Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Михаил Медведев (г.Пермь). Новое или хорошо забытое старое? (Ошибка в религиозной области может стать причиной гибели многих душ) // Православная Пермь. - 1997. - №3,4.

ПОВОДОМ для написания предлагаемой статьи стала публикация, помещенная в информационном бюллетене 5 “Мой город”, выпущенном при содействии нового заместителя главы администрации Перми В.Н.Зотина. В разделе "Закон и нравственность" пермякам предлагается начать знакомство с новым духовным учением, дающим "цельные системные знания") которые "являются благом для всех людей, независимо от возраста и профессии, религии и национальности". Проводником нового духовного учения, обещающего "избавить людей от духовной и моральной нищеты, принести всеобщую справедливость, является Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис.

Каким видится создателям учения это идеальное общество? “В этом обществе существует только один языки одна духовная власть, а все люди живут одной большой семьей, в которой, однако, отсутствует формальная церковь или какие-нибудь писания и наставления”. Каким видится путь к обществу счастья? Он пролегает через "осознание Бога, нравственного закона кармы, закона перевоплощений души (реинкарнации), медитацию Раджа-йоги, устранение слепых верований." Как следует из учения, к ^слепым верованиям" относятся все мировые религии!

Здесь мы видим явное противоречие. Как можно проповедовать подобный подход к традиционным для России религиям и при этом называть себя "послом мира"? Что может означать для православных христиан предлагаемое университетом "общество, в котором не будет Церкви и Писания"? Кто может отменить слова Господа Иисуса Христа: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее". "Прейдут земля и небо, но слова Мои не прейдут". Всякому же, дерзающему даже что-то отнять из Священного Писания, по Его словам, грозит отнятие из книги жизни!

Мы уже имели в России попытку создания "счастливого общества" без "Церкви и Писания". Этот опыт, стоивший жизни многим нашим верующим соотечественникам, призывает к осторожности и осмотрительности в выборе предлагаемых духовных путей. Как возникло учение Раджа-йоги, одно из многих пришедших в наше общество в последнее время? По словам индийских учителей, оно было создано в 1937 году шестидесятилетним ювелиром как результат нескольких видений, которые якобы явились следствием "единственного за мировой цикл воплощения Господа Шивы, или Иеговы, Высшего Отца всех душ". С того времени создатель учения получил новое имя Праджапита Брахма. Учение, которое было открыто его основателю, ^^затрагивает все сферы человеческого познания", показывает, как можно достичь "чистоты и покоя в мире", делает практической реальностью единство человечества. Вне этих знаний нельзя якобы "даже надеяться на достижение совершенства*'. Согласно "новому откровению", все мировые религии на сегодняшний день выродились, потеряв свое предназначение, став "телесными религиями".

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание читателя на один неоспоримый факт. На роль обладателей "Нового Божественного Откровения" сегодня имеется очень много претендентов. Это и "преподобный Мун", создатель "Церкви Объединения". Это и Мария Дэви Христос с печально известным "Белым Братством". И Виссарион. Список может быть продолжен. И все они утверждают, что именно они пришли объединить все человечество на основе нового "всемирного учения" и спасти его от духовного невежества. Это должно заставить нас критически осмыслить подобные притязания.

Мы будем рассматривать это духовное явление с позиций учения Святой Православной Церкви. Рассматривать в связи с опытом целого сонма святых, воссиявших на духовном небосклоне Отечества. Они святостью своей жизни, своими богооткровенными пророчествами и чудесами подтвердили истинность того духовного пути, которым они шли. По нашей вере, православное учение отнюдь не является "устаревшей формой национально-церковного сознания". Более того, у нас есть все основания утверждать, что Православная Церковь является хранителем полноты и чистоты Божественного Откровения, обращенного ко всем народам и культурам. Оно носит характер общечеловеческого мировоззрения, отвечающего на самые существенные вопросы человеческого разума: происхождения мира, его конечной судьбы, происхождения добра, зла, смерти. Оно же учит об опасности духовных заблуждений, отражающихся на судьбе народа. Свет этой религии есть истинный свет миру. Он возжжен Самим Богом Иисусом Христом. От Него, а не от людей идет этот истинный свет.

