Религиозная безопасность России




 

Открытое заявление заместителя Председателя Центрального духовного управления мусульман России по информационному взаимодействию, муфтия Фарида Салмана от 18 августа 2003 г. по ситуации вокруг выставки «Осторожно, религия!»

В условиях обострения в России проблемы безнаказанного оскорбления религиозных чувств верующих, когда ежегодно мы становимся свидетелями наглых и преднамеренных выходок отдельных безосновательно называющих себя художниками или правозащитниками граждан, направленных на оскорбление религиозных чувств верующих мусульман России и наших братьев по Небесным Писаниям – христиан, на глумление над нашими и христианскими святынями и религиозными ценностями и идеалами, Центральное духовное управление мусульман России вынуждено выступить со своей оценкой ситуации вокруг выставки «Осторожно, религия!». В этой ситуации мы не можем промолчать и не высказать поддержки нашим православным согражданам. Центральное духовное управление мусульман России поддерживает решение Замоскворецкого суда Москвы, признавшее незаконным возбуждение уголовного дела в отношении двоих участников разгрома выставки «Осторожно, религия!».

Выставка под названием «Осторожно, религия!», организованная и проведенная в период с 14.01.2003 по 18.01.2003 г. в помещениях Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова» группой лиц, во главе с директором Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова» Ю.Самодуровым и «кураторами выставки» Н. Золян и А. Зулумяном, по нашему мнению, носила однозначно издевательский и провокационно ксенофобский характер и была направлена на очередное унижение верующих христиан России.

Центральное духовное управление мусульман России считает особенно чудовищным то, что люди, организовавшие или защищавшие агрессивную и издевательскую выставку «Осторожно, религия!», - С.А. Ковалев, Л.А. Пономарев, Ю. Самодуров и пр. - смеют называть себя правозащитниками! Эти политиканы, только прикрывающиеся лозунгами защиты прав человека, по нашему глубокому убеждению, несут зло.

Ненависть и религиозную нетерпимость к православному христианству, издевательское глумление над почитаемым и в Исламе пророком Исой (Иисусом Христом) нельзя оправдать никакой свободой искусства и убеждений. Никто не может осуществлять свои права в ущерб правам и законным интересам иных лиц. И это конституционное положение прекрасно известно организаторам, участникам и защитникам выставки «Осторожно, религия!». Их хамское игнорирование норм российского законодательства и международных актов о правах человека свидетельствует о глубине ненависти к Православному христианству. Если бы кто-то провел аналогичную выставку, глумящуюся над религией пономаревых-самодуровых, скандал был бы поднят на весь мир, весь телевизионный эфир был бы заполнен телешоу и интервью с рассуждениями о наступлении ксенофобии. Проявления ненависти и нетерпимости к Исламу и Христианству в России почему-то считаются нормой. Мы считаем недопустимым существование в России двойных стандартов у органов прокуратуры, которые немедленно реагируют на факты оскорбления религиозных чувств представителей одних религий и совершенно игнорируют глумления над чувствами верующих других религий (Ислама, Христианства). В этом ряду акции по расклейке в московском метро несколько лет назад и летом 2003 г. листовок, на которых были глубоко оскорбительные для российских мусульман изображения и надписи, но которые были полностью проигнорированы правоохранительными органами. Центральное духовное управление мусульман России такую ситуацию не понимает и не принимает.

Анализ выступлений организаторов и участников выставки «Осторожно, религия!» однозначно свидетельствует о ксенофобской направленности этой выставки. В Пресс-релизе к выставке было указано: «Выставка Осторожно, религия! - рефлексия и впечатления художников младшего и среднего поколений о религиозности, религиозных людях и религиозных институтах в сегодняшнем мире. Поскольку выставка коллективная, то разброс авторских высказываний и различия в степени их серьезности и глубины неизбежны». Из данного заявления следует, что все «художники», принимавшие участие в выставке, воспринимают свои работы как «рефлексию» о «религиозности, религиозных людях и религиозных институтах в сегодняшнем мире». Можно сделать вывод, что речь идет о рассмотрении религиозности, религиозных людей, религиозных институтов как бы со стороны. Как это выявляется из текстов, предпосланных к открытию выставки, этой «стороной» является асоциальная идеология анархизма и воинствующего атеизма, непримиримо враждебная не только религии, но и культуре в целом, а также любому социальному порядку и закону в обществе. В связи с этим следует признать несостоятельными попытки некоторых участников выставки оправдывать свои действия тем, что они сами, якобы, являются религиозными людьми, принадлежат Церкви и т.п. и, мол, поэтому, не могли испытывать желание оскорбить своими действиями русских православных христиан. Такие заявления можно принять во внимание только в том случае, если эти люди представят официальные документальные свидетельства свой принадлежности к какой-либо общине, религиозной организации Русской Православной Церкви.

Вывод о том, что идеологической основой деятельности организаторов и подавляющего большинства участников выставки, на которой основывался замысел, концепция выставки «Осторожно, религия!» и сам факт ее проведения, является экстремистская асоциальная идеология анархизма и воинствующего атеизма, подтверждается во второй части Пресс-релиза заявлением Н. Магидовой. Она заявляет, что выставка «Осторожно, религия!» является выставкой «актуального искусства», понимание и оценка которого не соотносится с критериями оценки, принятыми в «нормальном» искусстве:

«Наталья Магидова…  

Осторожно, религия! - выставка актуального искусства… Понимание и оценка актуального искусства не поддается критериям оценки традиционно принятых форм искусства, решающего чисто эстетические задачи. Художники, реагируя на острые темы, пользуются символами и знаками визуального бессознательного потока, принятыми в масс-медийном пространстве, как языком наиболее внятным человеку современного общества»[1].

Аналогичное заявление содержится в «Предваряющих выставку, текстах участников проекта»: «Оксана Саркисян (участник выставки): «… Название выставки «Осторожно, религия!» можно трактовать… как знак привлекающий внимание в контексте масс медиальном»[2].

Из данного заявления организаторов и участников выставки «Осторожно, религия!», осмысленно и добровольно предпосланного ими проведению их акции в Музее и общественном центре «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова» и размещенного в официальном Пресс-релизе к открытию выставки, логически следует:

1) что это не художественная выставка, что данное мероприятие не решает эстетические задачи; представленные на выставке экспонаты не поддаются критериям оценки, принятым у искусствоведов и потому они не должны восприниматься как произведения искусства, предметы художественной культуры в общепринятом смысле;

2) что это «масс-медийная», публичная пропагандистская акция, в которой образно-художественные изобразительные средства используются для пропаганды в средствах массовой информации определенной идеологии, системы взглядов, оценок и отношений для того, чтобы преподать их на «языке», наиболее понятном человеку современного общества, (слово «масс-медиа», употребленное в Пресс-релизе, означает - массовая информация, информационное воздействие на массы людей).

В связи с этим заявлением следует признать полностью несостоятельными попытки организаторов и участников выставки позже говорить о ее экспонатах как о «произведениях искусства», которые имеют какую-то историческую, художественную или культурную ценность или могут быть оценены как произведения искусства.

Основываясь на собственных заявлениях организаторов и участников выставки, выпущенных перед ее проведением, можно определенно утверждать, что выставка «Осторожно, религия!», а значит и все ее экспонаты, к искусству в общепринятом, традиционном понимании не относятся. Более того, указано, что выставка решает не эстетические задачи, что собственно и свойственно искусству, является его характеристическим признаком, а задачи целенаправленного воздействия на общественное сознание, что является характеристическим признаком масс-медийной продукции (газеты, телевидение и т.п.). А художественные изобразительные средства в данном случае только используются для формирования у людей этих идеологических и эмоциональных установок на бессознательном уровне («пользуются символами и знаками визуального бессознательного потока»). Поэтому, по нашему мнению, ценность представленных на выставке «Осторожно, религия!» экспонатов ничтожна и исчисляется только лишь стоимостью использованных материалов (картона, фанеры, клея и пр.).

