Религиозная безопасность России |
Степкин
Вячеслав, диакон. Обусловленность реакции православных верующих на
выставку «Осторожно, религия!»
догматическими особенностями и обязанностями православных
Согласно Уставу
Русской Православной Церкви принятому на Юбилейном Архиерейском Соборе 13-16/[/sp
«При отступлении
членов Приходского собрания от канонов и установлений Русской Православной
Церкви состав Приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть
изменен частично или полностью» (XI
р, гл.4 ст.35).
Поскольку Русская Православная Церковь является лишь частью Единой, Святой, Соборной и Апостольской Вселенской Церкви, то основными, базовыми Церковно-правовыми источниками для каждого члена РПЦ являются тексты Священного Писания, имеющие церковно-правовые значения и Священные каноны, являющиеся важнейшей частью Священного Предания. В отличие от инославных исповеданий в любой православной автокефальной Церкви Священное предание признается в равной силе со Священным Писанием. Причем для православного сознания приемлемо лишь истолкование норм Божественного Права, какое дано но Вселенском Церковном законодательстве. Это прямо установлено 19-м правилом VI Вселенского Собора: «аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих Писаниях».
К особенностям внутрицерковного законодательства РПЦ следует отнести то, что основной канонический свод правил формировался с апостольских времен и все правовые нормы находятся между собой во внутренней взаимосвязи через апостольскую преемственность. Действие их вневременно и имеет богочеловеческое происхождение. Церковные установления, начиная с 1-ого Апостольского Собора, принимались в общеобязательный канон после их соборного обсуждения по формуле: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15;28 I пр. VII В С). Церковные правила вненациональны и не изменяемы. Христос был казнен по обвинению в разрушении национального закона. До 313 года христианская религия была вне закона в Римской Империи из-за своей вненациональности. Главным условием вступления в Церковь является искренность веры и исповедания ее «от всего сердца» согласно 8-ому правилу VII В С. О неизменяемости православной веры и священных правил свидетельствуют следующие каноны: «да не будет позволено никому произносити, или писати или слагати иную веру, кроме определенныя от . святых отец... А которые дерзнут слагати иную веру... таковые да будут преданы анафеме» ( 7 пр. III В С) «да не преступаются правила отец» ( 8 пр. III В С) «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменяти, или отменяти. Аще кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменити, или превратити: таковый будет повинен против того правила понести епитимью, каковую оно определяет» (2 пр.VI В С). В связи с тем, что в Православную Церковь входят граждане практически всех национальностей, то устроителям выставки можно инкриминировать разжигание вражды те только на религиозной почве, но и на национальной.
Главная обязанность православных христиан – хранение своей православной веры.
1 пр. VI В.С предписывает: определяем: « хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самобидцев и служителей слова, Богоизбранных Апостолов: еще же... да вера всех в церкви Божией . прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с Богопреданными их писаниями и догматами». По Апостольским Постановлениям (Кн.2, гл.58) для членов православных общин вменялось в обязанность от всех приходящих из других областей в первую очередь установить, «что они истинно верующие и единомысленные в Господнем». Это было условием вступления в общении с вновь пришедшими.
Церковные наказания за преступления против веры.
Данные церковные преступления считаются самыми тяжкими, К ним относятся: «отречение от имени Христова» из-за страха перед человеками (62-е Апостольское правило) Вероотступничество во время гонений (1-3; 12-е Анкирского Собора) Вхождение в ересь (Послание св. Афанасия к Руфиниану) занятия оккультизмом (3 пр. св. Григория Нисского) уклонение в язычество (62,65 пр. VI В.С) святотатство (10 пр. Двукратного Собора и 73-е Апостольское правило). К разновидностям тяжких преступлений относится и сокрытие о неистовых глумлениях «против честных икон» согласно 9-ому Правилу VII Вселенского Собора. За данное церковное преступление клирики (епископы, пресвитеры и диаконы) извергаются из своего сана, а миряне и монахи отлучаются от общения церковного. Тяжесть церковного наказания объясняется тем, что почитание икон в православии является одним их догматов Церковных.
Догматическое учение об иконе закреплено на VII- ом Вселенском соборе в 787-м году. Из заключительного ороса VII B.C.: «Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу и поклоняющийся иконе покланяется ипостаси изображенного на ней» соответственно и глумление над образом восходит к глумлению над Первообразом.