Несет ли “новое всемирное учение” что-то действительно новое человечеству, например, в нравственном плане? Нет, ничего нового мы в нем не находим. Более того, разве можно сравнить призыв “господа Шивы” направить мысли к нему, как источнику света, и смотреть на людей, как на братьев, - с Библейскими заповедями любви: “Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим”, возлюби ближнего как самого себя” и, наконец, с заповедью, содержание которой ясно показывает на сверхъестественный источник ее вдохновения - о любви к врагам. В учении Раджа-йоги вообще не определено понятие добра и зла, без которых нравственное учение не может иметь основы, быть последовательным и непротиворечивым. Библия настойчиво и последовательно проводит взгляд: причина происхождения зла, страданий, смерти - в нарушении воли Всесовершенного Творца, Его заповедей. Раджа-йога видит причину всех бед в “попадании души в ловушку телесного сознания”. Ослабить веру в факт первородного греха - не менее опасно, чем утратить веру в Бога как источника жизни. Это неизбежно приводит к иллюзиям в духовной жизни, когда уже не покаяние перед Святым Богом, не очищение совести от пороков становится основой духовной жизни (как в христианстве), а достижение радости, спокойствия, силы, как мы видим в Раджа-йоге. Отсутствие покаяния как основы духовной жизни неизбежно будет иметь для личности в нравственном отношении трагические последствия. Вне покаяния духовная жизнь культивирует в человеке опасное душевное свойство - мнимое смирение. “Если не сделаем наши души очищенными покаянием, не принесут нам пользы никакие другие дела”, - говорит православный подвижник. Не способствует нравственной мобилизации и принятие закона кармы и перевоплощения, характерного для многих языческих учений. Судьба души, по этой теории, - это дурная бесконечность перевоплощений. Ее принятие разрушает в человеке чувство ответственности за каждую минуту прожитой жизни, которая, по Священному Писанию, дается, однажды, и итог которой определяет судьбу в Вечности. Удивляет множество противоречий в предлагаемом учении. С одной стороны,- призыв любить абстрактное человечество, с, другой стороны,- указание отстраниться от ближнего во имя внутреннего покоя. "Необходимо покончить с привязанностью. Не надо помнить о родственниках и детях. Те, кто сильны в йоге, не имеют привязанности ни к кому и ни к чему", учит Раджа-йога. "Плачьте с плачущими", учит христиан апостол Павел. "Нет больше той любви. если кто душу свою положит за друзей своих", учит Евангелие. С одной стороны, учителя Раджа-йоги призывают к искренности, с другой, -постоянно внушают мысли о том, что душа - это актер, призванный сыграть свою роль в мировой драме.

Отсутствует в учении и важнейшее библейское понятие- страх Божий. По христианскому учению. именно страх Божий, проявляющийся в человеке как чувство отвстственнисги перед Богом, дае1 человеку реальную силу д;борьбы с пороками и потому называется "преддверием премудрости". Глубокое нарушение законов духовной жизни в рассматриваемом учении приводит не к нравственному совершенству, а к нравственному вырождению и зарождению известного типа мнимого праведника, потемненного иллюзиями своего самовозношения. Вся беда в том, что люди, втянутые в эту извращенную духовную жизнь, не замечают тех негативных изменений, которые в них происходят. Зато это прекрасно видят окружающие и близкие. Можно привести примеры, которые свидетельствуют, что учение Раджа-йоги не совершенствует, а нравственно калечит людей.

В предыдущем номере был начат рассказ об учении Всемирного Духовного Университета Праджапнта Брахма Кумарис -Раджа-йоги - одном из многочисленных неоиндуистских учений, пришедших в наше общество. Одна из целей статьи - помочь неискушенному читателю увидеть за мнимой научностью и кажущейся новизной подобных учений - "старое" язычество, не имеющее ничего общего со спасительной Богооткровенной верой наших отц^в. Язычество есть погибель для человечества, -таков общий приговор Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви подобным учениям.

(Окончание. Начало в номере 3 (14) за 1997 г.)

Остановимся на важном аспекте учения Раджа-йоги - медитативной практике. Учителя Раджа-йоги утверждают, что эти практики научно обоснованы и способствуют гармоничному развитию личности. В самом деле, техника медитации включает в себя несколько психотехнических приемов, связанных с манипулированием вниманием и воображением. За счет воображения иная действительность как бы создается из "вещества души". Упражняющийся пытается слиться с предметом медитации, как бы раствориться в нем. С медицинской точки зрения, медитация - это добровольное формирование у себя патологических синдромов. По мнению д-ра Кристиана Шурко (Оксфорд), медитация - это техника вызывания галлюцинаций, которая может привести к известному науке синдрому деперсонализации. Он проявляется в том, что человек не идентифицирует себя с собой, утрачивает свое самосознание, разрушает его цельность. Первоначально медитации дают ощущение блаженства, покоя, радости, формируя потребность в упражнениях, доходящую по глубине до наркотической зависимости. По данным профессора А.Берестова, тщательные нейрофизиологические исследования показали, что под воздействием подобных практик у человека меняется физиология мозга за счет

