Религиозная безопасность России


назад


Не сотвори себе химер: исцеления истинные и ложные. - Санкт-Петербург: Центр православного просвещения, 1993 г.

 

Особенно серьезную опасность представляют из себя усиленно распространившиеся оккультные ереси и секты. Кабалистика и теософия, астрология и гипноз, кодирование и медитация, экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические методики «лечения» определяются церковным веро­учением ясно и недвусмысленно как чародейство, обаяние, волхвование и колдовст­во - богомерзкие сатанинские «искусства», губящие и калечащие бессмертную человеческую душу.

Восстонем же, братия! Облечемся в святую ревность, отринем уныние и робость! Се, ныне Господь призывает нас поработать на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: «знаю твои дела; ты ни холоден; ни горяч; о, если бы ты был холо­ден иди горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся» (Апок.3,15-19).

Из послания Его Высокопреосвященства, Высоко преосвященнейшего Иоанна, митро­полита Санкт-Петербургского и Ла­дожского.

Клирикам и мирянам Санкт-Петер­бургской епархии «Против ересей и сект».

 

Не сотвори себе химеру (об исцелениях истинных и ложных)

 

Ми неуклонно приближаемся к времени,

когда откроется широкое поприще для

многочисленных ложных чудес, чтобы

привлечь к погибели тех несчастных

по­томков плотского мудрования,

которые будут соблазнены и совращены

этими чудесами.

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Все мы в той или иной мере пользуемся благами научного творчества человечест­ва. Включая электроутюг или садясь в самолет, человек становится причастен прак­тическим плодам познания глубоких законов физического мира. Открытие этих зако­нов стоило в свое время огромного умственного труда, зачастую подвига всей жизни гениальным ученым. И никакому простому человеку не приходит в голову изобрести свой закон и начать действовать по нему. Например, заявить, что нет силы тяжести и поэтому прыгнуть с крыжи дома. Такие опыты быстро заканчивается в могиле или психиатрической лечебнице.

Непреложны законы мира физического. Велик труд для их открытия и усвоения в человеческой практике. Но есть мир духовный, мир хотя и невидимый, но не менее реальный, чем физический. Он существует по своим законам, даже более непрелож­ным, чем законы видимого мира. Отец Павел Флоренский писал, что если физические законы называют «железными», то законы духовного мира следует называть «алмазными». Духовные законы абсолютно непреложны, а их познание требует от человека всеохватывающего подвига очищения тела, ума и сердца для принятия учения Святого Духа. Этот подвиг мы видим на примере святых Апостолов, на примере всех святых, усвоивших Законы Божий своею жизнью и передавших их нам настолько, насколько мы, каждый в свою меру, можем их воспринимать.

Таких гениев, кок Паскаль, Менделеев, Пастор - единицы, но обучаясь, мы вос­принимаем открытые ими истины. Так и в духовной жизни - «Все ли Апостолы? Вое ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (1 Кор.12,28), но все члены Церкви, соединяясь в единое Тело Христово, каждый в своей мере, причастны их дарованиям. После падения Адама наша человеческая природа глубоко изменилась, мы стали не­способны к истинно духовной жизни. «Слепотою поражены нами ум и сердце. По при­чине этой слепоты ум не может различать ощущений духовных от ощущений душевных греховных, особливо когда последние не очень грубы. По причине слепоты духа вся деятельность наша делается ложною, как и Господь назвал книжников (ученых) и Фа­рисеев буими и слепыии (Мф. 29) вождями слепых, не входящими в Царство Небесное и непопущающим человеков входить в него» (Святитель Игнатий Брянчанинов, «Слово о смерти»).

Поэтому нам, чтобы не погибнуть от незнания духовных законов, надо прибегать к соборному разуму Церкви, в нем искать ответа на все жизненные вопросы. Это нам более необходимо, чем слепому - помощь поводыря в стране, наполненной опасностя­ми. Иначе человек, что так свойственно нашему безумному и безответственному времени, «суется в воду, не зная броду» и уподобляется безумцу, который, желая воспользоваться электрической силой, хватается руками за оголенные провода. Долг Церкви - предупредить об опасности.

 

От чего мы должны исцелиться?

Об исцелении совершенном

Остановимся на частном, но всех волнующем вопросе телесных и душевных недугов, являвшимся одним из основных источников страдания человека. Как действовать, чтобы стремясь избавиться от них, не оказаться в еще худшем положении, чтобы из­бегая огня, не попасть в полымя?

Возвращение здоровья очень точно в духовном смысле называется словом «исцеле­ние» - восстановление целостности. Какая же целостность нарушена в человеке? Мы знаем из Священного Писания, что Бог есть любовь (1 Ин. 4.8). По избытку Божест­венной любви сотворен весь мир - и видимый, и духовный, ставший для человека по­сле грехопадения невидимым. Создав свободные разумные существа - Ангелов и чело­века - Господь основным законом их бытия положил любовь к Себе, Всеблагому ис­точнику жизни, блаженства, истины, красоты.

