься именно в последнем. В самом деле, в этих книгах читатель найдет множество ну просто «ценнейших» советов по магии. От описания техники полетов на метле или разглядывания будущего через волшебный кристалл, до тайного заклинания, доступного только магам высокого класса, посредством которого вызывается сильнейший дух-хранитель. А заодно - получит представление о про- сто чарующем многообразии мира волшебников. За примерами далеко ходить не приходится. Среди обитателей школы «Хогвартс» в изобилии представлены призраки разных видов ( причем у каждого из четырех школьных факультетов имеется свое собственное привидение), вредный «полтергейст» Пивз, а также волшебник-предатель, двенадцать лет скрывавшийся от возмездия в обличье крысы. Между прочим, призраком является даже один из профессоров «Хогвартса». Впоследствии появляется еще одна «знаменитость» - профессор-оборотень, каждое полнолуние превращающийся в волка... В общем, если кому-то зачем-то от нечего делать захочется окунуться в болото оккультизма, он может получить это сомнительное удовольствие, взяв в руки книги о Гарри Поттсре. Другой вопрос - а стоит ли это делать? Ведь испокон веков известно, что при заигрывании человека с бесами на кон ставится его душа...
Джоан Роллинг явно постаралась, чтобы читатель ее книг от души полюбил волшебный мир и волшебников. Потому что персонажи, не владеющие волшебством (на языке волшебников их презрительно называют «маглами» («простецами»), вроде приемных родителей Гарри, изображены исключительно в черных красках. Волшебники презирают «простецов». В книге «Гарри Поттер и тайная комната» даже сам ее главный герой - Гарри отзывается о своей матери так:
«Моя вульгарная мать-магла». Страшно, что эти слова говорит сын, которого эта самая «вульгарная маг-ла» спасла от смерти, пожертвовав собой... Упоминается о том, что иногда, когда «маглы» становятся нежелательными очевидцами каких-либо волшебных явлений, маги стирают им память. Таким образом, можно считать, что в книгах о Гарри Поттере «простецы» являются этакими «людьми второго сорта». Между прочим, в древности похожая «классификация» людей имелась у древних еретиков-гностиков. На ее низшей ступени стояли люди, которых гностики отождествляли с животными и отказывали их душам в вечном спасении. Правда, они называли их не «маглами», а «гиликами», но меняет ли это что-нибудь? Приводя в своей книге «Куда идет душа» классификацию людей, придуманную гностиками, диакон Андрей Кураев делает вывод о том, что «гностицизм исповедует религиозный расизм: люди изначально различны по своей духовной природе». Памятна и другая попытка классифицировать людей, сделанная в XX веке немецкими фашистами. Те, кого они считали «недочеловеками», подлежали уничтожению... Поразмыслите, дорогие читатели, согласны ли вы с тем, что вас объявляют «маглами»? Со всеми вытекающими отсюда последствиями?.. Вообще, сколько-нибудь добрых и привлекательных «маглов» в книгах про Гарри Поттера нет. Все положительные персонажи - либо волшебники, либо ученики волшебной школы «Хогвартс». Хотя среди этих учеников и встречаются дети «простецов» (например, главная положительная героиня, отличница-всезнайка Гермиона Грэйнджер), но они обладают волшебными способностями, благодаря которым их и переводят из мира «маглов» в мир магов. Судя по книгам Дж. Роллинг, самой интересной и плодотворной жизнью люди живут именно в среде, волшебников. А в мире «простецов» не живут, а просто существуют одни убогие посредственности.
Стоит вспомнить и то, что одним из наказаний в этом волшебном мире является...труд. Провинившихся малолетних волшебников заставляют выполнять какую-нибудь легкую работу, которую и трудом-то всерьез не» назовешь. Например, чистить серебряные кубки, выигранные школой в спортивных соревнованиях. Но при этом - требуют делать это непременно собственными руками, без помощи магии. Для школьников «Хогвартса» труд - это тяжелое и унизительное наказание. Но реальная жизнь непохожа на сказку, где все проблемы можно решить взмахом волшебной палочки или посредством вовремя произнесенного заклинания. И в основе ее лежит труд, как телесный, так и духовный. Заповедь хранить и возделывать рай была дана Богом Адаму еще в ту пору, когда он жил в раю (Быт. 2.15). Известны также слова Спасителя о том, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11.12). Стало быть, для того, чтобы получить это Царство, человек должен немало потрудиться над собой. Отождествление труда с наказанием - один из самых коварных обманов, которые скрываются под приключенческими сюжетами книг о Гарри Поттере.