В связи с этим, можно сформулировать фактическую цель организаторов выставки, которую они наукообразно и запутанно формулируют в материалах, изданных перед проведением акции: используя образно-художественные средства провести общественную пропагандистскую акцию, направленную против религии. Конкретно – против православного христианства, против Русской Православной Церкви как религиозной организации и против граждан, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству, Русской Православной Церкви.  

Обращаем внимание общественности на материал, опубликованный одним из участников выставки – В. Мамышевым (псевдоним – Монро) в качестве его официального обращения в органы прокуратуры[3]. Поскольку в этом своеобразно написанном материале ярко отражены некоторые существенные детали организации и проведения выставки «Осторожно, религия!», даны характеристики ряда ее ведущих организаторов и участников, а также рассказывается об обстоятельствах, наступивших после возникшего в российском обществе возмущения данной выставкой, вынуждены подробно процитировать наиболее существенные фрагменты этого заявления:

«Объяснительная...

«Художнику достичь известности в наше время очень трудно. Чтобы обратить на себя внимание, кто собакой лает, кто голый ходит, пока она не придет, капризная тетка-слава. … то, что эти проказы приносят мне известность, я считаю всего лишь «побочкой», неизбежной при производстве любого социального лекарства. Но то, что случилось после моего участия в выставке «Осторожно, религия!» в музее А.Сахарова, - иначе чем тягчайшим осложнением не назовешь».

В. Мамышев дает информацию об обстоятельствах организации выставки и ее инициаторах: «… Теперь по порядку. Сидел я дома…  Вдруг позвонила моя старая приятельница, в прошлом «винтовая» («винтовая» - значит предпочитающая первитин наркоманка) Оксана Саркисян, которая с недавних пор наступила на горло собственной песне и заделалась кураторшей некоммерческих художественных проектов и даже ведет рубрику «галерея» в журнале «Эксперт». К Оксане я отношусь с одобрением. Это вообще героический подвиг - с «винта» слезть. Еще мне про Оксану было известно, что ей не 60, как многие считают, а всего лишь 30 лет. Мне самому недавно исполнилось 33, и все эти мистические ассоциации предполагают мое душевное участие в общении с завязавшими наркоманами, раскаявшимися проститутками, даже и с простыми беспризорными собаками. Поэтому я с присущей мне широтой согласился дать какую-нибудь работу на какую-то там выставку, которую Оксана якобы устраивала».

Несмотря на похвалы В. Мамышева в адрес О. Саркисян за то, что она «слезла с винта» (ему это лучше знать), важно отметить, что в числе самых активных организаторов выставки «Осторожно, религия!» был человек, длительное время, по заявлению близкого ему человека, употреблявший тяжелые наркотики.

В. Мамышев далее пишет: «Через неделю меня стали Оксанины подельники мучить звонками. Звонил какой-то старый пердун с тяжелым кавказским акцентом, ни черта не понимал, что я ему отвечаю, и просился в гости «атбэрат работ». В конце концов я не выдержал и с матюгами перезвонил Оксане: что это вообще за восточные сладости? Приятным моему 33-летнему уху голосом обессилевшей в молитвах монашки Оксана просила не ругаться, а просто расслабиться и получить удовольствие, так как «этот козел ее саму уже за...л, а отвязаться от него невозможно, так как она обещала каким-то своим родственникам из Армении пристроить группу армянских концептуалистов в какой-нибудь проект, и это для нее будет все равно, что долг исполнить». … и вот уже ждал с халвой и козинаками на «восточное» чаепитие героя моего снисхождения Артура Золумяна. Он пришел со своей бывшей женой Наринэ Золян и оказался не так уж стар. Просто очень вялый и заторможенный мужчина. Одним словом, невротик. Золумян просил что-нибудь на религиозную тему, так как их выставка называлась «Осторожно, религия!» и должна была состояться в музее А.Сахарова, где они с Наринэ устроились временными кураторами».

Данная информация, предоставленная одним из участников выставки, а не кем-то из ее критиков, по нашему мнению, лучше всего демонстрирует чрезвычайно низкий культурный, образовательных и просто моральный, человеческий уровень организаторов и участников выставки «Осторожно, религия!».

Это действительно сообщество маргинальных асоциальных личностей (В. Мамышев сам называет А. Золумяна «невротиком»), озабоченных манией величия и желанием «прославиться» в Москве. Даже сам В. Мамышев свое согласие участвовать в выставке «Осторожно, религия!», организуемой этими лицами, объясняет фактом частично армянского происхождения своей жены и надеждой получить материальное вознаграждение от Музея Сахарова: «Надо объяснить, почему я сразу не погнал их с порога. Моя жена на четверть армянка. И еще, что немаловажно, я что-то такое слышал про музей Сахарова. Что это какой-то хитрый и жирный музей, на который сам Березовский пересылает свои бешеные миллионы. Надо было прощупать обстановочку, вдруг что-то обломится с олигарховых щедрот на благое дело правозащиты, мы с женой уже как-то обсуждали эту тему, но повода не было; и вот повод сам пришел в гости в лице этих армянских кураторов».

Далее В. Мамышев рассказывает о своем участии в выставке, ее основных посетителях, «ценителях» представленного там «искусства», и последовавших за тем событиях.

«… я на свои кровные (что вообще беспрецедентный шаг с моей стороны) отпечатал и обрамил и даже транспортировал в музей свое новое выдающееся произведение. Что я увидел в музее - был кошмар. Такого невразумительного хлама и в таком неимоверном количестве я давно не видел, пожалуй, со времен протестных выставок 80-х годов. Вглядываться в это безобразие было ниже моего достоинства, и я даже пожалел, что стал участником такого бреда. Но машину я уже отпустил и потому пошел знакомиться с начальством. У начальства я взял расписку за сохранность моей работы, на что получил полушутливый комментарий: «А вы, хо-хо, опасный человек, Владислав!» Потом мне устроили экскурсию по музею, намекая, что все произведения на стенах - это ДАРЫ художников. В конце экскурсии располагалась подсобка, в которой Золумян за чаем щипал за коленку Оксану Саркисян, а его жена Наринэ чуть не плакала. С моим приходом он сконцентрировался на моих бедрах и буквально пожирая глазами стал приближаться. Что это за притон? - подумал я и ретировался.

Дома я убеждал себя, что в таком говне мое произведение будет и вовсе сверкать бриллиантом. Вернисаж развеял призрачные надежды. Прессы не было. А то, что было – даже прессой не назвать. Кроме бесконечного количества участников выставки и членов их семей, среди которых, очевидно, доминировала армянская диаспора, мне запомнились жертвы сталинского террора - вероятно, завсегдатаи музея, плотным антифашистским кольцом окружившие Золумяна, который сегодня был на раздаче бесплатного алкоголя. Разорвать кольцо тертых в лагерной мельнице калачей не могли даже забияки-авангардисты вроде Германа Виноградова. Упрямые старички со старушками, то величая Елену Боннэр, то поминая Андрея Дмитриевича, лихо глушили стакан за стаканом. Я же был наряжен в зимнюю рясу и принялся совестить старичков: «Вот вы напились, дайте и другим попить!» В ответ мне прозвучало: «Отвали!».

В. Мамышев подробно останавливается на описании мероприятий, устроенных организаторами выставки «Осторожно, религия!» с целью оправдать свою провокацию.

Важны его уточнения относительно авторства представленных на выставке работ. Характерно, что он пытается отмежеваться от этой провокации, поскольку считает, что из него пытаются сделать «козла отпущения». Он указывает, что приписываемая ему работа на самом деле имеет другого автора, а саму эту работу он называет «действительно некорректным произведением».

В. Мамышев пишет: «… Через день у меня в квартире раздался истеричный звонок Золумяна: выставку в музее Сахарова разгромили. А я должен явиться завтра в 12 часов на экстренную пресс-конференцию!

Пресс-конференция вышла хилая. За длинными и занудными разглагольствованиями Самодурова о покушении на свободу творчества и музейное имущество выяснилось, что накануне шестеро здоровых мужиков пришли в музей и принялись из баллончиков с краской поливать произведения, писать на стенах проклятья. Хранительница тихо выскользнула на улицу и закрыла выставочный зал на замок, после чего вызвала милицию. Погромщиков сначала не хотели везти в отделение, но Самодуров быстро вычислил материальный ущерб в 55 тысяч рублей, и их свинтили. Главное, чего я не мог понять, - откуда православные вообще прослышали про эту выставку? Ведь прессы как таковой не было.

… Дома из рук жены я получил телефонную трубку, и тут выяснилось, что я в прямом эфире радио «Эхо Москвы». Взволнованным голосом журналистка Ксения Басилашвили сокрушалась перед радиослушателями о вероломном посягательстве православных реакционеров на свободу слова и, уже обращаясь ко мне, спросила: «Владислав, как вы это пережили?» Мне симпатична Ксения, и я решил не подставлять ее в эфире. Я напустил глубокомыслия и рассудительности и процитировал что-то из Самодурова. Вот после этого начался полный дурдом. Журналисты, звонки Золумяна, Саркисян, Золян, отстаивающей позицию Тер-Оганьяна, каких-то адвокатов, предлагающих свои услуги, и т.п. У меня что, своих забот мало? Тем не менее на злополучную пресс-конференцию 20 января в Сахаровский центр я нарядился, нарумянился, как пряник расписной, и поехал пиариться. И оказался в этом не одинок. Из больницы в экстренном порядке заявился зам. Боннэр по фонду, известный правозащитник Сергей Ковалев. Меня усадили прямо за ним.

Первым слово взял Самодуров… Минут сорок он молол воду в ступе, нагоняя нереальный пафос театральными паузами. Потом встал депутат Сергей Ковалев и призвал художников не останавливаться на достигнутом, а подготовить к следующему году вообще жесткую выставку, бичующую православный большевизм в лице РПЦ как преемницы КПСС… Третьим выпустили на сцену меня. Оскорбленный услышанным только что из уст Ковалева про митрополита и Чаплина, я заявил, что вообще незаслуженно втянут в чьи-то политические игры, так как, являясь модным в Новой России художником, я выполняю те же пиар-функции существующего строя, что и РПЦ, и вообще мне вся эта история кажется чьей-то чудовищной заказухой. Я сорвал бурные и продолжительные аплодисменты.

… Меня еще пару раз таскали на какие-то круглые столы по этому поводу там же и в ГЦСИ, просили позировать на фоне моей «пострадавшей» работы для прессы… А тут еще мне стали упорно приписывать чужие, действительно некорректные произведения, словно на каком-то партсобрании дружно избрали меня козлом отпущения. Будто я сделал из картона изображение Христа с прорезью для головы, как на ярмарке, куда каждый может просунуть свою богомерзкую голову. Да не делал я такого.

А Сахаровский центр и некоторые храмы по Москве были обклеены листовками типа: «В.Мамышева (Монро) под суд! За разжигание религиозной вражды!» В том обращении «Михалкова-Глазунова» нагло называют меня автором работы «Великий Архиерей», у которой совсем другой автор.

Листовки и «обращение» возымели свое действие на православную паству, и выяснилось, что в прокуратуре уже более тысячи заявлений от граждан с требованием привлечь именно меня к уголовной ответственности за разжигание религиозной розни. Вот спасибо вам, люди добрые, за такой подарок к моему 33-летию! Через месяц михалковская ошибка с авторством работы «Великий Архиерей» перекочевала даже в постановление Госдумы от 12.02.03 о направлении моего дела прокурору Устинову…

Владислав МАМЫШЕВ-МОНРО

Прошу считать это заявлением в прокуратуру»[4].

