Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Заключение специалистов религиоведческой научной группы Института развития личности Российской академии образования от 9 октября 1997 г.
В настоящее время в России действует большое количество объединений, групп, организаций, которые могут быть отнесены к неоязыческим. Это подтверждает содержание их публикаций, выступлений, официальных мероприятий, массовых изданий. Поскольку само неоязычество в культурно-религиозном пространстве нашей страны существует лишь в качестве синкретических нетрадиционных форм религиозного сознания, не имеющих позитивной культурной основы в нашем обществе, полагаем, что неоязыческие религиозные и иные подобные объединения в целом являются деструктивными в отношении традиционных духовных и культурных ценностей народов России.
Их деятельность, в том случае, когда она выходит за рамки духовных поисков отдельных личностей, может представлять опасность для общества в формах провоцирования негативной реакции традиционных конфессий (вследствие встречающихся в их материалах оскорбительных высказываний и оценок в отношении традиционных религий и конфессий); психологического ущерба адептам, уверовавшим в фантастические построения лидеров (вследствие, в некоторых случаях, очевидной алогичности и фантастичности этих вероучительных построений
); нарушения процессов позитивной социализации молодежи, отвлекаемой от учебы и получения профессии на достижение утопических социальных целей (построение “идеальных общин” и т.п.) или достижение особого психологического статуса (обучение “магическим техникам”, “полетам во сне” и т.п.); ущерба семьям адептов, разрыва семейных связей вследствие конфликтов в семьях на мировоззренческой почве и т.д.По нашим данным, основанным на открытых публикациях и материалах СМИ, научных исследованиях, в настоящее время в нашей стране действуют следующие религиозные и квазирелигиозные направления, объединения, группы неоязыческой направленности (перечень не является исчерпывающим):
“Вервольф”,
“Волки Луны” Н.Озимова,
Движение хиппи и близкие этому движению группы,
“Дети Сварога”,
“Индеанисты” (воспроизводство магических практик североамериканских индейцев), последователи Карлоса Кастанеды,
“Московская славянская языческая община” А.Белова, В.Емельянова и др.,
Неоязыческие объединения И.Чайковского; В.Кандыбы; Доброслава (А.Добровольского); Буса Кресеня (Александра Асова); В.Истархова,
Нижегородская областная языческая община,
“Партия духовного ведического социализма” В.Данилова,
Последователи движения “К богодержавию” (“Концепция общественной безопасности России “Мертвая вода”),
“РУНВира”,
“Сатья-Веда” - Арийская Языческая Община,
“Союз венедов” В.Безверхого,
“Стрелы Ярилы”,
Центр “Святогор” А.Егорова,
“Церковь Нави” И.Лазаренко.
Руководитель религиоведческой научной группы,
кандидат философских наук Галицкая И.А.
Научный сотрудник Метлик И.В.