Стоит обратить внимание еще и на рассказ о «смене обличья», которое сорок семь раз совершала любительница гореть на костре - Венделина. Это ни что иное, как ненавязчивая попытка Джоан Роллинг приобщить читателей к вере в многократные перевоплощения - так называемую «реинкарнацию». А ведь вера в реинкарнацию - одна из характерных черт «нью-эйджерства». Мало того. Знание языка змей, которым владеет Гарри, оказывается, вызвано тем, что при неудачной попытке убить его, Волан-де-Морт «нечаянно вложил в него толику своих сил» (сказка «Гарри Поттер и тайная комната»). В этой же книге говорится об «энергетическом вампиризме», которым занимается зловещий призрак-«воспоминание» Волан-де-Морта. В книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» упоминается о «высасывании души из человека», что является в мире волшебников жесточайшим наказанием. И вся эта оккультная ложь удобно и незаметно проглатывается и усваивается читателями под видом захватывающих приключений Гарри и его друзей. А что можно сказать об утверждении в той же книге в качестве непреложного факта возможности существования тела человека без души? Не трупа, а именно живого человека, хотя и потерявшего разум. Однако это полностью противоречит православным воззрениям на этот счет. Святитель Феофан Затворник утверждал, что душа имеется даже у «дурачков от природы». «Душа у них есть так же, как у всех людей, но она не имеет возможности проявлять себя вполне, связана». Он совершенно справедливо замечал, что от отрицания существования души - всего-навсего шаг до отрицания существования Бога. Но о возможности жизни человека без души как об общеизвестном явлении говорит Гарри один из положительных персонажей-профессоров. Так чем же на самом деле являются сказки о Гарри Поттере? Сказками ли? Или написанным в сказочно-приключенческой форме популярным руководством по оккультизму, где похождения трех подростков-волшебников перемежаются с мощной пропагандой «нью-эйджерства»?
Еще одной характерной чертой сказок о Гарри Поттере является, как ни странно, близкая опять-таки «нью-эйджерам» мысль о... торжестве в мире зла. Причем это касается даже мира волшебников. Этот мир может быть привлекателен только для вступающих в него новичков-профанов, вроде Гарри и Гермионы. Да для тех невнимательных читателей, которые, следя за очередным поворотом сюжета, не замечают, сколь несправедлив и жесток мир волшебников. В мире магов есть свое правительство - Министерство магии. А в нем, между прочим, большим влиянием пользуются бывшие друзья Волан-де-Морта. На каждого волшебника имеются личные дела с указанием особых примет. Жизнь их также подвергается контролю. Об особенностях этой слежки можно получить представление из книги «Гарри Поттер и тайная комната». В ней домовой Добби, пытаясь шантажировать Гарри, путем волшебства уничтожает праздничный пирог. Почти сразу же после этого сова - почтальон приносит Гарри повестку из Министерства, предупреждающую о возможном наказании за этот недозволенный поступок. При этом, кстати, министерским чиновникам и дела нет до того, что проступок, за который они собираются наказать Гарри, совершил вовсе не он, а домовой... Распространены доносы, по которым, по ходу сюжета, неоднократно карают невиновных. Существует и понятие «чистоты крови»: волшебник, один из родителей которых - «магл», презрительно именуется «грязнокровкой», и отношение к нему «чистокровных» волшебников примерно такое, как в известном фильме «Кин-дза-дза» - к «пацакам». Правда, в волшебном мире презрительное отношение к «грязнокровкам» стараются изжить. Но, тем не менее, оно все-таки существует...-Разработана и система штрафов, которые накладываются на провинившихся магов. Однажды проштрафившийся волшебник на долгие годы остается под подозрением и угрозой немедленного ареста. В сказочном мире существует и страшная тюрьма для волшебников - Азкабан. Самые зловещие тюрьмы реального мира по сравнению с Азкабаном - просто санатории. Потому что сторожат эту тюрьму отвратительные существа - «дементоры», медленно сводящие заключенных с ума. Из Азкабана нет выхода. Все, кто угодил в него, обречены на потерю рассудка. Увы, среди двух персонажей книг о Гарри Поттере, побывавших в Азкабане, не было ни одного в чем-либо виноватого. Один из них, лесничий Хагрид, угодил туда без суда и следствия, причем только потому, что много лет назад был оклеветан. Другой арестант Азкабана, мнимый убийца родителей Гарри - Сириус Блэк, между прочим, просидел в тамошней одиночке целых двенадцать лет, будучи совершенно невиновным. Мир волшебников в изображении Дж. Роллинг - жесточайшее тоталитарное государство, в котором существуют кастовая дискриминация и тотальная слежка, а репрессивные меры чаще всего применяются к невиновным. Пожалуй, из реально существовавших государств ближе всех к миру волшебников оказываются страны с фашистским режимом. Странно только, что жизнь в этом страшном мире почему-то объявляется счастьем, к которому явно призывают своих читателей книги о Гарри Поттере. И это - очередная ложь, скрытая за их увлекательным сюжетом. Но ею так легко можно обмануть тех, кто на собственном горьком опыте не изведал всех «прелестей» жизни в тоталитарном государстве, где безраздельно царит зло.