Первым этот закон презрел один из херувимов, родив в себе ложную мысль о воз­можности бытия вне Бога, в противопоставлении Ему. Он принял эту мысль всем сво­им существом и из светлого Ангела стал Сатаной - Противником (Бога), образовав мрачное, лимонное подлинного бытия, но существующее, царство духовной тьмы, рас­тления, смерти и безобразия. Если Бог Жизнь и Источник Жизни, Свет и Светоподатель, то что, кроме небытия и мрака может быть вне Его? Всем известно выраже­ние «тьма кромешная» (от «кроме» - вне), это тьма того бесовского мира, со­знательно ставшего вне Бога, Сатане удалось заразить соблазном этой лжи - возможности быть богом без Бога новосозданого человека. Увлечённый этой мыслью, соблазнённый тварной красотой запретного плода, человек легкомысленно преступил заповедь любви, попрал доверие Бога к нему. Он добровольно разорвал, нарушил целостность той связи с Источником жизни. Естественным результатом этого действия стала смерть.

Духовная смерть, прекращение оживления тварного (сотворённого) духа человека Всемогущим Духом Божиим наступило мгновенно, как и предупреждал человека Господь (Быт. 2,17). Это видно из библейского повествования: человек, до грехопадения о6лекавшйся славою Божией, после вкушения от древа познания добра зла тотчас увидел себя нагим, тот, кто имел разум нарекать имена всему творению Божию - бе­зумно прячется от всевидящего Бога в кустах (Бит. 3,8). Дума и тело продолжали жить - но рассечение человеком связи с Богом имело следствием рассечение всех связей в самом человеке и между ним и миром.

«Мне отмщение и Аз воздам» (Евр. 10,30) - эти слова Божий исполнились в самом нашем естестве - дух угас, духа, которая властвовала телом, поработилась плоти. Нарушилась вся гармония столь тонко созданного духовно-душевно-телесного состава человека. Извратился - вывернулся наизнанку - и внутренний мир человека, и мир, его окружавший. Из паря и владыки - по благодати Божией - он стал рабом тварных стихий по своему падшему естеству. Тот, кто должен быть по промыслу Божьему, развивая в себе заложенные Господом духовные и телесные дарования, перейти в слову чад Божиих, стал рабом диавола.

Через падение человека диавол получил возможность разрушительно действовать на земле - т.е. во всём видимом мире, во всём космосе. И если естественное бытие человека, в любви и единении с Богом было для него источником всеохватывающего блаженства, то теперь вся жизнь наполнилась страданиями - следствием порванных человеком живых связей.

Но падение человека не было столь абсолютным, как падение Сатаны. Человек не родил ложь из себя, она вошла в него силой соблазна, извне. Поэтому, утратив заложенное в него при сотворении подобие Божие, он сохранил, хоть и в искаженном виде, в себе образ Божий. Для человека осталась надежда на избавление от страда­ния и смерти. Только у него уже не было сил для того, чтобы восстановить связь с Богом. Развращенное первородным грехом естество не могло никакими человеческими усилиями, никакой естественной праведностью стать достойным Бога, войти в единение с Ним. И от Адама и до воскресения Христова все люди - и грешники, и праведники - после разлучения души и тела шли во ад.

Только Тот, Кто сотворил человека, смог совершить исцеление человеческой природы - она исцелена, нераздельно соединена с естеством Божествен­ным в личности Господа Иисуса Христа, Сына Божия и Сына человеческого. Совершив искупительную жертву. Он, взойдя ко Отцу, оставил на земле, купленную ценой его смерти и страданий. Церковь. Церковь - это живой Богочеловеческий организм, в котором растлевшееся грехом естество наше, через действующую в ней благодать Ду­ха Святого, причащается - становится частью триста и в Нем исцеляется от греха, страдания н смерти.

Поэтому в духовном плане Церковь есть материнская утроба, вынашивающая челове­ка для вечной жизни, есть совершенная лечебница, исцеляющая, дающая первозданную целостность всему нашему тройственному духовно-душевно-телесному составу. Все многообразные формы церковной жизни - таинства, молитва, жизнь по заповедям Христовым, усвоение святоотеческого предания - во всей полноте соответствуют всем проявлениям жизни в человеке, со всех сторон несут ему исцеление.

Бог абсолютно свят, абсолютно свята и Его Церковь, о чем Он сказал Сам: «Врата адовы но одолеют ее» (Нф. 16,18). Но эти слова говорят и о том, что пытаться одолеть Церковь будут всегда. Как свободен был человек в раю, так же свободен он в своем выборе и теперь: верить ли ему Богу и быть верным Ему, или верить диаволу и мнить себя богом - без Бога, в противлении Ему и осно­ванной Им Церкви. Причащаться ли человеку еще на земле благодатной жизни Царствия Небесного - через подвиг воздержания и отречения от тройственной похоти, составляющей «тело смерти» в падаем человеке. Или растлеваться сладострастным ядом гордыни, существовать, питаясь из «кладенцев (колодцев) сокрушенных» отравленной грехом твари.

«Не любите мира, ни того, что в мире: ето любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо вое, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (Иоан. 2, 16-17).

Христос дает человеку, который через любовь - т.е. исполнение Его заповедей -соединяется с Ним, жизнь истинную, блаженство по сравнению с которым вое самые высокие радости нашего падшего естества являются всего лишь смутной тенью. Об этом свидетельствует множество святых мучеников, которые, никем не понуждаемые, добровольно отдавали себя на страдные мучения и телесную смерть, потому что в их сердце уже жило Царство Божие. Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, мир мо­жет утешить в скорби - только отнятием этой скорби. Господь же дает утешение, которое попирает, убивает скорбь, хотя она продолжает действовать. На подобие этого духовного действия в земной жизни указал Господь, говоря о радости рожде­ния человека: «Жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился чело­век в мир» (Иоан, 16,21) - хотя она и продолжает страдать.

Поэтому если человек хочет действительно избавиться от корня своих душевных и телесных страданий, он должен искать соединения со Христом Спасителем в основан­ной Им Церкви. И опыт множества наших православных благочестивых предков говорит о том, что они имели эту благодатную силу -побеждать со Христом лежащий во зле мир - и наследовали Царство Небесное. В них происходило это исцеление, о котором так удивительно дерзновенно говорил Максим Исповедник: «Надлежит нам соединить любовию тварную природу с природой нетварной, проявляя их в единстве и тождестве стяжанием благодати».

Такой, достигший христианского совершенства человек становится еще в этой зем­ной жизни выше зависимости от всего тварного, что мы видим на примере святых, которые искали скорбей и лишения плоти, которых так страшится тот, кто не обрел свободу во Христе. Тот, кто источник своей жизни ложно полагает в чемо тварном - будь то вещественное богатство, телесное здоровье или душевные отношения между людьми вне Христа.

 

О естественном врачевании

Но Господь милостив к нашей немощной природе, не требует от нас полноты совершенства, доступного для немногих. По Своей милости Он дает для облегчения наших страданий различные врачевания. Для этого в вещественном мире Он заложил возможность отчасти восстанавливать разрушающийся телесный состав че­ловека. Это - дар Божественной благодати и праведным, и грешным, дар милосердно­го Бога, ожидающего нашего к Нему обращения в покаянии, дар Того, Кто «повелева­ет солнцу Своему восходить над злыми м добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5,45). Так как природа вещества нравственно нейтральна, в отяг­чив от природы духовной, то естественные исцеления, медицинское искусство Госпо­дом не осуждаются.

Верующий человек видит в нем дар милости Божией и благодарит Господа. Так, ве­ликий хирург Филатов молился перед своими операциями: «Господи, руки - мои, а исцеление - Твое». Чтобы отказаться совсем от медицинской помощи, надо иметь глубокую, по вере, преданность в волю Божию, Так Серафим Соровский отказался от лечения в тяжелой болезни, полностью вручая себя Господу и Его Пречистой Матери. И Пресвятая Богородица явилось ему Сама и подала исцеление. Нам же, зная свою меру, следует благоразумно со смирением воспользоваться мудростью оптинских старцев, которые советовали обращаться за помощью к врачам, чтобы восстанавливать свою работоспособность, не требуя полного исцеления - что для несовершенной медицины, как правило, и невозможно. Всякому житию свое время и свой чин.

Болезни телесные и душевные - это следствие и оброки греха, проклятие Божие, которое мы сами на себя навлекли и навлекаем. Но Божие проклятие - не как человеческое, оно не кара, а средство к исправлений, покаяний. Много ли людей, пришедших к Богу от сознания благодарности за здоровье и земное благополучие? А скорби и болезни напоминают нам о том, что на земле мы не вечны, что от земных условий мы не можем ждать полноты блаженства, которого так жаждет ноне сердце.

Великое множество людей именно через болезни обращались к Богу и получали са­мое главное - спасение во Христе, жизнь вечную. При атом не так важно станови­лось, получено ли телесное здоровье. Так м Апостол Павел говорит: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор.4,16).

Надо еще сказать, что один из основных нравственных законов нашей жизни - все действительно ценное получать через тяжкий труд, исполняя Божие повеление. «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт.3,19). Подвергаясь медицинскому, иногда очень длительному и мучительному лечению, человек глубоко осознает немощь своей природы, смиряется, смягчается сердцем. И соответственно дорожит с трудом обретенным здоровьем.

 

О греховном, ложном «исцелении» через колдовство

Но дьявол соблазняет действовать, противясь закону Божию, что проявляется и в этой области. Во все времена, у всех народов были известны другие способы «изле­чения» - через магические, колдовские действия. Те, кто «исцелял» таким обра­зом - языческие жрецы, колдуны, шаманы - всегда вызывали естественный страх. В отношении их в Ветхозаветном законе даются самые жесткие повеления: «Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, обаятель, вызывавший духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18,10-12). Наказание за такие дела полагалось наравне с грабителями и убийцами. И не случайно.

Человек, по замыслу Создателя, был точкой, соединявшей горний мир светлых ду­хов и вещественный космос. Разорвав связь с Богом, человек стал недостоин обще­ния со светлым духовным миром: «Святые духи уклонились от общения с человеком, как с недостойным такого общения, духи падкие, увлекшие нас в свое падение, сме­сились с нами, и чтоб удобнее было содержать нас в плену, стираются соделать и себя, и свои цепи для нас незаметными» (Святитель Игнатий Брянчанинов, «Слово о смерти»).

Стремление развить в себе любые естественные способности не во Христе, не для служения Церкви, а для увеличения своего сознания, расширения своей самости - это собирание себе дров м хвороста для вечного геенского огня, куда будет вверг­нуто «всякое растение, не Отцом (Небесным) насажденное» (Иоан. 15,5). «Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает» (Мф. 12,30). Это справедливо по отношению и к телесным, и к душевным способностями человека.

Но особенно опасно пытаться развить в себе т.н. «духовные способности», спо­собности падшего человеческого духа, смесившегося с духами бесовскими и противодействующего Духу Святому. И все «духовные достижения» вне Православия, не ос­нованные на глубочайшем покаянии и осознании своей немощи, без самораспятия - прямое служение Сатане. Эта деятельность губительна для того, кто ею занимается; она погубляет, дает сугубый вход демоном в души тех, кто по легкомыслию или зло­му умыслу прибегает к помощи колдовских методов. Это касается и лечения.

Демон и его служитель - колдун (как бы он ни именовался: маг, экстрасенс, на­родный целитель) - не может, будучи человекоубийцей и лишенным жизни, помогать людям. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (Иоан. 10,10). Наши предки удивительно точно назвали эту тьму бесовскую словом «не­жить». Диавол не хочет и не может уменьшить в этом мире количество зла - он, всемирный тать, существует только за счет лжи и разрушения Божия мира. Более же всего - за счет язв человеческой души. Его власть - это власть манипулировать и перераспределять, чем он имитирует недоступную ему божественную способность к творчеству. (Нам, живущим в стране, без малого век как отвергшей закон Божий и избравшей своим законом закон бесовского существования, во всей полноте видны плоды этого адского существования - полное истощение жизни).

Демоны сеют в нас многоразличные страсти, которые делают нас мерзкими для Бога, и затем питаются жизненной энергией своих жертв. Об этом предупреждал Апостол Петр: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5,8).

Вот пример из современной жизни. Одна колдунья, которой этот «дар» достался по наследству от матери, рассказывала, что однажды ее попросили свести бородавки у одного человека. Это она делала с легкостью. Но на следующий день к ней прибежа­ла жена «исцеленного» - теперь у нее все руки были в бородавках. Оказывается, после ухода «целительницы» эта женщина подмела пол - и этого было достаточно чтобы болезнь - не уничтоженная, оставшаяся в мире, умножившаяся от магических закли­наний - перешла на нее.

Этот простой пример показывает общую схему беззаконных бесовских действий: за улучшением в чемо частном, достающееся просто и безболезненно - идет оплата или за счет другого человека, или за счет повреждения своих, как правило более ценных, органов тела, а главное - в любом случае за счет своей собственной души. Всякий контакт с демонической силой и ее адептами - губителен для человека. Вы неизбежно получите вместо обещанного «целителем» золота - горшок с нечистотами, заплатив угрозой вечных мучений, по сравнению с которыми любые земные страдания вполне ничтожны.

Таким образом, если в эт1-ом разделе мы говорили о совершенном, Божественном, сверхъестественном исцелении, во 2-ом о естественном, то здесь говорится о нижеестественной греховной попытке получить избавление от страданий. Это соот­ветствует трем состояниям, в которых может находиться человек, как учат святые отцы: сверхъестественном (духовном), естественном (душевном) и нижеестественном (плотском).

 

О частном виде современного колдовства - «кодировании»

Об опасности «духовных» исцелений наша Церковь уже неоднократно предупреждала (См. «Троицкий благовестник» №1; ЖМП №2 за 1989 г.). Мы же хотим остановиться на «исцелениях» методом кодирования, которое как-то незаметно, в отличие от шумихи с сеансами экстрасенсов вошло в нашу жизнь.

Печатная и радиореклама постоянно приглашает к многочисленным кодировщикам за исцелением от таких тяжких недугов как алкоголизм, токсикомания, ожирение... Осуществляют кодирование, беря за это немалые деньги, люди с совершенно разной духовной ориентацией, их нравственный облик никого не интересует. Характерно, что публикации в печати, рекламирующие кодирование, также как публичные выступ­ления кодировщиков никогда не раскрывают механизма «исцеления».

Сутью же этого метода является оккультное воздействие на психику пациента че­рез сконцентрированную душевную энергию «кодировщика». Кодирование, как и прочие магические воздействия, непременным условием ставит открытость, пассивное внима­ние и безусловное доверив «целителю».

«Вы куплены дорогой ценой (ценой крови Христа Спасителя), - говорит Апостол Повел, - не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7,23). А именно этого духовного рабства требует кодировщик. Христос дает человеку свободу: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан. 8,36). Диавол через обман, через своих служителей всегда ведет к порабощению.

Характерно бесстыдное самохвальство «психоцелителей». Традиционная медицина сознает ограниченность своих методов и предупреждает о всегда сопут­ствующих побочных отрицательных эффектах, иногда очень значительных. Кодировщик же «излечивает» разнообразные, тяжелейшие патологические состояния якобы без всякого вредного последствия. При том, что воздействие идет через оскверненную грехом душу «целителя»...

И все же - мы живем в мире, где за все надо платить. За освобождение человека от рабства греху Христос заплатил цену Своих страданий и смерти. Какую же цену -кроме рублей - платит пациент кодировщика за освобождение от многолетних привычек к алкоголю, табаку, обжорству? Внешне - никакой. Один совершенно безболезненный сеанс - и ты свободен. Возможно ли такое на самом деле?

По своему действию кодирование подобно хирургической операции лоботомии - рассечения полушарий головного мозга. При этом снимается очаг возбуждения у агрессивных психических больных, но безвозвратно губятся высшие способности человека - тонкость интеллекта, эмоций, творческие возможности. Кодирование - духовная ло6отомия, но человеку, чуждому благодатной церковной жизни, смутить это практически невозможно.

Для современного человека, воспитанного в материалистической идеологии, весьма трудно разобраться с хлынувшими на него явлениями духовного мира, еще недавно признававшимися несуществующими, выдумками человеческого невежества. Надо помнить: действия Божественные, силой Святого Духа, происходит только в Право­славной Церкви. Совершаются они через тех, кто по воле Божией несет тяжкий крест истинного дара исцелении, тех, кто подготовлен к нему долголетним подвигом пра­вославной аскезы и достиг смирения Христова. Если о таких людях говорили, что ими совершено то или иное чудо, то они всегда указывали на ошибку такого взгля­да: исцеляет Дух Святый, посланный в нам мир по благоволению Бога Отца Господом Иисусом Христом. Действует Дух Святый через Своих избранников: «Дивен Бог во святых Своих»(Пс. 63,36).

Церковь в своей практике с большой осторожностью следит за тем, чтобы эти свя­тые действия не подменялись развитием и действием падшего человеческого духа. Если в подвизающемся монахе быстро начинали проявляться необычные свойства - прозорливость, дар исцеления - им предлагалось изменить род подвига и молиться об отнятии этих способностей, как могущих развить в неокрепшей душе убийственный грех - духовную гордость.

Один из великих старцев, обладавших даром (истинным!) исцелений, стал замечать в себе действие тщеславия. Понимая опасность этой страсти, он стал молить Бога о том, чтобы Он послал на подвижника беснование. Господь исполнил его просьбу, старец стал одержим бесом в столь сильной мере, что пожирал собственные испражнения. И слепотствующие духом многочисленные поклонники, чье внимание соблазняло старца, решили, что они ошиблись, что старец этот неугоден Богу, и удалились от него. После того, как через такое страшное добровольное искушение дух старца еще более окреп во смирении - бес отошел от него, и он после преуспел в еще большую меру.

Такое ли отношение к себе, к Богу видим мы у «духовных целителей», большая часть которых или неверующие, или оккультисты - т.е. прямые служители Сатаны.

Благодать Божия может освящать пассивное вещество - особенно после пришествия во плоти, Бога Слова, освятившее его. Это мы видим на примере святых икон, свя­той воды, святого мирра - через которые в Церкви совершается множество исцеле­ний. Господь совершил величайшее чудо исцеления слепорожденного посредством сомой низменной вещи - грязи, замешанной со слюной. Его Божественная природа сделала это «брение» исцеляющим,

Но духовная природа «нравственно активна, и невозможно действие Святого Духа через зараженное грехом духовное существо - будь то демон или душа нераскаявшегося грешника. «Что общего между светом и тьмой, между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6,14).

И экстрасенсы, и гипнотизеры, и частный их вид - кодировщики разрушают своими оккультными методами защитную систему человеческой души, охраняющую ее от темно­го бесовского мира, который окружает нас. Происходит это через концентрацию внимания пациента на личности «целителя», через которого, как через медиума, происходит демоническое воздействие.

Мы читаем о жертвах, которые приносили идолом древние язычники или приносят и сегодня дикие племена в Африке, и нам кажется это что-то экзотическое, не имевшее отношение к нашей жизни. Но экзотичны и историчны только внешние формы. Суть идолослужения едина с момента падения Адама и до последних мгновений существова­ния этого падшего мира. Суть - кощунственное, испытывающие долготерпение Божие, отторжение от Бога высших способностей человека, которые должны быть посвящены только Ему: внимание, воля, вера, надежда, любовь. И отдача их бесу. Суть - в отрыве от Источника жизни и соединении с бездной геенского небытия.

Под видом сеанса кодирования совершается идолослужение, где роль идола - медиума с демоническим миром - является кодировщик. Ему человек, подготовленный предварительной психологической обработкой, отдает то, что составляет стержень нашего существования - внутреннее глубинное внимание. Не случайно святые Отцы учат, что основа всех грехов - рассеянность, рассеяние внимания. Оно долимо быть направлено вглубь нашего сердца, прислуживаться - внимать голосу Божию, через совесть звучащему в нас. А вместо этого направляется на внешнее, зараженное гре­хом творение.

Сторонники «экстрасенсорного воздействия» ссылаются на то, что словом можно исцелить и убить, но и поддержать человека в обыденной жизни. Так почему же «доброе» словесное воздействие не культивировать - и использовать на благую по­мощь в освобождении от болезней душевных? Ссылаются даже на Священное Писание: мол, Христос говорил, что «возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16,18). А где в Церкви можно это уви­деть? - а вот мы, экстрасенсы, возлагаем - и исцеляем, как Христос сказал.

На первый тезис надо ответить, что в обыденной жизни человек - существо, про­низанное грехом, и слово свое употребляет греховно. Да, мы на каждом шагу видим, как один человек через слово порабощает другого, навязывает свою волю, внушает свои представления. Но это-то разлитое, рассеянное в обычной жизни обычных людей воздействие и является основой того, что в концентрированном виде становится явной магией.

Для того, чтобы быть блудником и погибнуть для вечной жизни от этого греха, не обязательно достигать «высот» Дон Жуана. Так и множество людей, в жизни не державших колдовских книг, будут истязаны на мытарствах колдовства и ворожбы за свои несознаваемые колдовские действия, которые мы, совершаем всякий раз, когда насилуем волю ближнего.

Что же касается ссылок на Писание, то здесь служители отца лжи и демагогии и поступают как демагоги. Выдирают отдельные слова, для оправдания своего плотско­го умствования, противного церковному понимаю. Действительно, в Евангелии мы многократно читаем, как Христос исцелял возложением рук - но это были истинные, божественные исцеления, потому что они были основаны на вере в Него как Сына Божия, основаны на покаянии. Их Христос и поныне подаёт в Своем Снятом Теле - Церкви,

В Св. Таинстве Соборования священник, носящий образ Христа, возлагает Св. Евангелие на главу болящего, говоря, что не он, грешный и недостойный, - но Сам Христос возлагает Свою всесильную руку, которая во Святом Евангелии, и подает исцеление в прощении грехов. Подаёт в той мере, которая полезна для души страждущего.