Следует отметить, что заявление для прессы участников выставки «Осторожно, религия!» от 21 января 2003 г., подписанное в том числе и В. Мамышевым, содержит требование к правоохранительным органам привлечь к суду граждан, пресекших проведение выставки «Осторожно, религия!». Содержание цитированного выше заявления В. Мамышева в органы прокуратуры, опубликованного 12 марта 2003 г., по нашему мнению, полностью дезавуирует смысл и содержание заявления для  прессы участников выставки «Осторожно, религия!» от 21 января 2003 г. Учитывая содержание заявления В. Мамышева, очевидно, что граждане, пресекшие проведение выставки «Осторожно, религия!», вовсе не являются «погромщиками», как об этом говорится в заявлении для прессы, а напротив – это организаторы выставки и большинство ее участников являются провокаторами и экстремистами, которые своими «некорректными произведениями» возбуждали религиозную и национальную рознь, спровоцировали беспорядки.

Мы считаем, что православные граждане, в состоянии аффекта разгромившие ксенофобскую и провокационную выставку, совершили правильный поступок. В условиях наплевательского отношения со стороны правоохранительных органов эти граждане поступили в соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, устанавливающей право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Российское законодательство не запрещает замазывать краской оскорбляющие общественную нравственность надписи и изображения, нарисованные на заборе, пусть даже и с художественным старанием. Учитывая, что ксенофобская выставка, противозаконно проигнорированная правоохранительными органами, представляла собой набор, по большей части, безвкусицы и пошлости, дешевых поделок, намеренно изготовленных и публично выставленных с одной целью – оскорбить религиозные чувства верующих христиан, разгром выставки по нашему мнению, не нанес никакого ущерба. А наоборот – пресек длящееся преступление – экстремистские действия, направленные на возбуждение религиозной и национальной вражды, на оскорбление религиозных чувств верующих. Действия граждан, прервавших акцию по возбуждению религиозной розни в Музее и общественном центре «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова», проходившую под видом выставки «актуального искусства», являются аналогичными действиям граждан, совершающим насильственные действия в целях пресечения противоправной пропаганды, распространения экстремистских взглядов, публичного возбуждения религиозной и национальной вражды (действия граждан, повредивших плакаты участников антисемитской демонстрации, действия гражданки, пытавшейся уничтожить ксенофобский плакат «Смерть жидам!», размещенный неизвестным на обочине шоссе и т.п.).

Центральное духовное управление мусульман России обращается ко всем здоровым силам российского общества с призывом объединиться против ксенофобов – ненавистников традиционных духовных ценностей нашей страны, то подвергающих самой настоящей травле учебники религиозной культуры, то подвергающих дискриминации граждан России, лишая их возможности изучать в школе родную для них религиозную культуру, то проводящих ксенофобские «перфомансы», направленные на издевательство над человеческим достоинством и оскорбление религиозных чувств граждан России.

Заместитель Председателя

Центрального духовного управления мусульман России

по информационному взаимодействию,

муфтий

ФАРИД САЛМАН



[1] «Осторожно, религия!». Пресс-релиз выставки. //  Официальный сайт Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова». http://www.sakharov-center.ru/exhibitionhall/hall_exhibitions_religion_reliz.htm.

[2] «Осторожно, религия!». Предваряющие выставку, тексты участников проекта. (А. Зулумян, Н. Золян, О. Саркисян, А. Альчук, М. Пожарицкая) // Официальный сайт Музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека имени Андрея Сахарова». http://www.sakharov-center.ru/exhibitionhall/hall_exhibitions_religion3.htm#zulumyan. 06.08.2003.

[3] Мамышев В. Прошу считать это заявлением в прокуратуру. // Токарева Е. Cлава приходит в кандалах. Засланцы // Стрингер. 12.03.2003. №4.

[4] Мамышев В. Прошу считать это заявлением в прокуратуру. // Токарева Е. Cлава приходит в кандалах. Засланцы // Стрингер. 12.03.2003. №4.