усиления межполушарной асимметрии. При этом меняется и психика. Усиливаются логические способности, сочетающиеся с холодностью эмоций, и жесткая рассудочность, сопровождающаяся отсутствием жалости и сострадания. Именно леденящий холод чувствуется от тех, кто поднялся на мнимые духовные вершины. С точки зрения тысячелетнего опыта православных подвижников, подобная духовная практика - это путь опасного духовного обольщения. Причиной обмана становится ряд ошибочных положений в вероучении Раджа-йоги. Так, Раджа-йога рассматривает Вселенную состоящей из 3-х миров: физического, тонкого (ангельского) и духовного. В этом учении нет мира темного, мира падших духов. Главной победой демонических сил в современном мире и является то, что они убедили многих людей, будто этих сил совсем не существует. И с таким настроем люди пытаются "штурмовать" духовный мир. Святитель Феофан

Затворник говорит, что духовная жизнь начинается с того момента, когда человек начинает различать три мирц: мир собственного своего духа, мир светлый и мир темный. Отрицая реальность темного духовного мира, Раджа-йога учит направлять усилия на борьбу с телесным началом. Апостол Павел говорит по этому поводу, что наша брань не против "плоти и крови", но против "духов злобы-поднебесных", и меч духовный в этой борьбе - "слово Божие". По учению Раджа-йоги, человеческое тело есть костюм актера, который душа может покидать по своему произволу. По христианскому же учению, тело - это "кожаные ризы",

предназначенные еще и к тому, чтобы защитить душу от пагубного воздействия демонического мира. Путь к познанию ангельского мира пролегает через длительный подвиг молитвы, покаяния, очищения сердца от страстей. Всего этого не признают индийские учителя, смело призывая практикующих мысленно покинуть тело и лететь навстречу свету золотисто-КРАСНОВАТОГО цвета -мнимому источнику блаженства и радости. Вот как пишет о подобном духовном явлении наш великий соотечественник преп. Серафим Саровский: "Лукавый дух прелести, приблизившись, смешивает ум..., ожесточает и помрачает сердце..., производит... возношение, возмущает мозг..., представляет глазам мечтательный свет - не светлый и не чистый, но КРАСНОВАТЫЙ, делает ум изступленным..., побуждает и язык произносить речи нелепые и хульные. И кто видит сего духа прелести..., в том нимало нет благовония смирения или молитвы, но непрестанно хвалится он своими добродетелями и тщеславится". Все так и есть. Скорее всего, в результате такого обольщения и появилось учение Раджа-йоги. Ибо не иначе, как мыслями ^нелепыми и

хульными" могут быть названы положения учения, в котором духовный опыт одного) грешного человека противопоставляется религиозному опыту человечества, а путь к счастью видится через всемирную ядерную войну. Воистину, "всяк безумствует в своем .знании". Но мы должны предусматривать последствия распросранения таких опасных идей. Один из ученых сказал, что если бы мир во-время оценил идеи "Майн кампфа", не было бы Освенцима и Бухенвальда. И пусть нас не введут в заблуждение ласковые улыбки учителей Раджа-йоги и положения их учения о любви, братстве и

милосердии. "По плодам их узнаете их", - учит нас Господь.

Безусловно, перед нами одна из попыток борьбы языческого мира с Церковью Христовой. Хотим мы того или не хотим, знаем или не знаем, но мы вовлечены в духовную борьбу, принимающую все более изощренный характер. Высшей ставкой в этой борьбе являются не толкование и идеи, а вечная жизнь и смерть. Сего/тля перед каждым человеком стоит выбор: или оставаться во власти того, кто пришел "украсть, убить и погубить" (Ин. 10:10), или последовать тому, кто нас сотворил и муками Креста даровал нам вечную жизнь. Следовать за "золотисто-красноватым" светом или за взглядом, "исполненным невыразимой любви, мира и кротости" (видение Господа Афонским старцем Силуаном). Нейтрального пути нет. Хотелось бы надеяться, что этот труд поможет кому-то сделать осознанный выбор.

Последователи Раджа-йоги ссылаются на научную обоснованность предлагаемого учения. При этом в качестве одного из аргументов приводится мнение С.Н. Лазарева, автора оккультных книг серии "Диагностика кармы". В конце публикации приводится астрологический гороскоп. Именно о подобных духовных явлениях с обеспокоенностью говорится в обращении видных ученых России к своим согражданам и органам власти. В нем, в частности, говорится, что "вакуум в духовной жизни быстро заполняется извращенными представлениями, примитивными религиозными предрассудками и псевдонаучными идеями". Они считают совершенно недопустимым, чтобы органы власти России вступали в какое-либо взаимодействие со всякого рода сомнительными представителями парапсихологии, уфологии, а также с астрологами. ясновидящими и т.п. Это, по мнению ученых. ставит "под серьезное сомнение интеллектуальную компетентность представителей власти, а, с другой стороны, может восприниматься общественностью как свидетельство легализации всякого рода мракобесия".

 

 

Hosted by uCoz