Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №26-э от 5 апреля 2001 г. по характеру вероучения и деятельности религиозной группы последователей Такара Сингха
Мировоззренческая основа деятельности группы последователей Такара Сингха носит, несомненно, религиозный характер. Имеется собственное вероучение, своя система ритуалов и религиозных действ, система психофизической обработки адептов.
Так, адепты группы пишут в своих рекламных материалах: “Для того чтобы восстановить связь со Свето - Звуковым Потоком, необходимо получить Посвящение в Сурат Шабд Йогу (Сант Мат) у совершенного Мастера. Посвящение дает возможность ученику сознательно сосредоточиваться на проявлениях Шабда в виде Звука и Света внутри в центре Третьего Глаза (чакра Аджна), который является вратами во внутренний мир, в Царство Божье внутри человека. Этот процесс сосредоточения называется “медитацией на Внутренние Свет и Звук”. Со времени Посвящения Мастер в Своей Астральной Форме постоянно находится внутри каждого посвященного, заботится обо всех его нуждах и защищает его. С присущими только Ему Любовью и Смирением Мастер очищает Душу от
множества слоев, выводя ее далеко за пределы колеса рождения и смерти. Все события в жизни посвященного берутся под строгий контроль Мастера, все происходящее с учеником является результатом отработки его кармы-судьбы, которая должна быть полностью выработана к тому моменту, когда ученику суждено покинуть физическое тело навсегда. Мастер гарантирует безопасность посвященного в медитации, во время выхода из тела и путешествия по внутренним духовным планам. Он является Гидом, знающим о них все. В отличие от других видов йог и практик вся необходимая для духовного подъема энергия воспринимается в медитации, приходя свыше, из Божественного Источника. Это делает ненужным использование жизненных энергий (пран) и остальных чакр ниже центра Третьего Глаза. Даже во время выхода души ученика из тела в теле продолжаются все обычные физиологические процессы; тело функционирует, как обычно. Поэтому данный вид йоги является наиболее естественным, простым и безопасным; ею может заниматься каждый - даже дети, старики и больные. Посвящение в нее может получить практически каждый желающий, кто согласен выполнять следующие требования к посвящаемому”.Вероучение группы носит название “Сант Мат” (“Путь Святых”) или “Сатсанг”:
“Слово “САТСАНГ” происходит от “САТ” - “истина” и “САНГ” - “коммуникация”, вместе оно означает “истинное общение” или “общение с истиной”. Коммуникация подразумевает СВЯЗЬ, и все, что от нас требуется - просто почувствовать ее. Осталось объяснить, что такое СУРАТ. СУРАТ это авангард сознания - внимание. Будьте внимательны” (1).
Практикуемая в группе система носит название “Шурад Шабд Йога” или в иной транскрипции - “Сурат Шабд Йога”:
“Сурат Шабд Йога - это наиболее простой и естественный путь познания себя и Бога, не ограниченный каким-либо конкретным религиозным направлением и приемлемый для всех людей, независимо от их национальности, вероисповедания и социального положения”.
