Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Татьянин День. 2002.
№48. С.10-13.
О мунистах или, как они себя
называют, Церкви унификации, написано много. Да и каждый, наверное, житель
большого города не раз встречал на улицах молодых людей, настойчиво приглашающих
послушать лекции о чистоте любви. «Церковь» основана в США в 1972 году
корейским проповедником Сан Муном. В основе учения Муна - смесь восточных религиозных идей, фантазий самого
основателя и небольшого числа христианских элементов. Организация имеет сложную
полусекретную структуру и под разными подставными
именами проводит крупные коммерческие операции. Главная цель секты - обогащение
верхушки и самого Муна. Наш корреспондент Илья
Казаков решил взглянуть на мунистов изнутри.
Мне всегда было непонятно: растет человек в нормальной
семье, получает нормальное воспитание, в школе изучает историю своей страны.
И вдруг после пары каких-то невразумительных лекций соглашается считать своим
«истинным отцом» какого-то толстого корейца, а своим «истинным отечеством» —
Корею, которую даже никогда не видел. Соглашается отказаться от своей прошлой
жизни, родственников, друзей, интересов и достижений — для того лишь, чтобы
идти собирать на улицах деньги для «истинного папы».
Разобраться с этой проблемой я решил с помощью старого доброго
журналистского способа. Я внедрился в дружные ряды сектантов-объединителей.
Как заделаться сектантом
План был прост: профланировать по
улицам центра Москвы, особенно плотно облюбованного мунистами,
и нарваться на предложение посетить их лекции. Дальше — по ситуации. Выходя на
улицу, я заранее настраивался на долгие поиски. Но то ли
повезло, то ли они действительно оккупировали весь центр, но уже через пять
минут я засек в потоке народа на Тверской неряшливо одетого индивидуума с
ищущим взглядом. Придав своему лицу как можно более рассеянное выражение
(как показывает практика, с целеустремленными и серьезными людьми мунисты разговаривают редко), я медленно пошел мимо него.
Чутье не подвело: индивидуум остановил на мне взгляд и, изобразив на лице
кривую улыбку, шагнул наперерез.
— Можно задать вам вопрос? — заискивающим голосом обратился он
ко мне. — Как вы относитесь к сохранению целомудрия до брака?
—
Положительно... — неуверенно пробубнил я в ответ, с большим
трудом преодолев желание послать его подальше. — А что?
— Понимаете, мы из
федерации молодежи «За мир во всем мире», — пояснил мунист,
почему-то говоря о себе во множественном числе. — Не хотите ли посетить нашу
лекцию о чистоте любви?
—
А сколько стоит? — подозрительно осведомился я.
—
Бесплатно! — обрадовался
сектант.
— А идти далеко? —
снова заупрямился я?
— Нет-нет, тут совсем рядом! — Сикст замахал
руками куда-то в сторону Большой Никитской.
— За две минуты дойдем!
По дороге мы познакомились. Оказалось, что зовут индивидуума
Алексеем и ему 24 года. В армии он не служил, зато окончил два курса
радиотехнического института. Потом проникся «идеей истинной любви» и стал мунистом. В секте с двадцати двух лет. Судя по всему,
двухлетний мунистский стаж никак в положительном
плане на нем не отразился, даже наоборот. Бомжеватая
одежда, постоянно опущенные плечи, ненормально напряженный взгляд с каким-то
испуганно-наглым выражением лица позволяли предположить, что у Алексея плохо не
только с финансами, но и с головой. Вроде бы и не сумасшедший, но и на нормального не особо тянет.
— А кто у вас в организации главный? — спросил
я, когда мы свернули с Большой Никитской в Средний Кисловский переулок.
—
Наш основатель — Сан Мен Мун! — с явным
благоволением сообщил сикст.
— Как-как? Сунменман?
Такое перевирание имени «истинного папы» заметно покоробило
Алексея.
— Да нет же! — заявил он и еще раз раздельно произнес имя
главного муниста.
— Он что, не русский,
ваш основатель?
— Да, Сан Мен Мун из Кореи. — Алексей посмотрел на меня и, видимо, оценив
меня как достаточно тупого, пояснил: — Он кореец.
В этот момент мы повернули во двор дома номер два и
оказались перед отдельным от других подъездов крыльцом.
— Ну
вот и пришли, — объявил Алексей и открыл передо мною черную бронированную дверь
зловещего сектантского логова. Логово оказалось маленькой евроремонтовской
квартиркой, отделанной под офис средней
руки. Алексей сразу побежал искать «кого-нибудь, кто прочитает лекцию», а я
стал разглядывать разложенные на тумбочке яркие цветные брошюры с
жизнеутверждающими названиями типа «Идеальная семья», «Истинная любовь и
истинная семья», «Принцип Объединения».
Некоторые книги были почему-то на частично понятном английском, но
больше половины — на вообще непонятном,
по всей видимости, корейском языке.
Вернулся Алексей через несколько минут и, поскольку лектора
еще не было, стал показывать мне альбом с мунистскими
фотографиями. На первых фотках были запечатлены
толстый лысый кореец с женой и детьми.
— Это наш основатель
Сан Мен Мун со своей семьей.
Дальше шли снимки вполне русского вида сикстов,
отгребающих снег от стены какого-то дома.
— Так мы помогаем различным детским домам, — продолжал
Алексей, впрочем, затруднившись сказать, о каких конкретно детских домах идет
речь. На последней странице красовалась фотография группы благообразных
молодых людей с музыкальными инструментами:
— Это наша собственная музыкальная группа.
Тут появился лектор — существо полусумасшедшего вида с типичной
для мунистов дурацкой
полуулыбкой. Существо представилось Ксенией и предложило пройти в соседнюю
комнату. О лекционном назначении этого помещения свидетельствовали несколько
стульев и маркерная доска на стене. Остальные стены были завешаны разными
фотографиями каких-то непонятных корейцев, а на самом почетном месте красовался
уже знакомый мне портрет «истинного отца и основателя». На доске была
нарисована сложная схема с картинками, графиками, диаграммами и различными комментариями.
Лекция оказалась вводной, с красивым названием «Об истинной любви» и длилась сорок
минут. Содержание сводилось к уже известному мне от Алексея постулату
соблюдения целомудрия до брака и создания истинной семьи.
—
А самая истинная семья — семья Сан Мен Муна, —
логически завершила лекцию Ксения. После чего мне ненавязчиво было предложено
сделать «небольшой добровольный
взнос» размером в двадцать рублей.
От взноса я откосил, сославшись
на студенческую бедность вообще и отсутствие денег в данный момент в
частности.
—
Ничего, взнос можно будет сделать и позже, когда будут деньги, —
обнадежили меня. — А пока заполните анкетку.
Мне протянули листок с кучей
разных граф. Сикстов интересовали мои паспортные
данные, образование, место работы, сведения о родственниках, место проживания,
телефон и даже девичья фамилия матери.
После заполнения «анкетки» сиксты обговорили со
мной время следующей лекции, а затем тепло попрощались. Пожав руки своим новым
друзьям, я отправился домой.
Чего хочет Мун
«Принцип творения» — так называлась новая лекция, на которую
я пришел на следующий день. Лектор по имени Саша, сбиваясь и запинаясь, с
блеском в глазах рассказывал мунистское толкование
Старого и Нового Писания. Согласно «библейским исследованиям доктора Сан Мен Муна», Ева согрешила, вступив в сексуальную связь с
дьяволом, из-за чего у нее с Адамом не получилось создать «истинной семьи».
Чтобы исправить эту ошибку, Бог направляет на землю Иисуса Христа. У него тоже
не получается основать «истинную семью», он не выполняет
своего предназначения. И теперь вся надежда на «нового мессию, присланного
Богом». То бишь на самого Муна.
Он чужих ошибок не повторил: и семью основал, и человеческую природу этим
чудесным образом от сатанинского влияния исцелил. Христа, который не смог при
жизни создать «истинной семьи», Мун заочно повенчал с
одной старой кореянкой, «за что Иисус был ему очень благодарен». Соответственно,
в рай после смерти попадут исключительно последователи «истинного папы» —
остальным туда вход заказан.
Всю эту ахинею мунисты подают в
очень логичном виде, но, если слушать внимательно, обнаруживаются
многочисленные небольшие противоречия и нестыковки. Видимо, «преподобный
доктор Мун» не дал себе труда подробно ознакомиться
с Библией. Кстати, всю свою мудрость лекторы черпают из толстой книжки под
названием «Принцип Объединения. Семидневный семинар». Написанной,
естественно, самим Муном. Составлен учебник как
гибрид инструкции по пользованию тапочками и букваря для малолетних идиотов: на его страницах есть все реплики, библейские
цитаты и диаграммы, нужные для прочтения лекций. Отступлений от общей канвы мунисты не любят, даже не слишком сложные вопросы всерьез и
надолго выбивают их из колеи. Что же касается истинности откровений «нового
мессии», то, как выразился при мне один сикст, «как
можно сомневаться в словах истинного родителя, ведь он — Сан Мен Мун».
Звездная пехота
Следующим этапом омуничивания
новичка становятся воскресные семинары. В отличие от обычных лекций, семинар
длится почти восемь часов.
— А в конце тебя ждет сюрприз! — хитро улыбаясь, пообещал
мне мунист Виталик.
Начался семинар с пения песенок. Все присутствующие, новички
и матерые сектанты, встали в круг и хором, под гитару, начали петь произвольно
выбираемые песни из специальных песенников. Причем песни никакие не
сектантские, а самые что ни на есть обычные: «Голубой вагон», «Черный кот»,
«Возьмемся за руки, друзья», «От улыбки станет всем светлей» и прочую всеми любимую
классику. Во время пения все страшно радуются, хлопают в ладоши и аж подпрыгивают на месте от избытка чувств. Закончилось
пение бодрыми ритмами экзотичной песни под названием «Звездная пехота»:
Смелее тяни за рули
высоты,
Взлетели другие, взлетишь
и ты!
На этом жизнерадостном аккорде глава нашего «образовательного
центра» Виталик отложил гитару, нас, новичков, развели по разным комнатам и
начали читать «углубленные лекции по Принципу». После трех часов непрерывной
лекции принесли обед — какую-то непонятную баланду, столь же неаппетитную и на
вкус. Мунисты набросились на варево с такой
жадностью, что стало понятно: особо заедаться руководство секты им не дает,
живут впроголодь. Кстати, за два месяца пребывания среди мунистов
я не видел среди них ни одного толстяка. Все тощие и слегка изможденные.
После обеда опять пели песенки, и снова пошли лекции. Наконец,
уже часов в шесть вечера, наступило время долгожданного сюрприза. Все снова
собрались в самой большой комнате. Меня и еще двух новеньких вытолкнули вперед
и начали поздравлять, кто во что горазд: маленький мунист-бурят
спел непонятную, но очень трогательную песенку на бурятском,
а залетный сикст из Америки прочитал поздравление на
английском. Русские сектанты тоже не ударили в грязь лицом и спели по песенке.
После такого интернационального поздравления неожиданно погас свет, и в
комнату внесли самодельный ритуальный торт со свечками, сделанный из печенья
и сгущенки. Высокая честь задуть свечи и разрезать торт была предоставлена
новичкам, после чего все вместе приступили к его
поеданию.
— Сегодня для вас необычный день, — с чавканьем дожевывая
последний кусок торта, провозгласил Виталий, — сегодня вы как бы заново
родились, и вступили в нашу большую семью. Теперь у
вас начнется новая жизнь!