Слова же о исцелении возложением рук - вырваны из контекста, в котором гово­рится о видимых знамениях, сопровождавших покаяние и обращение ко Христу по про­поведи Апостолов, т.е. о видимые свидетельствах того невидимого исцеления, о котором мы говорили в 1-ом разделе (см.также Мк. 16,15-18).

Господь, по снисхождению к немощи человеческого неверия, даровал Апостолам являть такие внешние знаки силы Божией. И действительно. Апостолы и святые исце­ляли внешние, телесные болезни, чтобы привлечь ладей ко Христу - истинному врачу душ и телес. Чтобы через телесное исцеление пробудилась в человеческом сердце благодатная всеспасающая вера в Господа Иисуса Христа.

Еще раз: разве это - цель кодирования, благополучно совершаемого людьми неверующими и враждебными Христу?

Тем, для кого вышесказанное является неубедительным, рекомендуем задуматься над таким вопросом. Если возможно и естественно воздействие воли одного человека на другого, которое исцеляет от страсти к опьянении алкоголем, почему не «кодировать» на освобождение от страсти к опьянении блудными ощущениями, любостяжани­ем, властолюбием, самолюбием и т.д. - т.е. любой страсти?

Если не обязателен подвиг для освобождения, при помощи благодати Божией, от частого вида греха, если можно «по кривой» обойти тот путь пролития пота и крови в борьбе с грехом, которым или все святые - так давайте прямо «кодироваться» на святость!..

 

О том, что одержимым болезненным пристрастием надо прибегать ко Христу и не отчаиваться

Что же предлагает Церковь тем, кто страдает от недугов, в частности от пристрастия к опьянению? Она не льстит, не предлагает яда вместо лекарства, оно предупреждает, что исцеление с помощью Божией возможно только при усиленном и претрудном подвиге - внутреннем движении самого больного.

Начало пути: осознать, что корень зла - в неправильном выборе источника жизни, в попытке найти блаженство не в благодати Божией, которую Господь подает тем, кто следует Его заповедям, проявляя в этом свою любовь к Богу, а в телесных, ве­щественных суррогатах. В том, что человек меняет достоинство быть свободным ча­дом Божиим на рабство плоти, греху и диаволу. Надо, во-первых, ужаснуться своему унижению, как ужаснулся блудный сын, осознав себя пожирающим из грязного корыта корм для свиней, и вспомнишь, что нам обещано нетленное Царство Небесное.

Во-вторых, надо от всей души признать единственным виновником своего бедственного положения - самого себя, не обвиняя ни обстоятельства, ни ближних. Это будет фундаментом, на котором только и можно прочно построить действительно новую жизнь.

И после этого надо, подобно евангельскому блудному сыну пойти ко Отцу. Шагами на этом пути будут и молитва своя, и молитва Церкви, принятие Таинства - Покая­ния, Крещения (если кто не крещен). Соборования, Причащения. Шагами будут сознательные усилия воздерживаться от пагубных привычек при содействии получаемой в Таинствах благодати. Это будет развивать, оздоравливать больную волю (а не свя­зывать ее, как у лжецелителей).

Да, но этом пути будут падения и отступления назад - наша природа очень слаба! Но постепенно укореняясь в церковной жизни мы получаем и надежду на вечное спасение и исцеление своих недугов. Ведь пьянство - только частный вид греха, борь­ба с которым для христианина продолжается всю жизнь. И мы надеемся на милость Христа. Который, если мы с любовью, верой и надеждой обращаемся к Нему. Своею Кровию смывает позор наших грехов и падений.

Рассказывают такой случай. Был один несчастный человек, одержимый блудной страстью. Много раз приходил он в храм и у Распятия слезно каялся в своей страсти. Но стоило ему выйти из церкви, и он неудержимо стремился совершить привычный грех. Однажды он в очередной раз оплакивал свою многолетнюю слабость и умер у Креста Господня. Явился диявол, желая взять душу блудника и говоря Христу: «Он мой, потому что отступал от Тебя и исполнял мои повеления!» Но Христос ответил: «Неужели Я буду менее милосерд к Своему творению, за которое Я пролил Свою Кровь? Ведь он и от тебя отступал и опять шел ко Мне! Грядущего ко Мне не прого­ню вон. Если ты готов простить его непостоянство, то не тем ли более Я? Итак, в чем застану, в том и сужу». И принял душу грешника в Свое Царство, куда первым вошел не праведник, не пророк - но разбойник покаявшийся.

Да, Апостол говорит: «Не обманывайтесь, ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6,9). Но это полностью относится к тем, кто живет в этих грехах нераскаянно, принимая их как должное, не борясь с ними. А для тех, кто ведет борьбу, у Праведного Судам есть веси и мера, н милосердие. Так что пусть не отчаивается, не сомневается, но мужественно встает от падения всякий грешник - в том число и тот, кто борется с пьянством. И к телесным, и к душевным недугом относится закон: болезнь входит пудами, а выходит золотниками.

 

О том, что надо остерегаться зла, маскирующегося святыней

Бог от начала положил перед человеком жизнь и смерть - чтобы мы избирали жизнь. И в отношении исцелении нашей свободе оставляется выбор: идти ли нам пу­тем законным, через покаяние и сопутствующую ему силу Божию. Или, отвернувшись от Бога, искать средства, дающие мнимое исцеление за счет увеличения в мире сил разрушения и смерти. Сочетать то и другое - невозможно.