Адепты Такара Сингха относятся к нему как к “богочеловеку”, поклоняясь ему, обожествляя его и всех ранее живших наставников Такара Сингха в цепи инициаций. Своего гуру адепты группы описывают следующим образом:
“Сант Такар Сингх родился 26 марта 1929 года в маленькой деревушке на Севере Индии. Воспитанный в религиозной традиции сикхов, Он с ранних лет начал Свои поиски Истины. В 1965 году после долгих лет духовных исканий Он встретил Мастера - Сант Кирпала Сингха Джи Махараджа, у которого принял Посвящение в науку Духовности Сант Мат (Сурат Шабд Йога). В 1974 году на Сант Такара Сингха Его Мастером была возложена святая задача - вести Души обратно Домой, давая им связь со Святым Светом и Звуком (Шабдом, Словом, Святым Духом, Богом - в - Выражении) в соответствии с высшим Законом Мироздания - Законом Милосердия и Любви. Этот Закон гласит, что только Человек, Сам реализовавший Бога в Себе и получивший от Него эту власть, может вывести душу из колеса рождений и смерти, и проведя ее через 5 духовно-материальных сфер, дать ей единственное возможное спасение в Доме Отца-Бога. Внешне жизнь Такара Сингха ничем не отличалась от жизни обычных людей. Своим примером Мастер показал, что, только находясь в социальной среде, среди других людей, живя на честно заработанные средства, человек имеет возможность выплатить свои кармические долги. Такар Сингх работал инженером - гидротехником при индийском правительстве, а сейчас живет на свою пенсию, не принимая от своих учеников никакой финансовой и материальной помощи. Своим ученикам Он объясняет, что истинной непривязанности к миру можно достичь, только находясь в миру, поэтому от них не требуется после Посвящения что-либо менять в своей внешней жизни. Вот уже 27 лет Мастер неустанно служит дитя-человечеству, являя собой образец величайшего терпения и смирения. Прекрасно понимая, что в наше постиндустриальное время слишком мало тех, кто в состоянии воспринять всю глубину Сант Мат и следовать Его инструкциям, Мастер дает Посвящение всем желающим, беря на Себя огромных груз кармы своих учеников. Любовь и Свет, которые Он несет в этот мир, являются единственным спасательным кругом людей в этот сложный для них период перехода в новую эпоху” (2);
“Сант Тхакар Сингх - для большинства учеников он - великий святой, для более преданных - просто свет, сам же он считает себя никем. Вышедший из сикхской традиции, он перестал исповедовать какую-либо религию, оставив это удовольствие для своих учеников. Его гуру был Сант Кирпал Сингх Махарадж Джи, мастер Сурат Шабд Йоги и автор более десятка книг по теории Сант Мат (Пути Святых). В отличие от своего учителя, Тхакар Сингх не написал ни одной книги (издавались только записи лекций), отдавая предпочтение иному блеску, нежели интеллектуальный. Его слова неизменно просты и безыскусны, и притчи из его уст слышны чаще, чем откровенные поучения” (3).
Анализ вероучительных источников группы (распространяемые ее адептами книги, брошюры и иные печатные материалы, а также материалы, размещенные адептами группы на своих сайтах в Интернете) позволяет сделать следующие выводы:
1. Группа последователей Такара Сингха, вне всяких сомнений, представляет собой религиозную группу (секту) неоиндуистского толка.
2. Вероучительная система религиозной группы последователей Такара Сингха представляет собой искусственную компиляцию из сикхизма, неоиндуизма и вкраплений распространившегося сегодня повсеместно в России оккультизма, причем неоиндуизм доминирует в вероучении группы.
3. Деятельность религиозной группы Такара Сингха по отношению к адептам группы и окружающему социуму носит деструктивный, разрушительный характер, характеризуется значительной социальной дезадаптацией последователей, нанесением им духовного и психологического ущерба.
4. Последователей группы понуждают относиться резко негативно ко всему внекультовому социуму и, особенно, к христианским духовным традициям, приравнивая их просто к неким внешним искусственным ритуалам. Например, говорится: “Не нужно исповедовать ни Индуизм, ни Сикхизм, ни Магометанство, ни Христианство. Все это только внешние обычаи и ритуалы, которые были приняты основателями этих религий сообразно с необходимостью и эпохой, в которой они жили. Подлинная религия - одна” (4).
5. В вероучении группы имеются положения, которые можно квалифицировать как оскорбляющие религиозные чувства верующих, разжигающие религиозную рознь и пропагандирующие неполноценность граждан по признаку их отношения к религии.
Руководитель Центра реабилитации
жертв нетрадиционных религий
священник Русской Православной Церкви
Олег Стеняев
_______________________________________
1. http://surat0.narod.ru/dima.html, 10.04.2001.
2. http://santmat.narod.ru/mast.htm, 10.04.2001 г.
3. http://surat0.narod.ru/sts1.html, 10.04.2001.
4. Сант Такар Сингх. На полпути.