Где окопались мунисты
Потусовавшись в секте, мне удалось
собрать кое-какую информацию
о ее структуре.
В Москве существуют три так называемых «образовательных центра». Центр города и
прилегающие к Кремлю улицы курирует центр в Среднем Кисловском переулке, дом 2, который почему-то называется
«Курским центром» (метро «Библиотека имени Ленина»). За Арбат и Новый Арбат отвечает
центр по адресу: Большой Николо-Песковский переулок, дом 4 (метро
«Арбатская»).
В районе Московского государственного университета на Воробьевых горах
хозяйничает центр, находящийся по адресу: Ломоносовский проспект, дом
15 (метро «Университет»). По моим наблюдениям, больше всего людей сектанствует в «Курском центре», а самый высокий уровень преподавания
и лучшие лекторы в образовательном центре на Ломоносовском проспекте — видимо,
сказывается близость МГУ. Лекции начинаются в 10, 12, 14, 16, 18 часов.
Воскресный семинар начинается в 10.00. Работу этих трех центров координирует
«Офис», где сидит вся мунистская верхушка, включая
и президента московской ветви церкви «Объединения» Сергея Крылова. Ветви секты
в других городах имеют похожую структуру.
Разговор по душам
Что сразу обращает на себя внимание —
среди мунистов собраны люди практически со
всех концов России, но почти нет москвичей. Видимо, у последних хватает мозгов
не попадаться на сектантскую удочку. Среди остальных много людей, у которых не
удалась жизнь и просто психов. За два месяца
пребывания в секте мне удалось откровенно побеседовать со многими сикстами. Одна девушка пошла в мунистки
из-за того, что ее бросил молодой человек и она «убедилась, что все мужики —
кобели». У другой было трудное детство и прибитые к полу
игрушки. Приличный с виду молодой мунист
регулярно слышит «какие-то потусторонние голоса из космоса». Многие пришли в
секту просто из-за того, что «не видят смысла в жизни», а добрый доктор Мун предложил им некий его заменитель, конечно, не без
выгоды для себя.
Прошедшие курс молодого бойца в виде лекций и семинаров
новички, с уже хорошо промытыми мозгами, отправляются на улицы продавать мунистские значки, по пятьдесят рублей за штуку. Хорошо зарекомендававшим себя сикстам
руководством московской ветви подбирается супруг или супруга, которые образовывают
«истинную семью» и проходят обряд благословения, во время которого причащаются
вином с кровью Муна, признают его своим истинным
отцом, а Корею — своим истинным отечеством. Ну, с отцом это их личное дело, а
вот насчет Кореи... Это можно назвать только предательством собственной страны
и собственного народа.
«А вас, Штирлиц, я
попрошу остаться...»
К сожалению, мне не удалось проникнуть глубже
в структуру секты. Когда я в последний
раз пришел в
наш центр, тепла в голосе моих бывших друзей уже не было. Мне
предложили пройти в комнату для совещаний. В торце длинного стола восседал наш
босс Виталик, по сторонам сидели наиболее опытные сиксты. Виталик начал с того, что предложил мне сказать, на
кого я работаю и что делаю среди таких хороших людей, как они, мунисты. Попытки закосить под полного идиота
ни к чему не привели: оказывается, эти
расторопные ребята уже проверили мои анкетные данные, включая
адрес и фамилию, и пришли к справедливому выводу, что все это не соответствует
действительности. Крыть было нечем,
и, выслушав заключительную патетическую речь Виталика про то, что некоторые товарищи им, сикстам, совсем не товарищи, пошел домой. С наслаждением, можно сказать, пошел: уж очень эти сиксты
достали меня за два месяца. И больше всего меня радует, что среди мунистов практически нет нормальных и достойных людей.
Все, кто попадает в эту секту, сами хотят в нее попасть. Возможно, они просто
не заслуживают ничего лучшего.
Илья Казаков,
студент факультета журналистики
МГУ