Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Вестник
Информационно-аналитического центра святителя Марка, епископа Ефесского / Приложение к газете «Православная Тверь»,
декабрь 1996 г. - №12(37).
Одной из н
Основатель
Чинмой Кумар Гож (Шри Чинмой) родился
27.8.1931 г. в Жакпура, маленькой индийской
деревне штата Бенгалия. В возрасте 12 лет он хотел
достичь мнимого «Нирвикалпа Самадхи» (Nirvikalpa Samadhi) -«высокого
уровня сознания». Один год спустя, после смерти своих родителей,
предполагается, что он со своими братьями и сестрами получает приют (прием)
в Шри Ауробино Ашрам (Shri Aurobino Ashram) в южно-индийском «Пондичерри»
(«Pondicherri»). Там он остается в
течение последующих 20 лет и берет здесь из учений Ауробиндос
(«Aurobindos»)
основу для своих последующих учений. Следуя «внутреннему зову», он уезжает в
1964 году в Америку и работает в индийском посольстве в Нью-Йорке. В
последующие годы он предпринимает многочисленные путешествия по миру, чтобы
распространять свою технику медитации. Ничего не известно о том, что Чинмой (Chinmoy) находится в
традиции Гуру и действует по данному заданию Гуру.
Возникновение и история
Происходя из Америки, движение с середины
70-х годов проявило свою миссионерскую деятельность и в Европе. Доклады (введение)
в медитацию, концерты за мир и спортивные мероприятия являются главными
задачами рекламы. Сюда следует отнести так называемый «божественный дух
предпринимательства». Это оборудование торговых
предприятий (рестораны, цветочные магазины и пр.), которые сторонниками Чинмойя используются также в целях рекламы. Так в
1982 году кафетерий, представленный рейнским географическим музеем, стал
газетной сенсацией в прессе, так как он управлялся
сторонниками Чинмойя. Если в рекламных брошюрах движения производится
впечатление, что Чинмой высокоофициально призывается ООН в Нью-Йорк, то
оно (впечатление) фальшиво. Как и многие другие Чинмой является одним из
тех, кто в молельне здания ООН проводил сеансы медитаций. Во всяком случае,
официальным учреждением ООН это не является! Однако спорт приравнивается к
виду йоги и предлагается действенным в рекламном отношении преимущественно в
так называемых чинмой-марафонах и бегах на
длинные дистанции. При этом рекламные брошюры Чинмойя утверждают, что Чин-мой
является «одаренным художником со своеобразной творческой силой». Между
прочим, Чинмой пытается снова и снова это
доказывать в так называемых «концертах борьбы за мир». Вопреки их художественному
качеству, прежде всего поражает сила выдержки его слушателей.
Учение
и практика
По индуистскому образцу (модели), ученик обязан
проявлять абсолютное послушание, «аватар» («Avatar»),
Чинмою. Целью является
единостановление с «Богом», «внутренняя завершенность»,
тем временем Чинмой мог бы освобождать от тяжести
кармы. Согласно Чинмойю, Бог-это не что иное, как
светлое существо человека. После того, как Чинмой
мнимо овладеет самыми высокими ступенями сознания, из этого можно сделать
вывод о его божественном свойстве. Здесь следует кратко упомянуть, что
сторонники посвящают медитации время между 02.00 и
05.00 утра. В качестве медиума они должны
использовать портрет и музыку мастера. Также рекомендуются мантры, его имя, которое
ежедневно должно повторяться от 500 до 1200 раз. Рекомендуется много спорта
и сексуальное воздержание.
Критика
Многочисленная словесная реклама в Чинмой-книгах и журналах внушает читателю впечатление
о Чинмойе, который при более точной перепроверке
вызывает сомнение в искренности. Следует также критически заметить, что чинмой-движение все время пытается скрыть истинные
цели. Так, например, даже оспаривается отношение чинмой-учения
к индуизму. На отношение гуру-учеников сам Чинмой проливает
своеобразный свет, когда он себя называет «духовный родитель своих
сторонников», а в дальнейшем как «духовный отец всей Германии и немецких
солдат». Вызывает сомнение в духовной конституции Чинмойя его
замечание, что он запросил 700 немецких солдат от своих сторонников (телефонный разговор 1983 года). Подобные сомнения появляются
при других высказываниях. Требование многочасовых
упражнений по медитации и концентрации, мнимая работа в «Дизайн Энтерпрайсис»
(«божественный дух предпринимательства»),
сексуальное воздержание сторонников и регулярные
поездки в центры в Цюрихе и Нью-Йорке указывают на опасность отчуждения сторонников от их привычного социального
окружения. Еще отчетливее эта опасность отчуждения становится из-за
практикуемого в этом движении культового почитания Чинмойя, требования
послушания по отношению к своим сторонникам. Учение Чинмойя о медитации,
карме, кастовой системе, почитании Гуру само по себе утверждает свой индуистский задний план.
По мнению церкви, с христианской верой движение
чинмой нельзя объединять!