Как писал Афанасий Великий: «Когда искусства н училища волхвов попраны, как не после приветствия к человекам Божественного Слова? Наконец - когда мудрость языч­ников сделалась глупостью - после того, как истинная Божья премудрость открыла Сама Себя на земле... Прежде вселенная была преисполнена обманами оракулов и лонными понятиями человеков. Предметом удивления для всех были оракулы Дельф, Додоны, Виотии, Ликии, Египта и Кавир, равно как и Пифии; но ныне, когда повсюду проповедуется Христос, совершенно прекратилось их неистовство, и нигде между ними уже не обретается пророка».

К сожалению, потомки христиан через две тысячи лет по воскресении Христовом так обезумели, что возобновили служение бесом, прикрывая его шелухой псевдонауч­ных терминов. Мнимое добро, приносимое демонами и их служителями, резко отверга­ется Церковью, как только может Мать отвергать сладкий яд, приносимый ее детям убийцами.

Но что мы видим сейчас в практике нашей жизни? Нет ничего удивительного, что сеансы современных магов - называются ли они экстрасенсами, кодировщиками или впрямую колдунами - привлекают к себе толпы вчерашних атеистов - людей нецерковных. Ведь еще три года назад по законодательству нашей страны обучение Закону Божию каралось тюремным заключением. 70 лет насильственного духовного невежест­ва - и еще перед этим два века утонченных внутренних гонений на православие во внешне православной России - сделали свое странное дело, оставили миллионы наших сограждан беззащитными перед всесторонней духовной агрессией сектантов и оккультистов. Наша духовная слепота хуже, чем у диких племен: у них хоть не вытра­влен инстинктивный страх перед служителями диавола - колдунами и шаанами. У нас же идти на сеансы магов - калечить и так изувеченные души и тела - призывает всевозможная купленная реклама.

Это страшно. Но страшнее другое - когда служители Церкви, которые должны как пастыри охранять людей от давно известных Церкви погибельных путей, благословляют проведение и участие в магических сеансов. Мы видим священников и иерархов, благословляющих колдовские сборища, видим, как магические пассы «целителей» предваряются православными молебнами. Видим, как некоторые из «целителей» упорно доказывают, что они - православные, что их деятельность - прости, Господи! - дар Духа Святого. Как настойчиво лезут они к иконам, чтобы «подпитаться энергией», и в самый алтарь! Невозможно соединение Христа и велиара, светлой благодати и темной магии!

Но ложь всегда стремится прикинуться истиной. Как пишет тот же Афанасий Вели­кий: «Если бы великий демон, диавол, изобретатель злобы, достойный сам по себе всякой ненависти, тотчас открывал себя, то каждый отгонял бы его как змия, как дракона, как льва, ищущего похитить и пожрать кого только можно. По этой причине он прячется и прикрывает себя, лукаво присваивает себе имя, вожделенное для всех человеков, чтобы обмануть человеков ложною наружностию, и уже обманутых заковать в свои цепи. Как кто-либо, желающий увлечь чужих детей в рабство себе, принимает в отсутствие родителей их подобие этих родителей, и при посредстве этой хитрости обманув горящих любовью к родителям сынов, уводит их далеко и погубляет несчаст­ных: так и нечестивый демон, извивистый и луковый диавол, не дерзает показываться кому-либо таким, каким он есть: зная же, сколько человеки любят истину, принимает на себя личину правды, и этим средством изливает яд свой в последователей своих».

Известны многие случаи, когда диавол являлся для обольщения повижника в виде Ангела лил Самого Христа. Такое искушение притерпел, например, наш великий святой Никита Новгородский. На старинных картинках, в рукописях мы видим, что такой»ангел» или «Христос» нарисован с красивым лицом, в ореоле света, но сзади свешивается бесовский хвост или на голове прорезываются рожки. Вот такую духовную химеру - чудовище, нежизнеспособное соединение несоединимого по сути своей - мы видим, когда соединяются церковные молитвы и магические заклинания.

Почему же это происходит - т.е. зачем надо это «целителям», из которых большую часть все-таки обходится благополучно без православного антуража, и почему на такое противоестественное соединение идут некоторые церковнослужители?

Сначала ответим на первый вопрос. Здесь есть две причины - одна внешняя, другая скрытая, эзотерическая. Внешняя связана с тем, что как бы ни уродовали рус­ского человека коммунистической идеологии, все же Россия остается страной православной, последним оплотом Христовой Истины в мире. И авторитет Православной Церкви - прекрасная реклама для «целителей», делающих бизнес на магии. Русский человек глубоким инстинктом чувствует: где Церковь - том чисто, тому, что благословлено Церковью, можно довериться. Ну, а то, что суждения Церкви о том иди ином вопросе - это суждения ее соборного разума, а не частные соображения и высказывания отдельных священников и епископов - это, к сожалению, сейчас с трудом усваивается даже многими внешне церковными людьми, не говоря уже о людях нецерковных. Вот и стремятся заручится наиболее ловкие и циничные «целите­ли» благословениями священников, стараясь выбрать по возможности наиболее известных и авторитетных.

Второй, внутренний аспект порождения таких химер издавна известен в практике традиционных ворожей и колдунов. Ведь что часто говорят многие легковерные по­сетители деревенских «бабок»: «Так ведь у нее же иконы висят, она же молитвы чи­тает». Читает - да что это за молитвы? Фразы из церковных молитвословий перемешаны с заклинаниями! Та же самая «словесная химера», что и у заклинателя-кодировщика, предваряющего свои заклинания молебном!арактерно, что во время самого-то кодирования уже ни о Христе, ни о Церкви не упоминается).

Если проверить результативность кодирования с привлечением церковного антуража и без него - в первом случае она, наверно, должно быть выше. Но это не доказате­льство того, что помощь «целителю» идет от Бога - как раз наоборот. Сила магического воздействия пропорциональна мере отступления колдуна от Бога, мере его преданности сатане, а ничто так не приятно ему, как кощунство над всем божественным . поэтому и говорил Господь, рассказывая о последних временах, о «мерзости запустения, стоящей на святом месте» (Мф.24, 15).

Один священник рассказывал такой случай. Он посещал одно почитаемое в народе место - святой источник, где раньше стояла, разрушенная впоследствии большевиками, часовня. Народ сохранял понять святыни, потаенными тропами приходил, чтобы омыться в источнике, взять из него воды. Приносили люди и оставляли с ним рядом образочки, крестики, конечно, самые простые. И вот в одно из посещений этот свя­щенник с ужасом увидел странную вещь - из-под простенького оклада ризы Христа Вседержителя злобно смотрела прямо таки сатанинская харя! Поборов страх, он взял этот странный «образ» - каково же было его удивление, когда он, сняв ризу, уви­дел под ней картинку - благодушно улыбающегося Будду! Ложная красивость этого бесовского образа выявилось, высветилась при соединении ее с атрибутом образа Христа!

Так и всякое употребление не на должном месте святыни еще злее делает сопутствующее ему надругательство над нею.

И чем больше кощунство, презрение к Закону Божию - тем большей энергией безза­кония обладают действия мага. А ведь это великое кощунство - «соединять» святые слова, исходящие от Самого Бога-Слова, и магию греховного слова падшей твари, наполненного нечистым духом. Велико и неизбежно наказание, которое навлекает на себя такой кощунник - и дай Бог, чтобы оно пришло все же во время его земной жизни, когда еще возможно покаяние!

Почему же но такое «сотрудничество» идут некоторые церковнослужители? Да пото­му, что благодать священства не гарантирует непогрешимости человека, потому что уже несколько столетий на ному строну, по слову поэта, насылается «гуманистический туман» - в котором теряется христианская иерархия ценностей. Гуманистическое видение мира все сводит к пользе ко всяческому удовлетворению человека в его земной жизни. Из сознания вытравляется страх Божий, сознание того, что любовь и верность Христу - несравнимы ни с какими другими ценностями. Любовь духовная во Христе, бесстрастная, возводящая в Царство Небесное - подменяется страстной и слащавой духовностью.

Поэтому помощь в облегчении физического страдания, исцеление любой ценой становится самодовлеющей ценностью, даже если это цена душевной поги­бели в результате пряного контакта с темным демоническим миром. И как в тумане легко принять одно за другое, так гуманизм стирает различия между деяниями Духа Святаго и действованиями падшего человеческого духа, инспирируемого духом бесов­ским.

А разве не ясно говорит Апостол любви Иоанн Богослов; «Возлюбленные! Не всяко­му духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божьего (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и вся­кий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже есть в мире» (1 Нови.4,1-4).

И если духовная сила, производящая «исцеления» в кодировщиках, экстрасенсах и т.д., действует в людях безбожных, язычниках (йогах), иногда прямых сатанистах - не нужно ли очень крепко задуматься, когда эти же действия преподносятся «под соусом» православной атрибутики?

Церковь давно выработала практику, спасительную для грешников: тот кто оскорбил Бога прямыми контактами с сатанинской силой через любой вид колдовства и гадания - в первую очередь должен бросить свои кощунственные занятия, сжечь книги и принадлежности колдовских ритуалов. Только после этого, через покаяние и наложение епитимии он принимается в число членов Церкви.

Пытаться же соединять освящающие церковные действия и магические ритуалы - куда хуже, чем благословлять идущего в публичный дом и освящать это заведение. Там в блудное соединение вступает лишь тело человека (и то уже великий грех!), в демонических же сеансах совершается блудное соединение человеческой души и духа бе­совского. А ведь, как сказано. Господь даже до ревности любит дух, живущий в нас (Ик.4,5).

Нужна большая осторожность, проверка всех наших понятий на соответствие с опытом Церкви - ведь душа у нас одна, и жизнь, за каждое слово в которой дадим от­вет Богу - тоже одна. Поэтому св. Апостол Иуда предупреждает: «Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, о других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена пло­тию» (Иуда,21-23).

Чтобы благополучно жить на земле, мы должны изучать законы земного мира и сле­довать им. Чтобы наше благополучие простиралось и на жизнь вечную - должно изу­чать и следовать законам духовным, хранительницей и учителем которых является основанная Христом Св. Православная Церковь. «Если мы, будучи наказываемы плотс­кими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покоряться От­цу духов, чтобы жить?» (Евр. 12,9).

 

Заключение

В заключение надо сказать, что сила нашего врага - только в нашей слабости. И люди, страдающие от недугов, зачастую идут к ложным врачам, потому что мы, православные, не потрудились открыть перед ними церковную сокровищницу истинных исцелении. Сейчас необходимо как можно скорее возрождать практику православных обществ и братств трезвости, воскресить опыт таких наших русских подвижников, как С. Рачинский м.СПб Епархиальные ведомости, № 3. 1991; Е.Поселянин, «Идеалы христианской жизни»). Нива духовного делания огромна; да пошлет Господь делате­лей Своих на жатву Свою! (Мф. 9,38)

Аминь

 

 

Hosted by uCoz