Впрочем, в этом демонически-жестоком волшебном мире все-таки пытаются бороться со злом. Только как-то странно, таясь и хоронясь от этого самого зла. Именно так делает это ректор «Хогвартса», профессор Дамблдор. В изображении Дж. Роллинг он противостоит злу в лице Волан-де-Морта. Странный персонаж этот Дамблдор. Он вездесущ, ситуация в «Хогвартсе» находится под его постоянным контролем. Однако он не спешит победить живущее в стенах школы зло, попуская его существование. Так, например, он вовсе не собирается воевать со страшным змеем, живущим в подвале школы, который убивает людей своим взглядом , хотя это ставит школу «Хогвартс» на грань закрытия. Однако помогает Гарри и его друзьям сразиться с ним и победить его. Удивительно, что сам Дамблдор часто оказывается бессилен перед злом. Он не может спасти невиновного человека от заключения в Азкабан, поэтому советует Гарри и Гермионе устроить ему побег. Только предлагает сделать это так, чтобы остаться при этом незамеченными. Но если добро приходится делать украдкой и с оглядкой, получается, что зло все-таки сильнее добра.
Вообще, борьба со злом в изображении Дж. Рол-линг приобретает крайне странные формы. Например, тот же Дамблдор, после очередной схватки Гарри с Волан-де-Мортом, утешает мальчика тем, что тот «на какое-то время отстранил его приход к власти. Но в следующий раз найдется кто-то другой, кто будет готов сразиться с ним. А если его возвращение будет отодвигаться все дальше и дальше, возможно, он никогда не будет властвовать». Антихристианский характер этого утверждения очевиден. В сказках о Гарри Поттере утверждается бессилие добра перед злом. Ведь зло так и остается торжествующим и непобедимым. Очередное явление олицетворяющего его Волан-де-Морта просто откладывается до следующего раза. И победить его окончательно героям книг Дж. Роллинг вряд ли удастся. «Белый» маг никогда не сможет одолеть «черного» мага, как сатана не может изгонять сатану (Мф. 12. 26). Победа над демонами, над силами ада под силу только Богу. Но ведь сказочный мир, созданный Дж. Роллинг, безбожен. Если не хуже. Скорее всего, вездесущий, могущественный, но трусливый добрый волшебник Дамблдор, придуманный Дж. Роллинг, является кощунственной пародией на Бога... На примере книг о Гарри Поттере очень ярко можно видеть, в какую бездну заводит человека отказ от христианства, увлечение оккультизмом и магией.
Полагаю, читатели поняли, что книги Дж. Роллинг о Гарри Поттере - отнюдь не безобидные детские сказки. Это откровенно оккультные, антихристианские произведения. И, восторгаясь полетами их героя на сверхскоростной метле, читатели незаметно для себя сами совершают полет. Только не в небеса, а в преисподнюю... Непонятно, кому и по каким причинам вздумалось называть эти книги «последними великими книгами тысячелетия» и «исключительными литературными произведениями». Ничего великого и исключительного в сказках о Гарри Поттере на самом деле нет. Многие их сюжеты угадываются в сценариях компьютерных игр. А также - в сюжетах наводняющих сейчас наши телеэкраны «Бэтмэнов», «Оменов», «Полтергейстов», «Черных воронов» и других отечественных и зарубежных киноподелок подобного рода. В связи с этим восторг взрослых по поводу того, что дети во всем мире, позабыв о компьютерах и телевизорах, запоем читают сказки про Гарри Поттера, представляется преждевременной эйфорией. Дело в том, что на страницах этих сказок есть все то, что они привыкли видеть на экране. Поэтому, когда дети меняют просмотр телепрограмм на чтение очередной истории про похождения юных волшебников, происходит, по поговорке, просто-напросто обмен «шила на мыло». И неизвестно, что еще лучше: терять время за компьютерными играми или мягко и ненавязчиво погружаться в демонический мир магии посредством чтения сказок про Гарри Поттера. Это равносильно попытке вылечить головную боль с помощью гильотины...
А что касается объявления книг о Гарри Поттере «последними великими книгами уходящего тысячелетия», скорее стоит объявить их одними из тех книг, которыми «нью-эйджеры» встречают ожидаемую ими «Новую Эру». Ту «Эру Водолея», что, по их уверениям, должна придти на смену христианству. А на самом деле, по словам отца Серафима Роуза, является «старой, как мир, дьявольской религией шаманского язычества».
Монахиня Евфимия (Пащенко)