Первый систематизатор православных догматов св. Иоанн Дамаскин в Православном исповедании веры (гл. 14) писал: « Мы не покланяемся иконам ни как богам, ни полагаем в них надежды спасения, ни воздаем им божеской чести... но только обнаруживаем чрез таковое поклонение расположение и любовь нашей души, которые имеем к первообразам».
Предписание о возможности изображать человеческое естество Бога Слова законодательно закреплено 82-м правилом VII-го В.С (691 год): «повелеваем отныне... Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству... да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводится к воспоминанию житие Его по плоти, Его страдания, и спасительныя смерти и сим образом совершившего искупления мира».
Почитание Животворящего Креста как орудия нашего спасения от первородного греха и знамения победы над силами зла закреплено 73-м Правилом VI В.С: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения». Поскольку законодательство христианских императоров также является источником церковного права, то далее будут ссылки на государственные законы.
Так в Царских законах (Базилики), изданных при Византийском Императоре . Льве Мудром в 888-889гг. сказано: «ни монах, ни другой кто в публичном месте, или в таком, где бывает зрелище, пусть не поставляют Креста» (Книга!, 1 тит. 5-я глава).
Отношение
Церкви к богохульникам.
Тексты Священного Писания
« А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим 11ебесным» (Мф. 10,33)
« Ибо кто постыдится меня и Моих слов, того Сын человеческий постыдится, . когда придет во Славе Своей и Отца и Святых Ангелов» (Лк.9,26)
«Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран - афа» (Да будет отлучен до пришествия Господа) (1 Кор 16,22).
«Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которую освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10,28-29).
«имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере, таковы Именей и Александр, которых Я предал сагане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1, 19-20)
Апостольские Постановления Книга 6,гл.5:
«Воистину должно бегать тех, кои хулят Бога. Ибо тогда как большинство нечестивых страждет неведением Бога, эти не Дугу ют зломыслием, как богоборцы, ибо от злобы еретиков как говорит пророк Иеремия «вышел разврат на всю землю» (Иер.23,15)
Алфавитная синтагма (номоканон) Иером. Матфея Властаря ( XIV век) М., 1996 с.34
«А гражданские законы определяют буквально так: христианин тот, кто верует, что едино есть Божество, в равной власти Отца и Сына и Святаго Духа, а кто мыслит вопреки сказанному-еретик».
63-е правило VI -го Всеенского Собора требует «предавать огню» любые произведения по осмеянию веры, а верующих, пользующихся произведениями «врагов истины... или внимающих оным, как будто истинным анафематствуем».
Комментарий на правило классического толкователя канонов XII века Вальсамона (впоследствии Константинопольского Патриарха): «Не укрылось от Святых Отцев, что многие из неверных и христоненавистников, не признающие подвигов святых... или даже для осмеяния христиан... составили некоторые ложные, странные и достойные их злобы повествования... чтобы в читающих возбудить неверие, или смех и нанести оскорбление святым. Посему отцы и определили таковые сочинения не обнародовать вовсе, но сжигать, а тех, которые принимаютопыя, предавать анафеме» (с.403 Правил Святых Вселенских Соборов и толкованиями. Тутаев.2001 г.)
Толкование 73-го пр.VI В.С: «злоумышляющие на святые иконы и кресты, чтобы спасительному изображению креста нанести оскорбление должны быть наказаны, как нечестивые (Вальсамон. С.427 указ, источники).
Сравнивая тексты 63-его правила VI В.С и 9-ое правило VII В.С с государственными законами (Базилики 1 кн., 12 тит, Згл.), предписывающие сжигать еретические произведения, Вальсамон делает заключение: «Одно и то же сожпгать нечестивые сочинения еретиков и складывать оныя в епископип Константинопольской; ибо и сожженные не могут попадаться для чтения, ни сложенные в этом недоступном месте никем не будут видимы. Итак, кто сжег оныя, а не сложил в епископии, тот не подвергнется действию правила, так как поступил не против него», (с.549 указ, источник).
10 правило Двукратного Собора (861г.) отлучает от Церкви тех, кто употребляет «для себя или для других, на не священное употребление» различные освященные предметы.
Соборное Уложение 1649 года.
Глава 1 О богохульниках и церковных мятежниках
Ст. 1: «Будет кто иноверцы, какия не буди веры, или и русский человек. возложит хулу на Господа нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь».